Гражданское и духовно-нравственное воспитание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское и духовно-нравственное воспитание.



Воспитание гражданина одна из важнейших задач и проблем в современной школе. Ее решение связано, прежде всего, с формированием у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Цель: формирование гражданственности как интегративного качества личности.

Компоненты гражданственности: 1.Внутренняя свобода человека. 2.Уважение к гос.власти. 3.Любовь к родине и стремление к миру. 4.Чувство собственного достоинства. 5.Дисциплинированность. 6.Гармоничность проявления патриотических чувств и межнационального общения.

Становление гражданственности определяется: 1.субъективными усилиями учителей, родителей, общественности. 2.объективными условиями жизни общества: уровень экономики, уровень правовых отношений, соц. обслуживание и т.д.

Одним из важнейших направлений гражданского воспитания (ГВ) является становление патриотизма и культуры межнационального общения.

Патриотизм – это качество личности, составляющими которого являются преданность своему отечеству, готовность служить своей родине с одновременным уважением суверенитета других стран и народов.

Очевидно, что патриотизм тесно связан с личностной структурой межнационального общения. Высшим уровнем ее проявления является чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.

Таким образом, в патриотическое воспитание (ПВ) заложена идея уважения и любви к своей родине, гордость за ее успехи и достижения, а в интернационализм идея уважения и солидарности с другими народами, странами.

ПВ и формирование культуры межнационального общения (КМО) осущ-ся за счет включения школьников в активный созидательный труд, привитие бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям малой родины.

ПВ и интернациональное воспитание реализуется с помощью различных методов и форм:

1.изучение гос.символов;

2. изучение природы родного края, его истории;

3.изучение ин.языков;

4. знакомство с достижениями отеч.ученых, их общественной деятельностью равно как с деятельностью писателей, художников и других представителей общественности.

Другим не менее важным направлением ГВ является формирование правовой культуры личности и предупреждение правонарушений.

Задачи правового воспитания:

1.Довести до сознания учащихся требования правовых норм.

2.Добиться перевода этих норм во внутренние личностные установки.

3.Содействовать профилактике правонарушений среди молодежи.

Динамика личностно правовой деформации:

Появление пробела и искажений в нравственно волевой сфере личности→превращение этих пробелов в относительно устойчивые взгляды и привычки→формирование мотивации предпочтительного поведения; включающие антиобщественные цели и средства→искажение нравственно правового сознания в части пределов дозволенного поведения→правонарушение→систематическое правонарушение→систематическое правонарушающее поведение→преступление.

Школьникам, склонным к правонарушению, как правило, присуще определенная совокупность искаженных с точки зрения общества знаний, интересов, потребностей, отношений к людям. Истоки таких деформаций часто находятся в семье или неблагоприятной среде микросоциума. Причем влияние микросоциума часто оказывается решающим, т.к. для подростков одобрительное мнение сверстников может быть более значимо, чем мнение взрослых. Поэтому в профилактике правонарушений важно не только воздействовать на отдельную личность, но и на всю неформальную группу.

Этапы работы по профилактике правонарушений:

1.Устранение обстоятельств, способствующих правонарушающему поведению до того, как эти обстоятельства не обратимо сказались на поведении личности (ранняя профилактика).

2.Оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся с одновременной коррекцией их личностной позиции (1 этап непосредственной профилактики).

3.Аналогичные меры в отношении лиц уже совершающих правонарушения и находящихся в центре внимания правоохранительных органов (2 этап непосредственной профилактики).

4.Воспитывающее воздействие на учащихся систематически совершающих правонарушения (3 этап).

5.Работа со школьниками уже совершившими преступление, если наказание не предусматривает их изъятие из коллектива (профилактика рецидива).

Духовно-нравственное воспитание. К основным понятиям нравственной культуры, значимым в его формировании у школьников, относятся мораль, этика, нравственность.

Мораль – это обычаи, нравы, правила.

В качестве синонима «морали» часто используют понятие «этика».

Этика – это привычки, обыкновения, обычаи.

