Тема: теоретические основы методики развития речи детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: теоретические основы методики развития речи детей.



СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семестр – 28 час.

Семестр – 24 час.

Семестр – 52 час.

Семестр

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. .Язык и речь. Основные функции речи. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.
  2. Методика развития речи детей как наука, предмет ее изучения.
  3. Методологические основы методики.
  4. Естественно-научные основы методики (учение о двух сигнальных системах).
  5. Психологические основы методики (теория речи и речевой деятельности А.П.Леонтьева).
  6. Лингвистические основы методики.
  7. Средства развития речи детей. Значение современного формирования речи для всестороннего воспитания и развития детей.

Литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934. №5.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. //Избр.псих.произв. в 2-х т./ Под ред. В.В.Давыдова и др. – М., 1983, т.2., с. 69-70.
  4. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи //Физиология высшей нервной деятельности ребенка/Под ред. З.Н.Коларевой. – М., 1968.
  5. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В.Запорожца., Т.А.Марковой. – М., 1980.
  6. Современный русский язык. /Под ред. В.М.Белошапковой. – М., 1989.

Литература дополнительная:

  1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – гл.I., § 3-4, с. 25-42.
  2. Ленская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи.//Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994.
  3. Общая психология. Курс лекций. /Сост. Е.И.Рогов. – М., 1995.
  4. Энегльс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.//Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. т.20.

СЕМИНРАСКОЕ ЗАНИЯТИЕ № 2-3.

ТЕМА: ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДАХ К.Д.УШИНСКОГО, Е.И.ТИХЕЕВОЙ, Е.А.ФЛЕРИНОЙ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. К.Д.Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи, о роли родного языка в развитии и воспитании детей.
  2. К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения родному языку, способах обучения грамматике, развитии речи детей до школы, роли народного творчества и национальной литературы в воспитании детей; отношение К.Д.Ушинского к обучению детей иностранному языку.
  3. Учебная книга К.Д.Ушинского «Родное слово», принципы отбора и построения материала, структура книги, возможности ее использования в современном детском саду.
  4. Е.И.Тихеева о роли языка в развитии и воспитании детей, о задачах, содержании и методах работы с детьми по обогащению словаря.
  5. Требования Е.И.Тихеевой к методике проведения занятий по «живому слову».
  6. Вклад Е.А.Флериной в разработку методики художественного чтения и рассказывания.

Задание: законспектировать статью К.Д.Ушинского «Родное слово».

 

 

Литература:

  1. Е.И.Тихеева. Развитие речи детей./Под ред.Ф.А.Сохина. – М., 1981.
  2. К.Д.Ушинский. Родное слово.//Т.2. Изд. АПН РСФСР или избр. Пед.соч. в 2-х т. – М., 1974 г., Т.I.
  3. К.Д.Ушинский. О первоначальном преподавании русского языка. //Избр.пед.соч. – М., 1974., Т.I.
  4. Е.А.Флерина. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.

Литература дополнительная:

  1. Гребенщикова Е.А. Взгляды Е.И.Тихеевой в области развития речи детей. //Е.И.Тихеева. Развитие речи детей. – М., 1987.- с.5-20.
  2. История педагогики./Под ред.М.Ф.Шаловой. – М., 1981.
  3. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского//Дошкольное воспитание. – 1979.- №1.
  4. Плеханов А. Проблема дошкольного воспитания в педагогической системе К.Д.Ушинского (раздел «Родной язык как средство воспитания».//Дошкольное воспитание. – 1974. - №4.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Литература

  1. Гербова В.В. занятие по развитию речи в младшей (средней, старшей) группе детского сада. – М., 1978,1979.
  2. Максаков А.И., Фомичева Н.Ф. Звуковая культура речи. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.
  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок?. – М., 1988.
  5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях.//Дошкольное воспитание. – 1979.- №1-3
  6. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
  8. Голуб И. Выразительность речи. // Дошкольное воспитание. -1986.-№4.
  9. Горбушина Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М., 1983.
  10. Островская Л. Культура речевого общения.// Дошкольное воспитание. – 1988. - №3.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  12. Рождественская В.И., Радина В.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
  13. Смирнова Е., Виток М., Вежливость – первая и самая приятная добродетель. //Дошкольное воспитание. – 1994. – 33.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 4.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.

