Материал «Музыкальной мозаики» я использую в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста. При этом учитываю возрастные особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал «Музыкальной мозаики» я использую в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста. При этом учитываю возрастные особенности.



Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако, движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики. Все они носят, как правило, игровой характер. В работе с ними я использую такие образы как воробушек, мышек, зайцев и т.д. При создании этих образов используются простые, доступные детям этого возраста движения.

Например, в композиции «Плюшевый мишка».

Основные движения ходьба – топающим шагом, на четвереньках;

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движений (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый плюшевый мишка);

плясовые движения – притопывание одной ногой, «выбрасывание» ног.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

- воспитание потребности самовыражению в движении под музыку;

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

- развитие и умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость;

- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно-медленным), формой (2х частной) и ритмом музыки);

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности от начала до конца. Не отвлекаясь – по показу взрослого.

В возрасте 4-5 лет дети способны выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности, качество исполнения. Поэтому в этом возрасте особое внимание уделяется развитию ритмичности движений, упражнениям на плавность движения, махам, развитию пружинности. Этому способствуют такие упражнения как «Рыбачок»: развитие плавных движений руками вперед, в стороны. При выполнении движений стараюсь развить психические процессы детей. Внимательно отношусь к развитию умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитию слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; тренировки подвижности нервных процессов –на основе движения в различных темпах и ритмах.

В этом возрасте 5-7 лет ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которые выражаются в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к использованию разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. В работе с этими детьми использую такие упражнения, как «Вместе весело шагать», «Игра с мячом» и т.д.

В композиции «Игра с мячом» решаются следующие задачи

ОСНОВНЫЕ:

- прыжковые движения –боковой галоп, поскок «легкий».

- быстрый бег.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Самостоятельно перестраиваются в круг, становиться друг за другом

РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

- развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фазам;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе разнообразия сочетаний упражнений и т.д.

Мы используем материал программы «Ритмическая мозаика» в любых формах организации работы с детьми: от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников. Например, на утренней гимнастике: «Рыбачок» в общеразвивающих упражнениях, на праздничных утренниках «Плюшевый медвежонок, как инсценировку, на физкультурных занятиях «Вместе весело шагать», как вводную часть, «Птички и ворона» – как музыкальную игру т.д.

Опыт работы с детьми показал, что дети у детей 3-4 лет развивается интерес к самому процессу движения под музыку. При этом наблюдается недостаточная координация, ловкость и точность движений. Дети 4-5 лет овладевают умением точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Дети 5-7 лет владеют умением точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, осваивают больше объема разнообразных композиций и отдельных видов движений.

Исключения составляют дети, имеющие нарушения в развитии координации сложных движений. При общем развитии двигательной сферы по сравнению с начальными данными, наличии интереса к деятельности у этих детей наблюдаются замедленные темпы развития. Возможны случаи некоторой скованности, отсутствия легкости и грациозности, некоторой неритмичности движений.

В физическом воспитании детей много внимания уделяется разнообразным видам движений и физическим упражнениям. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством оздоровления укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для всех клеток и тканей организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, сочетание с закаляющими процедурами, на детских праздниках. Очень важно выполнить упражнения правильно. Это влияет на физическое развитие детей. Практика работы с детьми показывает, что многие движения требуют наличия наглядности. Дети охотнее выполняют общеразвивающие упражнения, проводимые с предметами. Одновременно, конкретные предметы (мячи, гимнастические палки, обручи и так далее) помогают выполнять качественно движения и создают у детей интерес к занятиям. При этом они оказывают значительное влияние на освоение движений, развития сенсорики, двигательных качеств и способностей, развитие мелкой моторики и координации движений.

Многие физические упражнения требуют разнообразного оборудования, позволяющего «оживить» движения, сделать их интересными для детей, обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других признаков предмета. Развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективней. Все упражнения с предметами, в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев, важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с предметами, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке.

