Длительность производственного цикла: понятие, состав, структура, методы расчета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Длительность производственного цикла: понятие, состав, структура, методы расчета



 

Длительность производственного цикла – это интервал времени с момента запуска сырья, материалов, производства до полного изготовления готовой продукции.

Состав затрат времени цикла можно представить в виде формулы

Тц = tпз + tтех + tест + tк + tтр + tмо + tмц + tмс

tтех – технологическое время;

tест – естественный процесс;

tк – контрольное время;

tтр – транспортировки;

tмо – межоперационное ожидание;

tмц – межцеховое ожидание;

tмс – межсменное ожидание.

 

Подготовительно-заключительное время (tпз) – это время на подготовку процесса производства и его завершения.

tтех – время непосредственно технологического процесса, в результате которого перерабатывается сырье и создается готовая продукция.

tест – естественный процесс, обусловлен технологическим процессом, но выполняется без присутствия человека и средств производства.

tк – время на контроль качества выполненной работы, детали или всей готовой продукции.

tтр – время на транспортировку деталей от одного рабочего места к другому, из одного цеха в другой.

tмо – время ожидания при переходе от одной операции к другой.

tмц – время ожидания при переходе детали из одного цеха в другой.

tмс – время, которое зависит от режима работы П (прерывное или непрерывное).

 

Длительность производственного цикла обычно рассчитывается в календарных днях.

Тц = К/С*t*360 [tпз + tк + tтех + tтр + tмц + tмо*(n – 1)] + tест/24

К = Тк/Тр

К – коэффициент, который показывает соотношение календарного периода и рабочего. Кнепроизв = 365/365 = 1; Кпроизв = 365/251 = 1,454

С – сменность работы П (1,2,3 смены);

t – длительность рабочей смены;

tмо*(n – 1) – время ожидания между операциями умноженное на количество операций в технологическом процессе – 1;

tест/24 – естественное время в календарных днях.

 

 

Пути сокращения длительности цикла.

Основные направления:

- сокращение длительности технологического цикла (это достигается за счет совершенствования конструкции выпускаемой продукции, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, повышения уровня механизации и автоматизации производства);

- сокращение времени выполнения конкретных операций за счет совершенствования методов контроля качества продукции; переход от сплошного к выборочному контролю; механизация и автоматизация контрольных операций;

- сокращение времени транспортных и складских операций за счет механизации и автоматизации транспортных процессов, сокращение, упрощение внутрипроизводственных маршрутов транспортировки предметов труда;

- сокращение времени естественных процессов (за счет совершенствования технологических процессов и использования катализаторов, ускоряющих протекание естественных процессов);

- сокращение времени простоев.

 

 

ТЕМА 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

10.1. Сущность планирования, его цель.

 

«План» от латинского слова – плоскость или заранее определенный порядок, последовательность какой-либо программы, выполнение работы, проведение мероприятий.

Планирование – это определение конкретных целей и задач развития предприятия, его отдельных подразделений и рацион. пути их достижения.

План на предприятии – документ, который представляет собой систему взаимоувязанных обоснований, объединенных общей целью, определяющих сроки, методы и последовательность достижения цели, выполнение программ, работ и решений.

Объектом планирования является предприятие.

Планирование является одной из важнейших функций управления на различных уровнях и этапах развития.

Целью планирования является обеспечение оптимальности задания производства по выпуску конкретных видов продукции, повышению их качества, эффективности производства в целом.

Роль планирования на предприятии заключается в следующем:

- дает возможность определить объем и структуру общественных потребностей, которые удовлетворяются в результате деятельности предприятия;

- обеспечивает пропорциональное, сбалансированное развитие предприятия, устанавливает соответствие между потребностями народного хозяйства в определенных видах продукции и имеющимися возможностями предприятия.

Задачи планирования:

- совершенствование структуры производства, расширение специализации и кооперации.

- увеличение выпуска продукции с каждой единицей производственных фондов.

- снижение затрат на производство и увеличение прибыли, повышение рентабельности производства.

