Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вероучение и практика Ислама.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для мусульман единственным истинным Богом является Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам - не только религия, но и образ жизни. Основные учения ислама состоят в следующем: 1)Бог. Центральный догмат ислама заключается в том, что Бог один, и у Него нет сотрудников. Сказав, что у Бога есть сотрудники, вы совершите грех ишрака, который, по словам Корана, не имеет прощения (Сура 4:51). 2) Божьи пророки. По учению Корана, каждому народу Бог послал пророка с вестью о том, что есть только один Бог. Всего, как гласит предание, было послано 124 000 пророков. Большинство из них остались неизвестными, но многие стали персонажами Библии: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Иона, Иоанн Креститель и Иисус. Каждому пророку был назначен свой собственный век, и только Мухаммед был пророком на все времена. Он считается "Печатью пророков". 3) Ангелы. Промежуточное положение между Богом Корана и человечеством занимает иерархия ангелов. Архангел Джабраил обладает самым высоким рангом, все остальные ангелы занимают более скромное положение. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой - плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны (родственное нашему "гений"). Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, что они обычно злые и могут овладевать людьми. 4) Священные книги. Четырем величайшим пророкам были даны книги Божественного откровения. К этим пророкам относятся Моисей, которому была открыта книга Таврат (Тора), Давид, которому были дарованы Забур (Псалмы), Иисус, которому Бог открыл Инджил (Евангелие) и Мухаммед, получивший Коран. Из этих четырех книг, по мнению мусульман, только Коран сохранился в неискаженном виде. 5) Судный день. Бог Корана провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, - вопрос субъективный, и ответ на него известен только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог. Обязательны для мусульманина так же следующие пять "столпов веры": 1. Произнести шахаду.Слово шахада означает "свидетельствовать". Во время этого ритуала человек произносит: "Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед - пророк его". Искренне произнести шахаду - все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином; 2. Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать канонических молитв - ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки - на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката (Hamada, L. Understanding the Arab World, 1990, p. 162). Во время каждой молитвы читаются определенные ракаты. Мусульмане могут молиться как поодиночке, так и группами. Перед молитвой каждый мусульманин обязан совершить ритуальное омовение, которое называется гусл. 3. Поститься (саум).В память о том, что Мухаммед получил Коран в девятый месяц лунного календаря, рамадан, мусульмане обязаны поститься в дневные часы на протяжении всего этого месяца. Во время поста они должны воздерживаться от еды, питья, курения и сексуальных контактов. После захода солнца все это разрешается - но только до рассвета; 4.Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть (2,5%) своих доходов бедным и нуждающимся; 5. Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства. Все паломники носят белые одежды, которые называются ихрам, что упраздняет любые социальные и классовые различия между ними. Процедура посещения нескольких святых мест обычно занимает больше недели. После паломничества каждый совершивший его получает звание хаджи. Считается, что при соблюдении этих и других заповедей Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей. В отличие от христианского понимания бог ислама - бог воздаяния за дела, бог-судья. В прежние времена непременным условием веры было ведение священной войны ("джихад"). Современный ислам, за исключением исламских сект, более умерен. Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата - закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными священнослужителями, выбираемыми или назначаемыми светской властью. Это - муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи - кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам ответствен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же - хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети для решения административных вопросов образуется коллегиальное собрание. Шариат — это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Дин — это вера ислама, которая не претерпевает никаких изменений, оставаясь незыблемой. Напротив, нормы шариата довольно часто подвергаются различного рода изменениям в зависимости от времени и общества. Поведение мусульманина определяется пятью категориями: фард, или ваджиб, — нечто, подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению, например соблюдение пяти столпов ислама; харам — нечто абсолютно запретное, например супружеская измена или употребление в пищу свинины; мандуб, или мустахаб, — рекомендованные, но необязательные действия, например совершение из добрых побуждений дополнительных молитв; макрух — не запрещенные, но и не поощряемые действия, например развод; и муба — действия, по поводу которых не существует ясного указания, а потому оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина. Большинство проблем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным, в разумных, естественно, пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью. Способен ли закон, установленный четырнадцать веков назад на Ближнем