Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Фигуры речи (синтаксическое средство) – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста.
Название средства
| Содержательное значение. Способы его выражения
| Примеры
| Эпитет
(троп)
| Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать и обстоятельства, выраженные качественными наречиями.
| Япомню только сад, сквозной, осенний, нежный... (А.Ахматова) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально снег она. (А.Пушкин)
| Сравнение
(троп)
| Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу.
|
|
| 1. Сравнительный оборот с союзами как, словно, точно, будто, как будто и т.д.
| Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев)
|
| 2. Творительный сравнения.
| Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (А. Пушкин)
|
| 3. Существительное в дательном падеже со словом подобно.
| Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа. (У. Блейк)
|
| 4. Существительное в именительном падеже в роли сказуемого.
| Её глаза как два тумана…(К Заболоцкий).
|
| 5. Фразеологический оборот.
| Бежал как на пожар.
|
| 6. Отрицательный оборот.
| Не осенний мелкий дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слезы горькие льёт молодец
На свой бархатный кафтан.
| Метафора
(троп)
| Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
| В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря. (А.Фет)
| Метонимия
(троп)
| Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
| А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён. (А.Пушкин)
| Гипербола
(троп)
| Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого.
| Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
| Литота
(троп)
| Непомерное преуменьшение.
| Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (И.А.Крылов)
| Оксюморон
(троп)
| Соединение контрастных, противоречащих по смыслу слов.
| Тишина стоит из века в век - Синяя, громовая, густая.
(Ю. Кузнецов)
| Олицетворение (троп)
| Неодушевленные предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в человеческом образе.
| И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья. (С.А.Есенин)
| Парцелляция
(фигура речи)
| Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах.
| С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский).
У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров).
Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (М.Горький).
| Антитеза (противопоставление)
(фигура речи)
| Противопоставление предметов или явлений. Часто она строится на антонимии.
| Великий человек на малые дела.
Где стол был яств,
Там гроб стоит.
(А.С. Пушкин)
| Риторический вопрос
(фигура речи)
| Вопрос, который ставится не целью получить ответ, а с целью привлечь внимание.
| Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)
| Лексический повтор
(фигура речи)
| Повтор слова в одной или разных грамматических формах.
| Сребристый месяц, лёд хрустящий,
Окно в вечерней вышине,
И верь душе, и верь звенящей,
И верь натянутой струне.
(А. Блок)
| Синтаксический параллелизм
(фигура речи)
| Использование одноструктурных словосочетаний и фраз.
| Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер.
(А. Блок)
| Анафора
(фигура речи)
| Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей высказывания.
| Жди меня, и я вернусь. Только очень жди...
Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди... (К. Симонов)
| Эпифора
(фигура речи)
| Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или
предложений.
| Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)
| Инверсия
(фигура речи)
| Обратный порядок слов в предложении.
| Обеды он задавал отменные. (И. Тургенев)
| Аллитерация
| Повторение согласных звуков
| Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)
| Ассонанс
| Повторение гласных звуков.
| Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.Некрасов)
| Ирония
| Выражающее насмешку или лукавство иносказание.
| Отколе, умная бредёшь ты, голова? (И.Крылов)
|
Кроме того, существуют общие (лексические) средства выразительности: фразеологизмы, диалектизмы, термины, антонимы, синонимы, паронимы, неологизмы, устаревшие слова, многозначные слова. Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (контексте).
ЧАСТЬ С
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
№
| Критерии оценивания ответа на задание С1
| Баллы
| I
| Содержание сочинения
| К 1
| Формулировка проблем исходного текста
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
|
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
|
| К 2
| Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,
но
допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,
или
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
|
|
К 3
| Отражение позиции автора исходного текста
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
|
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована.
|
| К 4
| Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),
или
привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
|
| Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),
или
вообще не отражено в работе.
|
| II
| Речевое оформление сочинения
| К 5
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
|
| К 6
| Точность и выразительность речи
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли.
|
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
|
| III
| Грамотность
| К 7
| Соблюдение орфографических норм
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
|
| допущена 1 ошибка
|
| допущено более 1 ошибки
|
| К 8
| Соблюдение пунктуационных норм
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
|
| допущены 1 – 2 ошибки
|
| допущено более 2 ошибок
|
| * Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.
К 9
| Соблюдение языковых норм
| грамматических ошибок нет
|
| допущены 1 – 2 ошибки
|
| допущено более 2 ошибок
|
| К 10
| Соблюдение речевых норм
| допущено не более 1 речевой ошибки
|
| допущены 2 – 3 ошибки
|
| допущено более 3 ошибок
|
| К 11
| Соблюдение этических норм
| этические ошибки в работе отсутствуют
|
| допущены этические ошибки (1 и более)
|
| К 12
| Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
|
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
|
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)
|
|
|