Лекция 2.4. Значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.4. Значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»



1. Понятие и значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»

2. Методы научного познания, используемые историко-правовыми науками.

Методология, методы научного анализа, технический прием, специальные, частно-научные методы, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод, конкретно-исторический метод, системный анализ и др.

Проблемы возникновения, природы, сущности госу­дарства и права, их функционирования, роли и значе­ния в жизни общества, государственно-правовой дейст­вительности и тенденций ее развития, политико-право­вых процессов и их отражения в сознании людей отно­сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю госу­дарства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культур­но-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч­ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Многовековой мировой опыт государственно-право­вого развития вызвал к жизни многочисленные и много­образные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и полу­чают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания истории государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совер­шенствуются по воле людей, и т. д.

В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изу­чению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась един­ственно истинной, т. е. правильно отражающей объектив­ную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подверга­лись критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать ми­ровые достижения политической и правовой культуры.

Вместе с тем любая история, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвер­галась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонни­ков. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потреб­ность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и соци­ализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марк­сизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной спра­ведливости, трудовой морали неистребимы, пока суще­ствуют человек и мир.

Сегодня в нашей стране существует свобода выбора методов, спо­собов, подходов к изучению истории государства и права, плюра­лизм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не за­трагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надле­жит дистанцироваться от групповых, классовых, нацио­налистических интересов во имя истины и правды.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результа­ты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой и реальной действительности во многом зависит от методов, используемых исследователями, в том числе и научных. Вид­нейшие ученые придавали методам познания исключи­тельное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фо­нарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Сам термин метод имеет греческое происхождение. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы – это продукты интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Предмет отвечает на вопрос, что изучает наука истории, методы – как, какими способами она это делает.

История государства и права Республики Беларусь – это не собрание определенных фактов и событий о прошлом. Это постоянно развивающаяся наука с присущими ей и вместе с ней развивающимися и обновляющимися методами познания. В связи с этим определим, что метода истории государства и права – это приемы, подходы, способы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Нельзя объять необъятное и поведать сразу обо всем, что изучают научные дисциплины. Для изложения всех принципиально важных факторов из истории народов нужна целая библиотека, также и как для рассказа о происхождении больших или малых народов-этносов, для сколько-нибудь подробного анализа общих или частных проблем.

Все эти факторы требуют не просто познания, а осмысления и научной трактовки. Для этого каждая из наук пользуется общенаучными (вырабатываемыми для всех наук) и частнонаучными (выработанными специальной наукой) методами. Наука не стоит на месте, не стоит на месте и само история, получают новое толкование некоторые известные факты, их дополняют вновь открытые, будут зачеркнуты иные положения, сегодня почти признанные, отпадут те или другие пересказанные не раз гипотезы. Однако можно твердо поручиться за верн6ость общих исторических начал.

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных методических приемов и средств, позволяющих с разных точек зрения объяснять и толковать процессы развития государства и права.

Так в настоящее время, в литературе по истории государства и права Республике Беларусь встречается различные концепции, по своему объясняющие ряд проблемных вопросов истории белорусского государства и права, среди них такие как происхождение белорусского этноса, формирование национального государства и его последующая эволюция.

Такая ситуация не случайна, так как многочисленные и многообразные правовые теории и доктрины опираются в своих исследованиях на различные методы, подходы и получают, как правило, далеко не одинаковые результаты и выводы.

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов.

В истории государства и права Республики Беларусь, как и в других историко-правовых науках, наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других.

История государства и права разрабатывает собствен­ные методы исследования государственно-правовых яв­лений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечествен­ной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные сто­роны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического по­тенциала общества.

Философской основой истории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и созна­ния. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирую­щих отношения частной собственности, привело к деле­нию российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в го­сударственном строительстве); закон отрицания отрица­ния (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «сво­бода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских ис­толкований государственно-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредст­венно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном под­ходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особен­ностями. При движении мысли от конкретного к обще­му, абстрактному исследователь может, например, изу­чить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правона­рушения.

Наша наука исследует государство и право не в ста­тике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, из­меняющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и пра­вовой культуры. Двигаясь по пути социального прогрес­са, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими цен­ностями, становятся все более социально ориентирован­ными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании го­сударственно-правовых явлений исторического метода.

