Тема 15. Государство и право бсср в межвоенный период (1920-30 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Государство и право бсср в межвоенный период (1920-30 гг. )



Лекция 15.28. БССР накануне Второй мировой войны

1. Органы управления Западной Беларусью в составе буржуазной Польши. Народной собрание Западной Беларуси. Воссоединение БССР с Западной Беларусью.

2. Развитие права БССР в 20-30 гг.

1. Развитие конституционноо законодательства БССР: Конституции 1927,1937 г.г.

2. Развитие отраслевого законодательства: гражданское, уголовное и другие отрасли права.

Административно-территоиальное деление, воеводства, поветы, гмины, громады, солтыс, войт, Народное собрание, отраслевые кодексы, уголовное право, гражданское право, земельное право, трудовое право и т.д., Конституции 1927 и 1937 г.г., система высших органов государственной власти.

Польские власти в 20-30 годах проводили в Западной Беларуси политику полонизации коренного населения, чтобы сделать страну этнически польской и таким образом навсегда закрепить собственное господствование на наших землях. На территории Западной Беларуси в отмеченный период устанавливалось административно-территориальное деление, а также система местного государственного управления польского образца.

На территории воеводства главой администрации назначался воевода, на территории повета – староста, гмины – войт, громады - солтыс. Одновременно продолжали действовать органы местного территориального самоуправления – воеводские, поветовые, гминные управы и собрания. Однако самостоятельными полномочиями они фактически не обладали и целиком подчинялись местным главам администраций.

22 октября 1939 года на территории Западной Беларуси стал осуществлять свою деятельность высший законодательный орган этого края – Народное Собрание Западной Беларуси. В этот день были приняты 4 государственных декларации, которые регламентировали конфискацию помещичьей земли, национализацию земли, транспорта, торговли, присоединение Западной Беларуси к БССР.

После принятия в состав БССР Западной Белоруссии на ее территории создается система местных органов власти и управления, соответствующая Конституции республики 1937 года.

В декабре 1939 г. Президиум Верховного Совета БССР утвердил состав областных исполнительных комитетов, а они в свою очередь образовали исполкомы районных и сельских Советов. Исполкомы местных Советов формировались из бывших депутатов Народного собрания и местных жителей, работавших во временных управлениях и крестьянских комитетах.

В это же время развернулась подготовка к избранию в западных областях Белоруссии депутатов местных Советов в соответствии с Конституцией БССР и действовавшим в респуб­лике Положением о выборах в областные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся БССР.

Четвертая сессия Верховного Совета БССР (апрель 1940 г.) определила нормы для образования избирательных округов по выборам в местные Советы западных областей Белоруссии. Как и в восточных областях республики, эти нор­мы дифференцировались в зависимости от размера области, города, района. Один избирательный округ по выборам в областные Советы создавался - на территории с населением 10000—15000, в городские Советы—350—600 человек населения, в районные Советы — на каждые 500 человек в районе с населением свыше 20 000 человек, но не более 250 округов.

Выборы в областные, городские - районные, сельские н поселковые Советы депутатов трудящихся, состоялись в западных областях республики 15 декабря 1940 г. Депутатами были избраны лучшие представители рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. В местные Советы западных областей Белоруссии (5 областных, 98 районных, 43 городских, 1474 сельских и поселковых) было избрано 40074 депутата.

Развитие права в БССР в восстановительный период шло по нескольким направлениям: во-первых, специальными постановлениями ЦИК БССР вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР; во-вторых, органы власти и управления БССР (Всебелорусский съезд Советов, ЦИК, СНК) принимали собственные нормативно-правовые акты; в-третьих, дей­ствовали законодательные акты РСФСР, которые поста­новлением ВЦИК вводились в действие «на всей терри­тории РСФСР и всех союзных и автономных республик».

Используя опыт законотворчества, накопленный РСФСР, на территории Беларуси вводились в действие законодательные акты Российской Федерации. Так, дей­ствие закона «Об основных частных имущественных пра­вах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами» с 2 августа 1922 года было рас­пространено ЦИК БССР и на территорию Беларуси. Та­ким же образом были введены в действие ГК РСФСР, ГПК РСФСР, УК РСФСР и другие.

