Понятие религии. Структура религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие религии. Структура религии.



В современном западном религиоведении выделяются три религиовед­ческие концепции в зависимости от определения природы и сущности рели­гии. К ним относят объективно-идеалистическую, субъективно-идеалистиче­скую и натуралистическую или биологизаторскую концепции. С точки зре­ния объективного идеализма, природа и сущность религии выводятся из признания существования в мире сверхъестественного Бога. Душа человека и сам человек стремятся к соединению с божественным, а следовательно, религия вечна, пока существуют Бог и человек. Данная трактовка религии характерна для богословов и теологов всех христианских конфессий.

Субъективно-идеалистическая концепция природы и сущности религии связана с именами таких философов, как Фридрих Шлейермахер и Уильям Джемс. По мнению Ф. Шлейермахера, религию необходимо рассматривать как индивидуально-психологический феномен, как определённое состояние сознания индивида. Таким образом, Ф. Шлейермахер перенёс центр религиозной проблематики в сферу сознания и чувств индивида, не отрицая божественного происхождения религии.

Представитель американского прагматизма У. Джемс считал, что религия, «говоря коротко, является одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма», так как человек «познает божество в глубоко личных, эгоцентрических переживаниях». То есть главным в религии, согласно У. Джемсу, представляется забота индивида о своей будущей участи, своей безопасности, потому что там, где присутствует Бог, зло временно и не абсолютно. Исходя из субъективно-идеалистической концепции У. Джемса, «чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой», так как «в мире, где совсем отсутствовали бы религиозные чувства, не могло бы никоим образом создаться философское богословие». В целом для У. Джемса религия на столько истинна для человека, на сколько она ему приносит пользу.

Одним из основных представителей натуралистической концепции религии является австрийский психоаналитик З. Фрейд. Для объяснения природы и сущности религии он пытался применить свой психологический метод. Исходя из этого метода, религия и культура мыслились З. Фрейдом как система табу, при помощи которых социум подавляет врождённые влечения индивида, особенно его либидо. З. Фрейд рассматривал религию как «общечеловеческий навязчивый невроз».

Ещё одной философской концепцией религии является диалектико-материалистическая, в рамках которой религия определяется как одна из форм общественного сознания, возникшая на определённом этапе существования человеческого общества. То есть религия мыслится как искажённое отражение действительности, реальных отражений индивидов и преодоление её, согласно рассматриваемой концепции, возможно при построении социализма, что повлечёт за собой подрыв её социальных корней, порождённых «классово-антагоническим строем, различными формами социального и национального угнетения».

Антропологическая концепция религии выражена в философии Л. Фейербаха, согласно ей, Бог предстаёт как фантастический образ, созданный в сознании индивидов и отражающий их собственную, очищенную, освобождённую от индивидуальных границ сущность. Л. Фейербаху утверждает, что превращение человеческой сущности в божественную с помощью религиозного сознания происходит путём её деиндивидуализации и придания ей характера трансцендентной всеобщности, а также её дематериализации и придания ей духовного характера. Религия, по Л. Фейербаху, есть первое, косвенное самосознание индивида, в котором он объективирует собственную сущность в качестве другой сущности.

В целом, с точки зрения современного религиоведения и философии, под термином «религия» понимается «мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих». Данное определение религии рассматривает её с точки зрения светской науки. Кроме этого, внеконфессиональное религиоведение для определения религии в официальном и научном смыслах также оперирует терминами «религиозное объединение», «религиозная организация» и «религиозная группа».

Под «религиозным объединением» в Российской Федерации понимается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Непосредственно религиозные объединения могут создаваться и функционировать в форме религиозных групп и религиозных организаций.

«Религиозной группой» в действующем Федеральном Законе признается «добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица». А «религиозной организацией» называется «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». Данные понятия касаются организационных форм религии в России, что позволяет рассматривать то или иное религиозное объединение с точки зрения наличия у него государственной регистрации и степени его легитимности в российском государстве.

Также в религиоведении для характеристики религиозных объединений используются такие термины, как «конфессия» или «вероисповедание» и «деноминация». «Конфессией» или «вероисповеданием» называется «религиозное объединение, имеющее своё разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру». А под «деноминацией» понимается «религиозное объединение, находящееся на стадии становления и организационного оформления».

Являясь сложной социальной системой, религиозное объединение имеет свою особенную структуру, включающую в себя такие компоненты, как религиозное сознание, религиозные отношения, религиозную деятельность и религиозную организацию. Религиозное сознание является определяющим компонентом религиозной системы, так как через него осуществляется социальная детерминация остальных её компонентов. Религиозное сознание состоит из двух уровней – религиозной идеологии и религиозной психологии. Под религиозной идеологией понимается система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные служители культа. Кроме этого, религиозная идеология – это система догматов, предписаний и утверждений, содержащих изложение религиозных взглядов на различные стороны бытия и на мир в целом.

Вторым компонентом религиозного сознания является религиозная психология или совокупность идей, чувств, образов, представлений, переживаний, привычек, настроений, установок и потребностей, через призму которых адепт в иллюзорной форме воспринимает и осмысливает мир, а также своё бытие. Рассматриваемый компонент религиозного сознания диалектически связан с религиозной идеологией.

Под следующим структурным компонентом религиозного объединения – религиозными отношениями – понимаются такие, которые складываются между людьми в процессе культовых отношений. В основе них – вера в возможность специфических отношений между божеством и человеком, и в то, что Бог влияет на социальные, природные процессы, а также на судьбу людей.

Ещё одним компонентом религиозной системы является религиозная деятельность – практически-духовное освоение действительности. Она включает в себя культовую и внекультовую деятельность. К культовой относятся все формы религиозных действий и представлений. Её состояние обусловлено общим уровнем развития цивилизации. Внекультовая деятельность включает в себя производство религиозных идей, систематизацию и интерпретацию вероучения, светские творческие изыскания по развитию и защите религии, а также любые виды миссионерской деятельности.

В качестве последнего компонента религиозной системы выделяется религиозная организация или организационно-институциональная структура. Данная структура состоит из комплекса определённых институтов, функционирующего культа и социальных религиозных союзов. Религиозные организации осуществляют свою деятельность по 7 направлениям, регламентирующим, контролирующим и регулирующим поведение адептов, а также удовлетворяющим религиозные потребности верующих.1.2. Основные подходы к классификации религии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.3.58 (0.008 с.)