Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ особенностей развития детей нашего детского сада, имеющих тяжелые нарушения речевого развития, показал наличие комплекса проблем, в той или иной степени влияющих на физическое воспитание детей. Соответственно появилась необходимость сформулировать цель физкультурно-оздоровительной работы с учетом имеющихся результатов обследования детей и накопленного опыта физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития. Опыт работы предполагал решение следующей цели: - разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития. В рамках общей цели предполагалось в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития речи акцентировать внимание на: - необходимость способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни; - их физическом развитии, в том числе, активном использовании музыкально-ритмических движений, придающих физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающих настроение, способствует развитию точности, координированности движений и т.д. - развитии мелкой моторики посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее «оживить» движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр; - развитие двигательных способностей детей-логопатов при выполнении всех видов движений, с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него. В связи с указанными задачами необходимо было пересмотреть содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой физическое воспитание предусматривает охрану и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствованию функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Программа традиционно ставит задачи физического воспитания детей: нацеливает на последовательное обучение детей к двигательным умениям и навыкам, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности к качественному выполнению движений, правил подвижной игры. Таким образом, не учитывается факт необходимости воспитания основ здорового образа жизни, что имеет огромную значимость на современном этапе. Всем этим требованиям удовлетворяет программа физического валеологического воспитания дошкольников «Азбука здоровья» (автор Т.Э.Токаева кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета). Программа позволяет пересмотреть подходы к физическому воспитанию. Сделать особый акцент на валеологическое воспитание. С этой целью водятся разнообразные виды деятельности: обучающие, игровые, тренирующие, развивающие творческое мышление в двигательной деятельности. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды и играм-занятиям, обогащенным проблемными ситуациями, заданиями, связанными с самопознанием по отдельным разделам («Я и мое тело», «Я забочусь о своем здоровье» и т.д.). Вносятся изменения в традиционную методику проведения физкультурного занятия: - физкультурно-валеологические занятия, в процессе которых физические упражнения и игры обеспечивают малышу познание мира физической культуры, развитие таких двигательных способностей, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, формируются знания и навыки здорового образа человека, сохранение его индивидуального здоровья. Все эти вопросы изучает современная наука валеология (здравствовать); - тематические физкультурные занятия. Педагогу рекомендуется углубленная работа по развитию у детей познавательного интереса к миру физической культуры, по формированию у них двигательных умений и навыков, знаний; - интегрированные физкультурные занятия позволяют педагогу с помощью детской литературы и искусства, экологического воспитания целенаправленно формировать познавательный интерес детей к физкультурно-оздоровительной деятельности, что обеспечивает возможность самоутверждения и саморазвития; - досуг, позволяющий усиливать субъектную позицию ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающий малышу самоутверждение в среде сверстников и воспитывающих взрослых; - парные занятия родителей и детей (каждый взрослый в паре со своим малышом выполняет ряд физических упражнений с телесным максимальным контактом). Эти занятия, с одной стороны, являются познавательными, с другой – коррекционными, проводятся один раз в месяц; - интересным дополнением служат валеологические сказки и упражнения на тренажерах и тренирующих устройствах. Физические упражнения, направленные на изменение физического состояния ребенка, предполагается использовать в процеесе воспитания детей на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во врея утренней гимнастики, физкультминутках, на детских праздниках и т.д. Физические упражнения направлены на: -формирование осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); -для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); -на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); -для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); - на развитие психики (внимание, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Предполагается использование оздоровительного дозированного бега, предназначенного для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств. Развитие мелкой моторики планируется осуществлять посредством использования пальчиковых игр и широкого применения мелкие пособия (палочки, колесики, цилиндры, маленькие мячи). Кроме того, можно использовать различные движения для тренировки пальцев и кистей рук. Данная работа будет являться составной частью всех обучающих занятий. Для осуществления задач физического воспитания предполагается активное использование разнообразного физкультурного оборудования. Авторы пособий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста считают, что многие движения требуют наличия наглядности. Дети охотнее выполняют общеразвивающие упражнения, проводимые с предметами. Одновременно, конкретные предметы (мячи, гимнастические палки, обручи и так далее) помогают выполнять качественно движения и создают у детей интерес к занятиям. При этом они оказывают значительное влияние на освоение движений, развития сенсорики, двигательных качеств и способностей. Традиционный набор включает комплект, обозначенный в книге «Игрушки и пособия для детского сада»: мячи, дуги, обручи и так далее. В современных изданиях предусматривается возможность введения другого оборудования для физического воспитания. Например, в пособии «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазыриной и В.