Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.



Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореа­л-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социали­зация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я лично­сти в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накоп­ленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

1.Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, гос-во).

2.Мезофакторы (этнокульт. особ-ти, религ. усл, тип поселения, СМИ).

3.Микрофакторы (семья, гр.сверстников, микросоциум, институты общ-ва и т.д.).

Стр-ра социализации:

Интеграция(вхождение личности в социум)→ адаптация→ самореал-я (преодоление «-» влияния среды, мешающего саморазв-ю) → саморазв-е (преодоление внутр. противоречий, как движущих сил развития личности).

Социализация (стихийное в/д человека со средой) ↔ Воспитание (целена­правленный и соц-но контролируемый пр-сс социализации).

Вывод: воспитание явл-ся своеобразным мех-мом управл-я пр-сом соц-ии.

Функции воспитания:

1.упорядоч-е всего спектра влияния на личность;

2.ускор-е пр-са соц-ии в целях разв-я личности.

Задачи гумм. воспитания:

1.фил-мировоззренч ориентация личности в понимании своего места в мире, в своей ценности и уникальности (воспитание как смыслопо­раждающий пр-сс).

2.оказание помощи в построении «Я»-концепции.

3.приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих бо­гатство общечел-ой и нац. кул-ры, выработка личного от­ношения к ней.

4.раскрытие общечел-их норм гуманистич. морали и культивиро­вание интеллигентности, как значимого хар-ра воспитания.

5.развитие валеологических установок и представлений.

6.формирование соц знач отношения к труду.

7.возраждение традиции российской мент-ти, чувство патриотизма, граждан­ственности.

8.развитие интеллект-нравств сп-ти к адекватным само­оценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деят-ти, самоанализу.

Модель в.п.

Пед.процесс → в.п. (целенапр-е, контрол-е и управл-е ф-е л-ти) → составляющие: восп-е, самовосп-е, перевосп-е → соц.обусловленность (соц.заказ, соц. условия) → компоненты: содержа­тельно-целевой, орг-управл, процес-деят-ый, результат-оценочный → субъекты восп-я и их в/д: учи­тель→ученик – учитель оказывает воспитат. воздейсвтие, ученик выражает к нему отношение.

Особенности в.п.: 1. целенаправл, орг, управл, 2. индивид-личн хар-р, 3. длит-ть, отсроч рез-тов восп-я во времени, 4. непрерывность, 5. комплексность, 6. вариативность, 7. неопр рез-тов, 8. 2сторонний хар-р, 9. диалектичность (опр-ся противоречиями в.п. и выр-ся в непрер-ти развития, динамичности, измен-ти восп-я).Противоречия: внешн (школа-семья, школа-СМИ) и внутр (м/у нов.потреб-ми личности и возмож-ми для их удовлетворения). 10.многофакторность. Факторы: объективные (имеющие усл) и субъективные (потребн личности).

Функции в.п.: упорядочивание воспитат. воздействий; ускорение социолизации; побуждение к самовоспитанию; профилакт; перевоспитание.

Эстетическое воспитание (ЭВ) школьников.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и деятельности.

Этот процесс предусматривает выработку:

1.Системы художественных, эстетических представлений, взглядов, убеждений;

2.эстетического вкуса;

3.стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия;

4.готовности бороться против безобразного, а также к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое освоение действительности не ограничивается лишь деятельностью человека в области искусства, в той или иной форме оно присутствует в творческой деятельности в целом. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя. Для того, чтобы детский труд был эстетически окрашен, он должен быть одухотворен общественно-значимыми целями, рационален, экономичен, увлекателен. Немало эстетических впечатлений несут также учение и человеческие взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Дифференцированное отношение учителя к ученику, справедливая требовательность также влияет на ЭВ школьников. В режим школьной жизни важно вводить элементы эстетического оформления класса, холла, школьного участка. Важным компонентом процесса формирования эстетической культуры является эстетическое восприятие природы, которая является незаменимым источников прекрасного. Природа не являясь носителем общественной морали все же учит человека нравственному поведению, восприятию прекрасного благодаря присущей ей гармонии, непрерывному обновлению, разнообразию форм, красок и т.д. Поэтому важная роль в формировании эстетической культуры принадлежит курсам биологии и географии, изучение которых сопряжено с непосредственным наблюдением природных явлений. Во время экскурсии школьники воспринимают эстетический образ природы, у них развивается образное мышление, воображение. Погружение в мир природы способствуют предъявляемые учителем задания: приготовление зарисовок, написание картин, составление коллекций.

