Организация двигательной активности детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речевого развития.



В пособии для студентов А.В.Кенеман и Д.В.Хухулаевой «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» подчеркивается, что чрезвычайно важным в теории физического воспитания является вопрос и типах высшей нервной деятельности, что необходимо учитывать «определенное значение наследственных факторов», направлять воспитательный процесс таким образом, «чтобы ослабить или ликвидировать неблагоприятные для развития личности черты и, наоборот, сделать устойчивыми положительные задатки». Далее при подробном рассмотрении воспроса о взаимосвязи физического воспитания и типов высшей нервной деятельности авторы пособия сообщают, что «физиологи на основе исследований утверждают о возможности изменения типа нервной системы под влиянием воспитательной окружающей среды. Закаливающие процедуры укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность, физические упражнения, игры вызывают эмоциональный подъем, энергию, усиливают кровообращение, повышают работу сердца и кровоснабжение мозга».

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речевого развития, основывается на утверждении специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представления о значимости движений для речевых функций головного мозга (Н.А.Берштейн, Дж. Бруннер, М.М.Кольцова и другие).

В настоящее время рядом иследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры готовного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

З.А.Репина и В.И.Буйко также утверждали, что у детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношения.

Особое внимание уделяется необходимости правильной оценки недостаков в сфере моторной деятельности для выявления закономерностей анамального развития детей с общим недоразвитием речи и построении системы коррекцилонных воздействий.

Специалиты рекомендуют в коррекционную работу включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развития тонкой моторики пальцев рук, одновременно формируя у ребенка умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Н.С.Жукова, И.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева выделяют следующие основные задачи коррекционной работы:

1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на две-три-четыре ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей опускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; оставить ногу в стонрону; опустить голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую на голову; выставить првую ногу вперед, на пятку, на носок.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов о пол (удар о пол левой, правлой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (пербрасывать) мяч с одной руки на руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах

Е.М.Мастюкова особо выделяет следующие задачи организации двигательной активности детей-логопатов:

- развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;

- формирование умений произвольно управлять телом;

- построение двигательного режима.

Специалисты (Г.А.Волкова, Е.М.Мастюкова, Т.Ткаченко) предлагают основу физкультурно-оздоровительной работы составить с включением специально организованных форм двигательной деятельности.

В специальной группе рекомендуется особое внимание уделяеть развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

- сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

- разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

- отхлопывать ритм ладрнями по полу, затем чередовать положением руки ладонь-ребро (1-2 руками), поочередно каждым пальцев отстукивать взаданном темпе по поверхности, перебирать разными пальцами натянутую рещзину или шнурок;

- отсреливать каждым пальцем поочередно пингпонговый шарик;

- тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

- вырабатывать переключения движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро, ладони ти тп.)
воспроизводить различные положения руки (кулак-ландонь-ребкро), пальцев (колечко-цепь-щепоть);

- захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами,

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров, которая является составной частью всех обучающих занятий (Е.М.Мастюкова). Она представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:

- элементы логоримики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуковм, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дызхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и безь напряжения двигаются;

- пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук. Широко применяются игрушки и мелкие пособия: палочки, колеки, цилиндры, маленькие мячи. Кроме того, можно использовать различные движения для тренировки пальцев и кистей рук.

- Дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Рекомендуется релаксация(Е.М.Мастюкова)– использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозироавнный бег(Е.М.Мастюкова) - предназначен для тренировки всех функциональных сиситема организма, для развития физической выносливости и формирвания волевых качеств.

Рекомендуются упражнения для развития чувства темпа и ритма. Предполагается их разучивание на занятиях: разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды-пляски. Делается акцент на необходимость постояннй работы над различением тепмпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесного объяснения детьми разных по темпу движений, в том числе отхлопывания, отстукивания ритмов.

Для развития координации движений рекомендуется упражнения, дающие навык точного совмещения разнообразных движений, направления, скорости, напряженности. Это могут быть упражнения с предметом, а также пляски и импровизации.

Могут быть использованы и движения в сочетании с речью без музыкального сопровождения. При этом обращается внимание на последовательность работы: сначала разучиваетсся речевой текс, затем движения.

Особый акцент ставится на лучшее средство от гиподинамии – подвижную игру. Даются конретные рекомендации по подбору, проведению подвижных игр с учетом реальной ситуации в группе детей с общим недоразвитием речи. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп, продумывать использование подготовительной работы перед введением новой игры, быть внимательным к детям, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием и так далее.

Таким образом, в литературе подчеркивается необходимость учитывать «определенное значение наследственных факторов», организовывать двигательную активности детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речевого развития. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот и другие) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Рекомендуется использование и других видов деятельности: оздоровительный бег, релаксационные упражнения, музыкально-ритмические движения.


Вывод.

Анализ методической литературы, теоретических исследований, посвященных изучению состояния здоровья, особенностям физического развития и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития (Е.М. Мастюковой, Т.А.Ткаченко, З.А.Репина и В.И.Буйко, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот и другие), позволил сделать следующие выводы:

- Существует необходимость разработки системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими, тяжелые нарушения речевого развития (ОНР, ФФН).

- Компоненты системы (цель, задачи, содержание, средства, методы и приемы физкультурно-оздоровительной работы с детьми) должны выстраиваться с учетом особенностей развития детей с тяжелой речевой паталогией.

- В организацию двигательной активности детей необходимо включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развития тонкой моторики пальцев рук.

- Работа по развитию двигательных способностей должна включать развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

- Для формирования навыков необходимо правильно оценить недостаточность в сфере моторной деятельности, развития движений в целом.

- Необходимость использования валеологического и личностно-ориентированного подхода.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речевого развития, подробно отражены в практической части.

 

 


 

Глава 2. Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речевого развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.032 с.)