Особенности физического развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарешения речевого развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарешения речевого развития.



Введение.

 

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Физическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, способствует формированию волевых качеств, двигательных навыков – оказывает влияние на формирование личности. Эта задача является актуальной и в настоящее время.

В первую очередь это связано с состоянием здоровья и заболевамости детей. Согласно данным, представленным автором региональной программы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т.Э. Токаевой, состояние общей заболеваемости детского населения города Перми и в области оставляет желать лучшего. Более 97% детей в дошкольных учреждениях, в семье имеют нарушения здоровья.

Анализ состояния здоровья детей от 3 до 7 лет, посещающих наш детский сад на май 2002 года (8 групп) показал, что только 9 детей имеют 1 группу здоровья. У детей присутствуют такие заболевания как гипертрофия небных миндалин, аденоиды, неврозоподобный синдром, дислалия, продольное плоскостопие, дефицит веса, поствакционная аллергия на реакцию Манту и т.д.

Врачи и экологи подчеркивают: на состояние здоровья людей влияет комплекс факторов. В частности, на заболеваемость влияет комплекс факторов, связанных с состоянием природной среды: значительное количество вредных примесей в воде, загрязнение воздушной среды выбросами промышленных производств, повышенный фонд радиации и другие. Эта проблема актуальна и для нашего детского сада. Детский сад находится вблизи от крупных промышленных объектов, между двумя крупными автомобильными магистралями, хотя и отделен от них значительных количеством зеленых насаждений.

Кроме того, имеют место социальные факторы, включающие образ жизни, который во многом социально обусловлены низким уровнем жизни, биологические, включая наследственность.

Необходимо отметить и то, что образ жизни, воспитание детей во многих случаях не ориентировано на удовлетворение важнейших социальных и жизненных потребностей дошкольника. Поэтому не созданы условия для благоприятной воспитательной ситуации, способствующей реализации возрастного потенциала и возможности для активного усвоения ценностей физической культуры и здоровья. Анализ опыта семейного воспитания показывает, что часто в семейном воспитании имеют место случаи переутомления детей как следствие введения большого количества «дополнительного» образования детей: компьютер, «школа развития» и так далее. Мало внимания уделяется обеспечению необходимой двигательной активности ребенка. И еще меньше внимания уделяется воспитанию элементов осознанного отношения к своему здоровью: для чего надо мыть руки? Почему руки следует мыть с мылом? и так далее. К тому же, остается актуальной проблема реализации идеи непрерывности воспитания и образования детей в семье и в образовательном учреждении. Семья часто не имеет должного представления о том, что делает дошкольное учреждение для того, чтобы сохранить здоровье детей.

Во – вторых, есть проблемы, связанные с организацией работы по физическому воспитанию детей в детском саду.

Например, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой задачи физического воспитания детей нацелены на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности к качественному выполнению движений, правил подвижной игры. При этом не предусматривается воспитание у детей основ здорового образа жизни.

Необходимо принимать во внимание и тот факт, что 98% новорожденных появляются на свет с риском паталогического развития. Причем только 4-5 % из них имеют выраженную паталогию. Остальных нельзя с уверенностью отнести ник больным, ник здоровым. В массовой практике такие дети довольно быстро вытесняются. Если этим детям вовремя и правильно помочь, они будут обычными нормальными детьми (Герасименко, Р.Дименштейн, 2000г.).

В нашем детском саду есть разные дети. Есть и дети, у которых нарушено развитие речи, причем довольно серьезно. Это дети, которым ставят следующие речевые диагнозы: общее недоразвити речи, фонемо-фонематическое нарушение.

Традиционно физическое воспитание в логопедических группах строилось на методических материалах, ориентированных на детей, не имеющих отклонения в развитии речи. Однако большинство исследователей указывают на то, что у детей данной категории нарушения развития речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка. Не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками. Затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка (Л.Г.Соловьева.1998).

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений (С.А.Миронова)

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышцы кисти (Г.А.Волкова. 1992).

Актуальность преодоления нарушений речевого развития детей для успешного усвоения ими програмного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также важность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития послужили выбором данной темы опыта работы.

В основу работы была положена гипотеза о наличии особенностей физического равития дошкольников с нарушениями речевого развития (общее недразвитие речи, фонемо-фонематическое нарушение). Предполагалось, что целенаправленная комплексная физкультурно-оздоровительная работа позволит скоррегировать отклонения в физическом развитии детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития, заложить представления об основах здорового образа жизни и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с нарушениями речевого развития.

Работа предполагала решение следующей цели:

- разработка системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития.

