Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: теоретические основы методики развития речи детей.Стр 1 из 6Следующая ⇒
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семестр – 28 час. Семестр – 24 час. Семестр – 52 час. Семестр СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1. ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Вопросы для изучения и обсуждения:
Литература:
Литература дополнительная:
СЕМИНРАСКОЕ ЗАНИЯТИЕ № 2-3. ТЕМА: ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДАХ К.Д.УШИНСКОГО, Е.И.ТИХЕЕВОЙ, Е.А.ФЛЕРИНОЙ. Вопросы для изучения и обсуждения:
Задание: законспектировать статью К.Д.Ушинского «Родное слово».
Литература:
Литература дополнительная:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 Литература
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11 Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 4. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993. 4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987. 5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. 6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983. 7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996. 8. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330. 9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104. 10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35. 11. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12 Задания
4. проанализировать предложенные игры на воспитание звуковой культуры речи
12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 13. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993. 14. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987. 15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. 16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983. 17. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996. 18. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330. 19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104. 20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35. 21. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13 ТЕМА:ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников. Форма проведения занятия: пресс - конференция. Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Грамматический строй языка - понятие, значение. Основные этапы и направления исследований по формированию грамматического строя речи 2. Особенности освоения детьми синтаксического строя языка на разных этапах дошкольного возраста. Типичные трудности освоения детьми синтаксического строя речи, их причины. 3. Особенности овладения детьми дошкольного возраста морфологической стороной языка. Типичные трудности освоения детьми морфологического строя речи, их причины. 4. Словоизменение и словообразование в дошкольном возрасте. Словотворчество в детском возрасте.
Методические рекомендации: Студенты организуют работы в подгруппах. Каждая подгруппа готовит сообщение (мини доклад на 10- 15 минут) по одному из представленных вопросов. Продумывает ход выступления (сопроводительные материалы, иллюстрации, наглядные пособия и т.д.). На занятии организуется выступление представителя от группы, после чего ему задаются вопросы по теме сообщения. После совместного обсуждения вся группа выносит резюме по вопросу. Литература:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14 ТЕМА: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников.
Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.
2. Анализ современных программ по формированию грамматических навыков в разных возрастных группах. 3. Пути формирования грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи. 4. Методика формирования морфологической стороны речи в возрастных группах. Методика специального обучения: методы и приёмы работы, виды наглядности, дидактические игры и словесные упражнения, связь с занятиями по развитию словаря и связной речи, формирование правильной речив разных видах деятельности, в повседневном общении. 5. Методика формирования синтаксической стороны речи в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы, использование наглядности, дидактических и других игр и упражнений, связь с занятиями по развитию связной речи. 6. Методика формирования способов словообразования в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы; связь с занятиями по формированию словаря, связной речи, ЗКР, повседневным общением. 7. Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях по другим разделам работы. 8. Методика исправления грамматических ошибок детей. Обследование состояния грамматических навыков детей.
Практическое задание: 1. Проанализировать представленный в приложении конспект занятия в старшей группе ДОУ. Выделить методы, приемы работы, проанализировать структуру занятия и место грамматических заданий на занятии.. 2. Приготовить конспекты дидактических игр и словесных упражнений для формирования грамматического стороны речи в каждой возрастной группе ДОУ (по 2 дидактической игры и грамматических упражнений с учетом морфологических, синтаксических и словообразовательных навыков речи на каждую возрастную группу). Литература:
Семестр СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 -2 ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Вопросы для изучения и обсуждения:
Задания: 1. Приготовиться к понятийному диктанту. Основные понятия: Связная речь, ситуативная речь, контекстная речь, функции связной речи, условия становления ситуативной и контекстной речи, диалог, монолог, задачи развития связной речи 2. законспектировать статью, сформулировать выводы по каждому параграфу. [Рубинштейн С. Основы общей психологии. Глава XI – РЕЧЬ. // Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство "Питер", 2000.] Литература:
Литература дополнительная:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3-4 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5-6 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7-8 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9-10 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ. Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Понятие пересказ. Значение пересказа для развития мышления и речи детей. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе. 2. Связь занятий по пересказу с другими занятиями в детском саду. 3. Особенности отбора литературных текстов для пересказа. Требования к пересказу детей. 4. Виды пересказа и их особенности. 5. Методика проведения занятий по обучению детей пересказу литературного текста. Эмоционально-аналитическая беседа, требования к ее проведению. 6. Использование моделей при обучении пересказу. 7. анализ представленных занятий.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978. 4. Гурович Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. 5. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8. 6. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993. 7. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 12. 8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. 9. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. 10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под ред.Ф.А.Сохина. - М., 1981. 11. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание.- 1993. - № 8. 12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М, 1984. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11-12 ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ. Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка. 2. Психологические предпосылки освоения содержания и формы творческого рассказа дошкольников. Условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию. 3. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию. 4. Методика обучения творческому рассказыванию. Приемы активизации воображения и фантазии. 5. Оценка творческих рассказов детей. 6. Анализ приемов работы, предложенных в статье (см. приложение к семинарскому занятию) Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 1997. 2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. –М., 1977 3. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей// Дошкольное воспитание. – 1993. - №8 4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996. 5. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию.// Дошкольное воспитание. – 1972. - №6,7 6. Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8 7. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей //Дошкольное воспитание. – 1993. - №8 8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 1999
