Возникновение Христианства. Вероучение Христианства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение Христианства. Вероучение Христианства.



Христианство (от греческого слова christos – «помазанник», «мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Это изначальное родство и иудаизм – чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии – проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, – священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало большое количество приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» – сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, существовавшие на всем пространстве Римской империи, ощущали свое единство. Членами общины могли стать люди разных национальностей, рас. Новозаветный тезис «нет ни еллина, ни иудея» провозгласил равенство всех верующих перед Богом и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

В течение почти двадцати веков своей бурной истории христианство, по сути, никогда не отождествляло себя с какой-либо политической, культурной или социальной системой. Его распространение есть прежде всего результат страстного стремления истинных христиан донести слово Божье до других людей. Часто политический экспансионизм христианского государства поддерживал силой оружия усилия миссионеров с двусмысленной целью достичь своих целей, одновременно послужив делу веры. Однако еще чаще христиане, вооруженные только силой убеждения и своей верой, отправлялись нести далеким народам свою веру и надежду, которую дал им Иисус Христос – Сын Божий. Их учение часто отвергалось, а сами они подвергались преследованиям. Затем, постепенно, это учение любви доходило до людей, оно утверждалось, оно превратилось в универсальную ценность, неотъемлемую часть многих философских систем, которые не всегда осознают, до какой степени христианство прямо или косвенно наложило свой отпечаток на все человечество.

Разумеется, христианство является и религией, так как оно ставит целью связать человека с Богом, однако эта связь основывается прежде всего на Откровении и Личности Иисуса Христа.

Иисус – вполне реальное историческое лицо. Родился в 4 г. до н. э. в Вифлееме, центре всех христианских деноминаций, для которых Он одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом – Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле – выражение воли Господа – не имеет никакого отношения к случайности или к экономическим и социальным условиям Его эпохи.

Этот план долго вызревал в ходе истории еврейского народа – народа, избранного Богом в качестве свидетеля и действующего лица Его явления среди людей.

Сам Иисус был со стороны матери дальним потомком Давида – древнего царя Израиля. Он был рожден в крайней бедности, во время путешествия его родителей, вызванного объявленным римскими оккупантами призывом на военную службу.

Его мать – Мария, совсем молодая девушка безупречной репутации, – оказалась беременной, хотя и не вступала ни с кем в половую связь, и мужчина, которого ее семья выбрала ей в мужья, – Иосиф – вместо того, чтобы отвергнуть ее в соответствии с обычаями эпохи, поверил в сверхъестественность этого зачатия.

Нужно напомнить, что еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя, Освободителя, который, по мнению некоторых, должен был даже восстановить политическую и военную независимость Израиля. Этот столь нетерпеливо ожидаемый человек должен был стать Мессией, т. е. «указанным Богом», «помазанником Божьим».

Библия, а точнее, ее часть, называемая христианами Ветхим Заветом, излагает историю еврейского народа и его долгое ожидание Мессии, который, по преданию, должен был родиться от девы.

Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией, Матерью Божьей – т. е. Его рождение уникально и сверхъестественно. В этом нет ничего нелогичного: коль скоро Иисус был единственным Богочеловеком, когда-либо жившим на Земле, то и Его рождение было единственным, не потребовавшим наличия человека-отца.

Это сверхъестественное рождение Иисуса признается также и мусульманами.

Согласно христианскому вероучению, Господь пожелал вочеловечиться через это удивительное рождение. Заметим, что это объясняет христианский взгляд на начало человеческой жизни с момента зачатия. Ничто не могло бы помешать Богу «вселиться» в «готового» человека, рожденного от матери и отца, однако в этом случае убедительность Божественного вмешательства (Богоявления) была бы не столь явной.

Итак, для христианина представляется совершенно невозможным отводить Иисусу Христу просто роль видной исторической личности. Во всей истории человечества только один Иисус был одновременно и Человеком, и Богом.

Иисусу Христу удалось указать человеку способ использования своего существования, т. е. научить его пользоваться своей свободой.

Очень конкретно, в совершенно повседневных ситуациях, чрезвычайно простыми словами Иисус показывал, как проявляется Любовь, доведенная до своих логических пределов. Именно в этом Он не столько отменил заветы иудаизма, сколько превзошел их. Вместо закона возмездия «Око за око, зуб за зуб» Он предлагает помощь, говоря: «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую» и даже «Если глаз твой искушает тебя на злые дела, вырви его».