Востоке, разрешить все сложные проблемы современной технократической цивилизации? Может ли человек знать, хорошо это или плохо — смотреть телевизор, исполнять рок-музыку, использовать противозачаточные средства и так далее? Разработка мусульманских принципов называется иджтихад. Это означает, что авторитетные люди, вооружившись современными методами мышления и суждения, решают, какой способ действия приемлем для мусульман в тех или иных конкретных случаях и согласуется ли он с духом Корана и хадисов. Выработанные таким образом решения называются иджма, или согласие. Однако подобное согласие вовсе еще не означает мнение широких масс или общее мнение правителей мусульманского государства. Даже если они единогласно выскажутся в пользу какого-либо закона, заведомо противоречащего принципам Корана и Сунны, он может быть отвергнут истинными мусульманами как антишариатский. Иджма вырабатывается на основе коллективного суждения признанных знатоков исламского права — улама (Улама (улемы) (араб.) — ученые (ед. ч. — алим). Но, впрочем, и их решения не считаются совершенно обязательными к исполнению (как, например, коранические заповеди), так как в основе этих решений лежит человеческое мнение. А любая иджма, выработанная в древности первыми халифами, которые были ближайшими сподвижниками Пророка, принимается как обязательная к исполнению. Кийас — это суждение по аналогии и прецеденту и выработка новых решений на этой основе. Техника выработки шариатского закона называется фикх, что по-арабски означает «понимание», или «знание».Фикх — это тщательно разработанный в согласии с Кораном и хадисами свод правил, которые определяют поведение мусульманина во всех проявлениях обычной "повседневной жизни. В ранние времена огромное количество ученых посвящало себя изучению исламского права, но широкую известность, вплоть до наших дней, получили четыре главных школы, известные как мазхабы(Мазхабы — шафиитский, ханифитский, маликитский и ханбалитский - различаются между собой в подходе к принципам выработки решений по правовым вопросам, в деталях ритуала, но все основываются на канонических сборниках ха-дисов.), появившиеся в лоне суннитского ислама. Названы они по именам выдающихся правоведов того раннего периода — имама Абу Ханифа, имама Ахмад ибн Хан-бала, имама Малика и имама Шафии. Шииты-мусульмане следуют более ранней школе, основанной учителем Абу Ханифа имамом Джафаром аль-Садиком. Сунниты и шииты расходятся во мнении по поводу тех, кому разрешено интерпретировать шариатское право. Шииты полагают, что ныне живущие богословы, известные как муджтахиды, обладают правом интерпретировать Божественный Закон наравне с богословами прошлого. Они полагают также, что некогда духовное руководство миром возложено было на потомков дочери Пророка, Фатимы, и этим имамам дозволено было свободно разрабатывать иджтихад. (Выдающимся имамам присваивали титул Аятолла, или «тень Бога», самым известным из которых был, несомненно, ныне покойный иранец Аятолла Хомейни.) Правила фикха призваны регулировать внешнее, видимое поведение мусульманина, непосредственное выполнение обязанностей, тпасаввуф же призван определять душевные проявления жизни верующего. Например, порядок совершения молитв, выполнение правильного омовения, обращенность к Мекке, установление времени для молитв и порядок ракятов — все это находится в ведении фикха; тогда как намерение, сосредоточенность, богопочитание, очищение души и благодатное воздействие молитвы на нравственность верующего находятся в ведении тасаввуфа. Фикх, таким образом, следит за корректным и тщательным исполнением заповедей, тасаввуф предназначен измерять дух, послушание и искренность. Исламский календарь содержит следующие месяцы: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раба сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа. Месяцы сафар, раба сани, джумада авваль, джумада сани и зуль-када не отмечены какими-либо памятными событиями. Халиф Омар объявил мухаррам первым месяцем мусульманского календаря. Праздник Нового года установлен в память о хиджре — переселении Пророка в Медину — и отмечается после появления на небе новой луны. Это поворотное в истории ислама событие положило начало дальнейшему распространению новой веры. Мусульманское летосчисление ведется с года хиджры. В день Нового года (первое число мухаррама) всем мусульманам предстоит принять ответственные, жизненно важные решения и «переселиться» из своего прошлого в будущее, оставив позади старые свои прегрешения и неудачи. Десятое число мухаррама. Согласно еврейской традиции десятое число месяца мухаррам, известное как Ашура, еще задолго до появления ислама было временем поста. Изначально в этот день иудеями отмечался День Искупления, и израильский первосвященник совершал жертвоприношение во искупление прегрешений еврейского народа. В мусульманской традиции этот день отмечен многими важнейшими событиями: сотворение небес, земли и моря; рождение Адама; день, когда Нух (Ной) покинул Ковчег, чтобы начать новую жизнь на земле; рождение пророка Ибрахима и день, когда он решился принести в жертву Исмаила; день, когда пророку Айубу (Иову) даровалось освобождение от страданий; день, когда Аллах спас Мусу (Моисея) от фараона; рождение пророка Исы (Иисуса) и день, в который ожидается Страшный Суд. Для мусульман пост в этот день не обязателен, но многие предпочитают соблюдать дневной пост. Пророк говорил, что выдержавший в этот день пост, получит вознаграждение, равное тому, которое ожидает тысячу праведников, принявших мученическую смерть. Особенно важен этот день для мусульман-шиитов, ибо