Гражданское право. Законодательство восстановительного периода было направлено, прежде всего, на укрепление государствен­ной собственности. Законодательные акты БССР конк­ретизировали и дополняли законы РСФСР, в том числе Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, введенные в действие на территории рес­публики в 1923 году. Гражданский кодекс закрепил об­щее правило неотчуждаемости государственных пред­приятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭПом постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 года было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получи­ла государственная собственность. Ее можно было ис­требовать из любого незаконного владения, исковая дав­ность при этом не применялась. Объявлялись недействи­тельными сделки, которые влекли явный убыток для государства. Большое внимание было уделено коопера­тивной собственности. Частным лицам разрешалось от­крывать торговые и промышленные предприятия. Посте­пенно расширялись имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате вклю­чения в него усыновленных и их нисходящих.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 года, действовал также на территории Бе­ларуси. Он состоял из общей и особенной частей, насчитывавших 227 статей, 56 из которых приходилось на об­щую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, в кото­рых регламентировались уголовно-правовые отношения, касающиеся следующих видов преступлений:

1) государственные преступления;

2) должностные преступления;

3) нарушение правил об отделении церкви от государ­ства;

4) преступления хозяйственные;

5) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

6) имущественные преступления;

7) воинские преступления;

8) нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

За совершение контрреволюционных действий, бан­дитизм и других особо опасных преступлений предусмат­ривалась высшая мера наказания - расстрел.

Преступления подразделялись на 2 категории, направ­ленные против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасными, и все остальные преступления.

Мерами социальной защиты являлись (в ст. 32 УК дан перечень наказаний):

- лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

- изгнание из пределов страны на срок или бессрочно;

- принудительные работы без содержания под стражей;

- условное осуждение;

- поражение прав и другие.

В 30-х годах карательная политика ожесточается пу­тем усиления уголовной ответственности за отдельные виды преступлений и введением новых составов преступ­лений. Так, 7 августа 1932 г. было принято Постановле­ние ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государ­ственных предприятий, колхозов и кооперации и укреп­лении общественной (социалистической) собственности», по которому за хищение грузов на транспорте, имуще­ства колхозов и совхозов предусматривалась высшая мера наказания (расстрел) с конфискацией имущества, и лишь при смягчающих обстоятельствах эта мера за­менялась лишением свободы не ниже 10 лет с конфис­кацией имущества. По Постановлению ЦИК СССР от 8 июня 1934 года УК был дополнен статьями об измене Родине, которые предусматривали такое же наказание, как и за хищение имущества.

Земельное право. Аграрные преобразования, проводимые в республи­ке, получили закрепление в Земельном кодексе, приня­том ЦИК БССР 29 марта и введенном в действие 15 ап­реля 1923 г Кодекс состоял из 3-х частей, регулирую­щих трудовое крестьянское землепользование, исполь­зование государственных земель, землеустройство и переселение. В нем устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства.

Кодекс земельный, утвержденный Президиумом ЦИК БССР 21 февраля 1925 г., введен в действие с 1 апреля 1925 г. Он в основном повторял принципиальные поло­жения предыдущего кодекса, но уже не предусматри­вал общинное землепользование, закрепляя товарищес­кое и подворно-участковое землепользование.

Лесной кодекс БССР, введенный в действие с 1 авгус­та 1924 г., рассматривался как «продолжение Земель­ного кодекса» и закреплял государственную собствен­ность на весь лесной фонд, состоящий из лесов местно­го и общегосударственного значения. В нем содержались нормы, устанавливающие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование и т.д.

Трудовое законодательство. Правовой формой привлечения рабочих к труду яв­лялся коллективный и индивидуальный договоры. Зак­реплялся 8-ми часовой рабочий день. Был предусмот­рен ряд мер по охране труда. Отдельная глава кодекса посвящалась профсоюзам. Перед ними ставились новые задачи в связи с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий.

В результате образования Союза ССР на террито­рии БССР действовали все законодательные акты СССР, в соответствии с нормами которого вносились изменения в законодательство республики.

Конституционное законодательство. Всебелорусский чрезвычайный съезд Советов, проходивший 9-15 января 1924 г., поручил ЦИК БССР подготовить в соответствии с Конституцией Со­юза ССР и изменившимся территориально-администра­тивным делением республики проект новой Конститу­ции Белоруссии и представить его на утверждение VII Всебелорусскому съезду Советов. Созданная 15 ян­варя на съезде Конституционная комиссия представила в феврале 1925 г. на рассмотрение четвертой сессии ЦИК БССР проект новой Конституции.