7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996.

8. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330.

9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35.

11. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Задания

  1. Подобрать упражнения для развития у детей правильного речевого дыхания, темпа, ритма, интонационной выразительности речи.
  2. Подготовить образцы дидактического материала для выработки правильного звукопроизношения, четкой дикции у детей дошкольного возраста
  3. Проведите занятие – упражнение по отработке артикуляции звуков приемом ролевой игры. (используйте материал чистоговорок). Обоснуйте выбор языкового материала

4. проанализировать предложенные игры на воспитание звуковой культуры речи

 

12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

13. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

14. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987.

15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.

17. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996.

18. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330.

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104.

20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35.

21. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА:ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников.

Форма проведения занятия: пресс - конференция.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Грамматический строй языка - понятие, значение. Основные этапы и направления исследований по формированию грамматического строя речи

2. Особенности освоения детьми синтаксического строя языка на разных этапах дошкольного возраста. Типичные трудности освоения детьми синтаксического строя речи, их причины.

3. Особенности овладения детьми дошкольного возраста морфологической стороной языка. Типичные трудности освоения детьми морфологического строя речи, их причины.

4. Словоизменение и словообразование в дошкольном возрасте. Словотворчество в детском возрасте.

 

Методические рекомендации: Студенты организуют работы в подгруппах. Каждая подгруппа готовит сообщение (мини доклад на 10- 15 минут) по одному из представленных вопросов. Продумывает ход выступления (сопроводительные материалы, иллюстрации, наглядные пособия и т.д.). На занятии организуется выступление представителя от группы, после чего ему задаются вопросы по теме сообщения. После совместного обсуждения вся группа выносит резюме по вопросу.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М., 1997
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с.260 – 274
  4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Львов М.Р. Некоторые особенности речи детей, поступающих в 1-ый класс // Начальная школа. – 1972. – №8.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры // Дошкольное воспитание. – 1987. – №12.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
  9. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.,1990.
  10. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. – М., 1966.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

ТЕМА: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников.

 

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Задачи и содержание работы по формированию грамматиче­ской стороны речи у детей.

2. Анализ со­временных программ по формированию грамматических навы­ков в разных возрастных группах.

3. Пути формирования грамма­тической стороны речи у детей. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи.

4. Методика формирования мор­фологической стороны речи в возрастных группах. Методика специального обучения: методы и приёмы работы, виды наглядности, дидактические игры и словесные упражнения, связь с занятиями по развитию словаря и связной речи, формирование правильной речив разных видах деятельности, в повседневном общении.

5. Методика формирования синтаксической стороны речи в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы, использование наглядности, дидактических и других игр и упражнений, связь с занятиями по развитию связной речи.

6. Методика формирования способов словооб­разования в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы; связь с занятиями по формированию словаря, связной речи, ЗКР, повседневным общением.

7. Формирование грамматическо­го строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях по другим разделам работы.

8. Методика исправления грамматиче­ских ошибок детей. Обследование состояния грамматических на­выков детей.

 

Практическое задание:

1. Проанализировать представленный в приложении конспект занятия в старшей группе ДОУ. Выделить методы, приемы работы, проанализировать структуру занятия и место грамматических заданий на занятии..

2. Приготовить конспекты дидактических игр и словесных упражнений для формирования грамматического стороны речи в каждой возрастной группе ДОУ (по 2 дидактической игры и грамматических упражнений с учетом морфологических, синтаксических и словообразовательных навыков речи на каждую возрастную группу).

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М., 1997
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с.260 – 274
  4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Львов М.Р. Некоторые особенности речи детей, поступающих в 1-ый класс // Начальная школа. – 1972. – №8.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры // Дошкольное воспитание. – 1987. – №12.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
  9. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.,1990.
  10. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. – М., 1966.

Семестр

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 -2

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. Понятие связной речи. Требования, предъявляемые к ней.
  2. Развитие функций связной речи на протяжении дошкольного детства.
  3. Понятие ситуативной и контекстной речи, условие перехода от ситуативной речи к контекстной.
  4. Виды связной речи. Освоение их ребенком (каким образом они связаны с ситуативной и контекстной формами речи).
  5. Задачи детского сада по развитию связной речи детей.