А. Овсянкина особое внимание уделено тренажерам и тренировочным устройствам, позволяющим производить воздействие на различные органы и системы организма: балансир, эспандер, мини-батут и так далее. Авторы пособия «Физическое воспитание дошкольников» В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина обращают внимание на то, что один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Детям надоедает однообразие, они перестают замечать самые любимые игрушки. Авторы предлагают создавать новизну за счет смены переносного оборудования, объединения разных пособий, превращения физкультурного оборудования в игровое. Они призывают рационально использовать физкультурное оборудование, отдавая предпочтение сборно-разборным конструкциям, которые позволяют обеспечить интересную и разнообразную деятельность детей. Развить чувство ритма и темпа, координацию движений, пространственную ориентировку помогут На занятиях будет уделяться внимание разучиванию разных движений под музыку, построений, упражнений с предметами, этюдов-плясок. Все это послужит цели развития чувства темпа и ритма. Будет проводиться работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесным объяснением детям разных по темпу движений, использоваться отхлопывание, отстукивание ритмов. Упражнения для развития координации движений предполагается использовать с предметами, а также пляски и импровизации. Также возможно использование упражнений на координацию речи с движением без музыкального сопровождения. При этом сначала будет разучивается речевой текст, затем движения. Объединить усилия по музыкальному и физическому воспитанию детей, развить у детей чувство темпа и ритма поможет программа «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Использование музыки в физкультурной деятельности делают её увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. В этом состоит уникальность программы по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика» (автор А.И.Буренина), направленной на воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпом, ритмом в музыке; обогащение слушательского и двигательного опыта, умения осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом; развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Программа «Ритмическая мозаика» имеет музыкальную направленность. При этом в ней очень хорошо отражена одна из задач по развитию двигательных качеств и умений: - развитие ловкости, точности, координации движений; - развитие гибкости и пластичности; - воспитание выносливости, развитие силы; - формирование осанки, красивой походки; - развитие умения ориентироваться в пространстве; - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Это очень важно и для физического воспитания, в том числе детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. Выполнение движений под музыкальное сопровождение дает возможность регулировать движения и развивать четкие представления о соотношении временем, пространством и движением. Одновременно позволяет сделать движения интресными для детей. Музыкально-ритмические упражнения становятся универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Особую значимость они имеют в логопедических группах. Они позволяют развивать моторную деятельность детей, которая является необходимой составляющей коррекционной работы. Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам. 3 – 4 года. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако, возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики. Все они носят, как правило, игровой характер. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. ОСНОВНЫЕ: - ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках; - бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.); - прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», подскоки (4й год жизни); общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движений (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа; имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка т.д.); плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног и др. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. - воспитание потребности самовыражению в движении под музыку; - формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. - развитие и умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; - развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «зайчик испугался», «мишка радуется меду» и др.; - тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно-медленным), формой (2х частной) и ритмом музыки); - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности от начала до конца. Не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребенка. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
4 – 5 лет. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. ОСНОВНЫЕ: - ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; - бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»); - прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений; имтационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида- прощение- радость»; плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные). РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, несколько кругов. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. - воспитание потребности самовыражению в движении под музыку; - формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; - развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. - развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; - развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: «кошка обиделась», «девочка удивляется» и др.; - тренировка подвижности нервных процессов –на основе движения в различных темпах и ритмах; - развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной) мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и словесном описании. ПОКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. 5-7 лет В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которые выражаются в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к использованию разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. ОСНОВНЫЕ: - ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением; - бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»), пружинящий бег; - прыжковые движения – на одной на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног; имтационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.; плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступных по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, строиться в шеренгу и колонну, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. - развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; - формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; - развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. - развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; - развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «рыбки легко и свободно резвятся в воде», «кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.; - тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фазам; - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.).
ПОКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ является выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку, точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях. Практическая физкультурно-оздоровительная работа с детьми была реализована следующим образом. Забота о здоровье детей способствовала выбору программы валеологической направленности. Одна из задач данной программы физического валеологического развития - формирование знаний ребенка о себе, своем здоровье и физической культуре, по овладению умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность на основе валеологического принципа «Человек познай и сотвори себя сам». Этот принцип включает представления ребенка о рациональном питании, режиме труда и отдыха, правилах закаливания самоконтроле, саморегуляции и других компонентов здорового стиля жизни на разных этапах синтогенеза. В программе «Воспитания и обучения детей» под редакцией М. Васильевой этот принцип представлен недостаточно. Поэтому педагогическую технологию педагогического и валеологического образования дошкольника стараемся осуществлять с учетом основных дидактических принципов. Воспитание и развитие детей проходит постепенно от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье и физической культуре, через формирование разнообразных умений и навыков, способности применять эти знания в специально организованной деятельности. Более подробно систему работы с детьми можно рассмотреть на примере одного из занятий по теме «Я все умею, все могу». Предварительная работа для воспитателей состояла в следующем: дать представление о конечностях своего организма и их значение для жизни ребенка. При этом необходимо раскрыть функцию рук и ног, чтобы в ходе занятия дети могли легко ответить на заданный вопрос, опираясь на собственный опыт. На занятие пришел персонаж - Воздушный Шарик. Он веселый и поет: «Я надувной, воздушный шар, я все умею делать сам, У меня есть голова, очень много в ней ума. Я умею одеваться! Чистить зубы, умываться, Бегать, прыгать и скакать, а еще в футбол играть!» Почему мы взяли воздушный Шар? Образ воздушного шара, у которого нет ни рук, ни ног и содержание песни персонажа противоречат одно другому. «- Я умею одеваться!», - поет Воздушный шар. А как же одеться, если нет рук? Взрослый, спрашивая детей: «Ребята, а как же шарик все делает, ведь у него одна голова? Чего нет у шарика?» - ставит перед детьми проблему, решение которой дети могут предположить, опираясь на собственный опыт, знание частей своего тела. Таким образом, удачно выбранный персонаж помогает сначала поставить перед детьми проблему: можно ли одеться без рук? Можно ли прыгать без ног? А затем подвести детей к определению необходимости рук и ног, показать необходимость этих частей тела. Ответы Шарика, например: «А мне не нужны руки и ноги, ветер подует, я и лечу», - провоцируют детей к демонстрации упражнений, для выполнения которых необходимы ноги (ходьба, бег, прыжки и др.) и руки. Убеждая, персонаж в необходимости частей тела, дети сами утверждаются в их необходимости. Доказав персонажу необходимость рук и ног дети рисуют их на Воздушном Шарике фломастером. Вопросы взрослых, предложения направляют ход развития сюжета занятия и мыслительной деятельности детей, формирования простейших выводов. При этом остается значимой необходимость обеспечить интерес детей к физкультурной деятельности, физическую активность. Например, через подвижную игру с участием того же персонажа можно обеспечить закрепление представлений о том, как играть с помощью рук и ног. Воспитатель обращается к Воздушному Шару, предлагая показать, как с помощью рук и ног можно интересно играть с Шариком. Игра очень проста: воспитатель вращает шарик по кругу над детьми, то поднимает, то опускает его, а дети подпрыгивают и достают шарик. Благодарность Шарика: «Я теперь как вы, все умею, все могу!»,- позволяет детям получить удовольствие оттого, что они кому-то помогли. Таким образом, на одном занятии дети получают новые знания о строении своего тела и закрепляют старые в интересной форме. При этом они проявляют двигательную активность в разной форме, доброжелательность и взаимопомощь. Весь комплекс позволяет постепенно закладывать важную мысль: организм человека устроен так, что от состояния отдельных органов и систем зависит состояние человека в целом, его жизнь, если человек хочет быть здоровым, он должен заботиться об этом, прилагать конкретные усилия. Этому способствуют вопросы к самоанализу: «Ребята, а вам хорошо с руками и ногами? Может, было бы лучше без них? Вы бы тогда могли про себя сказать: я все умею, все могу? А сейчас можете так сказать?» Дети сами сформулировали ответы на вопросы: «А зачем? А можно? А для чего?». Это позволяло им утвердиться в своем знании. Следует подчеркнуть, что в программе предусматривается реализация основного принципа: накопление опыта ребенка опыта через игру. Игра является необходимой составляющей всей деятельности по физическому и валеологическому развитию детей. В жизни детей присутствует дидактическая игра, подвижная игра, игровые упражнения, игровая мотивация деятельности. Игровому методу обучения уделяю много внимания. Часто использую дидактические игры, которые во всех случаях способствуют усвоению определенных способов умственных действий систематизации, уточнению знаний детей. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Игра позволяет формировать детское общение, закрепить нормы и правила поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни. Игры с применением вспомогательных предметов имеют большое значение для умственного развития. Во время игры постепенно формируются целенаправленность, достижения результата. Дидактические игры, используемые в физическом и валеологическом воспитании, решают разнообразные задачи. Например, дидактическая игра «Что они делают»? предполагает решение следующих задач: 1. Уточнить и закрепить знания детьми видов спорта, физических упражнений и используемого спортивного оборудования. 