Планирование базируется на следующих принципах:

- принцип иерархичности. Планы нижестоящих звеньев (цеха, участки) должны быть направлены на выполнение целей и задач вышестоящих звеньев;

- научность выражается в том, что планы должны строиться на основе учета объективных закономерностей функционирования экономики;

- непрерывность: планирование обуславливается непрерывностью процесса хозяйственной деятельности;

- оптимальность. Оптимальный – это такой план, который способствует наиболее полному и эффективному использованию ресурсов;

- обоснованность. Планы должны быть всесторонне обоснованы соответствующими расчетами, нормативами, необходимыми документами;

- стабильность. Означает, что в период выполнения плана никакие звенья системы не должны производить изменения плановых заданий;

- гибкость: плановые органы должны корректировать плановые показатели в случае необходимости.

 

 

10.2. Методология планирования, ее этапы.

 

Методология планирования на предприятии основывается на двух подходах:

1. Дедуктивный – расчленение и группировка частей сложного объекта (от общего к частному).

2. Индуктивный – сбор и композиция частей в единый объект (от частного к общему).

Предприятие – это система, поэтому в планирование применяется системная методология, которая включает следующие этапы:

1. Анализ потребностей в планировании и планах.

2. Формулирование задач планирования.

3. Формулировка критерия планирования.

4. Выработка альтернатив.

5. Проверка физической реализуемости плана.

6. Проверка экономической реализуемости плана.

7. Проверка финансовой реализуемости плана.

8. Оптимизация плана, оценка и выбор наилучшего решения.

9. Реализация плановых решений.

10. Использование обратной связи и управления (10→1).

 

Методология планирования включает в себя принципы и методы.

Принципы – это основные требования, исходные положения какой-либо теории.

Принципы планирования на предприятии следующие:

- системность (координация деятельности всех подразделений предприятия);

- партисипативность (участие всех работников в процессе планирования);

- непрерывность;

- гибкость;

- точность.

Методы планирования – это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, способы достижения цели.

Методы планирования следующие:

- технико-экономического обоснования;

- нормативный -расчет планового уровня показателя на основе использования прогрессивных норм и нормативов.

- балансовый;

- программно-целевой;

- оптимизации плановых решений;

- экспертных оценок - используется в случае отсутствия методик расчета или невозможности их применения

- экономико-математические;

- статистические - предполагает расчет норм и нормативов на основе статистических материалов с использованием математической статистики.

- экстраполяции (метод динамики прошлых лет) - плановое задание рассчитывается исходя из достигнутого в предыдущем периоде уровня производства

- Факторное планирование позволяет планировать за счет влияния технико-экономических факторов. Фактор – это причина, влияющая на изменение результата.

 

 

10.3. Сущность процесса планирования

 

Процесс планирования – это организация или управление планированием, который может быть следующим:

- вертикальным;

- параллельным.

Вертикальное планирование: «сверху - вниз» при директивном планировании, а при рыночной ситуации на основе индикативного планирования, но все равно «сверху - вниз».

Параллельное планирование осуществляется работниками практически всех служб предприятия с небольшим опережением.

 

Схема процесса планирования может быть следующей.

 

 

План Начальное Исследуемое Контрольное Детальное

→ ↓ ↓ ↓ ↓

 

Реализация

Оценка → оценка порядка величины обобщенная оценка (бюджет) поэлементная оценка детальная оценка

 

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

- разработка общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

 

10.4. Виды и содержание плана предприятия.

 

Планы различаются от временных периодов, на которые они разрабатываются:

· перспективные:

· среднесрочные;

· долгосрочные;

· текущие или годовые;

· оперативные.

Долгосрочные планы разрабатываются сроком на 10-15 или 20 лет. В них определяются направления, темпы, пропорции развития предприятия, отрасли, всего народного хозяйства.

Среднесрочные разрабатываются на период от 2 до 8 лет.

Основой для разработки 5 –летнего плана являются:

- потребности страны в разнообразных видах продукции, ресурса.

Текущий разрабатывается на 1 год с распределением плановых заданий по кварталам. Он является наиболее реальным планом, учитывает ситуацию, сложившуюся в данный период времени на рынке.

Оперативный разрабатывается на основании текущих планов, на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, рабочий день) и доводятся до конкретных исполнителей (до цехов, участков, рабочих).