В контексте насилия той эпохи, когда евреи в оккупированной римлянами Палестине ожидали прихода Мессии-Освободителя, Иисус не мог быть ожидаемым лидером восстания. Римляне должны были быть счастливы найти среди порабощенного населения столь радикального пацифиста, однако демагогия заставила их принести Его в жертву требованиям озверевшей толпы.

В результате Иисус, посланник бесконечной Любви, был казнен как уголовный преступник, что должно было бы поставить точку в пропагандируемых им утопиях. Можно ли представить себе более мучительную неудачу для человека, который словами Своими так старался установить новые отношения между людьми?

Его ученики, парализованные страхом и разочарованием, были не в состоянии действовать. Однако три дня спустя после казни, в соответствии с тем, что говорилось в Библии о Мессии, произошло невероятное – Воскресение.

В течение 40 дней, от Пасхи до Вознесения, Иисус показывался живым в различных ситуациях и при большом количестве свидетелей. Один из Его учеников – Фома – не мог в это поверить и должен был дотронуться до Него, чтобы убедиться в этом чуде. В то же время речь не шла о возврате к жизни в той форме, в какой мы ее знаем, так как Его тело было как бы свободно от всех ограничений. Он мог внезапно появиться в полностью закрытом помещении, не будучи при этом нисколько похожим на призрака. Так внезапно сама Его смерть превратилась в убедительное доказательство истинности Его учения. Это убедило Его учеников, что смерть есть лишь переход в потусторонний мир, где Христос предшествует нам.

Итак, именно вера в Человека – Воскресшего Христа, Сына Божьего, – лежит в основе христианства. Эта вера широко распространилась и продолжает распространяться, поскольку учение Иисуса имеет в себе столько удивительного, что оно практически независимо от любой культуры: ничто в нем не связано с каким-либо конкретным событием или политической проблемой момента; Иисус не требует никаких определенных ритуалов или форм литургии; Он не строит никакого храма; Он ограничился тем, что порекомендовал молитву, в которой, по сути, сказано все, что нужно, об отношениях человека с Богом.

К основным истинам, выражающим сущность христианства, относятся вера в Единого Триипостасного Бога или Единосущную и Нераздельную Пресвятую Троицу. Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный человек – Богочеловек. Пресвятая Троица считается Единым Творцом мира и человека. Спасение человека мыслится как приход к Богу, унаследование Царства Небесного и вечной жизни. Человек может спастись исключительно через веру в Иисуса Христа и последование Его учению. Богоматерь, Дева Мария является Пресвятой Богородицей и Приснодевой. Христианская Церковь создана Пресвятой Троицей как единая Святая, Соборная и Апостольская во главе с Иисусом Христом. Ещё один догмат апостольского христианства заключается в принятии добровольной смерти Христа на кресте и последующем Его воскресении и вознесении на Небеса. Исходя из данной догматики, должно состояться Второе Славное Пришествие Иисуса Христа в качестве Единого Судии человечества, всеобщее воскресение мёртвых, Страшный Суд, а затем вечная жизнь всех оправданных на Страшном Суде в воскрешённых и преображённых телах в Небесном Царствии Божьем. Однако, перед Вторым Пришествием Бога на землю придёт антихрист и установит своё царство. Кроме того, к основным истинам христианства, определяющим практическую духовную жизнь адептов, причисляются Святые Таинства Церкви Христовой, нравственные заповеди Закона Божьего и евангельские заповеди. А также почитание верующими не только Пресвятой Троицы и Богородицы, но и Креста Господня, Ангелов, святых отцов Церкви, святых икон и мощей

В течение первых двух столетий распространение церкви естественным образом касалось стран, наиболее близких к ее колыбели – Палестине. Поэтому с самого начала существовали многочисленные христианские общины на территории современных Ливана, Сирии, Турции, Египта и Греции. Первым источником появления общин на Западе стал Рим, благодаря жившей в столице империи большой еврейской колонии. Тем не менее, несмотря на престиж старшего из апостолов – Петра, римская церковь долгое время оставалась менее сильной в количественном отношении, чем Восточная, причем до такой степени, что все семь первых Вселенских Соборов были проведены на Востоке и в отсутствие епископа Римского, которого сегодня мы называем папой.

