Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях



Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  2. Роль занятий, их содержание, структура и методика проведения в возрастных группах.
  3. Основные приемы обучения.
  4. Роль звуковой культуры речи в подготовке детей к обучению грамоте. Значение развития фонематического слуха для умения произво­дить звуковой анализ слов. Развитие фонематического воспри­ятия; игры и упражнения для его формирования.

Задания:

1. Подобрать дидактическую игру для развития речевого слуха, для произносительной стороны речи.

 

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 4.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

3. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.

7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996.

8. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330.

9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104.

10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35.

11. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Формирование звуковой выразительности речи. Понятие выразительности речи. Естественная и произволь­ная выразительность речи.
  2. Компоненты выразительности: ударение, мело­дика, темп, ритм, сила, тембр. Ступени развития выразительно­сти речи
  3. Приемы обу­чения фонетико-интонационной выразительности речи.

 

Задания

  1. Подобрать упражнения для развития у детей правильного речевого дыхания, темпа, ритма, интонационной выразительности речи.
  2. Подготовить образцы дидактического материала для выработки правильного звукопроизношения, четкой дикции у детей дошкольного возраста
  3. Проведите занятие – упражнение по отработке артикуляции звуков приемом ролевой игры. (используйте материал чистоговорок). Обоснуйте выбор языкового материала

4. проанализировать предложенные игры на воспитание звуковой культуры речи

 

12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

13. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

14. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. - М., 1987.

15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.

17. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб, 1996.

18. Рождественская В. И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.- с. 319-330.

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – с. 99-104.

20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – с. 15-35.

21. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА:ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников.

Форма проведения занятия: пресс - конференция.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Грамматический строй языка - понятие, значение. Основные этапы и направления исследований по формированию грамматического строя речи

2. Особенности освоения детьми синтаксического строя языка на разных этапах дошкольного возраста. Типичные трудности освоения детьми синтаксического строя речи, их причины.

3. Особенности овладения детьми дошкольного возраста морфологической стороной языка. Типичные трудности освоения детьми морфологического строя речи, их причины.

4. Словоизменение и словообразование в дошкольном возрасте. Словотворчество в детском возрасте.

 

Методические рекомендации: Студенты организуют работы в подгруппах. Каждая подгруппа готовит сообщение (мини доклад на 10- 15 минут) по одному из представленных вопросов. Продумывает ход выступления (сопроводительные материалы, иллюстрации, наглядные пособия и т.д.). На занятии организуется выступление представителя от группы, после чего ему задаются вопросы по теме сообщения. После совместного обсуждения вся группа выносит резюме по вопросу.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М., 1997
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с.260 – 274
  4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Львов М.Р. Некоторые особенности речи детей, поступающих в 1-ый класс // Начальная школа. – 1972. – №8.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры // Дошкольное воспитание. – 1987. – №12.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
  9. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.,1990.
  10. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. – М., 1966.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

ТЕМА: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Формы отчетности: сообщения по отдельным вопросам темы, конспекты источников.

 

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Задачи и содержание работы по формированию грамматиче­ской стороны речи у детей.

2. Анализ со­временных программ по формированию грамматических навы­ков в разных возрастных группах.

3. Пути формирования грамма­тической стороны речи у детей. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи.

4. Методика формирования мор­фологической стороны речи в возрастных группах. Методика специального обучения: методы и приёмы работы, виды наглядности, дидактические игры и словесные упражнения, связь с занятиями по развитию словаря и связной речи, формирование правильной речив разных видах деятельности, в повседневном общении.

5. Методика формирования синтаксической стороны речи в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы, использование наглядности, дидактических и других игр и упражнений, связь с занятиями по развитию связной речи.

6. Методика формирования способов словооб­разования в возрастных группах. Специальное обучение, методы и приёмы работы; связь с занятиями по формированию словаря, связной речи, ЗКР, повседневным общением.

7. Формирование грамматическо­го строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях по другим разделам работы.

8. Методика исправления грамматиче­ских ошибок детей. Обследование состояния грамматических на­выков детей.

 

Практическое задание:

1. Проанализировать представленный в приложении конспект занятия в старшей группе ДОУ. Выделить методы, приемы работы, проанализировать структуру занятия и место грамматических заданий на занятии..

2. Приготовить конспекты дидактических игр и словесных упражнений для формирования грамматического стороны речи в каждой возрастной группе ДОУ (по 2 дидактической игры и грамматических упражнений с учетом морфологических, синтаксических и словообразовательных навыков речи на каждую возрастную группу).

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М., 1997
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.
  3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999, с.260 – 274
  4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Львов М.Р. Некоторые особенности речи детей, поступающих в 1-ый класс // Начальная школа. – 1972. – №8.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры // Дошкольное воспитание. – 1987. – №12.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
  9. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.,1990.
  10. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. – М., 1966.

Семестр

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 -2

ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Вопросы для изучения и обсуждения:

  1. Понятие связной речи. Требования, предъявляемые к ней.
  2. Развитие функций связной речи на протяжении дошкольного детства.
  3. Понятие ситуативной и контекстной речи, условие перехода от ситуативной речи к контекстной.
  4. Виды связной речи. Освоение их ребенком (каким образом они связаны с ситуативной и контекстной формами речи).
  5. Задачи детского сада по развитию связной речи детей.

Задания:

1. Приготовиться к понятийному диктанту. Основные понятия:

Связная речь, ситуативная речь, контекстная речь, функции связной речи, условия становления ситуативной и контекстной речи, диалог, монолог, задачи развития связной речи

2. законспектировать статью, сформулировать выводы по каждому параграфу.

[Рубинштейн С. Основы общей психологии. Глава XI – РЕЧЬ. // Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство "Питер", 2000.]

Литература:

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.
  2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Под ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой - М., 1984. –с.131-138.
  3. Мухина В.С. Психология дошкольника./Под.ред.Венгера. – М., 1975.
  4. Павлова Л. Малыш учится говорить.//Дошкольное воспитание. -1990. -№8.
  5. Попова М.И. Речь детей раннего возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.- с.16-47.
  6. Ушакова О.С. Связная речь. Развитие речи детей дошокльного возраста. /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984. –с. 121.
  7. Ушакова О.С.Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./Под ред. Н.Н,Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  8. Чевелова Н. Как говорит ваш малыш.//Дошкольное воспитание. -1990. -№5.

Литература дополнительная:

  1. Елагина М., Почему ребенок не говорит. //Дошкольное воспитание. -1988.-№4.
  2. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми./Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985, гл.I.
  3. Ушакова О.С. Как развивать речь малыша.//Дошкольное воспитание. -1995. -№5.
  4. Смирнова Е. Развитие речи ребенка –важнейшая задача воспитателя.//Дошкольное воспитание. – 1988.-№5.
  5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3-4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.014 с.)