На вооружении истории государства и права находит­ся и системный метод познания. Любая система пред­ставляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы го­сударства, второго — нормы права. В целом же государ­ство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в поли­тическую систему, а право — в нормативную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элемен­тов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.

Одновременно «История государства и права Беларуси» наука использует специальные или частнонаучные методы. Знание и умелое использование общенаучных мето­дов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государствен­но-правовых явлений.

Традиционен для историко-юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего стро­ения правовых норм и права в целом, анализ источни­ков (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юри­дического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформле­нии компетенции органов государства и т.д.

Словом, формально- юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает опи­сать, классифицировать и систематизировать государст­венно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются ин­теграционные процессы, возрастает роль метода сравни­тельного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-право­вые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последова­тельном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобрета­ет конкретно-социологический метод исследования госу­дарственно-правовых проблем. С его помощью можно вы­явить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Кон­кретно-социологические исследования содействуют раз­работке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода ис­пользуются такие приемы, как наблюдение, анкетирова­ние, интервьюирование, эксперимент и др.

Теоретическое осмысление этих проблем истории государства и права является объективной потребностью и необходимым условием научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю госу­дарства и права в число фундаментальных наук. На первый план сегодня вышла ее гуманистическая и культур­но-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч­ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие методологии.

2. Что понимается под методом научного познания и чем он отличается от технического приема?

3. Классификация методов научного познания: общенаучные и частнонаучные методы.

4. Дать определение формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, конкретно-исторического метода и др.

 

Тема 3. Формирование белорусского этноса и становление государственности на территории белорусских земель

Лекция 3.5. Формирование белорусского этноса как признака белорусской государственности

1. Понятие и признаки этноса.

2. Формирование признаков белорусского этноса

Этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др., этногенез, этнос, этническая группа, субэтническая группа, этническая территория, этническая культура, этническое самосознание, этнический язык,менталитет, материальная культура, банцеровская куль­тура, культура типа Корчак и др., индоевропейцы, славяне, балты, германцы, романцы, греки и др., дреговичи, кривичи, радимичи.

История человечества исчисляется несколькими миллио­нами лет. Первые люди, вероятнее всего, выделились из мира животных на территории Восточной Африки. Это про­цесс связан с началом изготовления орудий труда. Основным материалом долгое время был камень, преимущественно кремень, поэтому первая и наиболее продолжительная эпоха в истории человечества именуется каменным веком. Рассе­ление человека по планете затянулось на миллионы лет, и на территории современной Беларуси первые люди, возможно, появились в эпоху среднего палеолита (мустье). В пользу этого свидетельствуют находки орудий труда мустьерского облика возле деревень Подлужье Чечерского, Клеевичи Костюковичского и Абидовичи Быховского районов.

В эпоху верхнего (позднего) палеолита люди уже бесспор­но жили на территории Беларуси. В каменном веке люди жили в экстремальных условиях, когда для выживания приходилось прикладывать неимовер­ные усилия, причем средняя продолжительность жизни со­ставляла 20 лет. Непосредственное влияние на существование человеческих коллективов оказывали клима­тические условия, среди которых особое место занимали оледения, в результате наступления которых люди вынужде­ны были покидать уже освоенные регионы или даже гибли.

Древнейшие обитатели Беларуси занимались загонной охотой на крупных животных: мамонта, пещерного медведя, шерс­тистого носорога. Животных использовали в пищу, кости служили для изготовления орудий труда и амулетов-украше­ний, использовались для возведения жилищ и топлива, шкуры животных применялись при сооружении жилищ и в качестве одежо.ы. Другим занятием было собирательство: в пищу упот­реблялось все, что было съедобно: дикорастущие плоды, корни и листья, насекомые и т.д. Достаточно рано человек научился ловить рыбу. Хозяйство велось коллективно: только соединенными усилиями человеческий коллектив мог противостоять мощным животным, неблагоприятным природным факторам. Существованию человека способствовали каменные орудия труда: остроконечники, резцы, скребки, ручные рубила. Ка­мень обрабатывался с помощью других камней, костей, рога. Человек использовал разнообразные технические приемы обработки: обивку, скол, ударную и отжимную ретушь, пиление, сверление и т.д. Медленно, но неуклонно шел про­цесс совершенствования техники и технологии обработки орудий труда, что вело к созданию более совершенных и производительных орудий труда. Применялись также орудия труда из дерева, кости и рога. Возле г.п. Красносельский Волковысского района исследован уникальный комплекс: шахты по добыче кремня и мастерские по изготовлению из него орудий труда (шахты разрабатывались в конце неоли­та — бронзовом веке).