Сессия ЦИК БССР, одобрив работу комиссии, реши­ла направить подготовленный ею проект местным испол­нительным комитетам для изучения и обсуждения сре­ди широких масс рабочих и крестьян. В процессе обсуж­дения трудящиеся предложили внести ряд изменений и дополнений в отдельные статьи проекта.

Вначале предполагалось рассмотреть проект Консти­туции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Кон­ституции не обсуждался, так как часть внесенных в про­ект при обсуждении предложений требовала дополни­тельного изучения.

В связи с необходимостью доработки проекта Кон­ституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червякова (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А Сегаля и А.И. Бейлина). В марте 1927 г. Бюро ЦК КПБ (б) рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редак­тирование с учетом поправок, предложенных на заседа­нии Бюро ЦК КПБ (б), было поручено Конституционной комиссии.

Проект Конституции БССР обсуждался также комис­сией фракции ВКП (б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятель­ного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся.

Конституционная комиссия с учетом замечаний от­редактировала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII съезда Советов, делегаты которо­го после обсуждения 11 апреля 1927 г. приняли новую Конституцию Белорусской Советской Социалистической Республики.

В Конституции четко определялся классовый харак­тер Советского государства. В ст. 2 записано. «Белорус­ская Советская Социалистическая Республика есть со­циалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Носителем верховной власти являлся Всебе­лорусский съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет БССР (ст. 3)

Закрепляя принцип всевластия Советов, Конституция провозглашала: «Вся власть в пределах БССР принад­лежит Советам рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов».

Подтверждая социалистический характер государ­ства. Конституция в ст. 5 закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транс­порт и средства связи.

Оговорен в Конституции и вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР В ст. 4 записано, что БССР, «как союзная республика, передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции Союза Советских Со­циалистических Республик» и сохраняет «право свобод­ного выхода из Союза» согласно ст. 4 Конституции СССР.

Четко определяет Конституция и суверенные права БССР: принимать и изменять Конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.). Боль­шое внимание в Конституции уделено вопросам системы, структуры и компетенции высших органов власти и уп­равления. Отражая особенность сложившейся системы органов власти и управления, Конституция БССР 1927 г. закрепляет, что носителями верховной власти в респуб­лике являются Всебелорусские съезды Советов, а в пе­риод между съездами Советов - ЦИК БССР (ст. 3).

Высокое положение занимает и Президиум ЦИК, ко­торый согласно ст. 34 Конституции является «высшим законодательным, распорядительным и контролирую­щим органом».

Для общего управления БССР согласно ст. 40 Консти­туции образуется СНК, который через народные комисса­риаты, исполнительные комитеты и Советы осуществляет свою деятельность. Конституция 1927 г., как и Конститу­ция ССРБ 1919 г. и Конституция СССР 1924 г., наделяет этот орган управления правом издавать «декреты и поста­новления, обязательные к исполнению на всей территории Белорусской Советской Социалистической Республики» (ст. 41). Совет народных комиссаров согласно ст. 42 ответ­ственен перед Всебелорусским съездом Советов и ЦИКом БССР. Постоянный контроль за его текущей деятельнос­тью осуществляет ЦИК БССР и его Президиум. Именно эти органы могут отменить или приостановить согласно ст. 43 «всякое постановление» СНК.

Отраслевыми органами, с помощью которых СНК БССР осуществляет руководство отдельными отрасля­ми управления, являются народные комиссариаты, пе­речень которых дан в статье 45.

Не все народные комиссариаты имели равный право­вой статус, ибо 5 из них (народные комиссариаты финан­сов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет Народного Хозяйства, в целом подчиня­ясь ЦИКу БССР, его Президиуму, СНК БССР, должны были осуществлять «в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Совет­ских Социалистических Республик» (ст. 46). Кроме того, при СНК БССР находились уполномоченные народных комиссариатов СССР: по иностранным делам, по воен­ным и морским делам, путей сообщения, почт и теле­графов. Это означает, что Конституция БССР предусматривает в силу образования СССР и Конституции СССР 1924 г. 3 вида народных комиссариатов: респуб­ликанские, союзно-республиканские и союзные.

