Физическое воспитание школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание школьников.



К основным задачам воспитания физической культуры (ФК) относят:

1.Содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности и закаливание охраны здоровья.

2.Развитие основных двигательных качеств (способность человека к разносторонней двигательной активности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты).

3.Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Двигательная активность успешна тогда, когда человек владеет соответствующими ЗУН. Опираясь на них ученик может управлять своими действиями в различных условиях (ситуациях). Двигательные умения формируются в процессе выполнения соответствующих движений: естественный (ходьба, бег, прыжки) и не имеющих аналогов в природе (занятия на тренажерах, снарядах).

4.Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях ФК.

В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий при «+» отношении к ним. Интерес и удовольствие, получаемое при занятиях постепенно переходит в привычку, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся долгие годы.

5.Приобритение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, ФК и спорта.

Школьники должны получить четкие представления о режиме, личной гигиене, о значении ФК в укреплении здоровья, поддержании работоспособности, о вреде курения, алкоголизма, наркомании и т.д.

Для решения обозначенных задач используются различные средства воспитания ФК:

1.Физические упражнения (ФУ) – это двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Виды: игра, туризм, спорт, гимнастика (избирательное воздействие на организм или его отдельные системы и функции, виды: основная, гигиеническая, спортивная, художественная, производственная, лечебная).

В школе на уроках ФК преимущественно занимаются основной гимнастикой: построение, обще развивающие упражнения с предметами и без них, лазание и перелазание, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.

Игра развивает физические силы ребенка, удовлетворяя естественную тягу школьников к двигательной активности. Обеспечивают коллективные переживания, формирование чувства «локтя», победы, радости, укрепляют дружеские отношения. В начальной школе преобладают подвижные игры, в основной и старшей школе – спортивные игры.

Туризм. К нему относят прогулки, экскурсии, поход, путешествия, организуемые для ознакомления школьников с родным краем, его природными, историческими и иными достопримечательностями. Туристические мероприятия закаляют, формируют выносливость, прикладные навыки, опыт коллективной жизнедеятельности, руководству и учению.

Туристические походы:

1.пешие, лыжные, водные, велосипедные;

2.летние, зимние, осенние, весенние.

В отличие от предыдущих видов ФК спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах ФУ. Для выявления лучших результатов и определения победителей в школах регулярно проводятся спортивные соревнования. Соревнования среди младших школьников – упражнения в объеме учебной программы; среди старших школьников – по программам отдельных видов спорта.

2.Естественные силы природы: солнце, воздух, море.

В комплексе с упражнениями они значительно усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

ФВ и развитие предполагают обеспечение гигиенического режима занятия, рационального режима учебного труда, отдыха, питания, сна. Важно также и соблюдение санитарно-гигиенических норм, строительство и содержание жилья и других зданий и помещений.

26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания лич­ности, взглядов, убеждений.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы формирования сознания, взглядов, убеждений личности.

1. Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Требования: лаконичность, четкость, последовательность и доказательность изложения, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей, не продолжительность.

Воздействуя на чувства, рассказ помогает понять смысл норм поведения, ценностных установок.

Задачи:

1.Вызвать «+» нравственные чувства или негодование по поводу «-» поступков героев.

2.Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения.

3.Предъявлять образ нравственного поведения и вызвать стремление следовать ему.

2. Объяснение – это доказательное изложение, основанное на использовании логически выстроенных умозаключений, устанавливающих истинность суждений.

3. Беседа – это вопросно-ответный метод адекватного взаимодействия учителя и учащегося.

Беседу можно определить как совокупность вопросов, последовательно предъявляемых школьникам. Виды вопросов: основные, дополнительные, наводящие и уточняющие.

В зависимости от логики развертывания мыслительных процессов беседа может быть индуктивной или дедуктивной. По форме организации беседа может быть индивидуальной, парной, фронтальной.

В решении воспитательных задач беседа призвана привлечь учащихся к оценке событий, явлений, формулировке адекватного отношения к ним. Эффект воспитывающего воздействия беседы выше, если она опирается на личный опыт ученика, факты, раскрывающие те или иные стороны действительности.

Структура воспитательной беседы:

1.Начало (обоснование темы беседы).

2.Основной этап (собственно беседа).

3.Окончание (подведение итогов, обобщение всех высказанных мнений, формулировка наиболее рациональной точки зрения, построение программы дальнейших действий).

4. Дискуссия – это познавательный спор, полемика, направленная на поиск истины обсуждаемой проблемы. В дискуссии ведущая роль принадлежит учителю, но это не означает, что его мнение является единственно верным.

5. Диспут как МВ не требует определенных и окончательных решений. И диспут, и дискуссия основаны на закономерности, утверждающей, что знания добытые в ходе столкновения мнений отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут соответствует возрастным особенностям старшеклассников. Он позволяет анализировать чужую и высказывать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды, убеждения. Формирует умение признавать справедливость чужой позиции.

6. Пример – это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников. Системы «+» примеров, призваны служить образцом для подражания, основой формирования идеалов, стимулом и средством самовоспитания. Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В нем закреплен социальный опыт, результаты деятельности, поведения людей. «+» пример как конкретное историческое явление перерастает в само воздействие за счет усвоения школьником нравственно-эстетической привлекательности, идеала, образца.

Среди учеников можно встретить «-» отношение к подражанию «+» примерам. Часто оно основано на обыденном понимании подражания как механического копирования внешних сторон поведения других людей. Поэтому призыв к подражанию может восприниматься ими как принижение их самостоятельности и индивидуальности.

