При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.



 

Анализ текста

Виды анализа текста:

1) смысловой анализ текста (уяснение основных тезисов автора, на основе которых необходимо развернуть свое собственное рассуждение);

2) речеведческий анализ текста (определение стиля речи: разговорного, художественного, публицистического, научного, официально-делового; определение типа речи: описания, повествования, рассуждения-доказательства);

3) языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста; определение языковых средств выразительности в тексте).

Задания, связанные с анализом текста, входят во все три час­ти тестов.

Каждому выпускнику предлагается один из вариантов текста для осмысления, комплексного анализа, а затем написания на его основе сочинения.

 

 

Часть С

Композиционная часть О чём? Максимальный балл Что и как писать. Примеры Примерное количество предложений
Вступление 1. Какая проблема? (основная авторская идея) – 1 балл   1. В качестве первого предложения можно использовать цитату из текста (одно или часть предложения), в котором сформулирована основная мысль. Можно дать определение основного понятия, о котором идет речь в тексте, а затем поставить вопрос по предложенной в тексте проблеме. Например: Милосердие – это готовность оказать помощь. Почему же в наше время это чувство в людях заметно снижается? Этот вопрос волнует автора текста. 2-3 предложения  
2. Комментарий- 2 балла   2. Прокомментировать проблему. Потеря милосердия может привести к духовному обнищанию общества, его моральной деградации. Милосердие и нравственность – два основных неразрывных качества человека. Разве мы хотим жить в безнравственном мире, мире жестокости и эгоизма? 3-4 предложения    
3. Позиция автора (как автор относится к поднимаемой проблеме) 3. – Говоря о проблеме (…), автор даёт понять, что.. - Автор текста не скрывает своего отношения к… - В тексте явно прослеживается отношение автора к… - Несмотря на то что автор впрямую не пишет о своем отношении к поднимаемой проблеме, но… - (…) вызывает сочувствие (возмущение, осуждение) автора текста. 2-3 предложения    
Подкрепление примерами из текста.   -1 балл - Писатель подкрепляет свои рассуждения яркими примерами. Так, … - Стоит обратить внимание на то, что герой … - Автор дает характеристику… - Автор находит такие слова, которые … (дать примеры из текста). - Использование автором научных терминов (ссылка автора на мнение крупных ученых придает весомость и значимость сказанному (проблеме). 3-4 предложения    
Переход от вступления к основной части «Сцепить» вступление с основной частью. - Трудно не согласиться с позицией автора, ведь… - Я готов разделить точку зрения автора на… - С первых же строк автор приглашает нас принять участие в размышлении над вопросами …(Например: О снижении милосердия в обществе, о взаимоотношениях людей, о нетерпимости к людям, о бережном отношении к окружающему миру, о влиянии человека на окружающую среду, о роли чтения в детском возрасте, о выборе жизненного пути, о необходимости образования и другими вопросами нравственно-этического характера).  
Собственно основная часть Мое отношение к этой проблеме (согласен или нет с позицией автора). Подкрепляем аргументами, примерами из своего читательского или жизненного опыта -3 балла -Действительно, эта проблема (волнует, заставляет задуматься, не может оставить равнодушным, задевает душу каждого, не кажется мне злободневной, важной). -На мой взгляд, …В самом деле, …. Безусловно,…Разумеется,…и т.д. - Подобные поступки совершают герои (назвать произведения, авторов, кинофильмы, исторические лица и т.д.) - Аналогичное отношение к (…) встречается в книге (кинофильме, исторических хрониках). - Вспоминаются слова поэта (писателя, сатирика, политика, полководца, ученого): «…». - В качестве подтверждения можно привести следующие аргументы: во-первых,… во-вторых… -Позиция автора вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, …. С другой - … 5-6 предложений
Вывод Связно завершить сочинение-рассуждение Можно ещё раз сформулировать свое отношение, свою позицию. Можно использовать цитату из текста (или другого произведения, высказывания известных деятелей науки и искусства, политиков). Можно завершить риторическим вопросом. Можно «заглянуть в будущее» и поразмышлять, «что будет, если…». Можно предположить, «как не допустить, чтобы…». Хорошо, если вывод будет носить обобщенно-нравственный характер (т.к. всё рассуждение, как правило, будет связано с какой-либо нравственно-этической проблемой). 2-3 предложения

 

 

Проблема текста

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления.

Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни и общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Определяя проблему, учащийся должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.д. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить 2 наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (*проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.004 с.)