Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классный руководитель (КР) в воспитательной системе школы.
ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат). Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем: 1.организуется познавательная деятельность 2.формируются социальные отношения 3.реализуются представительские функции в органах самоуправления. 4.осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга и сплочения коллектива, формируется эмоциональная сфера. В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы. Типы классного руководства: 1.учитель-предметник 2.КР, выполняющий только воспитательные функции 3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции) Функции КР: Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя. 1 уровень функций: А) Педагогические и гуманитарно-целевые функции (воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач). Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку в решении личностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Социальная защита как функция КР:
1.комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие, формирование индивидуальности, адаптацию к существующим условиям; 2.деятельность не только исполнителя, но и координатора, помогающего родителям и их детям получить социальную поддержку; 3.это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. 4.забота о всех детях, при этом важен дифференцированный подход. Б) Социально-психологические функции: - организаторская. Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности. - сплочение коллектива. Эта функция – средство, способ достижения поставленных перед классом целей. В реализации этой функции важно ученическое самоуправление. Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных отношений в классе и за его пределами. В) Управленческие функции: - диагностическая. Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики: 1.определить результативность своей деятельности 2.обеспечить перевод диагностики в инструмент развития индивидуальности. - целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива. - планирование – это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана: 1.упорядочение педагогической деятельности 2.обеспечение таких требований к педагогическому процессу как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов. В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей. - контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.
В реализацию этих функций вовлекается и администрация школы. Обязанности КР: 1.организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития личности ученика; 2.оказание помощи ученику в решении острых проблем; 3.установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей. КР – административное лицо. Он имеет право: 1.получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; 2.контролировать успеваемость каждого ученика; 3.контролировать посещение учебных занятий; 4.координировать работу учителей, психолога, социального педагога; 5.организовывать воспитательную работу через проведение различных мероприятий; 6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса; 7.приглашать родителей в школу; 8.по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медицинскую педагогическую комиссию, комиссию содействия семье на предприятиях для решения вопросов о жизнедеятельности коллектива; 9.получать помощь от педагогического коллектива школы; 10.определять индивидуальный режим работы с детьми; 11.отказаться от поручений, лежащих за границей содержания его работы; 12.вести опытно-экспериментальную работу по вопросам профессиональной деятельности. Формы работы КР с учениками: 1.по видам деятельности: - учебная - трудовая - спортивная. 2.по способу влияния педагога: - опосредованная - непосредственная. 3.по времени проведения: - кратковременная (от нескольких минут до нескольких часов) - продолжительная (от нескольких дней до нескольких недель) - традиционная (регулярно повторяется) 4.по времени подготовки: формы работы с/без включением учащихся в предварительную подготовку 5.по субъектным организациям: - субъеты – ученики - сотрудничество и взрослые, и учащиеся - педагоги, родители, взрослые 6.по результату: - информационный обмен - выработка общего решения - создание общественно значимого продукта. 7.по числу участников: - индивидуальная форма. Как правило, связана с внеурочной деятельностью, общением КР и детей. Могут действовать в структуре других форм: беседа, консультация, обмен мнениями и т.д. - групповая форма (Советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата, развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим. - коллективная форма. КР взаимодействует с несколькими классами: общешкольные дела, конкурсы, спектакли, соревнования, концерты. Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь. Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать требованиям: 1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение; 2.на основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности учащихся; 3.составлять набор возможных способов решения поставленных задач с учетом имеющихся условий; 4.вовлекать школьников в поиск форм деятельности на основе коллективного целепологания; 5.обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.012 с.) |