Для себя мы сформулировали необходимое условие: оборудование должно быть удобным, интересным и полезным для детей, многофункциональным. Более подробно раскроем особенности использования в работе с детьми логопедических групп разъемных обручей.

Это модель топологического преобразования (разъемный обруч из пластмассы), представленная Никитиным Александром Алексеевичем, зарегистрирована во Всероссийском н-т информационном центре 29.12.98 г., его описание включено в информационный фонд – 70980000100 за подписью Ю.Е.Ермакова. Данные обручи изготавливаются из пластмассового шланга. Они легкие и красочные, легко преобразуются в средний и в большой обручи. Преимущество данного оборудования в том, что оно позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи, так как легко трансформируются при минимальной затрате времени. Могут быть использованы в качестве соединительных деталей, украшений на праздниках и развлечениях. Благодаря его применению быстро и качественно формируются двигательные навыки и умения.

Упражнения с обручами дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц. Различные хваты обруча, движения его в руках развивают мышцы кистей и предплечий. Многие упражнения оказывают большее влияние на развитие координации пространственных ориентировок, чем упражнения с палками.

Упражнения с большими обручами развивают согласованность действий – координацию. Кроме того, в эти упражнения можно включить простейшие элементы художественной гимнастики. Например, это оборудование, такое как маленький обруч, можно использовать во время общеразвивающих упражнений. Перекидывая из одной руки в другую, крутим маленький обруч то на правой, то на левой руке, перекидываем обруч друг другу в парах на расстоянии, в упражнениях с поворотом – при боковых поворотах, наклонах в стороны и вперед нагрузку получают косые мышцы живота и зубчатые мышцы.

При разъединении его мы используем, как гимнастическую палку, шнур, веревку. Присоединении двух маленьких делаем один средний и переходим на парные упражнения, стоя лицом к друг другу, спиной, упражнения сидя, лежа на спине и на животе. Особенно полезно упражнения из исходного положения, лежа на спине и на животе, так как позвоночник освобожден от тяжести тела и можно избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса, не нагружая позвоночник.

В упражнениях с наклонами, при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения, лежа на спине, укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, потому такие упражнения для них очень полезны. Из средних обручей - мы соединяем один большой обруч, который позволяет выполнить упражнения, как на месте всей группой и в движении, такие как боковые прыжки с продвижением вперед, ходьба с крестным шагом. Особенно полезно, как профилактика плоскостопия, упражнения приставным шагом по обручу, то вправо, то влево.

С помощью разъемных обручей, обладающих рифленой поверхностью, можно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Например, дети стоят на месте, а обруч передают то вправо, то влево, перебирая пальцами рук. При этом происходит двойное действие: координированное двигаются пальцы рук в определенном темпе (быстро или медленно), который можно задавать по необходимости и неровная поверхность обруча позволяет воздействовать на активные точки. Этот фактор особенно актуален для нашего детского сада, так как ко мне на занятия приходят дети, имеющие нарушения речевого развития. Очень часто речевые нарушения имеют сопутствующие проблемы. Например, нарушение мелкой моторики пальцев рук. Обращают на себя и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, специальные пробы позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев, замедленность, застывание в одной позе, пропуск отдельных элементов и другие тонкости.

Обручи очень широко используем также в играх.

Например, маленький обруч можно использовать в играх:

«Серсо» – набрасывают обруч.

«Достань кольцо» – допрыгивают до обруча.

«Три поросенка» – обручи домики и т.д.

Средние обручи мы используем в играх:

«Кролики» – дети пролезают в обручи.

«Ждут нас быстрые ракеты» – обручи изображают ракеты и т.д.

Большой разъемный обруч:

«Удочка» – прыжки.

Бег через вращающий разъемный обруч и т.д.

Через игру с обручами мы закрепляем и основные движения.

Лазанье – «Кролики».

Прыжки – «Кто скорее?», «Удочка».