Постепенно человек накапливал опыт, совершал многочис­ленные открытия: знакомился с полезными свойствами огня, а затем и способом его искусственного получения, осваивал до­мостроение и изготовление одежды, изобретал комбинирован­ные орудия труда (топор, луки стрелы), учился изготовлять из глины посуду и т.д.

Накопленные знания подвели человека к освоению произ­водящих типов хозяйства: земледелия и скотоводства, кото­рые появились на территории Беларуси в конце неолита. Первые поля обрабатывали деревянными палками и мотыга­ми, возделывали ячмень и другие злаки. Первым приручен­ным животным была собака, затем — крупный и мелкий рогатый скот, свинья и лошадь. Новые производящие виды хозяйства сосуществовали с традиционной охотой, собира­тельством и рыбной ловлей; комплексная система хозяйство­вания ослабила зависимость человека от природы, способствовала быстрому росту численности населения.

Распространение производящего хозяйства происходило в бронзовом веке Беларусь находится вдали от регионов, где добывали компоненты для бронзы, поэтому здесь по-прежне­му преобладали каменные орудия; местное бронзолитейное дело возникло в первой половине II тыс. до н.э.

С хозяйственной деятельностью человеческих коллекти­вов связан генезис общества, эволюция брачно-семейных отношений. Древнейшим объединением являлась праобщина: человеческое стадо, совместно занимающееся производственной деятельностью и регулирующее распределение ре­зультатов труда.

В верхнем палеолите функционировала раннеродовая об­щина. Род состоял из женщин-родственниц, их потомков и пришлых мужей-мужчин из другого рода. Члены рода имели право и обязанность вступать в брак с членами другого рода (групповой брак), счет родства велся по материнской линии. В семье и обществе исключительное место занимала женщи­на: равноправный участник трудовой деятельности, продол­жательница рода, хранительница семейного очага и т.д. Это был период так называемого матриархата.

В конце неолита — бронзовом веке, с появлением и ста­новлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял до­минирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет муж­чин-воинов, военных вождей), нарушается прежнее равно­правие, возникает частная собственность.

С древних времен и до середины I тысячелетия н.э. на территории северной и срёдней Беларуси жили балтские лета-литовские ("восточно-литовские") племена. Что касается юга и юго-востока Беларуси, то, как предполагают ученые, весьма вероятно, эта территория входила в зону раннего рассе­ления славян.

В первых столетиях н.э., под натиском готов, которые при­шли со Скандинавии и высадились около устья Вислы, славяне начали свою миграцию на восток. С бассейна Вислы они перешли в бассейн Припяти и достигли Днепра. В результате "великого переселения народов" славяне раз­делились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полу­острове, стали предками современных югославянских наро­дов — болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирий­ским населением, которое раньше угнетали византийские рабо­владельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западны­ми и южными славянами выделилась третья группа — восточ­ные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселялись славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэ­тому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, различные гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в "Повести временных лет", ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в У-УП в. н э населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р Эльбы и Дуная на запад и юг) Или, точнее, ее локального варианта — культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в УІ-УІІ в. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славя­нам.

Но основную территорию Беларуси и соседних регионов в У-УІІІ в. заселяли другие племена, которые оставили после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие — славянской, или называют "своеобразной балта-славянской культурой". Происходит это оттого, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и. балтской.

В целом, для разрешения вопроса формирования отдельного этноса необходимо применять специальные этнографические материалы.

Термин «Белоруссия» тесно связан с термином «белорусы» - именем народа, проживающего в этом крае. Возникновение Белоруссии как этнической территории является существенной частью белорусского этногенеза, то есть процесса формирования белорусского народа. Невозможно научно исследовать возникновение Белоруссии, не исследовав ряда проблем по белорусского этногенезу, не ответив на вопросы: «Кто был предками белорусов»; «Когда белорусы сформировались как народ - этнос»; «Как и в каких условиях развивался этот процесс, когда, по каким причинам, что этому способствовало, на какой территории» - перечень вопросов представляется неограниченным. Однако фундаментальным вопросом, требующим первоочередного разрешения является вопрос о понятии и происхождении этноса.

