Перемена направления движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перемена направления движения.



1. Движение в обход. Команда: <Налево /направо/ в обход шагом - марш! <. Если команда подается во время движения, то исполнительная команда <Марш! < должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: <По диагонали - марш!>

3. Движение противоходом. Подается команда: <Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!>. Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; <Противоходом внутрь/наружу/ марш!>.

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: <Противоходом налево/направо шагом- марш!>, <Змейкой-марш!>

5. Движение по спирали. Команда: <По спирали- марш!>. Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; <Противоходом - марш!>, или <Кругом- марш!>,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: <Налево большой открытой петлей- марш!>. По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: <В колонну по два / по три и т.д./ налево - марш!> После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: <Напра-во!>, <(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!>.

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: <Через центр- марш!>, как правило, подается на одной из середин зала Команда: <В колонну по одному направо и налево в обход- марш! < подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: <В колонну по два через центр- марш!> Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: <В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!> По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: <В колонну по одному через центр - Марш!>.

Размыкание и смыкание.

1. Команды: <Направо/налево/ от середины на столько- то шагов <Разомкнись!> Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: <Налево/направо, к середине/ сомкнись!>. Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: <бегом>.

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: <От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!>. После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: <К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!> Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: <Встаньте на два шага друг от друга>, <Разомкнитесь на два шага> и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре, по команде: <Дугами/или дугами назад/ разомкнись!> вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперед/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-и счеты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подается команда: <Дугами/дугами назад/ сом-кнись!>

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, что способствует улучшению физического развития, работоспособности, укреплению здоровья.

Особенности ОРУ

1. ОРУ просты и доступны всем категориям занимающихся. Они служат основным содержанием занятий гигиенической, коррегирующей, производственной и основной гимнастики. Обучать этим упражнениям довольно просто.

2. С помощью ОРУ можно избирательно воздействовать на отдельные части тела или группы мышц, что способствует гармоничному развитию двигательного аппарата.

3. ОРУ позволяют регулировать физическую нагрузку. Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии, упражнения могут быть легче или труднее в зависимости от прилагаемых мышечных усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе. В занятия можно включать по 10 –30 упражнений; чем их больше, тем нагрузка выше. Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которой выполняются упражнения. Повышение интенсивности мышечных напряжений достигается:

1) увеличением продолжительности (количества повторений упражнения);

2) повышением скорости выполнения упражнений;

3) увеличением веса отягощений (гантели, набивные мячи, гири);

4) изменением исходных положений(сгибания рук в упоре стоя и в упоре лежа различны по нагрузке);

5) применением волевых усилий можно увеличивать и уменьшать на грузку;

6) сокращение интервалов отдыха.

 

Классификация ОРУ

 

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц шеи;

3) для мышц ног и тазового пояса;

4) для мышц туловища;

5) для мышц всего тела.

Для первой группы упражнений применимы различные движения рук: рывки руками, круговые движения, упражнения для пальцев, кистей, предплечей, плеча.

Для второй группы – наклоны головы, повороты, круговые движения.

Для третьей группы – приседы, выпады, махи, упоры присев.

Для четвертой группы – наклоны, повороты туловища, круговые движения, седы, упоры лежа и др.

Для пятой группы – выпады с наклонами, упоры лежа, наклоны с различными положе-ниями рук и ног, прыжки.

Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища).

Особое внимание целесообразно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.

Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком темпе. Лицам старшего возраста или склонным к головокружениям по тем или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразно выполнять движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженными заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и др.) следует выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в качестве сопротивления и надавливать на нее головой.

Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в комплексе, полезно периодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересное занятие.

В комплексе физических упражнений можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева" мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание.

Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых мышцах, повышает кровообращение в них. В то же время упражнения на растягивание не вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому хорошо подходят для не полностью пробудившегося организма.

Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.

 

ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназна­чаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого раз­ряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

Групповые вольные упражнениясоставляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участни­ков на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполне­ние упражнения группой в целом, точность и ритмичность дви­жений, оригинальность перестроений.

Индивидуальные вольные упражненияподразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

Спортивные вольные упражненияявляются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.