В другом значение этика – это философское учение о морали.

Мерой усвоения и принятия человека в морали служит уровень его нравственности.

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие нравственные качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени его соответствия определенным правилам. Правила имеющие общий характер называются нравственной нормой.

Норма – это правило, требования, определяющие как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Именно норма определяет характер взаимоотношений человека с обществом, коллективом, отдельными людьми. Нормы объединяются в группы по областям отношений между людьми. Для каждой такой области можно выделить исходные основания, которым подчиняются нормы – нравственные принципы.

Нормы, охватывающие не отдельные области отношений, а имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями.

Воспринимая требования морали, как правило жизни, общество вырабатывает нравственный идеал – это образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным и полезным.

В совокупности моральные нормы, принципы, категории, идеалы формируют общественное нравственное сознание. Однако, мораль это и форма индивидуального нравственного сознания. Именно она в итоге определяет отношение личности к другим людям, к себе, своему труду, природе и т.д. Формирование этих отношений - важное направление в становлении нравственной культуры личности. Центром этих отношений может стать такое качество личности как гуманность.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Это значит, что гуманность является стержнем гуманистического мировоззрения, в центре которого – человек.

Как качество личность гуманность формируется в процессе взаимоотношений людей. Она проявляется в:

1.доброжелательности и дружелюбии;

2.готовности прийти на помощь к другому человеку;

3.внимательности к окружающим;

4.умении понять другого человека, «встать на его место»;

5.сопереживании, сочувствии, толерантности.

Важным условием испытания гуманности является организация коллективной деятельности, элементами которой является забота о других, оказание помощи, поддержки, защиты. Кроме того, важную роль играет анализ и обсуждение нравственных проблем.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания занимает воспитание сознательной дисциплины культуры поведения.

Дисциплина – это организованность, порядок в той/иной сфере жизнедеятельности людей. Отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам сложившимся в обществе.

Дисциплинированность как качество личности проявляется в: выдержанности; внутренней организованности; ответственности; готовности подчиняться и личным и общественным целям.

Одним из проявлений общественной дисциплины является школьная дисциплина (ШД).

ШД – это принятые в стенах ОУ порядки, соблюдение учащимися и учителями правил внутреннего распорядка взаимоотношений.

Являясь составной частью нравственности дисциплина учащихся заключается в: знании правил поведения, установленного порядка и их сознательном соблюдении.

Соблюдение правил ШД предполагает подчинение требованиям большинства в коллективе. Работы школы и учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения предполагает разъяснение учащимся необходимости соблюдения принятых норм в интересах самой личности, коллектива, общества. Однако, дисциплина не должна рассматриваться лишь как подчинение большинства, она должна выступать субъективной способностью личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически сложившимися способами. Причем способность личности выбирать свою линию поведенияв различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки.

Дисциплинированность как качество личности имеет разные уровни развития, находящие свое выражение в понятии «культура поведения (КП)».

КП включает:

1.Различные стороны нравственного поведения личности.

2.Культуру общения (базируется на доверии, доброты к людям. При этом нормами общения являются вежливость и внимательность. Различают принципы общения: с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми. Включает ритуалы поздравления, вручения подарков, высказывание соболезнования, сожаления и т.д.).

3.Культуру внешности (складывается из: умения одеваться, соблюдения правил гигиены, особенности жестикуляции, мимики, движения).

4. Культуру быта.

5. Культуру речи (включает умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства, владеть нормами устной и письменной речи).

Важным компонентом в формировании нравственной культуры является становление экологической культуры личности. Целью ее формирования является воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Достижение этой цели предполагает систематическую работу учителя по формированию у школьника научных знаний в характере и результатах взаимодействия человека и общества с природой, экологически ценностных ориентаций, норм и правил поведения в природе, умений и опыта по ее охране.

Формирование экологической культуры осуществляется как в урочной, так и во внеурочной работе.

Принципы формирования эк.культуры:

1.междисциплинарности;

2.систематичности;

3.непрерывности;

4.приемтсвенности;

5.единства интеллектуального и эмоционально-волевого воздействия на учащихся.