В зависимости от содержания и назначения:

- производственные;

- стратегические;

- бизнес-планы;

- программы;

- оперативно-календарные.

Производственные разрабатываются применительно к действующему производству. В них планируется выпуск и реализация продукции, обеспечение материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, технология, совершенствование производства.

Стратегические – это комплексная перспективная программа действий руководства предприятия в рыночной среде, учитывая его особенности, внешней среды с целью получения прибыли. Самое главное в разработке данного плана – определить линию предприятия. Миссия – самая главная или обобщенная цель существования предприятия на рынке. Эти планы – основа для разработки производственных планов.

Бизнес-планы разрабатываются в случаях создания нового предприятия, расширения технического совершенствования или привлечения инвесторов. Этот план является инструментом разработки концепции ведения бизнеса и определения его результатов; способствует уменьшению риска, выступает непременным условием привлечения необходимых денежных средств (заемные денежные средства).

Программы разрабатываются для решения проблем, которые не являются объектами производственных, стратегических или бизнес-планов. Они разрабатываются для развития научно-технических направлений, ускорения внедрения новых разработок в процесс производства.

Оперативные разрабатываются в виде календарных планов-графиков запуска и выпуска продукции, изготовление ее частей на отдельных стадиях производства..

10.5 Содержание плана развития предприятия.

 

Текущие и перспективные планы развития подразделяются на ряд составных частей (однородных), которые называются разделами. Перечень и содержание разделов:

- план производства и реализации продукции. В этом разделе разрабатываются задания по выпуску продукции в натуральном, стоимостном выражении, повышение качества продукции;

- повышение эффективности производства. Представлены обобщающие показатели эффективности производства, эффективности использования материалов, трудовых ресурсов, основных фондов капитальных вложений;

- труд и кадры. Разрабатываются показатели:

· производительности труда;

· численность работников;

· фонд оплаты труда;

· потребность в кадрах и источники ее покрытия;

- прибыль, себестоимость:

· прибыль

· рентабельность

· себестоимость

· снижение затрат на 1 грн. товарной продукции;

- капитальное строительство:

· объем капвложений

· ввод в действие основных фондов

· использование производственных мощностей;

- развитие науки и техники:

· основные задания научно-технического развития;

· применение новой техники, технологий;

· показатели технического уровня производства;

· экономический эффект от применения технических нововведений;

- финансовый план;

- план материально-технического снабжения;

- социальное развитие трудового коллектива;

- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

- план внешнеэкономической деятельности;

- использование вторичных ресурсов, отходов.

Содержание плана развития предприятия определяется не только его разделами, а и показателями:

- применяются количественные и качественные показатели;

- натуральные и стоимостные;

- абсолютные и относительные;

- моментные и интервальные;

- аналитические и синтетические.

Аналитические выступают по отношению к синтетическим как факторные показатели.

Аналитические – это простые однородные.

Синтетические – это показатели, которые синтезируют и анализируют действия аналитических (сложные разнообразные).

 

10.6 Оперативно-календарное планирование

 

10.6.1. Сущность оперативно-календарного планирования, его виды.

 

Оперативное планирование – предполагает разработку плана на короткий промежуток времени только по производству продукции в натуральном выражении (месяц, декада, смена).

Цель оперативного планирования:

1. Согласование и конкретизация деятельности подразделений предприятия.

2. Обеспечение бесперебойной работы всех подразделений.

3. Обеспечение ритмичной работы предприятия.

 

Виды оперативного планирования:

1. Межцеховое.

2. Внутрицеховое или межучастковое.

3. Внутриучастковое (между рабочими местами).

 

10.6.2. Особенности оперативно-календарного планирования в различных типах производства.

 

Применение системы оперативно-календарного планирования позволяет обеспечить ритмичную работу производства.

Система оперативно-календарного планирования основывается на двух принципах:

1. Система производства с «выталкиванием» изделия, запускаемого в производство, при котором готовое изделие «выталкивается» на другой участок или цех независимо от того, готов ли этот участок (цех) принять изделие на обработку или нет.

2. Система производства с «вытягиванием» готовых изделий, которая предусматривает более тесную координацию работы производственных участков (цехов). В этом случае обрабатываемые изделия последовательно «вытягивают» с предыдущего участка (цеха) по мере необходимости.

