Лекция 8.14.Основные черты феодального права Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8.14.Основные черты феодального права Беларуси.



1. Становление системы права ВКЛ.

2. Городские, волостные, областные грамоты как источники феодального права

Источник права, обычай, правовой обычай, санкционирование, правовой акт, система права, систематизация, кодификация, писаное право, естественное право, бежественное право, земское или посполитой право, Судебник Казимира 1468 года, привилеи – общеземские, городские, волостные и др.

В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

1Іервьіе попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя,

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. божественное, то есть данное богом в священном писании.

2. Естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе. Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, независело от нрмативных госудаственных актов.

3. Человеческе или положительное право, то есть право, созданное людьми. Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались

такого деления и выработали свою системы, отличную от римского

права.

Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отноше­ний интенсивно развивалось под воздействием экономи­ческих, социальных и политических причин. Для него ха­рактерны два основных этапа развития.

Первый, «привилейный» этап (ХШ-ХУ вв.), на про­тяжении которого по мере образования ВКЛ как суве­ренного феодального государства складывается обще­земское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих кня­зей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.

Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине ХП в. вытесняет­ся нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма).

Второй, «статутовый», этап (XVI век) характеризу­ется господством общеземского права, которое развива­ется так динамично, что неоднократно требуется его сис­тематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Ли­товского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и вне­шних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост горо­дов и дифференциацию городского населения, обуслови­ло более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право (Волковыску - в 1503, Новогрудку - в 1511, Слониму - в 1531, Речице - в 1561, Радошковичам -в 1569, Могилеву и Мозыру - в 1577, Пинску - в 1581, Витебску - в 1597 годах и т.д.)

Указанные процессы наряду с другими (более благо­приятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совер­шенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Ли­товского, унификации их правового статуса во второй по­ловине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которо­го невозможно без наличия единого права Именно под воздействием многообразных и разносторонних процес­сов и причин идет интенсивная правотворческая деятель­ность государства, цель которой - приспособить феодаль­ное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются 5 основных тен­денций, которые как вместе взятые, так и каждая в от­дельности являются прогрессивными. Происходит изме­нение в источниках права: основным источником стано­вится нормативный акт, хотя и правовой обычай во мно­гих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят раз­личные названия (привилеи, грамоты, постановления, ус­тавы, статуты и др.), различны по действию в простран­стве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и прини­маются коллегиально высшими органами государства.

Постановления сейма (общего, вального) принима­лись на совместном заседании шляхты Великого княже­ства Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господара (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рас­смотрения вопросов совместной внутренней и внешней по­литики (ст.6,10), сохранение прежней системы должно­стей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей.

Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилеи был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешивать­ся в дела местных церквей, назначать воеводу без со­гласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не пла­тили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих мес­тных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоц­кой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и не­которые другие.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государ­ственных (великокняжеских) землях в связи с произво­лом администрации (незаконное увеличение размера по­датей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Моги-левской волости в связи с жалобой на державца.

В волостных привилеях определялись повинности (по­людье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой админи­страции - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в те­чение времени сбора податей содержались за счет насе­ления, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить про­извол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социаль­ного конфликта.

Выдача городских привилеев в XVI в. резко возрос­ла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в свя­зи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийны­ми бедствиями (наводнением, пожаром) и военными дей­ствиями, происходившими на территории города; 3) в свя­зи с произволом администрации; 4) по просьбе админист­рации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми зна­чительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, фор­мирование местного бюджета и др. вопросы. Во всех дру­гих видах городских привилеев либо четко определялись подати и повинности, либо мещане частично или полнос­тью освобождались от них на определенный срок. Напри­мер, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жите­лям г. Диены привилеи, по которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилеи был выдан в 1563 г.

Контрольные вопросы:

1. Что в юридической литературе понимается под источником права?

2. В чем заключаются особенности правового обычая?

3. Почему Судебник Казимира 1468 года называют первым кодексом белорусско-литовских земель?

4. В чем заключалось основное содержание общеземских, областных, волостных и городских грамот?

.

 

 

Лекция 8.15. Систематизация и кодификация норм права белорусско-литовских земель в период феодализма

1. Значение и содержание общеземских грамот.

