Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7.12. Становление униатских отношений между ВКЛ и Польшей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Предпосылки заключения Кревской и Городельской уний. 2. Распространение католицизма как результат униатских соглашений между ВКЛ и Польшей. 3. Брестская церковная уния. Государственный союз, уния, межгосударственный договор, каталическая экспансия, Кревская уния 1385 года, Ягайло, Витовт, Ядвига, Островское соглашение 1392 года, Городельская уния 1413 года, привилеи 1442-1444 г.г., Бресткая церковная уния, реформация, протестантство, кальвинизм, ересь, униатство. Находясь в центре Европы и имея границы со многими феодальными государствами, Великое княжество Литовское осуществляло активную внешнеполитическую деятельность на основе принципов, принятых в тот период в международных отношениях. В зависимости от многих внутренних и внешних обстоятельств ВКЛ либо вело оборонительные войны, либо совершало захватнические военные походы, либо заключало торговые и политические соглашения, часто прибегая к заключению династических браков и организации совместных военных походов. Так, в 1363 г. войска Великого княжетсва Литовского одержали победу над татарами в битве на реке Синяя Вода. В 1385 г. был заключен династический брак великого князя Ягайло с польской королевой Ядвигой; в 1410 г. войска ВКЛ участвовали вместе с русским и польским войсками в Грюнвальдской битве, где были разбиты войска Тевтонского ордена, и т.д. В силу перечитсленных и многих других обстоятельств наиболее интенсивно у Великогокняжества Литовского развивались отношения с Польшей, унии с которой получили законодательное оформление и в конечном итоге чего во второй половине XV в. привели к образованию нового славянского государства — Речи Посполитой, которая по форме государственного устройства была конфедерацией. И если первые унии 1385 и 1413 гг. носили персональный характер, то уния 1569 г. — общегосударственный. Однако именного Кревская и Гродельские унии явлились предпосылкой заключения последней Люблинской унии. Реализация польско-великокняжского союза конкретно началась в 1385 году, когда Ягайло получил предложение по поводу брака с польской наследницей - Ядвигой. В ответ на это предложение Ягайло обещал выполнить ряд обязательств: на совещании польских послов в Креве он обязался принять католическую веру со своими братьями, родственниками, народом литовским, знатным и простым, давать деньги своего государства на нужды Польши и помочь Польше получить отобранные у нее южные территории, заплатить отступную Вильгельму Австрийскому в сумме 200.000 флоринтов и на вечное время присоединить Литовское государство к Польше. Польша в ответ обещала Великому княжеству помочь в борьбе с крестоносцами. Период 1385-1387, когда Ягайло стал королем Польским и великим князем литовским, принял католичество, можно считать временем изменения политико-правового положения ВКЛ. Со стороны великого княжества эта уния должна была помочь не только в борьбе с крестоносцами но и укрепить положение великокняжеской власти. На основе этих условий 15 августа 1385 года было подписано историческое соглашение с Польшей, известное под названием Кревская уния. Со стороны Литвы унию подписали Ягайло, все его братья, в том чисел и Витовт.
В 1386 в городе Крево (нынешняя Сморгоньщина Гродненской области) были оглашены следующие условия этого договора- соединения Польши и ВКЛ: король и великий князь в соединенных государствах должен быть один – сначала это был Ягайло, а затем его наследник, простой потомок его и Ядвиги. Внешние дела, касающиеся двух государств, в том числе обороны территории осуществляются совместного ВКЛ и Польшей. Внутреннее управление в государствах оставалось раздельным: в Польше и в ВКЛ - свое войско, свои деньги, свое правительство. Ягайло должен был принять католичество и распространить его на всю Литву. Так состоялась первая уния ВКЛ с Польшей. В 1386 году на Люблинском сейме Ягайло был избран польским королем. В том же году он принял католичество и в Кракове получил имя Владислав. Условия унии были на руку польской знати, однако не удовлетворяли интересов ни княжеских, ни литовско-белорусских феодалов, ни в том числе соседних западно-русских. Во 1 -ых потому, что уния являлась прямой инкорпорацией ВКЛ с состав Польши, удельные князья становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность, а русский князья явно опасались дальнейшего распространения католичества на новые территории. Иногда эта уния рассматривалась как династично-персональная и не меняющая юридической базы двух государств. Однако по тексту этого соглашения юридически литовские земли на вечное время присоединялись к Польской короне, и даже прекращалось независимое существование великого княжества, ведь после унии все литовские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а литовские католики получали тоже право собственности, что и польские. Так обстояло дело с юридической стороны. Однако фактически обстоятельства сложились иначе. На деле все было не так. Уния была осуществлена на бумаге, а не в жизни. ВКЛ и Польша еще долго будут жить своей личной жизнью. Другое дело, что эта уния открывала дорогу для польского политического, культурного и социального влияния. То, что жизнь ВКЛ после 1386 года в основном не изменилась видно еще и потому, что акты унии между двумя государствами продолжали писаться еще долгие годы, а повторение актов говорит о том, что они не имели силы в жизни. Если бы акт уни 1386 года был реальным, не пришлось бы вопрос о ней поднимать на дальнейших съездах более чем 10 раз. Из источников известно, что подобный вопрос поднимался на общегосударственных собраниях в 1401, 1413, 1447, 1451, 1453, 1501, 1503, 1564, 1566 и 1567 годах.