6.Взаимосвязи глобального национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем современности.

23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональ­ная ориентация учащихся в воспитательном процессе.

Трудовое воспитание (ТВ) начинается в семье, продолжается в дошкольном заведении, школе и заключается в формировании элементарных представлений о трудовых обязанностях. ТВ тесно связано с политехнической подготовкой школьников, обеспечивающей:

1.Знания основ современной техники, технологии и организации производства.

2.Усвоение учащимися общетрудовых знаний и навыков.

3.Развитие творческого отношения к труду.

4.Правильный выбор профессии.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что политехническое образование служит базой трудового воспитания, решения его основных задач.

Задачи ТВ:

1.Формирование у школьников «+» отношения к труду, как к значимому элементу жизни, соц. мотивов труд. деят-ти.

2.Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить свои знания на практике.

3.Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, целеустремленности, предприимчивости.

4.Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками в формировании основ культуры умственного и физического труда.

Содержательную основ ТВ составляют следующие виды труда:

1.Учебный труд. Включает умственный (УТ) и физический труд (ФТ). УТ является наиболее напряженным и требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к УТ считается залогом успеха в других видах труда. ФТ предусмотрен на уроках трудового обучения в школьных мастерских и на пришкольных участках.

2.Общественно-полезный труд организуется в интересах всех и каждого человека в отдельности. Включает: самообслуживание школьных помещений; летнюю практику; работу в школьных стройотрядах, лесничествах; работу в летне-трудовых лагерях.

3.Производственный труд – создание школьниками материальных ценностей. Реализация этого вида труда предполагает вступление школы (учащихся) в производственные отношения.

Условия ТВ:

1.Подчинение труда школьников учебно-воспитательным задачам.

2.Сочетание в труде общественных и личностных интересов.

3.Доступность и посильность трудовой деятельности.

4.Разумная требовательность в организации и осуществлении трудовой деятельности школьников.

5.Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

6.Соотношение целей и задач в трудовой деятельности с целями и содержанием профессиональной ориентации (ПО) школьников.

ПО – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и иных мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Правильный выбор профессии – это такой выбор, который соответствует интересам, склонностям человека и его призванию.

Система ПО включает:

1.Профессиональное просвещение – сообщение школьникам знаний о социально-экономических особенностях и психофизиологических требованиях той/иной профессии.

2.Профессиональную диагностику – изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересов, мотивов, ценностных ориентаций и т.д.

3.Профессиональную консультацию – оказание помощи, советы специалистов в установлении соответствия между требованиями профессии и индивидуально-психологическими особенностями человека.

Виды консультаций:

А)справочно-информационная – знакомство с содержанием профессий, требованиям, возможностям трудоустройства, профессионального роста и т.д.

Б)диагностически-индивидуальная – определение возможных областей профессиональной деятельности. В результате должна быть определена группа родственных профессий.

В)медицинская – установление степени соответствия здоровья человека требованиям профессии.

4.Профессиональный отбор – предоставление личности свободу выбора профессии, но при этом рекомендуется учитывать семейные традиции, рекомендации специалистов и другие факторы.

5.Профессиональная адаптация – вхождение личности в профессиональную деятельность, адаптация в системе производства к трудовому коллективу, условиям труда, особенностям профессиональной деятельности и т.д.

Успешность адаптации является показателем правильного выбора профессии.

Проведение ПО в школе зависит от возрастных особенностей учащихся. В начальной школе формируется «+» отношение к труду, раскрываются его важность и необходимость, формируется потребность быть полезным людям. В основной школе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути. Школьники знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяют круг своих представлений о трудовых отношениях. В старшей школе происходит дифференциация профессиональных интересов учащихся. Учащиеся пополняют свои знания о профессиях, их престижности и других факторов выбора. В итоге принимается решение о дальнейшем профессиональном пути, который четко определяет мотивы учебной деятельности ученика.

Важную роль в ПО школьников играет формирование их экономической культуры (ФЭК).