2. Судебник Казимира как первый кодекс белорусско-литовских земель.

3. Статуты ВКЛ 1529,1566,1588гг. Государственное право ВКЛ по Статуту 1588 года.

Привилейный период, статутный период, грамоты (привилеи), Статуты, Свод законов, государственное право, государственный строй, органы государственной власти, разделение властей, верховенство права, систематизация, структура правового акта, Лев Сапега, государственный суверенитет, демократизм.

К основным нормативным актам привилейного этапа отно­сятся:

- договорная грамота великого князя Казимира с Ве­ликим Новгородом об установлении мира и условиях ве­дения торговли с Полоцком и Витебском 1440 г.;

- грамоты великих князей городам на магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.;

- общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг.;

- Судебник Казимира 1447 г.;

- постановление Городельского сейма об унии Велико­го княжества Литовского с Польшей о привилегиях фео­далов-католиков 1413 г.

К основным актам статутного периода относятся: Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

Привилеи Ягайло 1387 года был первым норматив­ным актом, в котором не все феодалы Великого княже­ства Литовского, а только принявшие католическую веру, получали дополнительные привилегии. Это было сдела­но с целью ускорить распространение католической ре­лигии на территории государства. Все последующие при­вилеи расширяли эти привилегии, хотя в силу объектив­ных причин православная шляхта была уравнена привилеем 1432 г. в правах со шляхтой католического вероис­поведания.

Общеземский привилеи Казимира 1447 года завер­шил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его назы­вают конституцией шляхты.

Оживление правотворческой деятельности государ­ства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во второй половине XV в. вызвали необходимость в систематизации теку­щего законодательства. Результатом работы по упоря­дочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 г. Его нормы регламентировали в ос­новном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдель­ные положения, касающиеся процессуального, граждан­ского и административного права.

Судебник содержит 25 статей, из которых 16 регла­ментируют различные правовые аспекты такого преступ­ного деяния как кража (раскрывается состав преступле­ния, определяются виды наказания за простую кражу и квалифицированную и др. положения).

Характеризуя в целом зарождающееся общеземское пра­во Великого княжества Литовского в конце ХП-ХУ вв., не­обходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, право-привилегия и др.) ему присущи уже такие прогрессивные по своему вре­мени положения, как:

1) четко указанный возраст уголовной ответственности;

2) право феодалов на публичный суд;

3) свободное без всяких ограничений распоряжение не­движимым имуществом;

4) ответственность только за вину;

5) ограничение ответственности членов семьи;

6) запрет самоуправства в виде наездов и др.

Это свидетельствует о довольно высоком уровне раз­вития не только общества и государства, но и правовой мысли.

В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и фео­далов, но и формирования новой социальной общности -сословия. Значимую роль в формировании светского со­словия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.

Самым значимым событием в развитии феодаль­ного права Великого княжества Литовского в XVI в. яв­ляется разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 годов. Именно на XVI в. приходится второй период в разви­тии права - статутный период. Наличие в государстве по­добных крупных нормативных актов свидетельствует о вы­соком развитии правовой мысли, культуры, образования.

Статуты Великого княжества Литовского резко отли­чались от крупных нормативных актов ХІУ-ХУ вв., как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (главы, статьи, которые имеют названия).

Для Статутов, и особенно для Статута 1588 г., харак­терна ярко выраженная гуманистическая направленность. Так, уже в Статуте 1529 г. вводятся принципы ответствен­ности всех только по закону и только по суду. По Стату­ту 1566 г. установлен возраст уголовной ответственнос­ти с 14 лет и право простых людей участвовать в избра­нии великого князя; по Статуту 1588 г. возраст уголов­ной ответственности был повышен - с 16 лет, и указан только один источник невольного состояния - плен. Бо­лее того, Статут 1588 г. предписывает называть челядь невольную впредь «дворовой челядью», а ранее бывшую челядь невольную и их детей наделить землей и перевес­ти в разряд крестьян «отчичев» (непохожих).

Содержание Статутов свидетельствует о расцвете фе­одальной демократии, зарождении новой формы право­сознания. Прогрессивные положения и принципы, закрепленные в них, дают основания, как отмечает профессор, доктор юридических наук Юхо И.А., утверждать, что в Статутах последовательно проводится идея установле­ния правового государства.