Действие примера: стабильно длительное/сиюминутное.

По типу воздействия примеры делятся на:

1.непосредственного влияния (личный пример представителя ближайшего окружения)

2.опосредованного влияния (примеры из жизни, литературы, истории)

Условия эффективности метода примера:

1.Обеспечение высокой личной примерности воспитателя.

2.Общественная ценность примера.

3.Реальность достижения целей.

4.Пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами испытуемых.

5.Яркость, эмоциональность, заразительность примера.

6.Сочетание примера с другими МВ.

7. Убеждение. Является незаменимым в формировании мировоззрения, гражданских и политических качеств, убеждений. Метод оперирует к уму, логике, опыту, чувствам человека, обеспечивает добровольное принятие им тех или иных идей, их внутреннее осмысление и перевод в мотивы деятельности. Предполагает оперирование системой объективной информации, разъяснения, доказательности, логическое обоснование, выводы. Большой убедительной силой обладают факты, цифровые данные, диаграммы и т.д.

Пути убеждения: словом; делом.

Средства убеждения: логические выводы; примеры; цифровые данные; факты.

Формы убеждения: поступки; текущие события общественной жизни.

27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Человек как субъект труда, общения и познания формируется в процессе деятельности, которая всегда состоит из определенных операций и действий.

Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются.

Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав или структуру которой они входят.

Воспитательный процесс предполагает переход учителя от управления операциями к управлению действиями, а затем и деятельности в целом.

Выделяют следующие наиболее общие закономерности руководства к деятельности и формирования опыта поведения:

1.Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями.

2.Каждый вид деятельности содержит все необходимые компоненты для усвоения соответствующих ей знаний, переживаний и т.д. Один вид деятельности не может заменить все другие.

3.Даже объективно ценная для общества деятельность не может «+» повлиять на ученика, если она не имеет для него личностного смысла.

4.В итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору целей и способов деятельности. Цель будучи идеальным предвосхищением является силой, определяющей способ и характер действий человека.

5.По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральной, если не найдены и не реализованы способы ее педагогической инструментовки.

1.Приучение – наиболее эффективно на ранних этапах формирования опыта того или иного вида деятельности. Условия реализации:

1.Ясное представление о том, что должно быть усвоено школьником.

2.Выражение образцов деятельности как можно в более коротком и ясном правиле.

3.Лимитированность действия во времени.

Выработка привычки требует времени. В начале важно добиться точности производимых действий, а затем их быстроты. При этом нельзя забывать о контроле, который требует:

1.благожелательного и заинтересованного отношения учителя к ученику.

2.выявления и анализа возникающих у него трудностей.

3.обсуждения способов их преодоления.

4.постепенного перехода к самоконтролю.

Метод приучения варьирует в зависимости от возраста и условий воспитания. Так в младших классах не всегда можно ставить прямую задачу овладения тем или иным способом поведения. Формы общественного поведения старших дошкольников отличаются обобщенностью, легко проявляются в разных ситуациях.

2.Упражнения – это система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам:

1.накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач.

2.развивать их индивидуальные качества, чувства, волю.

3.формировать «+» привычки.

4.обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.

Метод упражнения тесно связан с методом приучения. Однако, в основе приучения лежит овладение преимущественно процессуальной стороной деятельности, а в основе упражнения ее личностная значимость.

Упражнение в воспитании это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении различных типов задач предусмотренных школьными программами. Упражнения обеспечивают увлечение школьников в систематическую специально организованную общественно полезную деятельность, в ходе которой вырабатываются привычки, умения, опыт. Средства упражнения:

1.Соблюдение порядка обучения.

2.Решение познавательных задач.

3.Общественные поручения.

4.Выполнение деятельности.

Условия эффективности:

1.Связь с другими МВ.

2.Обеспечение сознательности выполнения упражнения.

3.Обеспечение нормальных условий.

4.Последовательность, системность, разнообразие.

5.Постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

3.Создание воспитывающих ситуаций – это специально организованные педагогические условия, в которых обнаруживаются, анализируются и подвергаются изменениям сложившиеся воспитательные отношения. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. В них ученик должен принимать определенное решение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями.

Педагогическое требование – должно не только опережать развитие личности, но и переходить к требованиям воспитанника к самому себе. Требования могут скрывать противоречия, фиксировать недостатки поведения, деятельности, общения, побуждая тем самым учащихся к дальнейшему развитию.

Общественное мнение. При организации воспитательного процесса важно стремится к тому, чтобы требование учителя переходило к требованию коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся.

28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотива­ции деятельности и поведения личности.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы стимулирования и мотивации деятельности.

Любая деятельность протекает более эффективно и приносит «+» результаты, если она соответствующим образом мотивирована. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирование.

1.Соревнование – организуются на основе присущего детям стремления к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Вовлечение школьников в борьбу за достижение новых результатов в учебе, общественной деятельности, выводит отстающих на более высокий уровень, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности. В настоящее время соревнования по конкретным показателям успеваемости учащихся, как правило, не проводятся. Однако, полностью исключать соревнования из жизни щкольников было бы ошибкой. Опыт ряда школ показывает, что использование соревнований в учебной работе оказывается возможным и «+», если оно ведется не за оценкой, а за добросовестное отношение к учебе. Соревнования между учащимися могут быть:

1.коллективными/индивидуальными

2.длительными/эпизодическими

Принципы соревнований: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность использования передового опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.156 с.)