Большие разъемные обручи используем по-разному. Например, в прыжках через вращающуюся скакалку– двое вращают, один прыгает. С помощью этого оборудования также закрепляем разновидности ходьбы, бега, прыжков, бег через вращающий разъемный обруч. Используя обруч в работе с детьми, мы заметили, что детям интересно работать с данными пособием. Особый интерес детей вызывал процесс преобразование обручей из маленького, в средний и большой обруч. Дети с удивлением обнаружили, что для реализации преобразования необходимо внимательно смотреть концы разъемного обруча и подобрать пару, концы меньшего и большого диаметра. Одновременно дети оказывались в ситуации, когда необходимо было согласовать свои действия и действия партнера, договариваться о совместных действиях по преобразованию обруча. Таким образом, разъемный обруч – ценное приобретение для нашего детского сада. С одной стороны, изготовление данного пособия позволяет решить проблему приобретения разнообразного физкультурного оборудования, что весьма затруднительно на сегодняшний день.

С другой стороны, использование разъемных обручей в практике работы с детьми позволяет решить задачи физического воспитания и развития в целом. У детей увеличивается запас двигательных умений, навыков. Воспитываются физические качества, растет интерес к двигательной деятельности, реализовать собственные потребности в разнообразных движениях. Одновременно у детей развиваются умственные способности (умение анализировать, выделять элементы, соединять в целое), общение и организаторские способности.

Используя разъемные обручи, можно проводить разнообразные эстафетные игры. Например, «Чья команда быстрее соберет цепочку?». Эти эстафеты можно усложнять разнообразными условиями: задать командам определенное цветовое сочетание обручей в цепочке (одного определенного цвета, ритмическое сочетание нескольких цветов). С помощью данного оборудования можно создать разнообразные полосы препятствий, которые дети преодолевают разными способами от перешагивания, прыжков до пролезания. Соединяя обручи, получаем разноцветную цепочку, которую часто используем, как оформление на праздниках и досугах.

Используем мы и стандартные магазинные обручи, которые вышли из строя. Мы соединяем их разъемными обручами, подбирая разные по цвету. Проводим игру «Кто быстрее соберется в колонну, шеренгу, круг?». В данной игре у детей закрепляются название построений «колонна», «шеренга», «круг» и как выполняются правильность кто быстрей.

Опираясь на возможности использования разъемных обручей, мы составили серию игр «Мир волшебных колечек». Серия игр включает в себя набор карточек. На карточках схематично изобразили способы использования обруча. Игры можно составлять в любых вариантах по желанию взрослых и детей в любой последовательности. Разрабатываем комплекс общеразвивающих упражнений и основных движений, которые можно выполнять с обручами.

При построении комплексов исходим из педагогических задач:

- учитываем особенности возраста;

- физическую подготовленность детей;

- формы работы.

В выборе и определении последовательности упражнений традиционно руководствуемся следующими методическими положениями

Упражнения в комплексах для детей дошкольного возраста целесообразно располагать в следующем порядке:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса – для формирования правильной осанки. Например, с двумя маленькими обручами «Обручи вместе».

Исходное положение – ноги слегка расставить, обручи в стороны.

Выполнение - на раз – обручи вверх, вместе, посмотреть;

на два – исходное положение, движение рук через стороны.

2. Повороты туловища, наклоны в сторону или наклоны вперед. Например, с маленькими обручами.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки за спину с обручами.

Выполнение - на раз, два – наклон вперед, не сгибая ног, руки вперед,

голова прямо;

на три, четыре – исходное положение то же, руки

в стороны назад.

3. Упражнение для ног из исходного положения, стоя (махи, приседания и т.д.), упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики: выставление ног с оттягиванием носка, на развитие функции равновесия. Например, «Не ошибись» - обруч средний.

Исходное положение – руки на поясе, обруч на полу перед ногами.

Выполнение – на раз - ногу на носок в обруч;

на два – в сторону;

на три, четыре – исходное положение.

То же другой ногой, голову не опускать.

4. Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения, стоя, стоя на коленях и др.). Например, со средним обручем.

Исходное положение – ноги вместе, руки за спиной, в руках обруч.