Аналогичного эффекта позволяет также добиться обращение к литературным источникам, содержащим описание природных объектов, явлений.

Вместе с тем, художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой проявляются в искусстве. Порожденные человеческим трудом искусства на определенном этапе развития общества обособляются от материального производства, преобразуются в специфический мир деятельности, становятся одной из форм общественного сознания. Учебный план школы обязательно включает дисциплины художественного цикла (литературу, музыку, ИЗО, МХК).

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественным воспитанием.

Непосредственно обращаясь к художественному произведению человек приобретает умение воспринимать явления красоты. В немалой степени этому способствует приобретение школьниками искусствоведческих знаний. Одним из значимых средств воспитания литературного вкуса и эстетической восприимчивости является развитие культуры чтения. На уроках родного языка и литературы школьники учатся воспринимать литературные произведения как искусство слова, передавать образы и воспроизводить их в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки литературных героев. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая предполагает, что во время занятий учащиеся предваряют в жизнь, доступные их пониманию элементы прекрасного.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих навыков, а также совместное переживание тех или иных эмоций. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений, а также знакомству с основами музыкальной грамоты.

Изучение ИЗО призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует владения основами изобразительной грамоты, умением пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки. При изучении ИЗО важно обеспечить знакомство учащихся с произведениями архитектуры и произведениями изобразительного искусства. Важно научить их понимать язык художника, связь содержания и формы произведения, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Тем не менее, реальные возможности учебного плана школы по формированию эстетической культуры школьников достаточно ограничены. Компенсировать эту ограниченность позволяет система дополнительного образования. Кроме того, в последние годы интенсивно развивается музейная педагогика.

Управление – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль и регулирование объектов управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть:

1.биологические системы

2.технические системы

3.социальные системы (СС)

Одной из СС является система образования, функционирующая в масштабах всей страны, края, области, города, района. В зависимости от того, какие структуры и какого уровня задействованы в практику управления его подразделяют на:

1.государственное

2.общественное

3.внутришкольное

Государственное управление (ГУ). Государственный характер системы образования определяет и ГУ в этой сфере. Оно предполагает единую государственную образовательную политику, зафиксированную в законе РФ «Об образовании». ГУ призвано обеспечить соблюдение прав граждан России на получение полноценного качественного образования независимо от: расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

ГУ обеспечивается соответствующими государственными органами:

1.Федеральные органы управления (ФОУ) (федеральный уровень управления). К ним относятся органы управления образования общегосударственного значения (Министерство образования и науки, государственная дума). К их ведению относятся вопросы стратегического характера:

1.формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2.разработка и реализация федеральной и международной программ развития образования;

3.разработка федерального компонента ГОС;

4.разработка и утверждение типовых положений об ОУ;

5.установление порядки их создания, реорганизации и ликвидации;

6.установление перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;

7.установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;

8.установление порядка аттестации педагогического работника.

2.Органы управления образования субъектов РФ (уровень субъекта РФ). К сфере их компетентности относится:

1.формирование законодательства субъектов РФ в области образования;

2.разработка республиканских, региональных и иных программ развития образования;

3.разработка национально-регионального компонента ГОС;

4.определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ОУ;

5.формирование бюджетов субъектов РФ, части расходов на образование и др.

3.Районные, городские и иные местные органы управления образованием ( местный уровень). Для современной практики ГУ в сфере образования характерно усиление его децентрализации.

Децентрализация – это передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. В этом случае ФОУ разрабатывают наиболее общие стратегические вопросы, а региональные и местные решают конкретные финансовые, кадровые, материальные и иные проблемы на местах.

Другой отличительной особенностью является переход от государственного к государственно-общественному управлению (ГОУ). Основная идея ГОУ заключается:

1.в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования;

2.предоставление учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм, методов обучения, типов ОУ.

