Вероучение и практика Ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вероучение и практика Ислама.



Для мусульман единственным истинным Богом является Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам - не только религия, но и образ жизни. Основные учения ислама состоят в следующем: 1)Бог. Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет сотрудников. Сказав, что у Бога есть сотрудники, вы совершите грех ишрака, который, по словам Корана, не имеет прощения (Сура 4:51). 2) Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог послал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них остались неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Иона, Иоанн Креститель и Иисус. Каждому пророку был назначен свой собственный век, и только Мухаммед был пророком на все времена. Он считается "Печатью пророков". 3) Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана и человечеством занимает иерархия ангелов. Архангел Джабраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны (родственное нашему "гений"). Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, что они обычно злые и могут овладевать людьми. 4) Священные книги. Четырем величайшим пророкам были даны книги Божественного откровения. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта книга Таврат (Тора), Давид, которому были дарованы Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Мухаммед, получивший Коран. Из этих четырех книг, по мнению мусульман, только Коран сохранился в неискаженном виде. 5) Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог.

Обязательны для мусульманина так же следующие пять "столпов веры":

1. Произнести шахаду.Слово шахада означает "свидетельствовать". Во время этого ритуала человек произносит: "Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед - пророк его". Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином;

2. Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки - на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката (Hamada, L. Understanding the Arab World, 1990, p. 162). Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый мусульманин обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл.

3. Поститься (саум).В память о том, что Мухаммед получил Коран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они должны воздерживаться от еды, питья, курения и сексуальных контактов. После захода солнца все это разрешается - но только до рассвета;

4.Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждающимся;

5. Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, которые называются ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения нескольких святых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи.

Считается, что при соблюдении этих и других заповедей Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей. В отличие от христианского понимания бог ислама - бог воздаяния за дела, бог-судья.

В прежние времена непременным условием веры было ведение священной войны ("джихад"). Современный ислам, за исключением исламских сект, более умерен.

Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата - закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными священнослужителями, выбираемыми или назначаемыми светской властью. Это - муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи - кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам ответствен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же - хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети для решения административных вопросов образуется коллегиальное собрание.

Шариат — это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядо­вые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разре­шения, предписания и запреты, призванные урегу­лировать отношения мусульманина к Богу, к обще­ству в целом и к человеку в частности. Дин — это вера ислама, которая не претерпевает никаких из­менений, оставаясь незыблемой. Напротив, нормы шариата довольно часто подвергаются различного рода изменениям в зависимости от времени и обще­ства.

Поведение мусульманина определяется пятью категориями: фард, или ваджиб, — нечто, подлежа­щее обязательному и беспрекословному исполне­нию, например соблюдение пяти столпов ислама;

харам — нечто абсолютно запретное, например суп­ружеская измена или употребление в пищу свини­ны; мандуб, или мустахаб, — рекомендованные, но необязательные действия, например совершение из добрых побуждений дополнительных молитв;

макрух — не запрещенные, но и не поощряемые действия, например развод; и муба — действия, по поводу которых не существует ясного указания, а потому оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина. Большинство про­блем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным, в разумных, естественно, пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью.

Способен ли закон, установленный четырнадцать веков назад на Ближнем Востоке, разрешить все сложные проблемы современной технократической цивилизации? Может ли человек знать, хорошо это или плохо — смотреть телевизор, исполнять рок-музыку, использовать противозачаточные средства и так далее?

Разработка мусульманских принципов называет­ся иджтихад. Это означает, что авторитетные люди, вооружившись современными методами мышления и суждения, решают, какой способ дей­ствия приемлем для мусульман в тех или иных конкретных случаях и согласуется ли он с духом Корана и хадисов.

Выработанные таким образом решения называ­ются иджма, или согласие. Однако подобное согла­сие вовсе еще не означает мнение широких масс или общее мнение правителей мусульманского го­сударства. Даже если они единогласно выскажутся в пользу какого-либо закона, заведомо противоре­чащего принципам Корана и Сунны, он может быть от­вергнут истинными мусульманами как антишариатский. Иджма вырабатывается на основе коллек­тивного суждения признанных знатоков исламского права — улама (Улама (улемы) (араб.) — ученые (ед. ч. — алим). Но, впрочем, и их решения не считаются совершенно обязательными к исполне­нию (как, например, коранические заповеди), так как в основе этих решений лежит человеческое мнение. А любая иджма, выработанная в древности первыми халифами, которые были ближайшими сподвижниками Пророка, принимается как обяза­тельная к исполнению. Кийас — это суждение по анало­гии и прецеденту и выработка новых решений на этой основе.