Каждый Статут разрабатывался специально созданной комиссией, куда входили высокообразованные, сведущие люди своего времени (ученые, врадники). Например, в раз­работке проекта Статута 1588 г. принимали участие Волович А.Б., Сапега Л.И., занимавшие должности канцле­ра и подканцлера и, по воспоминаниям современников, вы­сокообразованные лица. Как правило, комиссия работа­ла в течение длительного срока (несколько лет). Подго­товленный ею проект Статута неоднократно обсуждался на сеймах, затем дорабатывался и принимался.

В Статутах нашли отражение различные отрасли пра­ва: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах. Так, в Статуте 1588 г. нормы уголовного права закреплены в разделах Х-ХГУ и частично в разделах 1,11 и др.

Нормы в Статутах наряду с абстрактным характером часто носят казуальный характер, что затрудняет их вос­приятие.

Статуты Великого княжества Литовского - это свод дей­ствующих законов государства в XVI в., но не единственный. Наряду со Статутом действовали привилеи и постановления.

Статут 1588 г. как более содержательный и более со­вершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда, когда Беларусь находилась в со­ставе Российской империи.

Государственное (конституционное) право по Статутам 1529,1566,1588 гг.

Государственное право проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей пра­вовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны.

Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закреплявших принцип выборности мо­нарха, ограничение его власти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но доволь­но значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламенти­ровав порядок формирования и деятельность земских по­ветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции! Главного суда Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществ­лять с участием избранных «двух земянинов, людей доб­рых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити» (арт.2 разд. VI). Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судеб­ной власти.

В государственном праве не только в Статуте 1529 г., но и вопреки Люблинской унии 1569 г., в Статуте 1588 года содержатся правовые нормы, касающиеся сувере­нитета Великого княжества Литовского, системы, струк­туры и компетенции органов власти и управления, истори­чески сложившихся в нем. В нормах всех Статутов зак­реплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только уроженец (гражданин) Великого княжества Ли­товского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных лиц этого государства.

Нормы государственного права свидетельствуют о ду­ховном переломе феодального общества в XVI в., в час­тности его правосознания. В них усматривается стремле­ние законодателя создать более благоприятные, упоря­доченные нормами права условия существования челове­ка в обществе, закрепив такие прогрессивные принципы как выборность, коллегиальность, законность, ответ­ственность, отделение суда от администрации, участие в суде присяжных и др., что помогало избежать социальных взрывов в обществе.

Контрольные вопросы:

1. Как развивалось законодательство Великого Княжества Литовского в привилейный и статутный периоды?

2. Назвать основные этапы систематизации законодательства Великого Княжество Литовского

3. Назвать основные принципы систематизации норм права в Статуте 1588 года

4. Какова роль Льва Сапеги в развитии законодательства ВКЛ?

 

 

Лекция 8. 16. Основные положения отраслевого права Беларуси периода феодализма

1. Основные черты уголовного права.

2. Основные положения гражданского права.

3. Семейное право феодальной Беларуси.

Система права, отрасль права, институт права, правовая норма, обычное право, гуманизм, уголовное право: выступа из права, кара, казнь, баниция, покаяние и др., гражданское право: сервитуты, залог, собственность, владение и др., семейное право.

Уголовное право по Статутам 1529,1566, 1588 гг.

Все институты данной отрасли права в трёх Статутах по­лучили довольно полное отражение. Его нормы содержат­ся в специальных разделах, например в Статуте 1529 г. - в разделах IX, ХІ-ХІП, в Статуте1588 г. - в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах. Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессив­ные положения, опережающие своё время и больше ха­рактерные для буржуазного права. К таким положе­ниям относится принцип равенства всех перед законом («иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,...ровно адностайным тым писаным правом мають сужоны быти» - Статут 1529 г. (разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники «не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы» - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. 1]);

принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» - Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказа­ния тяжести совершенного правонарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а лег­кости выступов своих» - Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они не были «слу­чайными», а стали основополагающими принципами уго­ловного права шестнадцатого столетия. Ни один из Статутов не содержит четкого определе­ния понятия преступления, но из сравнительно-право­вого анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вы­вод, что законодатель признает преступлением про­тивоправное, виновное действие (бездействие), не­сущее в себе элемент общественной опасности и по­сягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия «преступление» обусловило и от­сутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое количество слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в., для него всегда характерна одна сущностная черта - про­тивоправность.