Общественное управление. Общественный характер управления проявляется в создании соответствующих общественных органов, включающих представителей учительских и ученических коллективов, родителей, общественности. Проявлением общественного характера управления является деятельность коллективного органа – совета школы, функции которого определяются типовым положением об ООУ. Совет школы выбирается высшим руководящим органом школы – конференцией, проводимой не реже 2 раза в год. Конференция: избирает совет школы, его председателя, определяет сроки и полномочия; принимает устав ОУ. Делегатами с правом решающего голоса могут быть: учителя, учащиеся 2 и 3 ступени, родители.

Совет школы:

1.Организует выполнение решений конференции.

2.Определяет направление развития и пути повышения качества обучения.

3.Вместе с родителями обеспечивает социальную защиту учащихся.

4.Устанавливает возраст учащихся при приему в 1 класс.

5.Определяет необходимость и вид школьной формы.

6.Рассматривает отчеты о расходовании бюджетных средств.

7.Формируют и расходуют внебюджетный фонд.

8.Заслушивают отчеты по работе директора, его заместителя, отдельных педагогов.

9.Совместно с администрацией создают условия для улучшения педагогической подготовки родителей.

Важнейшими показателями повышения общественного характера управления служат:

1.Разгосударствление системы образования (создание не государственного ОУ).

2.Диверсификация ОУ (появление и развитие их различных типов).

Общее руководство не государственным ОУ осуществляет его учредитель или по его поручению, попечительский совет.

Внутришкольное управление (ВУ). ВУ – это целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся и педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. ВУ направлено на управление школы (УШ).

УШ – это целенаправленная деятельность, в которой ее субъект по средствам решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала, а также ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Субъект управления – это ее учредитель, а также лицо, назначенное им, которое осуществляет стратегическое руководство, определяет целевые установки и конкретные задачи ОУ.

Предмет внутришкольного управления – деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления.

Цель ВУ: обеспечение условий для повышения эффективности УВП и выполнения требований к функционированию ОУ, закрепленных в его уставе законодательных и нормативных актов.

Задачи ВУ:

1.целепологание и планирование

2.создание условий

3.распределение обязанностей

4.формирование отношений

5.подбор кадров

6.стимулирование деятельности и т.д.

Функции ВУ (составляют полный управленческий цикл):

1.планирование

2.ориентация

3.руководство

4.контроль

Управление:

1.функционированием школы→направленное использование уже имеющегося образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне→объект: УВП и его материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение→ориентирована на настоящее

2.развитием школы→направлено на наращивание потенциала и повышение уровня его использования→объект: инновационные процессы и их обеспечение→ориентирована на будущее

ВУ воздействует на школу как на социально-педагогическую систему, как в ее целостности, так и на ее отдельные составляющие.

Составляющие системы:

1.системо-образующие факторы:

- цели совместной деятельности учителя и ученика

- образовательные результаты

2.условия функционирования системы:

- социально – педагогические – это устойчивые обстоятельства, определяющие состояние и развитие системы: общие (социальные, экономические, географические и др.) и специфические (особенности демографического состава, местонахождение школы, материально-техническая база).

- временные (формируются особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся).

Ступени ООШ:

1.начальная

2.основная

3.средняя

3.структурные компоненты (администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив и т.д.). Структурная иерархия школы как системы определяет разноуровневую систему управления ею:

1 уровень: директор школы, руководители совета школы, ученические комитеты и общественные организации, учредители совета школы.

2 уровень: заместитель директора, школьный психолог, социальный педагог, органы самоуправления.

3 уровень: учителя, воспитатели, классные руководители (выполняют управленческие функции по отношению к ученическим коллективам, родителям).

4 уровень: учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.

4.функциональный компонент:

- педагогический анализ

- целеполагание

- планирование

- организация

- контроль

- регулирование деятельности и т.д.

Общие принципы управления:

1.демократизация, гуманизация

2.системность, целостность

3.рациональность сочетания централизации и децентрализации

4.единство и наличие коллегиальности

5.единство объективности и полноты информации.

38. Управление развитием школы.

Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:

1.пассивно приспособительно – пытается уследить за изменением среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней;

2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения

3.активно преобразующе – влиять на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая.

В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.

Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.

Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.

Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.

Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления.

Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.