В процессе реализации цели предполагалось в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития речи акцентировать внимание на:

- необходимость способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

- их физическом развитии, в том числе, активном использовании музыкально-ритмических движений, придающих физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающих настроение, способствует развитию точности, координированности движений и т.д.

- развитии мелкой моторики посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее «оживить» движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

- развитие двигательных способностей детей-логопатов при выполнении всех видов движений, с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

 

Глава 1. Педагогические основы построения системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения развития речи.

1.1. Особенности здоровья детей логопедических групп.

 

В специальной литературе представлено сравнительно мало данных об особенностях здоровья детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения развития речи (общее надоразвитие речи, фонемо-фонематическое нарушение). В основном подчеркивается взаимосвязь состояния нервной системы, коры головного мозга и нарушений речевого развития детей.

Так специалисты Центра паталогии речи и нейрореабилитации (ЦПР и НР) города Москвы С.Ю.Бенилова, Т.С. Резниченко отмечают биологическую недостаточность мозговых систем, фукциональную недостаточность, возникающую на этой базе у детей, испытывающих трудности при поэтапном формировании речевой сферы.

Однако имеется информация о состоянии здоровья детей дошкольного возраста в целом. Например, более 97% детей в дошкольных учреждениях города Перми и области, в семье имеют нарушения здоровья. Отмечаются заболевания бронхолегочной сферы, пищевого тракта, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, аллергические заболевания, кариес зубов, более 48% детей тубинфецированы и другие заболевания (Т.Э.Токаева).

С вероятной долей возможности, но, не абсолютизируя этот факт, можно предположить, что состояние здоровья детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития (ОНР и ФФН) аналогично, так как около половины детей дошкольного возраста имеют нарушения речевого развития.

Это предположение опирается на факты, представленные специалистами института коррекционной педагогики РАО города Москвы З.М.Дунаевой, Л.И.Ростягайловой. По итогам обледования детей раннего возраста наиболее частыми оказываются речевые нарушения развития детей – 55%, среди которых на общее недоразвитие речи (ОНР) приходилось 26,8%, заикание –9,2%, различные формы дизартрии- 14, 6%.

В литературе отмечается, что дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительно пребывание в кеоллективе. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Е.М.Мастюкова, не раскрывая особенности состояния здоровья детей-логопатов, особо выделяет следующие задачи:

- забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;

- улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и другое; укрепление опорно-двигательного аппарата;

- комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучения их динамики.

Это явялется косвенным свидетельством наличия нарушений в состоянии здоровья детей-логопатов.

Таким образом, состояние здоровья детей, в том числе детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития, оставляет желать лучшего. И как следствие физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития, должна предполагать акцентирование внимания на необходимости способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечение родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

 

 

Вывод.

Анализ методической литературы, теоретических исследований, посвященных изучению состояния здоровья, особенностям физического развития и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития (Е.М. Мастюковой, Т.А.Ткаченко, З.А.Репина и В.И.Буйко, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот и другие), позволил сделать следующие выводы:

- Существует необходимость разработки системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими, тяжелые нарушения речевого развития (ОНР, ФФН).

- Компоненты системы (цель, задачи, содержание, средства, методы и приемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми) должны выстраиваться с учетом особенностей развития детей с тяжелой речевой паталогией.

- В организацию двигательной активности детей необходимо включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развития тонкой моторики пальцев рук.

- Работа по развитию двигательных способностей должна включать развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

- Для формирования навыков необходимо правильно оценить недостаточность в сфере моторной деятельности, развития движений в целом.

- Необходимость использования валеологического и личностно-ориентированного подхода.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития, подробно отражены в практической части.

 

 


 

Глава 2. Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития.

Это очень важно и для физического воспитания, в том числе детей, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. Выполнение движений под музыкальное сопровождение дает возможность регулировать движения и развивать четкие представления о соотношении временем, пространством и движением. Одновременно позволяет сделать движения интресными для детей.

Музыкально-ритмические упражнения становятся универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Особую значимость они имеют в логопедических группах. Они позволяют развивать моторную деятельность детей, которая является необходимой составляющей коррекционной работы.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

3 – 4 года.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако, возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики. Все они носят, как правило, игровой характер.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

ОСНОВНЫЕ:

- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);

- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», подскоки (4й год жизни);

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движений (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка т.д.);

плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног и др.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

- воспитание потребности самовыражению в движении под музыку;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

- развитие и умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «зайчик испугался», «мишка радуется меду» и др.;

- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно-медленным), формой (2х частной) и ритмом музыки);

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности от начала до конца. Не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребенка.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ.

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

 

 

4 – 5 лет.