Учебные комбинациисоставляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения, конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортив­ным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, под­вижности в суставах, выносливости, повышению функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сен­сорных систем. Последнее выражается в том, что занимающие­ся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, вели­чина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши­рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

С предметами могут выполняться как групповые упражнения, так и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме пред­метов, используемых в художественной гимнастике, в вольных упражнениях могут применяться также флажки, гантели, гимна­стические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих уп­ражнений дополнительно приобретаются и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигатель­ными навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.

Под композицией вольных упражнений понимают последователь­ность выполнения гимнастических элементов и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражне­ния. Последнее означает стройность, осмысленность сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообраз­ного характера, задавать направление движения исполнителя. На­личие слишком простых, примитивных элементов или соедине­ний нарушает гармоничность композиции. В групповых вольных упражнениях композиция определяет также взаимное расположе­ние и перемещение самих исполнителей.

Индивидуальные вольные упражнения могут быть столь же оригинальны и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя. Включение простого, но редко исполня­емого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последо­вательное выполнение трудных, но не очень оригинальных эле­ментов. В любом случае композиция упражнения должна подчер­кивать достоинства исполнителя. Мужским вольным упражнени­ям присущи использование движений прямыми руками и нога­ми, строгость движений, больший удельный вес силовых и стати­ческих элементов. Композиции женских вольных упражнений свой­ственна плавность движений, подчеркивание грациозности, пла­стичности, элегантности, танцевальное™ исполнительницы. В дет­ских упражнениях отражаются задор, игривость и подвижность юных спортсменов. В основе их упражнений может лежать какая-либо сценка или картинка.

Гармоничность спортивных вольных упражнений предполагает равномерность распределения трудных элементов внутри упраж­нения. Упражнение должно заканчиваться акробатическим соеди­нением указанной или большей трудности. У женщин после ко­нечного соединения следуют несколько движений, завершающихся принятием конечной позы. Для вольных упражнений спортсменов высоких разрядов характерно разнообразие направлений передви­жений, поворотов, использование большей части ковра, значи­тельные перемещения. При этом в композициях вольных упраж­нений мужчин передвижение исполнителя происходит, как пра­вило, по сторонам и диагоналям ковра, гимнастки же передвигаются не только по прямым линиям.

В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхрон­ности движений исполнителей, единства характера их движений.

Если от начала до конца группового упражнения взаимное рас­положение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяют­ся одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.

Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обыч­но в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается кон­траст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предме­тов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и другие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.

Еще более сложными являются групповые вольные упражне­ния с перестроением, например, смыкания и размыкания, раз­бивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддер­живать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа «прочесывания», когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.

Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным. Упражнение, в котором часть участников выполняет упражне­ния одного типа, а другая одновременно — упражнения другого типа, называется комплексным.

ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

К прикладным упражнениям относятся ходьба и бег, упраж­нения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в мета­нии и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, пре­одолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной харак­тер заключается в том, что многие из них находят применение в повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и воен­ной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстро­ту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным обра­зом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота обору­дования, возможность выполнять прикладные упражнения в ес­тественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.

Ходьба сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое коли­чество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шага­ми; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согну­той ноги; е) выпадами.

Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сто­рону и др.

При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правиль­ную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты нару­жу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталки­вании участвовали мышцы всех пальцев стопы.

Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходи-мостью сохранять равновесие человек постоянно стал­кивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществ­ляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных си­стем. Их функциональные возможности могут быть развиты с по­мощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.

К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обыч­ной на двух ногах до самой необычной на одном колене; поворо­ты, наклоны, приседания с различными положениями рук и го­ловы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высо­кого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.

К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходь­бы и бега, танцевальных шагов с различными движениями рука­ми, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклона­ми, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей пред­метов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные пред­меты, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть пе­решагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.

Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изме­нения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости вы­полнения, введения дополнительных заданий во время передви­жения.

Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упо­рах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напря­жениям, ловкости и координации движений; с их помощью вос­питывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являют­ся гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

Упражнения в лазании классифицируются следующим обра­зом:

а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в про­стых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.

На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноимен­ным и разноименным способами, одновременными и поочеред­ными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.

На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коле­нях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достига­ется за счет изменения направления передвижения и угла накло­на скамейки.

