Фонетические процессы в современной разговорной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетические процессы в современной разговорной речи.



3 понимания РР:

1. бытовая речь сельского и городского населения

2. только устная речь городского населения

3. разговорный язык, как вариант литературного языка

 

Разговорный язык особая система, противопоставленная книжному языку на всех уровнях структуры.

РР имеет свои нормы. В фонетике — тот же набор единиц, что и в книжном языке. Но реализация фонем другая.

Деформация частотных и неинформативных слов, например «зесь», «тада», «када» и т.д.

 

Свойства РР:

1. неподготовленность

2. линейный характер => экономия с одной стороны, а с другой — избыточность речевых средств

3. непосредственный характер речи

4. в диалогической и монологической форме.

5. изучается по подлинно звучащим текстам, а не по художественным.

 

Диглоссия — члены одного языкового коллектива владеют разными языковыми системами и пользуются ими в разных ситуациях в зависимости от социальных условий.

Это же можно применить к проблеме противопоставления книжной и разговорной речи.

 

РР и КЛЯ образуют особый вид диглоссии. Каждый говорящий владеет обеими системами внутри ЛЯ и использует нужную систему в зависимости от ситуации.

 

Произношение часто не осознается, оно автоматизировано в производстве речи.

Стили произношения зависят от степени внимательности говорящего.

 

Парафонетические явления в РР:

1. парантезы (внесение) — включение в речь

2. неязыковые модификации сегментов

3. эканье-меканье — знак хезитации при определенном эмоциональном состоянииж

 

Собственно фонетические:

Возможно опущение сегментов.

Инициальная интенсивность: первый слог слова четко выделяется (например, возникновение второстепенного ударения в сложных словах)

В начале фонетического слова ослабление/утрата фонетического сегмента (jejo -.> иjо)

Во втором и третьем предударных слогах исчезают гласные: п(о)н(а)стоящему, с(о)циальный.

Стяжение: ваще

Выпадение гласных в заударных слогах: им(е)ни

Ослабление финальных согласных.

Выпадение согласных бы(в)шая.

Межслоговая ассимиляция: по русск у му.

 

В области интонации: свободное нанизывание отрезков (исправления, досказывания и т.д.). Иногда нет межфразовых границ. Отсутствие финальной интонации завершенности (понижения тона)

Нет четкой границы между межсинтагматическими паузами и паузами хезитации.

 

Нет полного завершения артикуляции => артикуляционная редукция. Человек ориентирован не на артикуляцию, а на передачу информации.

 

Заударные морфемные комплексы (З М К)

1. наиболее сохранными являются односложные одиночные флексии (-у, -а и др.). Они сохраняются независимо от фонетических факторов.

2. Слияние двух взрывных согласных в 1 комплекс с одной смычкой и 1-м взрывом в конце звучания: може т б ыть

3. Исчезновение конечного щелевого согласного под влиянием следующего смычного гомоорганного: проводила сь ц ифровая

4. исчезновение t’ в комплексах st’ и st’s: вероятно сть с очетаний

5. Вокализация сонантов или слияние их с гласными в позиции перед или между гласными: глас(н)ых

6. /j/ сохраняется в 13% аффиксов как согласный перед согласным след. слова или перед паузой

7. /v/ сохраняется главным образом в комплексах –ство и –ого

8. гласные сокращаются

9. /l/ и /l’/ вокализуются или выпадают

 

Заимствованные слова

1. Твердость мягкость согласных перед Е

· фонетические факторы: процент твердых убывает с удалением от ударения, чаще всего твердо произносятся переднеязычные, реже губные, крайне редко заднеязычные.

· морфологический — морфологическая освоенность слова, наличие у него парадигмы словоизменения. Морфологическая неосвоенность ведет к твердости (кафе)

· лексический:

a) время заимствования. (работает не всегда, «панель» до сих пор с твердым)

b) лексическая освоенность: в знакомых словах мягких больше.

 

Особенности фонетического освоения новейших заимствований

1. твердый согласный перед орфографическим Е

2. безударный /о/ — бамбино

3. долгий согласный

4. звонкий согласный в конце слова (имидж)

5. безударное /е/ в начале слова

6. стечение согласных (имиджмейкер)

7. сочетание гласных с безударным е (колахоэ)

 

ЕО в корнях заимствованных слов:

(нео, гео и т.д.). Почти все согласные перед ео произносятся мягко, исключение т и н.

 

Звуковой комплекс, включающий орфографический /j/ (фойе). В большинстве йот произносится.

 

Произношение сложных консонантных сочетаний.

