Фигуры речи (синтаксическое средство) – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фигуры речи (синтаксическое средство) – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста.



 

Название средства Содержательное значение. Способы его выражения Примеры
Эпитет (троп) Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать и обстоятельства, выраженные качественными наречиями. Япомню только сад, сквозной, осенний, нежный... (А.Ахматова) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально снег она. (А.Пушкин)
Сравнение (троп) Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу.  
  1. Сравнительный оборот с союзами как, словно, точно, будто, как будто и т.д. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Ф. Тютчев)
  2. Творительный сравнения. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (А. Пушкин)
  3. Существительное в дательном падеже со словом подобно. Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа. (У. Блейк)
  4. Существительное в именительном падеже в роли сказуемого. Её глаза как два тумана…(К Заболоцкий).
  5. Фразеологический оборот. Бежал как на пожар.
  6. Отрицательный оборот. Не осенний мелкий дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: Слезы горькие льёт молодец На свой бархатный кафтан.
Метафора (троп) Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря. (А.Фет)
Метонимия (троп) Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. (А.Пушкин)
Гипербола (троп) Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
Литота (троп) Непомерное преуменьшение. Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (И.А.Крылов)
Оксюморон (троп) Соединение контрастных, проти­воречащих по смыслу слов. Тишина стоит из века в век - Синяя, громовая, густая. (Ю. Кузнецов)
Олицетворение (троп) Неодушевленные предметы, явления природы, отвлечённые понятия предстают в человеческом образе. И темный лес, склоняясь, дремлет Под звуки песни соловья. (С.А.Есенин)
Парцелляция (фигура речи) Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флероввсе умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (М.Горький).
Антитеза (противопоставление) (фигура речи) Противопоставление предметов или явлений. Часто она строится на антонимии. Великий человек на малые дела. Где стол был яств, Там гроб стоит. (А.С. Пушкин)
Риторический вопрос (фигура речи) Вопрос, который ставится не целью получить ответ, а с целью привлечь внимание. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)
Лексический повтор (фигура речи) Повтор слова в одной или разных грамматических формах. Сребристый месяц, лёд хрустящий, Окно в вечерней вышине, И верь душе, и верь звенящей, И верь натянутой струне. (А. Блок)
Синтаксический параллелизм (фигура речи) Использование одноструктурных словосочетаний и фраз. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер. (А. Блок)
Анафора (фигура речи) Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей выска­зывания. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди... (К. Симонов)
Эпифора (фигура речи) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или предложений. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок)
Инверсия (фигура речи) Обратный порядок слов в предложении. Обеды он задавал отменные. (И. Тургенев)
Аллитерация Повторение согласных звуков Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)
Ассонанс Повторение гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.Некрасов)
Ирония Выражающее насмешку или лукавство иносказание. Отколе, умная бредёшь ты, голова? (И.Крылов)

 

Кроме того, существуют общие (лексические) средства выразительности: фразеологизмы, диалектизмы, термины, антонимы, синонимы, паронимы, неологизмы, устаревшие слова, многозначные слова. Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (контексте).

 

 

ЧАСТЬ С

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.  
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.  

 

К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.  
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  
II Речевое оформление сочинения
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
К 6 Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
III Грамотность
К 7 Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущена 1 ошибка  
допущено более 1 ошибки  
К 8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  

* Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.

К 9 Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  
К 10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки  
допущены 2 – 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
К 11 Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют  
допущены этические ошибки (1 и более)  
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)