Известный исследователь истории государства и права Беларуси И.А. Юхо считает, что известный в исторической литературе текст Кревской унии не настоящий, а позже сфальсифицированный. Он представляется ему актом безоговорочной капитуляции, поскольку все обещания Ягайло представляются ему крайне неосновательными. С 1386 года Ягайло использует новые политические возможности и начинает католическую экспансию на литовские земли. Акатоличивание затронуло уже интересы не только верхов, но и широких масс православного населения ВКЛ, которое выступало против унии Ягайло с его прокатолической политики. 20 февраля 1387 года Ягайло выдает грамоту, в соответствии с которой литовским феодалам преподносились большие привилегии при условии принятия ими католичества. На православных эти привилегии не распространялись. Согласно привилея 1387года, православная знать, которая в большинстве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католического вероисповедания. В грамоте феодальная знать католического вероисповедания получила неограниченные права владения и распоряжения своими владениями, а также освобождалась от всякого рода платежей и повинностей, выполнения ряда государственных повинностей. В 1413 году был издан Городельский привилей по которому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере. Второй грамотой от 22 февраля 1387 года была оговорена возможность заключения браком между католиками и православными только в случае перехода последних в католичество. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от всех налогов и повинностей. Все это содействовало укреплению положения литовских феодалов-католиков в политической жизни государства. Прокатолическая политика Ягайло сыграла роль в формировании оппозиции внутри ВКЛ, особенно на белорусских и украинских землях. Названные постановления вызвали резкое недовольство в среде великокняжеского магнатства. В оппозицию Ягайло стали как православные, что естественно, так и частично католические феодалы, неудовлетворенные явно пропольской политикой монарха. Владислав-Ягайло основал в Вильно епископство и наделили его землями. Во многих городах и селах появляются католические костелы. Первоначальный дар великого князя католическому окружению составлял около 60 деревень. Со временем оппозицию возглавил князь Витовт, который в конце 80-х начале 90:х гг. провозгласил лозунг воссоздания самостоятельного Литовско-Русского королевства, которое противостояло бы, с одной стороны Москве, с другой - Польше.
Очередные переговоры Ягайло и Витовта закончились подписанием в 1413 году Городельской унии в замке Городля над Бугом, где были собраны несколько польских феодалов и 47феодалов-католиков со стороны ВКЛ. В результате их заседания было выдано 3 привилея. Третий привилей, выданный от имени Ягайло и Витовта и явился Городельским привилеем. Он представлял собой документ открытой католической ^і^еосйй и имел своей целью не союз двух гооударств, а распространение католицизма, идеологическое подавление и подчинение народа католическому духовенству. Первых два акта относились к тому, что польские феодалы согласны были поделиться с феодалами-католиками княжеств гордостью носить гербы и, соответственно, того, что княжеские феодалы принимали эти гербы, тем самым, вступая с ними в гербовое побратимство. В отличие от Островского соглашения Городельская уния юридически оформила политическую самостоятельность ВКЛ, но все равно под властью польского короля. В артикуле 2 говорится: паны и шляхтичи после смерти Витовта никогда не 'будут иметь или избирать великим князем и государем, как только король польский и его последователи, посоветовавшись с приемниками и панами Польши и земель Литвы, посчитают за необходимость избрать и поставить. Говоря про результаты этих союзов, необходимо отметить, что унии содействовали сближению народов ВкЛ, а в его составе и народов Литвы, Беларуси, Украины и Польши, в том числе укреплению и развитию торговых и культурных связей. Особенно важное значение имело объединение военных и материальных средств обоих государств в борьбе с немецкими аккупантами. Благодаря униям были остановлены процессы онемечивания польского народа и колонизация Польши, а победа в Грюнвальде задержала наступление немцев на Восточную Европу. Однако в тоже время унии содействовали расширению католицизма на территории княжества, а в его составе и Беларуси, Украины, Литвы, тем самым, уничтожая народную культуру этого многоэтничного государства. Кроме того, в объединенном государстве постоянно велась борьба между враждующими конфессиями, что в результате привело к ослаблению не только Великого княжества Литовского, но и самой Польши.
В конце 16 века на территории ВКЛ (в составе Речи Посполитой) началась крупная церковная реформа в основе которой лежала Брестская церковная уния - 1596 года - соглашение, подписанное на церковном соборе в Берестье об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви. Это соглашение предусматривало признание верховной власти Ватикана и католических учений при сохранении православной обрядности и богослужения_на церковнославянском и родном языках. Соглашение привело к созданию еще одного направления в христианстве - униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, праздниках, обрядах, и т. д. В 18 веке униатство стало самым массовым религиозным течением на белорусских землях. Контрольные вопросы: 1. Перечислить предпосылки заключения Кревской унии 2. Являлась ли Кревская уния фактическим межгосударственным соглашением? 3. Как повлияло заключение Островского соглашения и Виленско-Радомской унии на борьбу с немецкими католическими орденами? 4. Перечислить правовые акты 14-15 веков, направленные на католическую экспансию белорусско-литовских земель 5. Назвать причины и результаты заключения Брестской унии 6. Перечислить характерные признаки униатства как христианского течения
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.250 (0.011 с.) |