Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к классификации религии.

Поиск

В большинстве своём современные классификации религии достаточно схожи, но можно выделить два их типа: конфессиональные и светские. К конфессиональным можно отнести классификации, предложенные С.В. Булгаковым, А.Л. Дворкиным и приведённые в Справочнике по новым религиозным объединениям России деструктивного и оккультного характера. К светским относятся классификации новых религиозных объединений Е.Г. Балагушкина, И.В. Куликова, Д.А. Таевского.

Одним из первых отечественных исследователей, классифицировавших религиозные объединения, был С.В. Булгаков. Он делит всё многообразие существовавших в начале XX века религиозных объединений на три большие группы: 1) существовавшие и существующие расколы, ереси, секты, новейшие рационалистические учения; 2) преимущественно философские и некоторые религиозные и другие противные христианству и православию учения, направления и мнения (от теософии до коммунизма); 3) западные христианские вероисповедания (католичество, лютеранство, англиканство т.д.). Данная классификация имеет недостатки, выражающиеся в том, что, во-первых, многие новые религиозные объединения не подходят по критериям ни к одной из предложенных С.В. Булгаковым групп, а во-вторых, огромное количество современных новых религиозных объединений нуждается в более подробном делении на типы. Так, например, Международное Общество Сознания Кришны как религиозное объединение восточной направленности нельзя отнести ни к одной из групп по классификации С.В. Булгакова.

Наиболее простой способ классификации новых религиозных объединений – алфавитный – предложил Д.А. Таевский. Данная их классификация достаточно неудобна для представления целостной картины, однако незаменима при создании словарей и энциклопедий. Алфавитный способ имеет один существенный недостаток – при описании конфессий, имеющих множество синонимов или изменявших своё название в течение какого-то времени, создаётся избыточная система взаимных ссылок, прекрасно реализуемая, к примеру, в компьютерных системах представления информации, но усложняющая восприятие при изложении в книге.

Одной из наиболее ранних отечественных светских религиоведческих классификаций новых религиозных объединений является классификация, предложенная Е.Г. Балагушкиным. В ней все новые религиозные объединения разделены на две большие группы: «старой» и «новой» (современной) нетрадиционной религиозности. Данная классификация на сегодняшний день представляется нам далеко не полной, так как в ней не отражены новые религиозные объединения, появившиеся за последние 20 лет, а также не рассмотрены отечественные новые религиозные объединения.

Следующей классификацией религиозных объединений, согласно Д.А. Таевскому, является типология религий по вероучительным признакам. Вариант классификации по вероучительным признакам гораздо более научен, однако сложен как в формулировках, так и в восприятии. Основная проблема данного способа классификации – отсутствие единой терминологии у религиоведческих и этнографических школ даже в пределах одной страны. Наиболее частый вариант вероучительной классификации – деление религий на национальные и мировые, то есть на вероучения, ограничивающие круг потенциальных приверженцев этническими или национальными признаками или снимающие подобные ограничения. Но подобная классификация исторически преходяща – мировая религия может сформировать ряд этнически ориентированных конфессий или из мировой превратиться в региональную, а национальная религия может распространиться за пределы этнографической общности.

Ещё одну отечественную светскую классификацию новыхых религиозных объединений разработал И.В. Куликов. Автор выделил следующие 13 групп-критериев новых религиозных объединений: устойчивые организации и группы (секты); сообщества и отдельные адепты вуду; группы и сообщества колдунов, магов и экстрасенсов; оккультные центры; псевдомедицинские группы и оккультные целители; теософия, антропософия, последователи Рерихов и Е. Блаватской; астрология и астрологические группы; гадалки, прорицатели и их сообщества; контактёры и их сообщества; психокульты, группы оккультного развития личности; масоны и розенкрейцеры; религиозно-политические партии и группы оккультной направленности; педагогические инициативы оккультно-религиозного характера (или с использованием оккультно-религиозных фрагментов в своей доктрине). На основании вышеперечисленных 13 групп-критериев новые религиозные объединения можно отнести к одной из этих групп или в отдельную категорию, соединяющую в себе один или более из 13 признаков-критериев.