Условия перевода:

1.наличие концепции и программы развития школы

2.проведение в школе инновационной, опытно-экспериментальной работы

3.наличия сплоченного по общности целей коллектива

4.организация системы самоуправления

5.наличие системы эффективной научно-методической деятельности

6.наличие достаточной материально-технической базы

7.набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса

8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:

-изучение образовательных потребностей детей и родителей

-изучение возможностей педагогического коллектива к работе в инновационном режиме

-определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности

-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени

-выбор и структурирование режима работы школы

-определение приоритетных направлений развития и создание условий для их реализации.

Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.

Требования к развивающейся школе:

1.возможность реализации учащимися своего права на образование, в соответствии со своими потребностями и способностями

2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов

3.обеспечение руководителем ОУ условий для успешной деятельности учителя и ученика

4.работа коллектива в творческом режиме

5.отношение партнерства с внешними организациями

6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности

Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение:

1.адекватного понимания потребностей и возможностей развития школы

2.постановки реалистичных идей и выработки перспектив

3.выбора реальных и эффективных способов их достижения

4.заинтересованности коллектива в достижении целей развития

5.надежность и контроль за ходом инновационной деятельности

Этапы разработки концепции:

1.Диагностика и анализ исходной ситуации

2.Выбор и формулировка основных идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации

3.Разработка моделей, программы развития школы

4.Разработка путей реализации созданной программы.

Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореа­л-я личности (динамич. хар-ка). Цель: создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социали­зация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я лично­сти в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накоп­ленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

1.Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, гос-во).

2.Мезофакторы (этнокульт. особ-ти, религ. усл, тип поселения, СМИ).

3.Микрофакторы (семья, гр.сверстников, микросоциум, институты общ-ва и т.д.).

Стр-ра социализации:

Интеграция(вхождение личности в социум)→ адаптация→ самореал-я (преодоление «-» влияния среды, мешающего саморазв-ю) → саморазв-е (преодоление внутр. противоречий, как движущих сил развития личности).

Социализация (стихийное в/д человека со средой) ↔ Воспитание (целена­правленный и соц-но контролируемый пр-сс социализации).

Вывод: воспитание явл-ся своеобразным мех-мом управл-я пр-сом соц-ии.

Функции воспитания:

1.упорядоч-е всего спектра влияния на личность;

2.ускор-е пр-са соц-ии в целях разв-я личности.

Задачи гумм. воспитания:

1.фил-мировоззренч ориентация личности в понимании своего места в мире, в своей ценности и уникальности (воспитание как смыслопо­раждающий пр-сс).

2.оказание помощи в построении «Я»-концепции.

3.приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих бо­гатство общечел-ой и нац. кул-ры, выработка личного от­ношения к ней.

4.раскрытие общечел-их норм гуманистич. морали и культивиро­вание интеллигентности, как значимого хар-ра воспитания.

5.развитие валеологических установок и представлений.

6.формирование соц знач отношения к труду.

7.возраждение традиции российской мент-ти, чувство патриотизма, граждан­ственности.

8.развитие интеллект-нравств сп-ти к адекватным само­оценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деят-ти, самоанализу.

Модель в.п.

Пед.процесс → в.п. (целенапр-е, контрол-е и управл-е ф-е л-ти) → составляющие: восп-е, самовосп-е, перевосп-е → соц.обусловленность (соц.заказ, соц. условия) → компоненты: содержа­тельно-целевой, орг-управл, процес-деят-ый, результат-оценочный → субъекты восп-я и их в/д: учи­тель→ученик – учитель оказывает воспитат. воздейсвтие, ученик выражает к нему отношение.

Особенности в.п.: 1. целенаправл, орг, управл, 2. индивид-личн хар-р, 3. длит-ть, отсроч рез-тов восп-я во времени, 4. непрерывность, 5. комплексность, 6. вариативность, 7. неопр рез-тов, 8. 2сторонний хар-р, 9. диалектичность (опр-ся противоречиями в.п. и выр-ся в непрер-ти развития, динамичности, измен-ти восп-я).Противоречия: внешн (школа-семья, школа-СМИ) и внутр (м/у нов.потреб-ми личности и возмож-ми для их удовлетворения). 10.многофакторность. Факторы: объективные (имеющие усл) и субъективные (потребн личности).

Функции в.п.: упорядочивание воспитат. воздействий; ускорение социолизации; побуждение к самовоспитанию; профилакт; перевоспитание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.006 с.)