Межцеховое (межучастковое) планирование при различных формах организации производства имеет свои специфические особенности.

В условиях единичного производства могут быть применены позаказная и комплектно-узловая системы планирования, хотя не исключается и подетальное планирование.

В серийном производстве могут применяться следующие системы:

- непрерывного планирования;

- машинно-комплектная;

- комплектно-цикловая.

Основой оперативно-календарного планирования являются нормативно-плановые расчеты.

В условиях массового производства при разработке календарно-плановых нормативов осуществляются расчеты цикловых и межоперационных заделов, такта и ритма производства, графиков работы поточных линий, агрегатов и т.д..

В серийном производстве нормативно-плановые расчеты включают:

- определение размеров серий изделий и партий деталей;

- периодичности «запуска-выпуска» изделий и деталей;

- длительности производственного цикла изготовления партий деталей-заделов;

- разработку календарных плановых графиков работы производственных участков.

В единичном производстве нормативно-плановые расчеты предусматривают:

- определение производственного цикла изготовления готовых изделий и партий деталей;

- определение календарных роков подачи деталей на сборку;

- построение графиков «запуска-выпуска» продукции.

Во всех случаях для обоснования реальности оперативных планов производства осуществляются расчеты пропускной способности сопряженных участков (цехов).

 

 

10.7 Разработка бизнес-плана предприятия

 

Бизнес-план – это документ в котором подробно описываются все стадии подготовки производства, выпуска и реализации нового товара, осуществляются расчёты денежных затрат на реализацию всех этих процессов, формируется схема необходимых организационных мероприятий для успешного выполнения поставленных целей.

Цели разработки бизнес-плана:

1. Определить круг вопросов, которые ожидают производителей в рыночной экономике.

2. Просчитать свои будущие шаги в конкурентной борьбе.

3. Обосновать заявки и доказать инвесторам, что инвестируемые средства будут использованы прибыльно.

Бизнес-план разрабатывается на 3 года по следующей схеме:

§ первый год с разбивкой по месяцам;

§ второй год с разбивкой поквартально;

§ третий год – прогноз на год.

Структура бизнес-плана:

1. Резюме.

2. Ваш продукт или вид услуг.

3. Оценка рынка сбыта.

4. Конкуренция.

5. Стратегия маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Юридический план.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

 

1. Резюме – вывод, заключение. Требования к резюме:

§ Должно быть небольшим по объёму (1 – 1,5 стр.).

§ Простым и лаконичным по изложению.

§ Иметь минимум специальных терминов.

В резюме должна быть представлена информация:

1. Какую продукцию или услуги вы будете производить.

2. За счёт каких средств.

3. Чем отличается ваш продукт от продукции конкурентов.

4. Почему покупатели захотят купить именно ваш продукт.

5. Какие финансовые результаты вы ожидаете от своего проекта:

§ Объём продаж.

§ Затраты.

§ Прибыль.

§ Рентабельность продукции.

§ Срок окупаемости.

2. Ваш продукт или вид услуг.

Характеристика вашего продукта по направлениям:

- что представляет собой ваш продукт (личное потребление или производственное назначение);

- какие потребности он будет удовлетворять;

- что особенного в вашем товаре и почему потребители хотят купить именно ваш товар;

- какими патентами (авторскими свидетельствами) защищены особенности вашего товара, технологий;

- необходимо показать наглядное изображение товара;

- охарактеризовать дизайн товара и особенности упаковки;

- будет ли организованно послепродажное обслуживание;

- какая примерная оценка единицы продукции, затраты и прибыль на единицу.

3. Оценка рынка сбыта:

§ Кто будет покупать ваш товар сейчас и в течении 2 лет.

§ Где ваша ниша на рынке.

§ По какой цене устойчиво будут покупать ваш товар.

§ Как разрекламировать ваш товар.

4. Конкуренция.

-Кто является крупнейшим производителем аналогичного товара.

-Как обстоят дела у конкурентов по показателям:

- объём продукции;

- доходы;

- внедрение новых моделей;

- технологический сервис;

- реклама.

-Что представляет собой продукция конкурентов.