Задания:

1. Приготовиться к понятийному диктанту. Основные понятия:

Связная речь, ситуативная речь, контекстная речь, функции связной речи, условия становления ситуативной и контекстной речи, диалог, монолог, задачи развития связной речи

2. законспектировать статью, сформулировать выводы по каждому параграфу.

[Рубинштейн С. Основы общей психологии. Глава XI – РЕЧЬ. // Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство "Питер", 2000.]

Литература:

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.
  2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Под ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой - М., 1984. –с.131-138.
  3. Мухина В.С. Психология дошкольника./Под.ред.Венгера. – М., 1975.
  4. Павлова Л. Малыш учится говорить.//Дошкольное воспитание. -1990. -№8.
  5. Попова М.И. Речь детей раннего возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.- с.16-47.
  6. Ушакова О.С. Связная речь. Развитие речи детей дошокльного возраста. /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. –с. 121.
  7. Ушакова О.С.Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./Под ред. Н.Н,Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  8. Чевелова Н. Как говорит ваш малыш.//Дошкольное воспитание. -1990. -№5.

Литература дополнительная:

  1. Елагина М., Почему ребенок не говорит. //Дошкольное воспитание. -1988.-№4.
  2. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми./Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985, гл.I.
  3. Ушакова О.С. Как развивать речь малыша.//Дошкольное воспитание. -1995. -№5.
  4. Смирнова Е. Развитие речи ребенка –важнейшая задача воспитателя.//Дошкольное воспитание. – 1988.-№5.
  5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3-4

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5-6

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7-8

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9-10

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Понятие пересказ. Значение пересказа для развития мышления и речи детей. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе.

2. Связь занятий по пересказу с другими занятиями в детском саду.

3. Особенности отбора литературных текстов для пересказа. Требования к пересказу детей.

4. Виды пересказа и их особенности.

5. Методика проведения занятий по обучению детей пересказу литературного текста. Эмоционально-аналитическая беседа, требования к ее проведению.

6. Использование моделей при обучении пересказу.

7. анализ представленных занятий.

  1. Подобрать произведения для пересказа (для одной из возрастных групп)
  2. Составить вопросы для беседы по пересказу произведения.

Литература

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Гурович Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.

5. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.

6. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

7. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 12.

8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под ред.Ф.А.Сохина. - М., 1981.

11. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание.- 1993. - № 8.

12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М, 1984.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11-12

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка.

2. Психологические предпосылки освоения содержания и формы творческого рассказа дошкольников. Условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию.

3. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

4. Методика обучения творческому рассказыванию. Приемы активизации воображения и фантазии.

5. Оценка творческих рассказов детей.

6. Анализ приемов работы, предложенных в статье (см. приложение к семинарскому занятию)

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 1997.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. –М., 1977

3. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей// Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

5. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию.// Дошкольное воспитание. – 1972. - №6,7

6. Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

7. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей //Дошкольное воспитание. – 1993. - №8

8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 1999

 

Семестр

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Роль детской литературы в общем и речевом развитии дошкольников. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений, их художественной формы и языка, образов героев, мотивов их поведения.

2. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественными произведениями. Принципы отбора литературных произведений для работы с детьми.

Литература:

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

6. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИГОЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Методика чтения и рассказывания детям художественной литературы.

2. Структура занятий по ознакомлению детей с художественными произведениями.

3. Значение бесед по литературным произведениям. Требования к вопросам.

4. Приемы формирования восприятия художественных произведений.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

5. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

6. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОЭЗИЕЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

 

1. Особенности восприятия и понимания детьми содержания и формы поэтических произведений, причин равнодушного отношения к поэзии.

2. Задачи и содержание ознакомления с поэзией детей разных возрастных групп.

3. Требования к отбору поэтических произведений для детей

4. Методика заучивания наизусть в разных возрастных группах

5. Приемы обучения выразительному чтению стихов

6. Анализ подготовленных студентами занятий.

Задания:

1. продумать приемы обучения выразительности речи на примере одного стихотворного текста.

2. Подготовить план занятия по заучиванию стихотворения.