Техника выработки шариатского закона называ­ется фикх, что по-арабски означает «понимание», или «знание».Фикх — это тщательно разработанный в согла­сии с Кораном и хадисами свод правил, которые определяют поведение мусульманина во всех прояв­лениях обычной "повседневной жизни. В ранние времена огромное количество ученых посвящало себя изучению исламского права, но широкую из­вестность, вплоть до наших дней, получили четыре главных школы, известные как мазхабы(Мазхабы — шафиитский, ханифитский, маликитский и ханбалитский - различаются между собой в подходе к прин­ципам выработки решений по правовым вопросам, в деталях ритуала, но все основываются на канонических сборниках ха-дисов.), появив­шиеся в лоне суннитского ислама. Названы они по именам выдающихся правоведов того раннего пери­ода — имама Абу Ханифа, имама Ахмад ибн Хан-бала, имама Малика и имама Шафии. Шииты-мусульмане следуют более ранней школе, основанной учителем Абу Ханифа имамом Джафаром аль-Садиком.

Сунниты и шииты расходятся во мнении по по­воду тех, кому разрешено интерпретировать шариатское право. Шииты полагают, что ныне живущие богословы, известные как муджтахиды, обладают правом интерпретировать Божественный Закон на­равне с богословами прошлого. Они полагают так­же, что некогда духовное руководство миром возло­жено было на потомков дочери Пророка, Фатимы, и этим имамам дозволено было свободно разрабаты­вать иджтихад. (Выдающимся имамам присваива­ли титул Аятолла, или «тень Бога», самым извест­ным из которых был, несомненно, ныне покойный иранец Аятолла Хомейни.)

Правила фикха призваны регулировать внешнее, видимое поведение мусульманина, непосредствен­ное выполнение обязанностей, тпасаввуф же при­зван определять душевные проявления жизни верующего. Например, порядок совершения молитв, выполнение правильного омовения, обращенность к Мекке, установление времени для молитв и поря­док ракятов — все это находится в ведении фикха; тогда как намерение, сосредоточенность, богопочитание, очищение души и благодатное воздействие молитвы на нравственность верующего находятся в ведении тасаввуфа. Фикх, таким образом, следит за корректным и тщательным исполнением запове­дей, тасаввуф предназначен измерять дух, послу­шание и искренность.

Исламский календарь содержит следующие ме­сяцы: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раба сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа. Меся­цы сафар, раба сани, джумада авваль, джумада сани и зуль-када не отмечены какими-либо памят­ными событиями.

Халиф Омар объявил мухаррам первым месяцем мусульманского календаря. Праздник Нового года установлен в память о хиджре — переселении Про­рока в Медину — и отмечается после появления на небе новой луны. Это поворотное в истории ислама событие положило начало дальнейшему распростра­нению новой веры. Мусульманское летосчисление ведется с года хиджры.

В день Нового года (первое число мухаррама) всем мусульманам предстоит принять ответствен­ные, жизненно важные решения и «переселиться» из своего прошлого в будущее, оставив позади ста­рые свои прегрешения и неудачи.

Десятое число мухаррама. Согласно еврейской традиции десятое число месяца мухаррам, извест­ное как Ашура, еще задолго до появления ислама было временем поста. Изначально в этот день иудеями отмечался День Искупления, и израиль­ский первосвященник совершал жертвоприноше­ние во искупление прегрешений еврейского наро­да.

В мусульманской традиции этот день отмечен многими важнейшими событиями: сотворение не­бес, земли и моря; рождение Адама; день, когда Нух (Ной) покинул Ковчег, чтобы начать новую жизнь на земле; рождение пророка Ибрахима и день, когда он решился принести в жертву Исмаила; день, когда пророку Айубу (Иову) даровалось освобождение от страданий; день, когда Аллах спас Мусу (Моисея) от фараона; рождение пророка Исы (Иисуса) и день, в который ожидается Страшный Суд.

Для мусульман пост в этот день не обязателен, но многие предпочитают соблюдать дневной пост. Пророк говорил, что выдержавший в этот день пост, получит вознаграждение, равное тому, кото­рое ожидает тысячу праведников, принявших му­ченическую смерть.

Особенно важен этот день для мусульман-шии­тов, ибо в этот день 61 года хиджры в Кербеле от­важный внук Пророка Хусейн принял мученичес­кую смерть. Первые десять дней месяца мухар­рам шииты, облачившись в черные траурные одежды, совершают обряд поминовения. На деся­тый день проводятся торжественные шествия, на­зываемые тайзийа, — оплакивание, читаются проповеди и разыгрываются мистерии, инсцениру­ющие историю страданий и мученической гибели Хусейна. Самые усердные из мусульман-шиитов в знак скорби побивают себя цепями и наносят себе мечом кровоточащие раны, соболезнуя страданиям Хусейна.

Двенадцатое число месяца рабиа авваль традици­онно отмечается как день рождения Пророка (пер­воначально 20 августа 570 г. н. э.). Среди мусуль­ман существуют некоторые разногласия по поводу того, следует или не следует праздновать эту дату. Некоторые ревнители благочестия считают опасным заблуждением вообще отмечать день рождения любого человека, сколь бы он ни был любим и ува­жаем. Другие полагают столь же опасным заблуж­дением не отметить день рождения такого великого Пророка, как Мухаммад.