К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и управления, нашли отражение в Кон­ституции. Так, в ней ничего не сказано о периодичности созыва сессий ЦИК, о составе Президиума вообще не упомянуто.

Местным органам власти и управления в Конститу­ции посвящено четыре главы (УП-Х), в которых раскры­ваются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила дол­жного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их ис­полкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов), которые называет «задачами Советов».

При комплектовании как высших, так и местных ор­ганов власти и управления Конституция закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе XI, где речь идет об избирательном праве, в ст. 71 указывается семь категорий лиц, которые не могут избирать и не могут быть избранными. Этот перечень не нов: он абсолютно идентичен тому, который содержался в Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 65). В ст. 70 отмечается, что «все, добывающие средства жизни производительным и обще­ственно полезным трудом, а также лица, занятые домаш­ним хозяйством, обеспечивающие для первых возмож­ность производительного труда, могут избирать и быть избранными». Лица, состоящие в Красной Армии и Красном флоте, также не ограничивались в избирательных правах.

По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и неравным, и непрямым (ст. ст. 26,57).

В отличие от Конституции СССР 1924 г., которая не содержит ни раздела, ни главы о правах и свободах граж­дан СССР, Конституция БССР 1927 г. в первой главе «Общие положения» закрепляет демократические пра­ва и свободы, устанавливает обязанности граждан БССР. Из 23 статей этой главы 17 посвящено правам, свободам и обязанностям. Так, не только провозглашается, но и гарантируется право на создание организаций, право на проведение митингов, шествий, свобода выражения мне­ний, свобода совести, равенство прав граждан независи­мо от расовой и национальной принадлежности, право свободного пользования родным языком и другие права и свободы. И лишь две обязанности возлагаются на граж­дан БССР - обязанность трудиться (ст. 7) и всеобщая воинская повинность (ст. 13).

До принятия новой Конституции БССР в 1937 г., т.е. за 10 лет, в Конституцию БССР 1927 г. были внесены отдельные изменения, коснувшиеся прав и свобод граж­дан, органов управления и административно-территориального деления республики.

Очередной Основной Закон Республики - был утвержден 18 января 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов, а 19 февраля 1937 г. была принята Конституция БССР.

В ней были четко определены экономические и политические основы советского общества: социалистическа собственность на орудия и средства производства; Сове­ты депутатов трудящихся.

Закреплялись важнейшие принципы социализма: пол­ное политическое и социальное равноправие всех граж­дан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы.

Высшим органом власти в БССР являлся Верховный Совет, а в период между сессиями Верховного Совета - Президиум Верховного Совета БССР.

Верховный Совет осуществлял законодательную власть, избирал Президиум Верховного Совета БССР формировал и утверждал правительство - СНК БССР контролировал их деятельность. Впервые Конституция содержала разделы о бюджете республики, суде и про­куроре. Следует отметить, что законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Сове­ту БССР В случае необходимости между сессиями Вер­ховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утвер­ждением на очередной сессии Верховного Совета. Впер­вые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами госу­дарственного управления. Образуемый Верховным Со­ветом и подотчетный ему СНК являлся высшим испол­нительным и распорядительным органом БССР. Мест­ные Советы депутатов трудящихся, образованные вмес­то съездов Советов рабочих, крестьянских и красноар­мейских депутатов, являлись органами государственной власти. Исполкомы местных Советов были отнесены к органам государственного управления.

Конституция БССР внесла большие принципиальные изменения в советскую избирательную систему: выбо­ры в Советы осуществлялись на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Конституцией БССР утвержден герб, флаг республи­ки, т.е. символы белорусской государственности (ст. 119 и 120), а также столица (ст. 121).

Конституция БССР привела политическую надстрой­ку в соответствие с экономическим базисом и социаль­ной структурой общества, сложившимися к середине 30-х годов XX в. Принятие ее дало новый толчок для разви­тия всех отраслей советского права.

Контрольные вопросы:

1. Назвать основные черты административно-территоиального деления Западной Беларуси

2. Народное собрание Западной Беларуси: порядок формирования и деятельности

3. Развитие отраслевого законодательства БССР в 20-30 годы

4. Развитие конституционализма БССР в предвоенный период. Общая характеристика Конституций 1927 и 1937 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.03 с.)