Поэтому христиане Востока, организованные в патриархии, которые пользовались большой автономией, не имели никаких причин испытывать комплекс неполноценности по отношению к своим западным братьям.

Патриархи, наследники апостолов, все же признавали, что епископ Римский, наследник святого Петра, является первым среди них – первым среди равных, но лишь в чисто протокольном плане, без иерархического подчинения.

Для устранения споров и разногласий в Церкви с IV века стали созываться Вселенские Соборы. Вселенскими называются Соборы, созванные от лица всей Церкви для разрешения вопросов об истинах вероучения и признанные всей Церковью в качестве источников Её догматического Предания и канонического права. Таких Соборов было семь:

I-й Вселенский (I Никейский) Собор (325г.) был созван св. имп. Константином Великим для осуждения ереси Александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Они также составили первые семь членов Символа веры и зафиксировали преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).

II-й Вселенский (I Константиропольский) Собор (381г.) завершил формирование Тринитарного догмата. Он был созван св. имп. Феодосием Великим для окончательного осуждения различных последователей Ария, в том числе духоборцев-македонян, которые отвергали Божество Св. Духа, считая Его творением Сына. 150 восточных епископов утвердили истину о единосущии Св. Духа "от Отца исходящего" со Отцом и Сыном, составили пять остальных членов Символа веры и зафиксировали преимущество Константинопольского епископа как второго по чести после Римского - "потому что город сей есть второй Рим" (3-й канон).

III-й Вселенский (I Эфесский) Собор (431г.) открыл эпоху христологических споров (о Лице Иисуса Христа). Он был созван для осуждения ереси Константинопольского епископа Нестория, который учил, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым Бог впоследствии соединился нравственно и благодатно обитал в Нём, как в храме. Таким образом, Божественная и человеческая природы во Христе оставались разделенными. 200 епископов Собора утвердили истину о том, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась).

IV-й Вселенский (Халкидонский) Собор (451г.) был созван для осуждения ереси Константинопольского архимандрита Евтихия, который, отрицая несторианство, впал в противоположную крайность и стал учить о полном слиянии Божественной и человеческой природы во Христе. При этом Божество неизбежно поглощало человечество (т.н. монофизитство), 630 епископов Собора утвердили антиномическую истину о том, что две природы во Христе соединены "неслиянно и неизменно" (против Евтихия), "нераздельно и неразлучно" (против Нестория). Каноны Собора окончательно зафиксировали т.н. "Пентархию" — соотношение пяти патриархатов.

V-й Вселенский (II Константинопольский) Собор (553г.) был созван св. императором Юстинианом I для умиротворения возникшей после Халкидонского Собора монофизитской смуты. Монофизиты обвиняли приверженцев Халкидонского Собора в скрытом несторианстве и в подтверждение этого ссылались на трёх сирийских епископов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Эдесского), в писаниях которых действительно звучали несторианские мнения. Для того чтобы облегчить присоединение монофизитов к Православию, Собор осудил заблуждения трёх учителей ("трёх глав"), а также заблуждения Оригена.

VI-й Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681гг; 692г.) был созван для осуждения ереси монофелитов, которые, хотя и признавали в Иисусе Христе две природы, но объединяли их одной Божественной волей. Собор170-ти епископов утвердил истину о том, что Иисус Христос как истинный Бог и истинный Человек имеет две воли, но его человеческая воля не противна, а покорна Божественной. Таким образом, было завершено раскрытие Христологического догмата.

Прямым продолжением этого Собора стал т.н. Трулльский Собор, созванный через 11 лет в Трулльских палатах царского дворца для утверждения сложившегося канонического кодекса. Его называют также "Пято-Шестым", подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния V-го и VI-го Вселенских Соборов.

VII-й Вселенский (II Никейский) Собор (787г.) был созван императрицей Ириной для осуждения т.н. иконоборческой ереси - последней императорской ереси, которая отвергала иконопочитание как идолопоклонство. Собор раскрыл догматическую сущность иконы и утвердил обязательность иконопочитания.

Перенос столицы Римской империи в Константинополь в 330 г., т. е. практически в момент, когда христианство стало ее официальной религией, мог лишь усилить престиж Восточной церкви.

В следующем столетии нашествия варваров надолго повергли Запад в такие политические ситуации, в которых власть епископа Римского могла осуществляться лишь с большим трудом.