в этот день 61 года хиджры в Кербеле отважный внук Пророка Хусейн принял мученическую смерть. Первые десять дней месяца мухаррам шииты, облачившись в черные траурные одежды, совершают обряд поминовения. На десятый день проводятся торжественные шествия, называемые тайзийа, — оплакивание, читаются проповеди и разыгрываются мистерии, инсценирующие историю страданий и мученической гибели Хусейна. Самые усердные из мусульман-шиитов в знак скорби побивают себя цепями и наносят себе мечом кровоточащие раны, соболезнуя страданиям Хусейна. Двенадцатое число месяца рабиа авваль традиционно отмечается как день рождения Пророка (первоначально 20 августа 570 г. н. э.). Среди мусульман существуют некоторые разногласия по поводу того, следует или не следует праздновать эту дату. Некоторые ревнители благочестия считают опасным заблуждением вообще отмечать день рождения любого человека, сколь бы он ни был любим и уважаем. Другие полагают столь же опасным заблуждением не отметить день рождения такого великого Пророка, как Мухаммад. «Истинно, Бог и Его ангелы говорят благословения Пророку. Верующие! Говорите благословения ему, и приветствуйте его миром, желая ему мира» (Коран, сура 33:56). На заре ислама день рождения Пророка не отмечался, но позднее был введен в обычай багдадскими халифами из династии Аббасидов и сделался весьма популярным благодаря стараниям суфиев, живших в Х в. н. э. Во все времена этот обычай, будучи нововведением, встречал жесточайшее сопротивление и до сих пор считается запретным и не соблюдается строгими ваххабитами Аравии. Традиционно 27 раджаба считается днем празднования Лейлят алъ-Мирадж — Ночи Вознесения. Праздник установлен в память о ночном путешествии Пророка и вознесении Его на небо, случившихся за одиннадцать лет до переселения в Медину. На крылатом животном по имени Бурак Пророк вместе с ангелом Джибрилом перенесся из Мекки в Иерусалим, затем Ему было дозволено увидеть Рай и Ад, после чего Он предстал на седьмом небе перед троном Господа, достигнув высочайшего для человеческого существа духовного состояния. Однако в запредельные области ни Он, ни ангел допущены не были. Главной особенностью этого переживания было установление пятничной ежедневной молитвы. «Хвала Тому, Кто в некоторую ночь содействовал рабу своему совершить путь от запретной мечети к отдаленной мечети, которой окрестности мы благословили для того, чтобы, показать ему некоторые из наших знамений» (Коран, сура 17:1). Многие мусульмане проводят всю эту ночь в чтении Корана и молитвах. В некоторых странах этой ночью ярко освещаются мечети. Праздник Лейлят аль-Бараат, Ночь Благословения (Очищения), или Ночь Заповеди, отмечается 14 шаабана. Выпадает этот праздник на ночь полнолуния перед началом рамадана. В это время Пророк обычно готовился к рамадану, совершая ночные молитвы. Многие мусульмане также проводят эту ночь в бдении и молитвах. 15 шаабана принято посещать могилы родственников и читать заупокойные молитвы. Мусульмане верят, что каждый год в эту ночь Бог отдает распоряжение ангелам касательно человеческих судеб — кому из людей суждено умереть, а кому из них дарована долгая жизнь; какими будут средства для пропитания каждого из человеческих существ на этот год; чьи грехи будут прощены и кто из смертных будет проклят. Иногда в честь этого памятного события приготавливают специальную трапезу и возжигают свечи. Во многих семьях выпекают хлеба и сладости, которые затем раздают бедным. Большинство мусульман держат двухдневный пост. Традиционно 27 рамадана считается днем празднования Лейлят аль-Кадр — Ночи Могущества, в которую Пророк получил первое свое Кораническое Откровение. «Мы ниспослали его (Коран) в ночь определений. О если бы кто вразумил тебя, что такое ночь определений! Ночь определений — лучше тысячи месяцев. Во время ее ангелы и дух, по изволению Господа их, нисходят со всеми повелениями Его. Она мирна до появления зари» (Коран, сура 97:1—5). На самом деле точная дата неизвестна, и мусульмане могут отметить этот праздник в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Большинство верующих в ночь 27-го числа присутствуют на молитве в мечети. «Когда наступает Ночь Могущества, на землю нисходит Джибрил с сонмом ангелов и дарует благодать всякому стоящему или сидящему и поминающему Всемилостивейшего и Преславнейшего Аллаха» (хадис). Некоторые мусульмане на все последние десять дней рамадана удаляются в религиозное затворничество (итикаф). Вопросы для повторения 1. Личность пророка Мухаммеда. Возникновение Ислама. 2. Распространение и современное состояние Ислама. 3. Что такое «пять столпов Ислама»? 4. Дайте характеристику основных исламских праздников. Резюме по теме В данной теме рассматривается религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама. Ислам - общая характеристика. Население Аравии и его верования в доисламскую эпоху. Мекканский культовый комплекс. Христианское и иудейское влияние. Пророк Мухаммад (570-632), жизнь и деятельность. Проблема преемства власти после смерти Мухаммада. Халифы и халифат. Праведные халифы: Абу Бакр (632-634), Омар ибн ал - Хаттаб (634-644), Осман ибн Аффан (644-656), Али ибн Аби Талиб (656-661) и раскол исламской уммы. Халиф Муавия (661-680) и эпоха Омейядов (661-750). Исламские завоевания и политика исламизации населения. Династия Аббасидов (750-1055). Упразднение халифата (14 в.). Ислам в современном мире. Коран - первоисточник исламской религии. Структура (суры и аяты) и содержание Корана. Единая редакция Корана при халифе Османе. Сунна. Столпы ислама.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.015 с.) |