Семестр СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Роль детской литературы в общем и речевом развитии дошкольников. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений, их художественной формы и языка, образов героев, мотивов их поведения. 2. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественными произведениями. Принципы отбора литературных произведений для работы с детьми. Литература: Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5. 3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 6. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. 7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3 ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИГОЙ Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Методика чтения и рассказывания детям художественной литературы. 2. Структура занятий по ознакомлению детей с художественными произведениями. 3. Значение бесед по литературным произведениям. Требования к вопросам. 4. Приемы формирования восприятия художественных произведений. Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 5. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 6. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОЭЗИЕЙ Вопросы для изучения и обсуждения:
1. Особенности восприятия и понимания детьми содержания и формы поэтических произведений, причин равнодушного отношения к поэзии. 2. Задачи и содержание ознакомления с поэзией детей разных возрастных групп. 3. Требования к отбору поэтических произведений для детей 4. Методика заучивания наизусть в разных возрастных группах 5. Приемы обучения выразительному чтению стихов 6. Анализ подготовленных студентами занятий. Задания: 1. продумать приемы обучения выразительности речи на примере одного стихотворного текста. 2. Подготовить план занятия по заучиванию стихотворения. Литература 3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 7. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. 8. Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516. 9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. 11. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми счодержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 7. 12.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6 ТЕМА: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Значение фольклора в общем и речевом развитии детей. Специфика использования фольклора в работе с детьми разного возраста. 2. Характеристика состава детского фольклора. Особенности восприятия и освоения детьми малых форм фольклора. 3. Методика ознакомления детей с малыми фольклорными формами. 4. Воспитательная и познавательная ценность сказок, их роль в речевом развитии детей. Критерии отбора сказок для детей.
Задания:
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2. 3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11. 4. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985. 6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. 8. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3,4, 7,10,12; 1991. - № 2,4,6,7. 9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ Вопросы для изучения и обсуждения: 1. Использование иллюстраций и их значение в понимании детьми содержания художественного произведения. 2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. 3. Требования к иллюстрациям. Ознакомление с иллюстрациями в разных возрастных группах. 4. Значение ТСО в ознакомлении детей с современной литературой. Инсценирование художественных произведений на занятиях.
Задания:
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 4. Елисеева Л. Н. Художник и книга для детей. // Книга – друг ребенка – М., 1964. 5. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. 6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 7. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками. - Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2 8. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. 9. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. 10. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 11. Репина Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. 12. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2. 4. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. 7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. 8. Николаичева Л. Инсценирование литературных произведений. // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 10. 9. Развлечения в детском саду /сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М., 1975. 10. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 11. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12 Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992. 4. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. 5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971. 6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4. 7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. 8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984. 9. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14 ТЕМА: Проблема подготовки детей к обучению грамоте. Вопросы для изучения и обсуждения 1. Сущность обучения грамоте, ее место в системе работы по развитию речи детей. Особенности пропедевтики обучения грамоте в разных методических системах. 2. Краткий исторический обзор методов обучения грамоте в русской школе. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его современном виде. 3. Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Психологическая характеристика процессов чтения и письма. Роль речевой рефлексии в подготовке к обучению грамоте. Аналитическое отношение к речевым формам и фонематическое восприятие как основа для формирования навыков чтения и письма. 4. Психофизиологические основы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. 5. Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте». Литература 1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999. 3. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661. 4. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987. 5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983. 6. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007. 7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, 8. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984. 9. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990. 10. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984. 11. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200 12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981. 13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516. 14. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-17 ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте. Вопросы для изучения и обсуждения 1. Подготовительный период обучения грамоте. Методика ознакомления детей со словом и предложением. 2. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе. 3. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Формирование навыков фонемного анализа слов: определение порядка следования звуков в слове, их количества, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка. 4. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методика их использования. 5. Организация, задачи и содержание в основной период обучения. Этапы формирования навыков чтения. 6. Сущность подготовки к обучению письму. Формирование психомоторной готовности к письму. Дидактические подготовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифференцировок, мелкой моторики руки, умений управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами.
Литература 15. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970. 16. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999. 17. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661. 18. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987. 19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983. 20. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007. 21. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, 22. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984. 23. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990. 24. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984. 25. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200 26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981. 27. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516. 28. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18-19 ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Вопросы для
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.209 с.) |