ФЭК – это процесс выработки ясного представления об экономических закономерностях общества и воспитания на этой основе качеств личности необходимых ей в производственно-экономической деятельности в данный исторический период.

ФЭК связано с подготовкой к самостоятельной жизни, и служит необходимым условием становления гражданской позиции личности.

Задачи экономического воспитания:

1.Формирование экономического мышления;

2.Воспитание бережливости, практичности, хозяйственности;

3.Овладение навыками экономии, элементарными навыками экономического анализа.

Решение этих задач требует специальной подготовки школьников.

Экономическая культура формируется при изучении практически всех предметов. Однако, особенно велика роль в ее становлении истории, географии, трудового обучения, химии и т.д. В системе ФЭК используются различные формы и методы обучения: экскурсии, игры, рассказы, решение задач и т.д.


Эстетическое воспитание (ЭВ) школьников.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и деятельности.

Этот процесс предусматривает выработку:

1.Системы художественных, эстетических представлений, взглядов, убеждений;

2.эстетического вкуса;

3.стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия;

4.готовности бороться против безобразного, а также к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое освоение действительности не ограничивается лишь деятельностью человека в области искусства, в той или иной форме оно присутствует в творческой деятельности в целом. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя. Для того, чтобы детский труд был эстетически окрашен, он должен быть одухотворен общественно-значимыми целями, рационален, экономичен, увлекателен. Немало эстетических впечатлений несут также учение и человеческие взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Дифференцированное отношение учителя к ученику, справедливая требовательность также влияет на ЭВ школьников. В режим школьной жизни важно вводить элементы эстетического оформления класса, холла, школьного участка. Важным компонентом процесса формирования эстетической культуры является эстетическое восприятие природы, которая является незаменимым источников прекрасного. Природа не являясь носителем общественной морали все же учит человека нравственному поведению, восприятию прекрасного благодаря присущей ей гармонии, непрерывному обновлению, разнообразию форм, красок и т.д. Поэтому важная роль в формировании эстетической культуры принадлежит курсам биологии и географии, изучение которых сопряжено с непосредственным наблюдением природных явлений. Во время экскурсии школьники воспринимают эстетический образ природы, у них развивается образное мышление, воображение. Погружение в мир природы способствуют предъявляемые учителем задания: приготовление зарисовок, написание картин, составление коллекций.

Аналогичного эффекта позволяет также добиться обращение к литературным источникам, содержащим описание природных объектов, явлений.

Вместе с тем, художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой проявляются в искусстве. Порожденные человеческим трудом искусства на определенном этапе развития общества обособляются от материального производства, преобразуются в специфический мир деятельности, становятся одной из форм общественного сознания. Учебный план школы обязательно включает дисциплины художественного цикла (литературу, музыку, ИЗО, МХК).

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественным воспитанием.

Непосредственно обращаясь к художественному произведению человек приобретает умение воспринимать явления красоты. В немалой степени этому способствует приобретение школьниками искусствоведческих знаний. Одним из значимых средств воспитания литературного вкуса и эстетической восприимчивости является развитие культуры чтения. На уроках родного языка и литературы школьники учатся воспринимать литературные произведения как искусство слова, передавать образы и воспроизводить их в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки литературных героев. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая предполагает, что во время занятий учащиеся предваряют в жизнь, доступные их пониманию элементы прекрасного.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих навыков, а также совместное переживание тех или иных эмоций. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений, а также знакомству с основами музыкальной грамоты.

Изучение ИЗО призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует владения основами изобразительной грамоты, умением пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки. При изучении ИЗО важно обеспечить знакомство учащихся с произведениями архитектуры и произведениями изобразительного искусства. Важно научить их понимать язык художника, связь содержания и формы произведения, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Тем не менее, реальные возможности учебного плана школы по формированию эстетической культуры школьников достаточно ограничены. Компенсировать эту ограниченность позволяет система дополнительного образования. Кроме того, в последние годы интенсивно развивается музейная педагогика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.066 с.)