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

ОСНОВНЫЕ:

- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);

- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имтационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, «обида- прощение- радость»;

плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, несколько кругов.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

- воспитание потребности самовыражению в движении под музыку;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

 

РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

- развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: «кошка обиделась», «девочка удивляется» и др.;

- тренировка подвижности нервных процессов –на основе движения в различных темпах и ритмах;

- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной) мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и словесном описании.

ПОКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

5-7 лет

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которые выражаются в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к использованию разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

ОСНОВНЫЕ:

- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»), пружинящий бег;

- прыжковые движения – на одной на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног;

имтационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.;

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступных по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, строиться в шеренгу и колонну, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

- развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «рыбки легко и свободно резвятся в воде», «кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.;

- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фазам;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.).

 

ПОКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ является выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку, точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

Практическая физкультурно-оздоровительная работа с детьми была реализована следующим образом.

Забота о здоровье детей способствовала выбору программы валеологической направленности. Одна из задач данной программы физического валеологического развития - формирование знаний ребенка о себе, своем здоровье и физической культуре, по овладению умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность на основе валеологического принципа «Человек познай и сотвори себя сам». Этот принцип включает представления ребенка о рациональном питании, режиме труда и отдыха, правилах закаливания самоконтроле, саморегуляции и других компонентов здорового стиля жизни на разных этапах синтогенеза. В программе «Воспитания и обучения детей» под редакцией М. Васильевой этот принцип представлен недостаточно.

Поэтому педагогическую технологию педагогического и валеологического образования дошкольника стараемся осуществлять с учетом основных дидактических принципов. Воспитание и развитие детей проходит постепенно от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье и физической культуре, через формирование разнообразных умений и навыков, способности применять эти знания в специально организованной деятельности.

Более подробно систему работы с детьми можно рассмотреть на примере одного из занятий по теме «Я все умею, все могу». Предварительная работа для воспитателей состояла в следующем: дать представление о конечностях своего организма и их значение для жизни ребенка. При этом необходимо раскрыть функцию рук и ног, чтобы в ходе занятия дети могли легко ответить на заданный вопрос, опираясь на собственный опыт.

На занятие пришел персонаж - Воздушный Шарик. Он веселый и поет:

«Я надувной, воздушный шар, я все умею делать сам,

У меня есть голова, очень много в ней ума.

Я умею одеваться! Чистить зубы, умываться,

Бегать, прыгать и скакать, а еще в футбол играть!»

Почему мы взяли воздушный Шар? Образ воздушного шара, у которого нет ни рук, ни ног и содержание песни персонажа противоречат одно другому. «- Я умею одеваться!», - поет Воздушный шар. А как же одеться, если нет рук?

Взрослый, спрашивая детей: «Ребята, а как же шарик все делает, ведь у него одна голова? Чего нет у шарика?» - ставит перед детьми проблему, решение которой дети могут предположить, опираясь на собственный опыт, знание частей своего тела. Таким образом, удачно выбранный персонаж помогает сначала поставить перед детьми проблему: можно ли одеться без рук? Можно ли прыгать без ног? А затем подвести детей к определению необходимости рук и ног, показать необходимость этих частей тела.

Ответы Шарика, например: «А мне не нужны руки и ноги, ветер подует, я и лечу», - провоцируют детей к демонстрации упражнений, для выполнения которых необходимы ноги (ходьба, бег, прыжки и др.) и руки. Убеждая, персонаж в необходимости частей тела, дети сами утверждаются в их необходимости. Доказав персонажу необходимость рук и ног дети рисуют их на Воздушном Шарике фломастером.

Вопросы взрослых, предложения направляют ход развития сюжета занятия и мыслительной деятельности детей, формирования простейших выводов. При этом остается значимой необходимость обеспечить интерес детей к физкультурной деятельности, физическую активность. Например, через подвижную игру с участием того же персонажа можно обеспечить закрепление представлений о том, как играть с помощью рук и ног. Воспитатель обращается к Воздушному Шару, предлагая показать, как с помощью рук и ног можно интересно играть с Шариком. Игра очень проста: воспитатель вращает шарик по кругу над детьми, то поднимает, то опускает его, а дети подпрыгивают и достают шарик.

Благодарность Шарика: «Я теперь как вы, все умею, все могу!»,- позволяет детям получить удовольствие оттого, что они кому-то помогли.