Литература

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

5. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

8. Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

11. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми счодержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 7.

12.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6

ТЕМА: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Значение фольклора в общем и речевом развитии детей. Специфика использования фольклора в работе с детьми разного возраста.

2. Характеристика состава детского фольклора. Особенности восприятия и освоения детьми малых форм фольклора.

3. Методика ознакомления детей с малыми фольклорными формами.

4. Воспитательная и познавательная ценность сказок, их роль в речевом развитии детей. Критерии отбора сказок для детей.

 

Задания:

  1. Подготовить сообщение «Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста» (по методике Фесюковой)
  2. Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (небылицы, пестушки, потешки, пословицы, загадки) и продумать методику использования этого жанра в работе с детьми

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11.

4. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

8. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3,4, 7,10,12; 1991. - № 2,4,6,7.

9. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

10. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Использование иллюстраций и их значение в понимании детьми содержания художественного произведения.

2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

3. Требования к иллюстрациям. Ознакомление с иллюстрациями в разных возрастных группах.

4. Значение ТСО в ознакомлении детей с современной литературой. Инсценирование художественных произведений на занятиях.

 

Задания:

  1. Подобрать 2-3- книги с иллюстрациями известных художников для анализа на занятии.
  2. Дать аннотации к статьям о художниках и иллюстрациях, опубликованных в журнале «дошкольное воспитание»

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Елисеева Л. Н. Художник и книга для детей. // Книга – друг ребенка – М., 1964.

5. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

7. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками. - Дошкольное воспитание. – 1973. - № 2

8. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

9. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

10. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

11. Репина Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста. /Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

12. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

4. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

8. Николаичева Л. Инсценирование литературных произведений. // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 10.

9. Развлечения в детском саду /сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М., 1975.

10. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

11. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

6. Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

7. Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

9. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14

ТЕМА: Проблема подготовки детей к обучению грамоте.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Сущность обучения грамоте, ее место в системе работы по развитию речи детей. Особенности пропедевтики обучения грамоте в разных методических системах.

2. Краткий исторический обзор методов обу­чения грамоте в русской школе. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его современ­ном виде.

3. Психологические и лингвистические ос­новы методики обучения грамоте. Психологическая характери­стика процессов чтения и письма. Роль речевой рефлексии в под­готовке к обучению грамоте. Аналитическое отношение к рече­вым формам и фонематическое восприятие как основа для фор­мирования навыков чтения и письма.

4. Психофизиологические ос­новы готовности детей старшего дошкольного возраста к обуче­нию грамоте.

5. Задачи и содержание подготовки детей дошкольно­го возраста к обучению грамоте. Анализ современных программ дошкольных учреждений по разделам «Подготовка к обучению грамоте» и «Обучение грамоте».

Литература

1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.

3. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.

4. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.

5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

6. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,

8. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.

9. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.

11. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200

12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.

13. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

14. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-17

ТЕМА: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Подготовительный период обу­чения грамоте. Методика ознакомления детей со словом и пред­ложением.

2. Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моде­лей в звукослоговом анализе и синтезе.

3. Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова и обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Фор­мирование навыков фонемного анализа слов: определение поряд­ка следования звуков в слове, их количества, установление раз­личительной функции фонем, выделение основных фонематиче­ских противопоставлений, свойственных строю русского языка.

4. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моде­лей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу. Характе­ристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методика их использования.

5. Организация, задачи и содер­жание в основной период обучения. Этапы формирования навы­ков чтения.

6. Сущность подготовки к обучению письму. Формиро­вание психомоторной готовности к письму. Дидактические под­готовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифференцировок, мелкой мото­рики руки, умений управлять своими движениями в соответст­вии с поставленными задачами.

 

Литература

15. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябовой. — М., 1970.

16. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1999.

17. Большуное Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1975. — №3.-С. 5661.

18. Бородич А.М Методика развития речи детей в детском саду. – М., 1987.

19. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

20. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: Сфера, 2007.

21. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева,

22. В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дороб. – М.: Просвещене,1984.

23. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Т.В. Тарунтаевой. М.,1990.

24. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.

25. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 200

26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.,1981.

27. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

28. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.,1999.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18-19

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Вопросы для



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.209 с.)