Выполнение – на раз - наклон вперед, ноги не сгибать, смотреть вперед;

на два – исходное положение;

на три – наклон вперед;

на четыре – исходное положение.

5. Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения, лежа на спине, сидя и т.п. Например, обруч средний - «Достань обруч».

Исходное положение – лежа на спине обруч за головой.

Выполнение – на раз, два, три, четыре – ноги вверх, слегка развести в

стороны, коснуться обруча;

пять, шесть, семь, восемь – плавно вниз.

6. Упражнения для туловища из исходного положения лежа на животе. Например, упражнение в парах «Рыбка».

Исходное положение – лежа на животе, обруч в прямых вытянутых руках.

Выполнение – на раз – поднять обруч прямыми руками;

на два – исходное положение;

на три – поднять обруч;

на четыре – исходное положение.

Комплекс утренней гимнастики заканчиваем прыжковыми упражнениями или бегом, чередуя его с ходьбой, а на физкультурном занятии прыжковые упражнения и бег снимаем.

Снимают нагрузки и регулируют дыхание упражнения для плечевого пояса и рук. Этими упражнениями заканчиваем занятия. Иногда повторяем первое упражнение. Нагрузку в каждом комплексе меняем в зависимости от исходного положения, количество упражнений, повторений каждого упражнения, темпа, амплитуды, усложнения, структуры упражнений, характер используемых предметов.

Физическое воспитание в детском саду осуществляем в различных формах, каждая из которых решает свойственные ей педагогические задачи. В соответствии с этим подбираем общеразвивающие упражнения. Они проводятся с определенной дозировкой. На физкультурных занятиях осуществляем целенаправленную физическую подготовку детей.

Различные построения упражнения с предметами и без них развивают у дошкольников физические качества и способности. На каждом физкультурном занятии выполняем общеразвивающие упражнения.

При отборе упражнений необходимо учитывать следующее:

1. Упражнения должны быть такими, чтобы при их выполнении необходимо было приложить физические и умственные усилия.

Чаще всего это новые упражнения или более сложные по структуре, координации, организации детей. Например, упражнения с большими гимнастическими обручами проводятся подгруппами, дети располагаются в разных пространственных положениях по отношению к воспитателю и друг другу.

2. Могут быть включены подводящие упражнения для подготовки детей к следующим наиболее сложным упражнениям. Например, упражнения – Исходное положение – стоя ноги на ширине плеч, обруч внизу перед собой.

Выполнение – на раз – обруч вверх, правую ногу назад на носок, спину прогнуть;

на два – исходное положение;

на три – то же самое только с левой ноги;

на четыре – исходное положение.

Подготавливает к упражнениям «Рыбка в парах».

Исходное положение – лежа на животе, хват обруча прямыми руками.

Выполнение – на раз – поднять руки с обручем, вдох;

на два – опустить, выдох.

Упражнения могут быть на разных этапах обучения, так как в занятия включаются и новые и известные детям движения, поэтому методические приемы разнообразны.

Новые упражнения требуют больше времени.

3. Количество упражнений может колебаться. Это зависит от сложности движений в других частях занятий. Так на занятии намечаем обучение новому основному движению, закрепление еще двух основных движений. При этом подбираем упражнения известные и в меньшем количестве. Примерное количество упражнений для детей двух лет – четыре упражнения; трех лет – пять упражнений; четырех лет – пять, шесть упражнений; пять лет – шесть, восемь упражнений; шесть лет – восемь, десять упражнений.

4. Интеграция физического воспитания и музыкального воспитания, позволяющая объединить усилия музыкального руководителя и инструктора физкультуры.

 

Активно используем для развития пальцевой моторики пальчиковые игры. Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении - двумя руками вместе. Следим за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Стараемся давать указания спокойным голосом, доброжелательными, четко их формулировать.

Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики пальцев рук в упражнениях:

- сжимать резиновую грушу или мяч для большого тенниса;

- разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

- тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

- захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.054 с.)