-Какая политика в области ценообразования.

Стратегия маркетинга.

1. Схема распространение товаров (оптовая торговля, розница; по договору с потребителем; государственные квоты; торговля через фирменные магазины; торговля через посредников).

2. Политика ценообразования (цены договорные, расчетные, декларированные, внутренние).

3. Рекламная деятельность.

4. Методы стимулирования продаж.

5. Формы послепродажного обслуживания.

6. Формирование общественного мнения.

План производства.

- где будет изготовляться продукция (на старом или новом предприятии);

- какие потребуются для этого мощности (время работы оборудования, производительность, сумма амортизационных отчислений);

- где вы будите приобретать материальные ресурсы;

- откуда поступают материальные ресурсы (поставщики, цехи);

- предполагается ли производственная кооперация и с кем;

- возможно ли лимитирование производства, поставок ресурсов;

- в конце приводятся все затраты на производство и реализацию продукции.

7. Организационный план.

1. Какие специалисты нам нужны (профессии, специальности.).

2. Кто будет готовить для вас кадры.

3. Нужны ли вам совместители.

4. Будете ли вы пользоваться услугами консультантов.

5. Расчёт фонда заработной платы (через среднюю заработную плату).

6. Формирование структуры управления цехом.

8. Юридический план.

В этом разделе фиксируется:

- Форма собственности.

- Взаимоотношения между предприятием и государством.

- Взаимоотношения внутри предприятия по поводу распределения прибыли (устав предприятия).

Оценка риска и страхование.

В этом разделе необходимо показать следующее:

- Угадать каким рискам будет подвержено ваше дело.

- Определить источники возникновения рисков.

- Предугадать момент возникновения рисков.

После этого разрабатываются мероприятия по сокращению этих рисков или минимизации потерь от них.

Методика оценки рисков:

- Оценка производится по 100 балльной системе экспертами вашей фирмы:

0 б. – риск несущественен.

25 б. – риск, скорее всего, не реализуется.

50 б. – о наступлении события ничего сказать нельзя.

75 б. – риск, скорее всего, проявится.

100 б – риск наверняка реализуется.

Таблица 10.1 - Оценка рисков

Виды рисков Эксперты Средняя оценка Балл ω. νі
     
1. Подготовительная стадия          
2. Строительство.          
3. Финансово-экономические риски.          
4. Социальные риски.          
5. Технологические риски          
6. Экологические риски          

 

Для рисков средневзвешенный балл которых больше 10 необходимо разрабатывать мероприятия противодействия.

Если средневзвешенный балл ниже 10, то риск считается несущественным и никакие мероприятия не предлагаются.

10 Финансовый план.

Документы:

* Прогноз объёмов продаж.

* Баланс денежных доходов и расходов.

* Баланс доходов и затрат.

* Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

* График достижения безубыточности.

Таблица. 10.2 - Прогноз объёмов продаж

показатели Месяцы Год 2008 Кварталы   Прогноз на 2009 год.
1 2 3 … 1 2 3 4
1. Объём продаж в натуральном выражении          
2. Цена за единицу продукции          
3. Объём реализации в стоимостном выражении          

 


Таблица 10.3 - Баланс денежных доходов и расходов

Показатели Месяца 1 2 3 … … 12 Кварталы 1 2 3 4 Прогноз 2003
1. Объём реализации в натуральном выражении      
2. Цена единицы продукции      
3. Выручка от реализации.      
4. Расходы, всего: в т.ч. – постоянные – переменные      
5.Прибыль (3 – 4)      

 

Таблица 10.4 - Баланс доходов и затрат

Показатели Месяца 1 2 3 12 Кварталы 1 2 3 4 Прогноз 2003
1. Доходы от продаж      
2. Затраты      
3. Балансовая прибыль      
4. Налог и другие отчисления      
5. Прибыль (3 – 4)      

 

Таблица 10.5 - Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Актив Пассив
   
   

 

График безубыточности

 

– зона убытка

 

 
– зона прибыли


Стратегия финансирования.

В этом разделе необходимо показать следующие данные:

-какой объем инвестиций необходим для реализации проекта;

-откуда намечается получить эти средства;

-когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получение инвестором дохода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.148 с.)