Однако даже среди новых религиозных организаций и групп, обладающих несколькими вышеперечисленными критериями, И.В. Куликов выделяет несколько больших групп, как, например, синкретические религии и секты, экология, оккультизм и язычество, религиозные деструктивные группы восточной ориентации, сатанинские объединения, коммерческие культы. Рассматриваемая классификация религиозных объединений, во-первых, выделяет типы только деструктивных религиозных организаций, а не всех религиозных сообществ, действующих на территории России в целом, во-вторых, практически все религиозные новообразования включают в себя два и более из 13 признаков, что делает группы сект достаточно размытыми.

Как пример западной религиоведческой мысли, можно рассмотреть подходы к классификации новых религиозных объединений Р. Флаше. Он утверждает, что если взять за её основу принцип происхождения новых религиозных объединений от традиционных религий, то это будет по-своему правильно, ибо важнейшие структурные основы традиционных религиозных систем оказываются преобразованными в новых религиях, но всё же недостаточно позволяют выявить самостоятельность и оригинальность новых религий, так что этот вопрос для науки о религиях представляет определённую трудность.

Недостаточно совершенным, по мнению Р. Флаше, с точки зрения систематизации религий представляется и такой метод дифференциации, в основу которого мог бы быть положен комплекс заявлений, исходящих от того или иного основателя новой религии, или тот характер роли, которую приписывают ему его сторонники и последователи. Основатели новых религий могут выступать в роли пророков, посланников, рупора божественной идеи, а также в роли святого, мессии или какого-нибудь «царя конца мира», они могут считать себя носителями божественного духа, обладателями божественного знания и откровения, они могут выступать, ссылаясь на такое новое откровение, знание или новую концепцию, они могут чувствовать себя учителями, толкователями или людьми, просто восстанавливающими то, что уже было. Но в любом случае они формулируют новое понимание мира, новую концепцию жизнеустройства. В отдельную группу Р. Флаше выделяет интеллектуально-синтетические новые религиозные объединения, под которыми он понимает синкретические комбинации элементов традиционных, культурообразующих религиозных систем.

Достаточно большую группу классификаций новых религиозных объединений представляют собой классификации, предложенные представителями теологии. Одной из них является классификация, предложенная в справочнике «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера». Согласно данной типологии, выделяется 6 групп деструктивных религиозных объединений: деструктивные объединения сатанинской ориентации, деструктивные объединения матрицы «экология духа и оккультизм», деструктивные объединения восточной ориентации, деструктивные псевдоисламские объединения, деструктивные объединения западной ориентации, коммерческие культы.

Близкой по содержанию к данной типологии новых религиозных объединений является ещё одна теологическая классификация, предложенная в справочнике «Религии и секты в современной России». Авторской группой в составе А. Новопашина, В. Боброва и др. предлагается разделить все религиозные объединения по следующим типам: традиционные для России религии; нетрадиционные религии; деструктивные псевдохристианские культы; культы, основанные на «Новом Откровении»; культы восточного направления; теософия, оккультизм и группы движения «Новый век»; сатанизм и примыкающие к нему культы; группы русского неоязычества и ультраправые организации; коммерческие культы. Данная типология религиозных организаций и групп наиболее полно отражает современную религиозную ситуацию в России, рассматривая все религиозные объединения страны в целом, однако характеристики некоторых групп слишком широки, что не позволяет адекватно определить принадлежность того или иного нового религиозного объединения.

Вопросы для повторения

1. Актуальность, предмет, задачи, структура и особенности курса «История мировых религий».

2. Дайте краткую характеристику основных разделов курса «История мировых религий».

3. Дайте характеристику основных компонентов религии.

4. Охарактеризуйте основные классические и современные классификации религий.

Резюме по теме

Первая тема курса является вводной в проблему духовной безопасности личности. Тема предполагает рассмотрение предмета и задач курса, актуальности, структуры курса и его особенностей, а также краткую характеристику основных разделов курса. Религия как историческое явление. История религии в системе религиоведческого знания. Проблема определения религии. Структура религии. Классические типологии религий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.006 с.)