«Истинно, Бог и Его ангелы говорят благослове­ния Пророку. Верующие! Говорите благословения ему, и приветствуйте его миром, желая ему мира» (Коран, сура 33:56).

На заре ислама день рождения Пророка не отме­чался, но позднее был введен в обычай багдадскими халифами из династии Аббасидов и сделался весь­ма популярным благодаря стараниям суфиев, живших в Х в. н. э. Во все времена этот обычай, бу­дучи нововведением, встречал жесточайшее сопро­тивление и до сих пор считается запретным и не со­блюдается строгими ваххабитами Аравии.

Традиционно 27 раджаба считается днем празд­нования Лейлят алъ-Мирадж — Ночи Вознесения. Праздник установлен в память о ночном путеше­ствии Пророка и вознесении Его на небо, случив­шихся за одиннадцать лет до переселения в Меди­ну. На крылатом животном по имени Бурак Про­рок вместе с ангелом Джибрилом перенесся из Мекки в Иерусалим, затем Ему было дозволено увидеть Рай и Ад, после чего Он предстал на седь­мом небе перед троном Господа, достигнув высочай­шего для человеческого существа духовного состоя­ния. Однако в запредельные области ни Он, ни ан­гел допущены не были.

Главной особенностью этого переживания было установление пятничной ежедневной молитвы.

«Хвала Тому, Кто в некоторую ночь содейство­вал рабу своему совершить путь от запретной ме­чети к отдаленной мечети, которой окрестности мы благословили для того, чтобы, показать ему не­которые из наших знамений» (Коран, сура 17:1).

Многие мусульмане проводят всю эту ночь в чте­нии Корана и молитвах. В некоторых странах этой ночью ярко освещаются мечети.

Праздник Лейлят аль-Бараат, Ночь Благосло­вения (Очищения), или Ночь Заповеди, отмечается 14 шаабана. Выпадает этот праздник на ночь пол­нолуния перед началом рамадана. В это время Про­рок обычно готовился к рамадану, совершая ноч­ные молитвы. Многие мусульмане также проводят эту ночь в бдении и молитвах. 15 шаабана принято посещать могилы родственников и читать заупо­койные молитвы.

Мусульмане верят, что каждый год в эту ночь Бог отдает распоряжение ангелам касательно чело­веческих судеб — кому из людей суждено умереть, а кому из них дарована долгая жизнь; какими бу­дут средства для пропитания каждого из человечес­ких существ на этот год; чьи грехи будут прощены и кто из смертных будет проклят.

Иногда в честь этого памятного события приго­тавливают специальную трапезу и возжигают све­чи. Во многих семьях выпекают хлеба и сладости, которые затем раздают бедным. Большинство му­сульман держат двухдневный пост.

Традиционно 27 рамадана считается днем празд­нования Лейлят аль-Кадр — Ночи Могущества, в которую Пророк получил первое свое Кораническое Откровение.

«Мы ниспослали его (Коран) в ночь определений. О если бы кто вразумил тебя, что такое ночь определе­ний! Ночь определений — лучше тысячи месяцев. Во время ее ангелы и дух, по изволению Господа их, нисходят со всеми повелениями Его. Она мирна до появления зари» (Коран, сура 97:1—5).

На самом деле точная дата неизвестна, и мусуль­мане могут отметить этот праздник в одну из нечет­ных ночей последней декады рамадана. Большин­ство верующих в ночь 27-го числа присутствуют на молитве в мечети.

«Когда наступает Ночь Могущества, на землю нисходит Джибрил с сонмом ангелов и дарует бла­годать всякому стоящему или сидящему и помина­ющему Всемилостивейшего и Преславнейшего Ал­лаха» (хадис).

Некоторые мусульмане на все последние десять дней рамадана удаляются в религиозное затворни­чество (итикаф).

Вопросы для повторения

1. Личность пророка Мухаммеда. Возникновение Ислама.

2. Распространение и современное состояние Ислама.

3. Что такое «пять столпов Ислама»?

4. Дайте характеристику основных исламских праздников.

Резюме по теме

В данной теме рассматривается религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама. Ислам - общая характеристика. Население Аравии и его верования в доисламскую эпоху. Мекканский культовый комплекс. Христианское и иудейское влияние.

Пророк Мухаммад (570-632), жизнь и деятельность.

Проблема преемства власти после смерти Мухаммада. Халифы и халифат. Праведные халифы: Абу Бакр (632-634), Омар ибн ал - Хаттаб (634-644), Осман ибн Аффан (644-656), Али ибн Аби Талиб (656-661) и раскол исламской уммы.

Халиф Муавия (661-680) и эпоха Омейядов (661-750). Исламские завоевания и политика исламизации населения.

Династия Аббасидов (750-1055). Упразднение халифата (14 в.). Ислам в современном мире.

Коран - первоисточник исламской религии. Структура (суры и аяты) и содержание Корана. Единая редакция Корана при халифе Османе. Сунна. Столпы ислама.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.037 с.)