костлявый, звездный, марксистский, комендантский, голландский и т.д. В большенстве случаев произносится без взрывного.

Аббревиатуры. Звуковые и буквенные.

Исследование дикторов с разными соц. характеристиками. Отклонения возникают в незнакомых аббревиатурах, а так отступлений от кодифицированной нормы мало.

Основные отклонения:

В буквенных:

1. прочтение буквенных, как звуковых

2. прочтение буквенной аббревиатуры как буквенно-звуковой

3. замена алфавитных названий букв на просторечные

4. выпадение первой из повторяющихся букв

 

В звуковых:

1. сдвиг ударения с конца слова

2. отсутствие позиционного оглушения

 

Проблема побочного ударения

 

Сложные слова в том числе и с иноязычными корнями префиксального характера. С этим возникает проблема степени редукции гласного вел о трек /ъ/ или /^/

 

Ассимилятивные процессы в консонантных сочетаниях

 

Расшить, переводчик и т.д.

Экспериментальные данные показали, что в основном ассимиляция происходит: ТЧ в Ч’

 

Но различаются минимальные пары: ПОЧИНИТЬ и ПОДЧИНИТЬ

 

ТС, ТЬС, ТЦ, ДС и ДЦ —> в долгую аффрикату.

 

ЖД’ в московском варианте в ЖЖ

 

В области числительных: 7 и 8 твердость обычно у мужчин. 50 /ps’at/

 

Перед v и v’ не происходит ассимиляции по звонкости глухости.

 

Колебания в ударениях нАчАть, звОнИть

18. Современное состояние фонетических исследований русского языка. Прикладные аспекты современной фонетики

 

В последние годы специалисты самых разных областей проявляют все больший интерес к изучению не отдельных звуков и их характеристик, не отдельных слогов и слов или специальным образом организованных фраз, но к изучению тех специфических черт, которые характеризуют поток речи.

Исследования ведутся на основе анализа записей естественной звучащей речи без специальной предварительной организации и отбора материала. При этом специалисты по автоматическому распознаванию и синтезу речи основное внимание уделяют разным видам речи спонтанной, куда включаются диалектная и литературная, монологическая и диалогическая речь. Лингвисты концентрируют свое внимание на разговорной речи, под которой, несмотря на отсутствие единого определения, понимается обычно непринужденная речь носителей литературного языка в условиях непосредственного общения при отсутствии официальных отношений между говорящими, носящая преимущественно диалогический характер.

Разные современные фонологические концепции могут находиться не в альтернативных, а во взаимодополняющих отношениях, что может привести к построению комплексной дополнительной концепции, ориентированной на решение прикладных задач создания лингвистического интерфейса в рамках интеллектуальной системы, которая способна воспринимать информацию на естественном языке в фонетической речи.

Задача современного фонолога сводится не к описанию правил в отдельных языках, а к выявлению универсальных структурных характеристик фонем и супрасегментных единиц.

1993 г. – теория оптимальности - основное внимание уделяется выяснению условий гармонии (или правильность) конечных результатов фонологических операций.

Главной особенностью этой теории стал её полный отказ от последовательного многоуровнего механизма, т. е. механизма порождения поверхностной структуры слов из глубинной структуры, лежащего в основе нелинейной фонологии. (Правильность построения конечных поверхностных форм слов). Согласно теории оптимальности языки различаются не разными правилами и принципами фонотактика, а той значимостью, которую они придают универсальным принципам гармонии.

Проблема слога и слогоделения в русском языке давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: последняя работа/ Панов М.В. О слогоделении в русском языке// Проблемы фонетики – М., 1995). Значительный вклад в этой области был внесён такими исследователями, как Л.В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. Л.Р. Зиндера. Общая фонетика. М. 1979.

За это время было создано несколько теорий слогоделения. Таковы. в частности, теория имплозии/эксплозии (Ф. Де Соссюр), теория мускульного напряжения (Л.В. Щерба), теория слога, как волны сонорности и т. д. Именно последняя теория была сформулирована на русском языковом материале Р.И. Аванесовым и подробно разработана в трудах М.В. Панова.

Описание действия механизма слогоделения в современном русском литературном языке представлено в работе С.В. Князева. (О критериях словоделения в современном русском языке: теория волны солнорности и теория оптимальности//В.Я.. 1999. №1) в терминах теории оптимальности, широко распространённой прежде всего в современной американской фонологии.

Одной из главных проблем фоностилистики поэтической речи является проблема выявления ассоциативно-образной мотивированности звука в стихе (Любимова Н.А.,Пинежанинова Н.П., Сомова Е.Г.Звуковая метафора в поэтическом тексте. С-Пб., 1996).