Обращение варваров в христианство (крещение Кловиса, проведенное Сен-Реми в Реймсе в 496 г., изображено на известной картине Эпиналя) количественно изменило соотношение сил между Западом и Востоком, однако в интеллектуальном плане центром церкви продолжал оставаться Восток.

Интересно вспомнить, что литургия христиан империи проводилась на греческом языке вплоть до V в., когда для этой цели в Западной церкви была введена латынь.

В этих условиях восточным богословам при всей их утонченности нужна была хорошая доза евангельского милосердия, чтобы спокойно воспринимать претензии западных королей – недавно обращенных варваров – на вмешательство в религиозные дела и их постоянные попытки навязывать свою волю папе. К тому же средства сообщения были весьма примитивными, и различия во мнениях церквей усиливались большими расстояниями и приблизительностью переводов основных текстов.

Когда же в конце концов Римский папа Лев IX отлучил от церкви в 1054 г. патриарха Константинопольского Михаила, это могло быть воспринято на Востоке лишь как «неприемлемое оскорбление» со стороны папы – игрушки в руках «неотесанных варварских» императоров. Это привело к окончательному разделению церквей.

По каким вопросам были разногласия? За длительное время их накопилось довольно много, однако сегодня большая их часть показалась бы незначительными. Так, ношение бороды является традиционным для священников восточной церкви, но не западной; однако католические священники восточных обрядов обычно носят бороду, так что это скорее, вопрос длины волос, а не религии.

Другое расхождение связано с календарем: православные придерживаются юлианского календаря, а на Западе с 1582 г. используется григорианский календарь, астрономически более точный. Разница между этими календарями в настоящее время составляет 13 дней, так что православное Рождество отмечается 7 января. В то же время патриархаты Константинополя, Антиохии и Финляндии недавно приняли дату 25 декабря.

Некоторые заметные различия существуют также в процедуре таинств:

* ·православное крещение производится тройным погружением, а не просто нанесением на лоб нескольких капель воды, что символизирует крещение у католиков;

* ·конфирмация у православных следует немедленно за крещением, в то время как католики проводят ее в конце религиозного образования детей;

* ·причастие мирян производится двумя составляющими – хлебом и вином. Хлеб из дрожжевого теста, как и обычный хлеб, в отличие от используемых католиками просфор, которые приготовляются без дрожжей. Маленькие дети могут причащаться с момента крещения – нет необходимости ждать до 7 или 10 лет, как у католиков;

* ·православная месса поется, но никогда не сопровождается музыкальными инструментами;

* ·к духовному сану в православии допускаются женатые мужчины, однако, став священником, человек уже не может вступить в брак. Монахи и епископы обязательно должны быть неженатыми. Эти правила действуют и у католиков восточных обрядов, в частности, у ливанских маронитов;

* ·на определенных условиях в православии возможно расторжение брака, т. е. развод; католическая церковь допускает лишь аннулирование браков, признанных недействительными.

Однако к разрыву привели не эти расхождения ритуалов, носящие по сути второстепенный характер, а два принципиальных вопроса – о «филиокве» и власти папы:

* ·в центре верований христианства, сформулированных на Никейском Соборе в 325 г., стоит единый Бог в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Все Они в равной степени суть Бог, что исключает существование какой-либо иерархии между Ними. В главе XV Евангелия от Иоанна упоминается, что Святой Дух исходит от Отца. Карл Великий, занимаясь вещами, выходящими за пределы его компетенции, заставил принять новый латинский перевод, в котором Святой Дух исходил от Отца и Сына, что на латыни называлось «филиокве». Для православных здесь речь шла о существенном нарушении «равновесия» Троицы; и это изменение формы (на самом деле произвольное) сформулированного в Никее кредо по инициативе императора было достаточно существенным, чтобы Восток стал считать западных христиан еретиками. Ситуация стала необратимой, когда Рим после долгих колебаний утвердил это новое толкование в середине XI в. В наши дни такая причина разрыва показалась бы очень «византийской», поскольку никто не может точно знать, каковы взаимоотношения Лиц Троицы между Собой: то, что мы знаем об Их существовании – это уже очень много. Тем не менее этот богословский диспут увеличил неприязнь восточных христиан к папе и не способствовал признанию его власти патриархами;

* ·авторитет папы основан на том, что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого «старшего» и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции. С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольными привилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управление всей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политического соперничества Византийской империи и ее западных аналогов, однако оно также является следствием двух разных концепций церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.044 с.)