Тема: обучение детей рассказыванию по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: обучение детей рассказыванию по картине



Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
  2. Характеристика серии картин, используемых в детском саду для обучения рассказыванию. Требования к отбору картин в разных возрастных группах.
  3. развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин.

а) задачи воспитателя в процессе рассматривания картин в разных возрастных группах; составление рассказа по ней.

б) методика рассматривания картин в разных возрастных группах.

4. Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.

а) виды детских рассказов по картинам;

б) методика обучения составлению описательных рассказов по предметным и сюжетным картинам;

в) методика обучения составлению повествовательных рассказов (по серии сюжетных картин, по одной картине);

г) своеобразие обучения описанию пейзажной картины и натюрморта

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. –с.305.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи. – М., 1974. –с.85.
  3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов.//Дошкольное воспитание. -1981.-№9.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.
  5. Здрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям. //Дошкольное воспитание. - …- №12.
  6. Короткова Э.П. обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. –М., 1982.-с.30-40, 54-63, 88-93.
  7. Короткова Э.П. Повышать активность детей на занятиях с картиной. //Дошкольное воспитание.-1975.-№2.
  8. Короткова Э.П. Учим рассказывать картинки. //Дошкольное воспитание. -1964. -№2.
  9. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа. //Дошкольное воспитание. -1973. -№4.
  10. Люблинская А.А. Восприятие картинки. Очерки психического развития ребенка. – М., 1965. –гл V. –с.169.
  11. Мухина В.С. психология дошкольника. – М., 1975.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль. -1977. –с.5.
  13. Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения. К психологии речи. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
  14. Ушакова О.С. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.-с.129.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9-10

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Понятие пересказ. Значение пересказа для развития мышления и речи детей. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе.

2. Связь занятий по пересказу с другими занятиями в детском саду.

3. Особенности отбора литературных текстов для пересказа. Требования к пересказу детей.

4. Виды пересказа и их особенности.

5. Методика проведения занятий по обучению детей пересказу литературного текста. Эмоционально-аналитическая беседа, требования к ее проведению.

6. Использование моделей при обучении пересказу.

7. анализ представленных занятий.

  1. Подобрать произведения для пересказа (для одной из возрастных групп)
  2. Составить вопросы для беседы по пересказу произведения.

Литература

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Гурович Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.

5. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.

6. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

7. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 12.

8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под ред.Ф.А.Сохина. - М., 1981.

11. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание.- 1993. - № 8.

12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М, 1984.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11-12

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка.

2. Психологические предпосылки освоения содержания и формы творческого рассказа дошкольников. Условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию.

3. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

4. Методика обучения творческому рассказыванию. Приемы активизации воображения и фантазии.

5. Оценка творческих рассказов детей.

6. Анализ приемов работы, предложенных в статье (см. приложение к семинарскому занятию)

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 1997.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. –М., 1977

3. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей// Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

5. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию.// Дошкольное воспитание. – 1972. - №6,7

6. Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

7. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей //Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 1999

 

Семестр

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Роль детской литературы в общем и речевом развитии дошкольников. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений, их художественной формы и языка, образов героев, мотивов их поведения.

2. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественными произведениями. Принципы отбора литературных произведений для работы с детьми.

Литература:

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

6. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИГОЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Методика чтения и рассказывания детям художественной литературы.

2. Структура занятий по ознакомлению детей с художественными произведениями.

3. Значение бесед по литературным произведениям. Требования к вопросам.

4. Приемы формирования восприятия художественных произведений.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

5. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

6. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОЭЗИЕЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

 

1. Особенности восприятия и понимания детьми содержания и формы поэтических произведений, причин равнодушного отношения к поэзии.

2. Задачи и содержание ознакомления с поэзией детей разных возрастных групп.

3. Требования к отбору поэтических произведений для детей

4. Методика заучивания наизусть в разных возрастных группах

5. Приемы обучения выразительному чтению стихов

6. Анализ подготовленных студентами занятий.

Задания:

1. продумать приемы обучения выразительности речи на примере одного стихотворного текста.

2. Подготовить план занятия по заучиванию стихотворения.

Литература

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

8. Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

11. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми счодержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 7.

12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6

ТЕМА: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Значение фольклора в общем и речевом развитии детей. Специфика использования фольклора в работе с детьми разного возраста.

2. Характеристика состава детского фольклора. Особенности восприятия и освоения детьми малых форм фольклора.

3. Методика ознакомления детей с малыми фольклорными формами.

4. Воспитательная и познавательная ценность сказок, их роль в речевом развитии детей. Критерии отбора сказок для детей.

 

Задания:

  1. Подготовить сообщение «Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста» (по методике Фесюковой)
  2. Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (небылицы, пестушки, потешки, пословицы, загадки) и продумать методику использования этого жанра в работе с детьми

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11.

4. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

8. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3,4, 7,10,12; 1991. - № 2,4,6,7.

9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Использование иллюстраций и их значение в понимании детьми содержания художественного произведения.

2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

3. Требования к иллюстрациям. Ознакомление с иллюстрациями в разных возрастных группах.

4. Значение ТСО в ознакомлении детей с современной литературой. Инсценирование художественных произведений на занятиях.

 

Задания:

  1. Подобрать 2-3- книги с иллюстрациями известных художников для анализа на занятии.
  2. Дать аннотации к статьям о художниках и иллюстрациях, опубликованных в журнале «дошкольное воспитание»

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Елисеева Л. Н. Художник и книга для детей. // Книга – друг ребенка – М., 1964.

5. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками. - Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2

8. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

9. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

10. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

11. Репина Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

12. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.044 с.)