По канату (шесту) лазают в три или два приема. Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой зах­вата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гим­настическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на воз­вышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами. Существуют три способа захвата: а) скрестный захват — канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей — канат располагают снаружи одной ноги, подъемом дру­гой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.

Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать пре­пятствия можно различными способами: прыжками, перелезанием, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодоле­вают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаря­ды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или на­клонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обрат­но. Перелезают через забор высотой 1,5 - 3 м.

Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием — с разбега, оттолкнувшись одной но­гой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противо­положную сторону; б) опорой на грудь — навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как мож­но ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом — взявшись рука­ми за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой — подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, вый­ти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью — с по­мощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.

Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент време­ни необходимо определить направление и скорость летящего пред­мета, его объем и массу, особенности полета (планирование (па­дающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.

Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, под­брасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.

На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.

Метание в цель применяется чаще, особенно в младших клас­сах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специ­альных щитах.

Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебра­сывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их разме­ров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.

Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средни­ми, большими, набивными), гимнастическими палками, обруча­ми и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.

Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнасти­ческими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно про­изводить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между сто­пами, в положении лежа и сидя.

Жонглирование — наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более предметами.

Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой ру­кой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновре­менно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совме­щения метания и ловли с другими действиями, движениями ру­ками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.

Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с раз­личными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.

В качестве упражнений применяются:

1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.

2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбо­ку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с по­мощью и без помощи рук).

3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических ма­тов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв ска­мейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за сере­дину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним или вдвоем, удерживая козла за ножки; брусья переносятся группой под руко­водством старшего.

Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним.

Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для вы­полнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упраж­нения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбо­ку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позво­ночник. Переноска оптимального веса является ценным упражне­нием для формирования красивой осанки, а переноска груза сбо­ку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для раз­вития быстроты, ловкости, силы, выносливости.

Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья; г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны); е) пере­ползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь; з) пе­реползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целе­сообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.

ПРЫЖКИ

Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высо­ту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и призем­ления.

Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Ус­ложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.

Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки со­гнув ноги, согнувшись, с косого — способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особен­ностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту явля­ется «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.

Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места при­земления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др"). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выпол­няются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки — ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя — на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.

Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамей­ку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и дру­гих исходных положений, толчком одной и обеими ногами, со­гнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты сна­ряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыж­ки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагоги­ческой задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна со­ответствовать уровню подготовленности занимающихся.

Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положе­ниями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и про­стейшими акробатическими упражнениями.

Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенны­ми на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между ве­ревками и стойками — «окна» — и изменения способов призем­ления.

Прыжки через короткую и длинную скакалку — пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ НА СНАРЯДАХ

Все упражнения на снарядах делятся на две основные группы:

1) силовые, упражнения и статические положения 2) маховые упражнения.

Силовые упражнения и статические положения, в свою очередь, делятся на висы, упоры и переходы из виса в упор и обратно, исполняемые силой.

В маховых упражнениях на снарядах целесообразно выделить семь групп (в соответствии с решениями межкафедрального совещания институтов физической культуры по гимнастике в марте – апреле 1957 года): размахивания и раскачивания, движения разгибом, движения махом назад, движения махом вперед, махи ногами, обороты с дополнительной опорой и обороты назад из упора.

Каждая из этих основных групп состоит из ряда более мелких подгрупп. Признаком для такого деления являются уже не главные элементы техники этих упражнений, а второстепенные. Так, например, перевороты в упор и кувырки назад прогнувшись (из упора на руках на брусьях), благодаря сходству основных элементов техники (сгибание тела в тазобедренных суставах с последующим его разгибанием) относятся к группе движений махом вперед; внутри же группы они находятся в разных подгруппах, так как отличаются друг от друга исходным положением, своевременностью и интенсивностью мышечных усилий, различными конечными положениями и другими уже совсем мелкими деталями.

В этой классификации использованы уже установившиеся понятия об основных формах перемещения тела гимнаста при упражнениях на снарядах, совпадающие с основными общепринятыми терминами – обороты, подъемы, выкруты, кувырки, соскоки и др. Каждый из них, относительно точно определяя внешнюю форму этих упражнений, все же не рас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.077 с.)