Таким образом, на одном занятии дети получают новые знания о строении своего тела и закрепляют старые в интересной форме. При этом они проявляют двигательную активность в разной форме, доброжелательность и взаимопомощь. Весь комплекс позволяет постепенно закладывать важную мысль: организм человека устроен так, что от состояния отдельных органов и систем зависит состояние человека в целом, его жизнь, если человек хочет быть здоровым, он должен заботиться об этом, прилагать конкретные усилия. Этому способствуют вопросы к самоанализу: «Ребята, а вам хорошо с руками и ногами? Может, было бы лучше без них? Вы бы тогда могли про себя сказать: я все умею, все могу? А сейчас можете так сказать?» Дети сами сформулировали ответы на вопросы: «А зачем? А можно? А для чего?». Это позволяло им утвердиться в своем знании.

Следует подчеркнуть, что в программе предусматривается реализация основного принципа: накопление опыта ребенка опыта через игру. Игра является необходимой составляющей всей деятельности по физическому и валеологическому развитию детей. В жизни детей присутствует дидактическая игра, подвижная игра, игровые упражнения, игровая мотивация деятельности.

Игровому методу обучения уделяю много внимания. Часто использую дидактические игры, которые во всех случаях способствуют усвоению определенных способов умственных действий систематизации, уточнению знаний детей. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Игра позволяет формировать детское общение, закрепить нормы и правила поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

Игры с применением вспомогательных предметов имеют большое значение для умственного развития. Во время игры постепенно формируются целенаправленность, достижения результата. Дидактические игры, используемые в физическом и валеологическом воспитании, решают разнообразные задачи.

Например, дидактическая игра «Что они делают»? предполагает решение следующих задач:

1. Уточнить и закрепить знания детьми видов спорта, физических упражнений и используемого спортивного оборудования.

2. Активизировать словарь (названия видов спорта, физических упражнений, спортивного оборудования, глагольный словарь – «плывет», «прыгает» и так далее).

Правила игры просты, доступны детям. В игре принимают участие 3 – 4 человека, один из них ведущий. Ведущий игры раздает играющим детям карточки и предлагает по очереди рассказать: «- Что делает человечек?». Выигрывает тот, кто правильно назовет спортсмена, упражнение и название спортивного оборудования, глагол, обозначающий действие.

Дидактическая игра «Где тут Петя, а где я»? направлена на решение следующих задач:

1. Уточнить представления о здоровом образе жизни.

2. Учить основам самооценки.

Правила игры также доступны детям. В игре принимают участие 2 – 3 человека. Один участник игры выполняет обязанности ведущего. Ведущий предлагает играющим детям выбрать из общего количества карточек, те которые полезны для здоровья. Выигрывает тот, кто выполняет задания правильно и объясняет, почему, то или иное действие полезно или вредно.

В дидактической игре «Я выполняю разные движения» решаются следующие задачи:

1. Закреплять представление о физических движениях.

2. Упражнять в составлении целого из частей.

Правила игры предусматривают участие 2 – 3 человека, один из них ведущий. Ведущий предлагает составить картинку из трех частей. Выигрывает тот, кто правильно составит картинку и объяснит, как выполняется упражнение, выполнит его.

Целая серия игр способствовала совершенствованию двигательной активности детей.

Например, «Оживи гимнаста». В этой игре играющие должны понять схематическое изображение движения и правильно выполнить его. Дети нашего детского сада любят двигаться, поэтому каждая новая игра, которая появлялась в группе приводила детей в восторг.

Игры использовались по-разному: индивидуально, фронтально, как домашнее задание, как часть занятия, спортивного развлечения или праздника.

Подобные игры побуждали детей к самостоятельной, осмысленной двигательной деятельности. Постепенно дети стали самостоятельно организовывать дидактические – валеологические игры в группе. Дети стали более внимательными, стараясь при выполнении правил игры добиваться лучшего результата. Дети стали более дружными, научились организовывать сверстников для игры. Дети научились договариваться между собой, значительно уменьшились конфликты, в группе стал более благоприятный психологический климат. Изменилось отношение детей к своему здоровью. Дети старались выполнять движения правильно, добиваясь высокого результата.

Так, благодаря новому подходу к воспитанию и развитию детей, создавались основные условия для укрепления и сохранения здоровья детей, вырабатывались основы здорового образа жизни, осознанного отношения к выполнению основных видов движений, физических упражнений.

Активно используем подвижную игру, позволяющую решить одновременно целый комплекс физкультурно-оздоровительных задач: укрепить дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, развить физические способности, активизировать движения детей в интересной форме. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Подвижные игры используем как основную часть физкультурных занятий, проводим на праздниках и развлечениях.

Стараемся учесть возможности ребенка (как физических, так и речевых), задачи каждого этапа работы, используем игры различного характера: сюжетные игры типа «Поезд», «Самолет», игры-инсценировки («Теремок», «Маша шла-шла…»), бессюжетные игры, упражнения, игры с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т.п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Если есть необходимость, обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп. Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, стараемся заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.101 с.)