Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и средства изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и использовать их на практике. Метод обучения - это важнейший компонент урока технологии в общеобразовательной школе, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели занятий, содержащий необходимые для этого сведения. Так, М.Н. Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами»[1]. Однако, И.Д. Зверев дает такое определение методам обучения: «...Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем» Классическая классификация методов обучения – классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Данные авторы разрабатывали классификацию методов обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют следующие методы: 1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный 3. Проблемное изложение изучаемого материала. 4. Частично-поисковый, или эвристический метод. 5. Исследовательский метод. В группу объяснительно-иллюстративных (или информационно-рецептивных) методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин поместили рассказ, лекцию, объяснение, работу с учебником, демонстрацию картин, кино- и диафильмов и т.д. [1]. В группу репродуктивных методов И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин поместили воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование. Группа исследовательских методов отличается тем, что учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуются помощью учителя. Наиболее практической представляется классификация М.А.Данилова и Б.П.Есипова. Данные авторы исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно подразделить на следующие группы: 1.Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Последняя приведенная классификация согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. По убеждению М.А.Чошакова, «несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций». По Е.Л.Мельниковой, проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Средствами обучения являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми учитель воздействует на зрение, слух, осязание учащихся [1]. Чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению). Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: - объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); - печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); - проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления, при этом выделяются три группы: 1. Изобразительная наглядность: - фоторепродукции картин; - фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; - фотопортреты; - фотоизображения окружающего мира (природы и общества); - учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; - фоторисунки и аппликации; - видеофрагменты (сюжетные видеоролики); - видеофильмы (художественные и документальные). 2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): - таблицы; - схемы; - блок-схемы; - диаграммы; - гистограммы; - графики; - макеты; - карты; - картосхемы; - планшеты. 3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): - все фотоизображения; - анимация и 3D моделирование (без звука); - анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением); - аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); - видеофрагменты, или видеоролики; - аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.); - видеофильмы (художественные и документальные) [2]. Кроме представленной выше, существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Конечно, кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты. К логико-структурным иллюстрациям относят таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, гистограммы, графики и др. Рассмотрим один из видов условно-графических наглядных средств - таблицы. Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, они просты в использовании и существенно облегчают восприятие текста. Таблицы могут быть разноформатными: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц). Схемы (блок-схемы) представляют собой разновидность наглядных средств обучения. Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок. Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц. К условно-графической наглядности (или логико-структурным схемам) относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, схематические рисунки [2]. Динамическая иллюстрация (анимация) - это программная реализация эффекта движения иллюстративного объекта. Анимация (от англ. аnimated - оживленный) - это технологически более высокая ступень, чем статическое графическое изображение. Наглядные пособия выполняют следующие функции: - ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены и школе; - ознакомление с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; - наглядное представление и сравнение или изменение характеристик явления или процесса; - этапы эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; - наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управления им, технике безопасности; - ознакомление с историей науки и перспективами ее развития. Благодаря современным компьютерным технологиям можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении [3]. Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и учителю оценивать свою деятельность, чтобы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты и состоянии инструментов в их применении могут повлиять на результат [18]. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются: • применение различных технических устройств (тренажеров); • использование инструкционных карт; • самостоятельный разбор чертежей; • подбор режимов работы; • самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами; • личный контроль качества (проверка) готовой продукции. Вместе с тем необходимо оговорить, что применение письменных инструкций оправдано только в начальные периоды обучения. В дальнейшем они тормозят развитие самостоятельности. Отдельно следует сказать о практических методах, связанных с планированием определенной практической деятельности. В технологии это чаще всего связано с проектной работой над избранным самим учащимся изделием. Именно здесь потребуются значительные затраты времени, так как предполагается максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер. Главное отличие от работ, выполнявшихся ранее с помощью преподавателя, в таких случаях состоит в четком разграничении дидактических проблем — вопросов, возникающих в ходе поиска учеником решения, от обычных вопросов, ответы на которые не требуют особой интеллектуальной активности и самостоятельности мышления. Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний [18]. Итак, учитель технологии в ходе урока использует самые разнообразные методы. А как избранные методы отразить в своей рабочей документации? Очень часто молодые педагоги стараются включить в нее все, что используется: рассказ и беседу, объяснение и демонстрацию (имея в виду и ТОО, и эталонные изделия, и рабочие приемы, и т.п.), перечисляют подряд эти, действительно применяемые на разных этапах урока, методы. Представляется, что запись об используемых методах может быть более краткой, но показывающей главное — ведущий метод при объяснении учащимся теоретических сведений и основной избранный метод работы школьников на уроке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.012 с.) |