Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классические подходы к классификации религии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос классификации религий вообще является достаточно сложным в силу необычайной разнородности конфессий и их географической и исторической как разобщённости, так и пересечения. Попытки универсальной систематизации религий предпринимались И. Кантом, Г.Ф.В. Гегелем, К. Марксом, М. Вебером и другими философами. Эти классификации исходили из философского, феноменологического, ноуменологического и психологического характера религии. Однако данные подходы к классификации религии существовали в то время, когда ещё не было новых религиозных объединений. Современные способы классификации новых религий опираются, как правило, на разнообразные географические и исторические аспекты. Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы. Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации. Нормативные принципы являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами. Недостатки: Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся. Географические принципы основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории: · религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.); · религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм); · религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии) · религии Африки или племенные культы Черной Африки; · религии Америки (верования индейцев); · океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии); · классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты. Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.
Этнографические и лингвистические принципы. Примером может служить классификация немецкого филолога Варда. Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда: · океанические расы; · африканские расы; · американские расы; · монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас. Философские классификации. Гегелевская классификация изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы: 1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта. 2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия. 3. Абсолютная религия или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство. Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием. Морфологические классификации подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики. Морфологические классификации также называют эволюционными. Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура"). Классификация Тайлора имеет следующий вид: · Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших. · Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами. · Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества. · Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями. · Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей. · Монотеизм - вера в высшее и единое божество. К феноменологическим классификациям относится классификация религии Г. ванн дер Леу. Классификация религий Г. ван дер Леу: · религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века); · религии борьбы (зороастризм); · религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма; · религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях; · динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство); · динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации); · религия силы и формы (Древняя Греция); · религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма); · религия ничто и сострадания (буддизм); · религия воли и послушания (иудаизм); · религия величия и унижения (ислам); · религия любви (христианство). Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит перед собой религиоведение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.006 с.) |