На материале русской поэзии начала 20-го века рассматривается сенсорно - эмотивное восприятие звуковых особенностей стиха, взаимодействие паронимии, звукового лейтмотива, рифмы и других компонентов поэтического текста (воссоздание и семантизация звуко-ассоциативных полей на основе звукового лейтмотива доминантных звуков).

Идея о принадлежнолсти побочного ударения уровню фразовой, а не словесной просодии подкрепляется материалами инструментального анализа (Просодический строй Р.Я. М., 1996).

Исследование подтверждает существование в современном русском языке тенденции к смещению ударения к началу, а нередко и на начало слова. Самым общим законом является ориентация на морфологическую границу: ударение ставится обычно либо на последний слог основы, либо на первый слог окончания (слова с «неправильным» распределением растворов в неодносложной основе).

Новым в представлении русской просодии является принятие единых принципов описания системы литературного языка и диалектов русского общенародного языка.

В настоящий момент актуальной является задача: сдержать негативные с позиции литературной нормы процессы, защитить литературные нормы.

В девяностые годы наблюдается снижение общего уровня качества произношения, что можно проследить по следующим наиболее частотным признакам: нечеткость артикуляционных переходов; различные виды компрессии слова; заглушение тембровых характеристик звуков основным тоном (интонация выражена, а звуки различаются недостаточно); частотность пауз и их звуковое наполнение сопоставимые со словесными сорняками; смысловые и стилистические нарушения в употреблении интонационных средств (Брызгунова. Русское литературное произношение 90-х – 20-го века. М., 1998).

Исследование фонетики современного русского языка и в особенности русской разговорной речи показывает, что в настоящее время в речи говорящих на русском языке достаточно широко представлены различные произносительные варианты тех или иных звуков, причём далеко не всегда эти варианты можно оценивать как соответствующие норме. Необходимо отметить, что увеличивается доля не только отклонений от нормы, но и явно не нормативно реализуемых звуков (Хитина М.В. Вариант анализа отклонений от орфоэпической нормы в русской речи// Фонетика в системе языка. Сб. статей. М., 1999).

В труде «Общая и прикладная фонетика» М., 1997 г. нашли отражение наиболее важные темы и проблемы общей и прикладной фонетики: артикуляционные характеристики звучащей речи, слог как базовая единица речепроизводства и речевосприятия, ритмическая структура (фонетическое слово) как опорная единица ритмико-смыслового членения речи, исследования фонетических характеристик речи в прикладных целях, современные системы автоматического распознования и понимания речи.

Описание различных способов синтеза речи, практикуемых в разных странах с привлечением аппаратных и программных средств.

На современном этапе просматривается возникновение новой отрасли науки и техники – лингвокибернентики и её раздела – речевой кибернетики. Базовым понятием лингвокибернентики является естественный языковый код при условии полиярусного рассмотрения его функционирования.

Речевая кибернетика основывается на речевом сигнале в его устной разновидности.

Происходящие в настоящее время революционные изменения в теории компьютерного обучения в целом и обучения фонетики, в частности, связаны с появлением и широким распространением, благодаря относительной простоте и доступности, технологии мультимедиа и гипертекстовых интернетовских технологий. Одним из наиболее важных вопросов, встающих перед создателями этих систем электронных курсов, является их адаптивность к выполнению как можно большего числа дидактических задач. (Модульная структура учебного курса, звуковые файлы, осциллографические представления звуков, видеозаписи видимых артикуляционных движений и т. д.)

В ряде работ последних лет отражены различные методики создания автоматизированных обучающих фонетических систем (Потапова Р.К.) Фонетические обучающие системы, функционирующие в настоящее время за рубежом и Интернет, проанализированы их недостатки, предложены новые оригинальные пути решения данной задачи.

При автоматическом распознавания и синтезе речи требуется полное и адекватное описание звукового строя языка. Формализованные данные о звуковых реализациях используются при автоматическом транскрибировании, под которым понимается моделирование речевых характеристик на основании алгоритмизации имеющихся фонетических знаний. (Шалопова К.Б. Автоматическое транскритирование как способ отражения вариантности речи. С-Пб., 99)

В работе Шалонова формализована произносительная вариативность на орфоэпическом и орфофоническом уровне в разных формах русского языка, а также разработаны произносительные конфигурации для моделирования фонетической вариативности в двух формах русского языка (лит. речи и террит. диалекты и региональные варианты произношения).

