Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.



В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, насколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы самовоспитания.

Самовоспитание – это целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя «+» и устранению «-» качеств.

Самовоспитание – это непременное условие совершенствования человека.

Содержательная структура:

1.Глубоко осознанные цели и задачи самовоспитания.

2.Выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования.

3.Осмысленные и принятые для себя требования, применяемые к деятельности личности.

4.Знания о протекании, содержании и методах самосовершенствования, а также умение реализовывать его в любых жизненных обстоятельствах.

5.Наличие внутренней установки развитого самосознания.

6.Способность к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня развития.

7.Определенная степень совершенствования волевых качеств.

8.Наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в экстремальных ситуациях.

Исходными компонентами самовоспитания, как и любого вида деятельности, являются потребности и мотивы как сложные и осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная сторона самовоспитания требует специальной практической работы по выработке тех или иных качеств и связана с составлением программы самовоспитания. Реализация этой программы требует управления, коррекции, самоконтроля, в чем существенную роль играет самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, мыслей и т.д. Итогом становится самооценка достигнутых результатов.

Методы самовоспитания: самообязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самокритика, следование примеру, самопринуждение, аутотренинг, самопоощрение.

В практике самовоспитания можно руководствоваться правилами. Всегда и во всем:

1.умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;

2.не отвлекайся во время работы;

3.сначала подумай сам, если не получится – обращайся за советом;

4.не закончив начатого дела, не переходи к другому;

5.старайся все делать вовремя и самостоятельно;

6.встретив трудности, не прекращай работу;

7.умей себя поощрять;

8.проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;

9.со всеми проявляй вежливость и тактичность;

10.веди себя спокойно когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная – попроси слово и выскажи свою точку зрения;

11.сдерживай себя от обиды;

12.учись слушать, наблюдать, создавать благоприятную обстановку;

13.подумай почему именно тебе были высказаны эти замечания.

30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).

МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.

Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.

Отличительные признаки МВ:

1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.

2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.

3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.

4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.

МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.

МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.

В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.

В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:

1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).

3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).

4.Методы контроля, самоконтроля и са­мооценки в воспитании.

5.Методы самовоспитания.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.

Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.

Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.

Виды влияния:

1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:

а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.

б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.

2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.

Виды влияния:

1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.

2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.

Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).

Способы влияния:

1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.

2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.

3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.

4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.

Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.

1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет информацию о его результативности. Оценка эффективности воспитательного процесса предполагает изучение деятельности и поведения воспитанников.

Показателями эффективности воспитания могут быть:

1.степень участия школьников во всех основных видах деятельности соответствующих их возрасту и результативности этой деятельности.

2.характер общения учащихся и их взаимоотношения.

3.информированность школьников в области нравственной, культурной и других сферах.

Ни один из названных показателей не может применяться изолированно, так как невозможно разделить сознание, действие, поведение и общение личности.

Любое деление носит условный характер и применяется для более детального их изучения.

Общий анализ воспитательного процесса складывается не только из оценки его результативного компонента, но и процессуального. При этом оценке подлежат:

1.Действие воспитателей;

2.Правильность их подхода к учащимся;

3.Характер утверждаемого ими стиля общения;

4.Влияние воспитателей на развитие инициативы и самостоятельности школьников.

Методы:

1.Педагогическое наблюдение за учащимися.

2.Беседа, направленная на выявление уровня воспитанности.

3.Опрос.

4.Анализ результатов общественно-полезной деятельности.

5.Создание ситуаций для изучения поведения.

6.Анализ деятельности органов ученического самоуправления.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, поведения, общения личности в целостности и в динамике.

Виды наблюдения:

1.непосредственное/опосредованное

2.открытое/скрытое

3.непрерывное/дискретное

Для обеспечения успешности наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, развертываться в соответствии с определенной программой изучения личности, конкретные критерии оценки уровня воспитанности.

Беседа помогает выявить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения. Выявить их причины. Бесед позволяет фиксировать мнения, высказывания учеников, несущие информацию о мнении учащихся, их отношение друг к другу.

Психологические опросники позволяют выявить характер отношений между учениками в коллективе, обнаружить возникающие конфликты и принимать меры по их разрешению.

