Объясните, как шел процесс формирования Кокандской автономии. Дайте оценку деятельности Мустафы Шокая. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните, как шел процесс формирования Кокандской автономии. Дайте оценку деятельности Мустафы Шокая.



Туркестанская автономия (официальное название: Turkiston muxtoriyati, в литературе известна также как Кокандская автономия) — непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, а в то время на территориях Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Первое демократическое и светское независимое государство в Средней Азии.

После Февральской революции, в Средней Азии начинают образоваться общественно-политические организации представляющие коренное мусульманское население региона. Одним из первых таких организаций была «Шуро-и-Исламия» (Исламский совет), основанная в марте 1917 года в среде идеологически либерального и демократического движения Джадидизм. Позднее от «Шуро-и-Исламия» откалывается «Шуро-и-Улема» (Совет духовенства), созданное кадимистами (движение исламских традиционалистов). На первых выборах лета 1917 года кадимисты уверенно обошли джадидов. В марте 1917 года создается «Союз трудящихся мусульман», сыгравший важную роль в борьбе за Советскую власть в Туркестане и его противниками. Мусульманские группы имелись также в партиях меньшевиков и эсеров, а позднее в партиях большевиков и левых эсеров.

15 ноября 1917 года в Ташкенте открылась III «Всетуркестанский Курултай мусульман» Туркестанского края под руководством «Шуро-и-Улема». Параллельно в этом же городе проходил III «Съезд Советов Туркестанского края». На «Всетуркестанский Курултай мусульман» были приглашены представители левых и социалистических мусульманских организаций, в то же время представители «Шуро-и-Исламия» в работе курултая не участвовали, что ознаменовало раскол между традиционалистами и либералами. На конференции было решено обратиться к делегатам III «Съезда Советов Туркестана» с предложением о создании коалиционного правительства. Но это предложение было отвергнуто левыми эсерами и большевиками, в руководстве которых решающее значение имели так называемые «старые коммунисты». Некоторые из «старых коммунистов» стояли на откровенно шовинистических позициях. Таким образом в первый состав «Совета народных комиссаров Туркестана» (СНК) не попали представители коренных национальностей. Это решение было осуждено ЦК партии большевиков, требующим включение в состав СНК представителей коренного населения региона.

22 ноября в Ташкенте открылся III «Краевой общемусульманский съезд», на котором была сделана попытка формирования правительств национальной автономии. Но это решение вызвало протест со стороны представителей левых мусульманских движений и партий, выступавших за Советы, как единственную легитимную власть.

В ответ на создание в Ташкенте СНК, 26 ноября 1917 года в Коканде под руководством «Шуро-и-Исламия» был созван IV «Всетуркестанский Курултай мусульман». На съезде присутствовало около 200 делегатов. На следующий день курултая Туркестан был объявлен «территориально автономным в единении с федеративной демократической Российской республикой». На курултае также было решено назвать новое государственное образование «Туркистон мухториати» (Туркестанская автономия). На том же курултае были избраны органы власти автономии. Представительным и законодательным органом должен был стать «Временный Народный совет» в количестве 54 человек, исполнительным — Временное правительство, состоящее из 12 человек.

Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. Это было удачным решением — такой парламент, несомненно, сплотил бы всех туркестанцев и стал бы непреодолимым препятствием для большевиков. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации».

В январе 1918 года в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент[3] прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Константина Осипова. В состав карательного отряда входили также красноармейцы ташкентского гарнизона и вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тыс. мирных жителей. Эта операция вместо достаточно лояльного к России Туркестанского правительства, фактически на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти[4]. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы[5]

Таким образом, Туркестанская автономия была ликвидирована большевиками всего через три месяца после создания. Её сменил Советский Туркестан.

Мустафе Шокаю удалось бежать сначала в Ташкент позже через Актюбинск в уральских степях присоединился к членам правительства «Алаш-Орды» и вновь включился в политическую борьбу.

Командно-административное решение проблем территориальных границ Киргизской (Казахской) АССР. Образование КазАССР. Воссоединение казахских земель в составе КазАССР (1924 г.).

Советское государственное строительство. Воссоединение казахских земель в составе КазАССР.

Казревком функционировал пятнадцать месяцев - с 10 июля 1919 года по 10 октября 1920 года. Его главной целью было осуществление высшего военно-гражданского управления краем. Основные задачи Казревкома: борьба против контрреволюции и интервенции; создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае; подготовка Учредительного съезда Советов в Каз. Председатель – С.Пестковский, поляк по национальности, член Компартии с 1902 г. Состав: первоначально – Лукашев, Джангильдин, Байтурсынов, Мендешев, Каралдин, Каратаев, а затем вошли Авдеев, Айтиев, Сейфуллин, Алибеков, Радус-Зенькович. Печатный орган – газета «Ушкын». Основные мероприятия: организация Советов в каз степи; привлечение лояльно настроенных представителей нац интеллигенции к сов строительству; 9 марта 1920 г принято решение о ликвидации Алаш Орды, именовавшей себя «Правительством Киргизии»; в Актюбинском уезде было открыто около 300 новых школ; в ряде городов края стали функционировать школы для подготовки мугалимов; значительная работа была проведена по объединению каз земель.