Классификация преступлений (по объекту и по степени общественной опасности свидетельствует о продуман­ной и сравнительно гуманной для своего времени кара­тельной политике. О гуманизме уголовного права гово­рит и та обстоятельность, с которой законодатель раз­работал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специаль­ный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении объектив­ной стороны принималось во внимание само действие (без­действие), последствия, причинная связь, рецидив и кон­кретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм уголовного права Великого княжества Ли­товского в XVI в. проявлялся и в том, что постоянно по­вышается возраст уголовной ответственности (по Стату­ту 1566 г. - с 14 лет, а по Статуту 1588 г. - с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении кото­рого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законо­датель, используя различные слова («каранья», «вина», «покута» и др.), определяет наказание как зло или стра­дание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание - это кара, установленная за­коном, за причинённое зло потерпевшему, мера госу­дарственного принуждения. Она проявляется в ограни­ченном либо полном лишении прав осуждённого, в причи­нении ему физических страданий, материальных лишени­ях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штра­фа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств соста­ва преступления. Кроме того, оно зависело от социаль­ной принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27), а за крестьянина - 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.). Классовый характер уголовного права проявлялся и в том, что за аналогич­ное правонарушение представители привилегированных сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди.

Оценивая уголовное право Великого княжества Литов­ского в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из которых опе­режали свое время, так и негативные черты, свойствен­ные любому феодальному праву (публичность осуществ­ления наказания, жестокость некоторых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличие телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута - это яркое подтверждение проявления закона диалектики - единство и борьба противоположнос­тей, ибо в Великом княжестве Литовском в XVI в. господ­ствовал феодализм, но в недрах его уже формировались, новые общественные отношения - буржуазные. Это пере­ломное время, в котором находилось феодальное обще­ство, и отразилось в Своде законов, каким являются Ста­туты 1529, 1566, 1588 годов.

 

Гражданское право по Статутам 1529,1566, 1588 гг.

Большинство институтов гражданского права (лица. собственность, вещи, обязательства, давность, правоспо­собность, дееспособность и др.) нашли довольно полное отражение во всех трёх Статутах.

Как и во всех других феодальных государствах, пра­воспособность людей в Великом княжестве Литовском в XVI в. не была одинаковой. Она зависела не только от гражданства и сословной принадлежности, но и от нацио­нальной, религиозной принадлежности Более того, пра­воспособность не была одинаковой у представителей од­ного и того же сословия, например, сословия простых лю­дей, сословия мещан. В последнем сословии большей пра­воспособностью обладали мещане городов с магдебургским правом, чем мещане городов, не имевших привилей на магдебургское право. Что же касается правоспособ­ности сословия простых людей, то она была столь разно­образной, сколь разнообразно это сословие по своим со­циальным группам.

Наибольшей правоспособностью обладала шляхта, а наименьшей - челядь дворная. Полностью лишались граж­данских прав лица, осужденные к изгнанию из страны (выволанцы). Дееспособность по Статуту 1529 г. наступала для девушек с 15, а для юношей с 18 лет.

В Статутах нет определения понятия «право собствен­ности», но из анализа его норм можно заключить, что за­конодатель понимает под ним право пользования, владения и распоряжения имуществом. Хотя объём распоря­жения различен в силу наличия различных видов собствен­ности: отчины (дедины), купленины, выслуженные земли. Распоряжение отчинами и выслуженными имениями по Статутам 1529 и 1566 годов было ограниченным, в то вре­мя как имениями купленными можно было распоряжать­ся свободно. И только Статутом 1588 г. закрепляется свобода распоряжения собственностью независимо от её вида. Введение в товарооборот земельной собственности без всяких ограничений взорвало феодальные экономи­ческие отношения и способствовало более быстрому раз­витию буржуазных отношений.

