Обоснуйте, что насильственное переселение народов в Казахстан в 1930-1940 гг было проявление тоталитарной Политики в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснуйте, что насильственное переселение народов в Казахстан в 1930-1940 гг было проявление тоталитарной Политики в СССР.



Необходимость. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей. В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере. В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере. Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями. Ход развития. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян. С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась. После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, по данным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия. После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов. Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить. Итоги.В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1%. Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс. Царское правительство произвольно меняло этническую структуру населения и преднамеренно противопоставляло народы, стремясь превратить угнетенный самодержавием русский народ в угнетателя других народов и отвлечь тех и других от борьбы за освобождение. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.

 

33 Укажите основные направления культурного строительства в Казахстане в 20-30 годы ХХ в. Национального духа (1936г).

В условиях перехода к мирной жизни стала необходимость ликвидации неграмотности, подготовка кадров, повышение культурного уровня трудящихся. В 20-30гг. на пути культурного сторотельства КЗ страдал нехваткой национальной интелегенции, отсутствие материально – технической базы, великодержавный шовинизм. Самой неотложной задачей стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. Апрель 1924г - общество «долой неграмотность». 1921-1927гг в республике обучалось 200тыс. чел, 1928г. – в целом 25% грамотных - из них 10% казахов. В декабре 1931г - Президиум ЦИК и СОВНАРКОМ КАЗАССР ввели всеобщее обязательное обучение неграмотных в возрасте от 15 до 50 лет. 1936 – В ликпунктах обучалось более полумиллиона чел.1939- грамотность достигла 65 %, а среди казахов 40%. Из года в год росли расходы на наролдное образование КЗ. Активными участниками преодоления неграмотности были комсомольцы.Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. В 1928 казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 письменность с латинской на кириллицу. В условиях НЭПа советское гос-во не жалело сил для развития просвещения. В Шымкенте, Алмате,Туркестане и Урде открыты спецшколы для девушек казашаек.Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу.Шефство над всеобучем взял комсомол Каз-на. Вклад интелегенции в сфере образования. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели нац.интеллигенции: создание оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке.1Байтурсынов – учебное пособие по родной речи для системы ликбезов 2. Аймаутов – методика преподавания родного языка, проблемы двуязычия, 3. Сатпаев – составитель алгебры на казахском языке, 4. Букейханов – автор учебника география. В 20е г в КЗ функционировали 73 татарских школ, 40 узбекских, 35 уйгурских, 44 немецкие и эстонские школы. Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хоз-ва и прмышленности: Завершение ликвидации неграмотности среди взросого населения; Введение всеобщего обязательного обучения; Рост среднего образования; Вовлечение в школу девушек вост.нациоальностей. В 1925-1932 гг число педтехникумов возросло с 14 до 29,с 4821 учащимися.

Высшее образование. В 1928 открыт 1 ВУЗ КЗ казахский пединститут им Абая.За короткий срок было подготовлено около 10 тыс.специалистов высшей и 20 тыс средней квалификации. Накануне ВОВ в КЗ действовало 20 Вузов, 118 среднеспециальных учебных заведений. 20-30-е гг. период становления науки в КЗ. Крупным центром изучения истории, этнографии,экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана. Научное изучение Каз-на. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием советских ученых, как А.Е.Ферсман,Н.Г.Кассин,М.П.Русаков,С.С.Неустроев,И.М.Крашенников,Р.А.Борукаев,А.А.Гапеев.

Выводы ученых по запасам ресурсов Каз-на: 1 место-по запасам цвет.металлов,баритов и сурьмы; 2 место – по нефти; 3 место-по углю. Казахская советская лит-ра.Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература, у ее истоков стояли Сейфулин, Байтурсынов, Аймаутов, Дулатов, Жумабаев, Майлин, Жансугуров, Муканов, Мусрепов и др.Широкое развитие получила поэзия: Сейфуллин-«Советстан», «Кокшетау»; Муканов-«Сулушаш» и др. Проза.Б.Майлин-«Азамат Азаматыч»;Ж.Аймаутов-«Карткожа» и др. Драматургия.М.Ауэзов-«Айман-Шолпан», «Тунги сарын»; Г.Мусрепов-«Кыз Жибек», «Козы –Корпеш и Баян сулу» и др. Однако процесс развития казахской лит-ры был бы полнее,если бы не сталинские репрессии 30-х гг.Им подверглись М.Дулатов,Ж.Аймаутов,А.Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации,руководимой М.Дулатовым.Но несмотря на деформацию идей социализма, каз.советская лит-ра росла и мужала,обогащаясь лучшими традициями мировой, в том числе каз.лит-ры.

Также широкое развитие получили: искусство (художественное,муз-ое,театральное,) киноискусство; изобразит-ое искусство. В 20-30-е годы в обл.культуры происходили сложные,весьма противоречивые процессы.Одновременно развивались процессы и созидания и истребления культуры:

Положительные аспекты:высокий темп ликвдации неграмотности;осуществление всеобщего обязательного начального образования;сформирование профессиональной срстемы образования;формирование новых отрядов интеллигенции;становление культурных очагов. Отрицательные аспекты:Ультраякобинский террор и истребление национальной интеллигенции;тоталитарное идеологизирование культуры народа;отсутствие понятия национальная культура и замена ее на «интернациональная культура».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.)