Значительный пласт в развитие современных знаний по фонетике и фонологии образуют произносительные словари (Словарь трудностей русского произношения. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. М., 1997), которые созданы на базе массовых обследований звучащей речи и экспериментальных исследований.

В целях обучения экспертов в области фоноскопии при решении криминалистических задач по идентификации личности по голосу и речи разработана и функционирует «Электронная энциклопедия эксперта-фоноскописта (русский язык). «Потапова Р.К.….М., 1999. (Просодия речи, перцептивная фонетика).

Следует подчеркнуть, что наблюдается дальнейшее интенсивное развитие в области теоретического и прикладного речеведения, охватывающего такие направления исследований, как анализ и синтез речи на базе новых технологий, моделирование артикуляционных и перцептивно-слуховых процессов, аудиовизуализация речи, формирование баз речевых данных и речевых фондов, речь в шумах и помехах, речевые компьютерные диалоговые системы, мульти-лингвальные и мульти-медиальные системы, системы синтеза «текст-речь»; фонетические аспекты диалога с компьютером, автоматизированные и полуавтоматизированные системы идентификации и верификации говорящего, речевые экспертные системы, речевые обучающие системы.

Экспериментальная фонетика в СПбГУ.

В 1899 г. был создан кабинет экспериментальной фонетики по инициативе С.К.Булича.

В 1909 г. хранителем кабинета становиться Л.В.Щерба, благодаря деятельности которого и возникает Лаборатория экспериментальной фонетики. Первые приборы Щерба покупает в 1908 г. в Париже из своей стипендии, но начиная с 1910 г. выделяются деньги на приобретение кимографов (установка для работы с палатограммами), наглядных пособий в виде заспиртованных гортаней, муляжей гортани и уха, наборы камертонов (единственная в нашей стране коллекция камертонов от 20 до 2500 Гц с интервалами в 4-8 Гц).Решались прикладные задачи фонетики - сотрудничество с логопедами, сурдологами, инженерами-связистамии, акустиками.

М.Матусевич «Современный русский язык. Фонетика», М., 1976; разработаны особые методики слухового анализа («слуховые семинары»)

Одновременно с изучением различных языков мира (СССР) проводятся и работы, посвященные фонетике тех языков, которые преподаются на филфаке. Хорошо известный в настоящее время фонетический метод изучения иностранных языков (основные – первичность звуковой формы)

Одно из традиционных направлений для фонетистов – участие в работе по оценке качества каналов связи (артикуляционные таблицы для проверки качества связи - Голарин). С задачами улучшения каналов, по которым передаются речевые сообщения, связаны и работы по исследованию особенностей восприятия речи в условиях шума, представленные также в серии исследований А.С.Штерн. Другим прикладным направлением было исследование фонетических свойств различных параметров речевого сигнала. Так, конкретными задачами автоматического распознавания речи были инициированы исследования акустических характеристик твердых-мягких согласных, акустических характеристик безударности, акустических характеристик разных темпов произношения и т.д. (Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, Л.П. Шубанова, Л.Р. Зиндер). Исследования просодической организации высказывания (синтез речи), И.Д. Светозарова.

Сотрудничество с лабораторией физиологии речи Института физиологии имени И.П. Павлова. Создание уникальной фонотеки – изучение произносительной нормы Л.А. Вербицкая.

Разработанная при участии сотрудников кафедры обучающая программа по РКИ была признана лучшей в 1996 на международной конференции в Гронингене.

П.А.Скрелин – фонетические исследования. Необходимые для создания системы синтеза письменного текста.

«100 лет экспериментальной фонетике в России». СПб., 2001.

Вышло 7 сборников «Слух и речь в норме и патологии» – результат тесных и плодотворных контактов кафедры с сурдологами, логопедами, дефектологами. Огромный фонд записей устной речи в разных регионах страны. Специализация «Речевые процессы и технологии».

Фонетика спонтанной речи (Светозарова., Л.,1988).

«Экспериментально-фонетический анализ речи» (вып.1,2,Л., 84,89) – множество статей: о просодической системе русского языка, система ударений в глаголах и именах; описание экспериментов – значимость частей слова в РЯ – вывод; начальная корневая часть имеет большее значение. Взаимовлияние русского и английского языков в речи билингвов; формирование произносительной нормы (возможность произношения t перед /e/. Напр.: от этого, разэдаки); темп речи в разных жанрах (телефонная беседа, лекция, консультация и т.д.); использование баз данных при фонетических исследованиях; кросскультурные исследования становления речевой деятельности (на ранних этапах онтогенеза); синтезатор речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.051 с.)