Вещное право в Статутах было разработано довольно обстоятельно. Уже в Статуте 1529 г. законодатель рас­сматривает вещь главную и второстепенную, недвижимую и движимую. К недвижимым вещам отнесены замки, име­ния, скот, орудия производства, челядь (р. VI, арт. 1), ибо это «не есть речь рухомая, але при имнении лежачое».К главной вещи относились земли, имения, пущи, ловы и вещи, а к второстепенным - челядь, скот, оружие и др.

Только феодалы (шляхта, духовенство) имели право собственности на землю, но и они были в некоторой сте­пени ограничены до принятия Статута 1588 г.

В Статутах много внимания уделено такому институ­ту гражданского права как обязательства, которые де­лятся на обязательства из правонарушения (потрава по­севов и т. д.) и из договоров. При этом уже в Статуте 1529 г. четко предусмотрен порядок заключения дого­воров (купли-продажи, залога, займа). Так, договор займа до 10 коп грошей мог заключаться в устной форме, а свыше этой суммы - только в письменной. И если займ свыше 10 коп грошей совершен в устной форме, то в слу­чае рассмотрения иска в суде истец «што будет вышей десяти коп грошей позычоно без листу, маеть тратити» (разд. X, арт. 3).

Срок исковой давности во всех Статутах установлен в 10 лет, но есть исключение для договора залога. Ста­тут 1529 г. устанавливает, что «каждая застава давности земное не мела» (разд. X, арт. 5), если договор не заклю­чён на определённый срок «под страченьем», т.е. с осо­бой оговоркой об утрате имения, если долг не будет воз­вращён в указанный в договоре срок.

Но следует иметь в виду, что наряду с нормами Ста­тутов гражданско-правовые отношения регулировались и другими нормативными актами и даже обычным правом. Однако, исходя из анализа норм Статутов, можно пред­положить, что при коллизии различных норм, регулиру­ющих гражданско-правовые отношения, преобладали нор­мы Статута.

Брачно-семейное право по Статутам 1529, 1566,1588 гг.

Одной из прогрессивных черт феодального права Ве­ликого княжества Литовского является и то, что мно­гие аспекты брачно-семейных отношений регулирова­лись светским писаным правом, а не только церковным и обычным. Для развития брачно-семейного права XVI в. харак­терно расширение вмешательства светской власти в ре­гулирование вопросов брака, семьи, наследования, опе­ки, завещаний и др. И хотя в Статутах не все институ­ты брачно-семейного права нашли отражение, но ос­новные из них (порядок выдачи замуж и правовое его оформление, права детей (сыновей и дочерей) и мате­ри-вдовы на наследство, основания заключения и рас­торжения брака и другие) в той или иной мере регла­ментированы.

Нормы брачно-семейного права содержатся в Стату­те 1529 г. в основном в разделе IV «Об поглаве женской и о выправу девок» и V «Об опеке», а в Статутах 1566 и 1588 г. добавляется ещё один раздел - VIII «О тестаментах», в котором обстоятельно рассматривается вопрос о порядке составления завещания, его содержании и т.д. В Статуте 1588 г. круг регламентированных вопросов зна­чительно расширяется не только за счёт раздела VIII, но и за счет новых положений в прежних разделах. Так, свет­ское право затрагивает вопрос о причинах расторжения брака, например, кровное родство (разд. V, арт. 20), осуж­дение лица за государственную измену (разд. П, арт. 5) и др., уточняет компетенцию светского и духовного судов по делам о расторжении брака (разд. V, арт. 22) и содер­жит другие новые положения.

Сравнительный анализ правовых норм Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. свидетельствует, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светской вла­сти и светского права в регулировании указанных обществен­ных отношений возрастала. Обе эти тенденции раскрывают прогрессивный характер развития брачно-семейных отноше­ний в целом, хотя оно содержало и ряд негативных черт: признавался законным только церковный брак, братья и сестры не были равны в правах на наследство, наличие нега­тивных последствий для брачующихся в случае заключе­ния брака без согласия родителей и другие, которые харак­терны для любого, как правило, феодального права.

 

Контрольные вопросы:

1. Назвать основные институты гражданского права феодальной Беларуси

2. Назвать основные институты уголовного права Беларуси периода феодализма

3. Определить существенное отличие таких понятий как система права и отрасль права

4. Перечислить основные черты наследственного права

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.077 с.)