2. Активизировать словарь (названия видов спорта, физических упражнений, спортивного оборудования, глагольный словарь – «плывет», «прыгает» и так далее). Правила игры просты, доступны детям. В игре принимают участие 3 – 4 человека, один из них ведущий. Ведущий игры раздает играющим детям карточки и предлагает по очереди рассказать: «- Что делает человечек?». Выигрывает тот, кто правильно назовет спортсмена, упражнение и название спортивного оборудования, глагол, обозначающий действие. Дидактическая игра «Где тут Петя, а где я»? направлена на решение следующих задач: 1. Уточнить представления о здоровом образе жизни. 2. Учить основам самооценки. Правила игры также доступны детям. В игре принимают участие 2 – 3 человека. Один участник игры выполняет обязанности ведущего. Ведущий предлагает играющим детям выбрать из общего количества карточек, те которые полезны для здоровья. Выигрывает тот, кто выполняет задания правильно и объясняет, почему, то или иное действие полезно или вредно. В дидактической игре «Я выполняю разные движения» решаются следующие задачи: 1. Закреплять представление о физических движениях. 2. Упражнять в составлении целого из частей. Правила игры предусматривают участие 2 – 3 человека, один из них ведущий. Ведущий предлагает составить картинку из трех частей. Выигрывает тот, кто правильно составит картинку и объяснит, как выполняется упражнение, выполнит его. Целая серия игр способствовала совершенствованию двигательной активности детей. Например, «Оживи гимнаста». В этой игре играющие должны понять схематическое изображение движения и правильно выполнить его. Дети нашего детского сада любят двигаться, поэтому каждая новая игра, которая появлялась в группе приводила детей в восторг. Игры использовались по-разному: индивидуально, фронтально, как домашнее задание, как часть занятия, спортивного развлечения или праздника. Подобные игры побуждали детей к самостоятельной, осмысленной двигательной деятельности. Постепенно дети стали самостоятельно организовывать дидактические – валеологические игры в группе. Дети стали более внимательными, стараясь при выполнении правил игры добиваться лучшего результата. Дети стали более дружными, научились организовывать сверстников для игры. Дети научились договариваться между собой, значительно уменьшились конфликты, в группе стал более благоприятный психологический климат. Изменилось отношение детей к своему здоровью. Дети старались выполнять движения правильно, добиваясь высокого результата. Так, благодаря новому подходу к воспитанию и развитию детей, создавались основные условия для укрепления и сохранения здоровья детей, вырабатывались основы здорового образа жизни, осознанного отношения к выполнению основных видов движений, физических упражнений. Активно используем подвижную игру, позволяющую решить одновременно целый комплекс физкультурно-оздоровительных задач: укрепить дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, развить физические способности, активизировать движения детей в интересной форме. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Подвижные игры используем как основную часть физкультурных занятий, проводим на праздниках и развлечениях. Стараемся учесть возможности ребенка (как физических, так и речевых), задачи каждого этапа работы, используем игры различного характера: сюжетные игры типа «Поезд», «Самолет», игры-инсценировки («Теремок», «Маша шла-шла…»), бессюжетные игры, упражнения, игры с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т.п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Если есть необходимость, обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп. Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, стараемся заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Воспитать ребенка невозможно только усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения. Это задача общая, задача современной семьи и дошкольного учреждения: воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность, творчески мыслящего и уверенного в своих силах. Многочисленные исследования показывают, что от атмосферы уровня общения складывающегося в семье, отношения воспитывающих взрослых к своим детям, зависит эмоциональное благополучие последних, уровень духовного физического развития, здоровья детей. Поэтому необходимость воспитания ребенка, формирования у него основ здорового образа жизни требует решения проблемы образования и в какой-то мере воспитания семьи ребенка. Эффективной формой в этом отношении является организация совместной деятельности взрослых и детей. В нашем детском саду мы проводим занятия «Парной гимнастикой». Один раз в месяц в занятии принимают участие все дети из одной группы детского сада и взрослые. Это могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры, в крайнем случае, воспитатели группы. Длительность занятия зависит от возраста детей: 20-25 минут для младшей группы, 25-30 минут для средней, 30-35 минут для старшей группы. Особенность этих занятий в том, что взрослый и ребенок вместе, в тесном соприкосновении выполняют физические упражнения, играют. Телесный контакт помогает им почувствовать другу друга, понять и принять, ощутить себя едиными. Приобщить родителей к ценностям, которые закладываются в ребенке, показать им возможные пути благоприятного воздействия на формирование ребенка. После парных гимнастических занятий создаем условия для свободной дискуссии родителей, детей и воспитателей за чашкой чая с настоем из ле
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.011 с.) |