Суть изложения материала состоит в том, что в исследовании по данной проблеме необходимо прежде всего учитывать роль множества факторов экономических, политических, исторических. Только сопоставляя данные разнообразных источников, можно придти к выводу о том, что процесс образования Белоруссии, белорусского народа был гораздо более сложным, чем его старались представить многие исследователи до сих пор.

Вначале необходимо выяснить содержание основных понятий, определить способ исследования и проанализировать возможности источников по этой проблеме.

Этнос - (от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ), определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая может выражаться в форме племени, народности, нации. Основными условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих в качестве признаков этноса. Однако основными признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет, совокупность материальной и духовной культуры.

Этническая общность - (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этот термин близок к понятию народ в этнографическом смысле.

Этнографическая группа - (субэтническая) - обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта.

Этническая территория - территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями.

Этногенез - (от греческого - племя, народ и генез), происхождение народов. Включает как начальные стадии возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

Этногеография – раздел науки, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и регионов для определения этнических границ, динамики их развития и численности народа.

Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Антропология - наука, изучающая происхождение человека и эволюцию физической организации человека и его расс.

Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории является известный россий­ский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. В чем она заключается? Под балтским субстратом (от латинского термина — основа, подкладка) понимается этнокультурное наследие балтского этноса, оказав­шее влияние на формирование белорусской народности. Сто­ронники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянско­го, произошло отделение части восточнославянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, сла­вяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые, вероятно, подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровьи, но за балтами осталось правобережье среднего Понеманья и неко­торые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славя­нами территории Беларуси, где ранее жили балты, в УІІІ-ІХ вв. сложились этнично близкие между собой племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их осно­ве образовался старобелорусский этнос. Он компактно распо­лагался в Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители некоторых дру­гих этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.

Границы белорусского этноса, который складывался на про­тяжении веков, приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.

Предки восточных славян, которые расселились в Припят-ском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, воз­никли восточнославянские племена — дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древ­ляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кри­вичей — предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторон­ники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населе­ния еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени — древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дрегови­чи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы современной Беларуси, они считают, что нет оснований утверждать, что превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство которых участвовало в этногенезе украинцев) приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей — в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо­западной части русского этноса.

Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусскго этноса прошли сложные этапы в своем развитии.

Белорусский язык возник в результате смешения, северных-подвинско-днепровских и южных – поприпятьских элементов разговорной речи восточнославянского населения. Характерные Черты старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.

Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского (полесского) района, центральном регионе и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который получил название «белорусский»,это значит возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.

В период формирования белорусской народности развились и укрепились особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной культуры.

Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей консолидации народа – осознание людьми принадлежности к своему народу, его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего, в окружении прогрессивно настроенных граждан, шляхты, духовенства. Известно, что национальное самосознание белорусов в дальнейшем подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а затем русификаторских тенденций. Одновременно с самосознанием складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский менталитет.

Итак, на основе изученного материала можно сказать, что время становления белорусского этноса приходится на 13-18 века.

Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в 19 веке, особенно в его последние десятилетия и начале 20 века, значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации.

Таким образом, не смотря на неблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этно-социальную ситуацию, формирование белорусской нации в начале 20 века в общих чертах завершилось.

 

Контрольные вопросы:

1. Определить понятие и основные признаки этноса.

2. Что изучают такие науки как этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др.

3. Назвать характерные черты этнической территории.

4. Какие народы принимали участие в формировании белорусского этноса?

5. Навать концепции происхождения белорусского этноса.

 

 

Лекция 3.6. Становление государственности на территории белорусских земель

1. Становление признаков белорусской государственности

2. Образование государств у славянских народов Восточной Европы. Предпосылки и время образования.

Государство, государственная власть, государственная территоия, население, свойства суверенитета, система налогообложения, государственность, догосударственное общество, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков, мифология, военная демократия, феодальная иерархия, средневековой город, погост, град, дружина, общинное землевладение, дань, полюдье.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.065 с.)