В ходе создания и становления казахской автономии на советских началах со всей остротой стал вопрос о тер-ях,в свое время насильственно включенных в состав административных единиц Российской империи: 1. Преодоление последствий колониальной политики царизма, лишившего казахов нац-ой государственности. 2. Стремление каз.народа объединить каз.земли в единую республику. При Кирвоенревкоме была образована специальная комиссия, которая занималась определением границ будущей республики.

Террит-е споры и разногласия: 1. Некоторые противились присоединению к Каз-ну Акмолинской,Семипалатинской,Уральской обл. 2. Некоторые требовали включения в состав республики не только каз.земель,но и Омской обл.,большей части Средней Азии.Барнаульского уезда,Алтайского края и т.д.3. 19 сент.1919 г. губком принял решение о присоединении Оренбурга к Каз-ну,а 7 июля 1920 года Оренбург был включен в состав его тер-ии. 4. 28 февраля 1920 г.при участии Ленина Турккомиссия ВЦИК и СНК РСФСР поддержала волеизъявление трудящихся Кустанайского уезда.Необходимость включения Кустанайского региона в состав Каз-на была всесторонне доказана в записке на имя Советского правительства А.Байтурсыновым и М.Сералиным. 5. Начиная с 1920 до 1922 года вопрос о границах Каз-на с Сибирью неоднакратно рассматривался ЦИК с участием Ленина.Он стремился найти единственно правильные пути решения этих разногласий,учитывая интересы страны в целом и национальные особенности республики областей,при этом он доказывал необходимость решения спорных тер-ых вопросов и установления границ в пользу создаваемой Казахской республики. 6. В ходе дискуссии знатоки истории своего народа А.Букейханов,А.Байтурсынов,А.Ермеков,М.Сералин и др.на богатой документальной основе воссоздали подлинную картину формирования тер-ой общности народа в период консолидации его в народность. 7. Непросто шло включение в состав Каз-на Акмолинской и Семипалатинской обл.,входивших в Зап.Сибирь.Против выступили некоторые члены Сибревкома.Во второй половине 1920 г.они 5 раз рассматривали вопросы установления границ с Казахстаном.В 1921 г. Акмолинская и Семипалатинская обл.,за искл. Омского уезда,были переданы из подчинения Сибревкома КАССР. 8. В 1921 г.декретом КазЦИК казахскому населению были возвращены земли 10-верстной полосы по Уралу и Иртышу,принадлежавшие ранне казачеству. В состав КАЗАССР вошли области Семипалатинская, Акмолинская,, Тургайская, Уральская и Мангышлакский уезд. 4-5 Адаевские волости Красноводского уезда, часть Астраханской губернии, Букеевсакя Орда.Большая предводительная работа под командованием Ленина проделана по подготовке нац-ого-государственного размеживания Средней Азии и присоединению ЮЖК к Казахской Республике. В итоге созданы национальные республики на Советском Востоке, завершено формирование территории казахских земель в единой казахской республике. В результате к КЗ отошли: Сырдарьинская обл – Казалинский, Акмечесский, Туркестанский, Шымкентский, Аулеатинский уезды, часть Ташкентского, Мырзашольского уезда, Самаркандская обл – несколько обл Жизакского уезда, Семиреченская область – Алматы Жаркент, Лепей, Капал, часть Пишпекского уезда. Территория Республики состоваила 2,7лн кв км. Общая численность населения – 5млн230тыс чел. (увеличилось на 1 млн.468 тыс.чел.)Численность казахов составила 61,3% (по данным переписи 1926г.)всего населения Каз-на. В апреле 1925г. V всеказахстанский съезд советов постановил: для восстановления исторически верного имени киргизского народа «впредь именовать киргиз-казахми». 9 февраля 1936 постановлением ЦИККАССР принято точное наименование: Казахи, Казахстан. 1-ой Столицей КЗ стал Орнебург- 1920-1924; 2 Кызыл Орда 1924-1929;3 Алматы – 1929-1997, 4 Астана – с1997.

26 Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Содержание НЭП и особенности ее проведения.

НЭП в Казахстане.(1921-1929)Ситуация, сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма.

Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению.

Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал

НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня. Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться. Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники, а отверженные враги ислама.

Духовенство поддержало и земельно-водную реформу.Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)