Сознательное включение учащихся в определенные виды деятельного общения позволяет выявить те или иные стороны и качества воспитанников по их непосредственному проявлению в деятельности.

Любой контроль за ходом воспитательного процесса завершается оцениванием не только уровня воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

При оценке воспитательной работы учителя учитывают умения:

1.Использовать современные методы, формы и средства воспитания.

2.Выбирать их оптимальное сочетание с учетом специфики ситуации.

3.Дифференцированно подходить к ученикам.

4.Обоснованно характеризовать их поведение и прилежание.

Кроме этого оценивается роль учителя в трудовом воспитании, профессиональной ориентации школьников, построении рациональных отношений с учениками и их родителями.

О результативности воспитания свидетельствуют:

1.Сформированность у учащихся основ мировоззрения.

2.Умение оценивать события, происходящие в стране и за рубежом.

3.Усвоение норм морали.

4.Знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся.

5.Общественная активность, коллективизм.

6.Участие в ученическом самоуправлении.

7.Инициатива и самодеятельность воспитанников.

8.Эстетическое и физическое развитие.

32. Понятие о воспитательной системе (ВС). Структура и этапы ее формиро­вания.

Воспитание – особая сфера, которая не может рассматриваться как дополнение к обучению. Задача обучения не будет эффективно решена без выхода учителя в сферу воспитания. Поэтому современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают важнейшими составляющими ее педагогической системы.

Педагогическая система школы – это целенаправленная самоорганизующаяся система, основной целью которой является включение школьников в жизнь общества, их развитие как активных творческих личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы, ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).

Важность создания ВС определяется:

1.Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязей компонентов педагогического процесса.

2.Расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды.

3.Экономией времени и сил педагогического коллектива, за счет преемственности целей, содержания и методов воспитания.

4.Созданием условий для самореализации и самоутверждения личностей учащихся, учителей и родителей.

ВС создаются усилиями всех участников педагогического процесса. Движущими силами их становления и развития являются противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами. Интеграция проявляется в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуации, в создании и преобразовании материальных элементов этой системы. Дезинтеграция – это нарастание групповых и индивидуальных различий, нарушение стабильности, разрушение материальных элементов системы.

Этапы:

1.Становление ВС. Заключается в отборе ведущих педагогических идей и формировании коллектива единомышленников. При этом компоненты системы еще работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочные. Преобладают организационные аспекты, ведется педагогический поиск, формируется стиль взаимоотношений, взаимодействие с окружающей средой чаще носит стихийный характер.

2.Обработка ВС. Происходит развитие школьного коллектива, органов самоуправления и соуправления, определение ведущих видов деятельности. Основная сложность в управлении ВС заключается в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллектива. Педагогической коллектив должен быть инициатором в жизни школьного коллектива.

3.Оформление ВС. Школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. В центре внимания: воспитание свободной, гуманной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Сложившаяся ВС накапливает и передает традиции, активно взаимодействует с окружающей средой.

4.Перестройка ВС. Может осуществляться революционным и эволюционным путем, и обусловлена усилением деинтегрирующих процессов, приводящих к кризису ВС. Причины кризиса: появление скуки; отсутствие новизны; формализация деятельности; минимальность творчества и т.д. Следствия кризиса: 1.смена ведущих видов деятельности; 2.возникновение новой ВС, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; 3.исчезновение ВС.

Технология создания развит.ВС:

1.выявление ведущей идеи;

2.формулировка основных целей и задач;

3.разработка на их основе теоретической концепции;

4.конкретизация составляюших системы и механизмов их взаимодействия;

5.определение соответствующих теоретических концепций, педагогических технологий и возможности их реализации в рамках проектируемой системы, выявление необходимых условий;

6.воплощение теоретических построений на практике;

7.обоснование критериев оценки эффективности ВС.

В качестве критерия эффективности ВС школы может выступать:

1.упорядоченность жизнедеятельности школы;

2.наличие сложившегося единого школьного коллектива;

3.интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий;

4.уровень приближенности системы поставленным целям;

5.общий психологический климат, стиль взаимоотношений;

6.уровень воспитанности учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.09 с.)