Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 20. Эффективное управление.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факторы эффективности. Критерии эффективности. Показатели эффективности. Методы повышения эффективности. Целью любого управленческого воздействия на функционирование группы является повышение эффективности ее деятельности, которая оценивается большим количеством факторов. Российский ученый Э.Уткин, выделил следующие группы факторов: - структурные факторы: величина группы, иерархия, коммуникации в группе и организации; - независимые факторы: физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами; - переменные факторы: характер задачи, степень сложности задачи, условия решения; - мотивационные факторы: мотивация членов группы, групповая мотивация, состояние окружающей группу среды, атмосфера в коллективе; - промежуточные факторы: стиль руководства, взаимоотношения между членами группы и группами в организации, распределение ролей, характер процесса принятия решений, психологический климат. Кроме того, анализируя деятельность группы, следует учитывать воздействие внешнего окружения. В качестве основных способов повышения эффективности деятельности группы в организации, можно предложить следующее: - наличие сильного лидера группы, заинтересованного в успехе дела и способного оказывать влияние на организационное поведение сотрудников; - оптимальные размеры группы, обусловленные производственной необходимостью и рекомендациями психологов и социологов; - рациональная и социальная структура группы, которая складывается из статусно-ролевых отношений, профессионально-квалификационной структуры, поло-возрастного состава; - формулировка четких целей группы в рамках организации, при которой каждый член группы должен знать, к каким результатам следует стремиться и виде чего они будут выражены; - создание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося здоровой критикой, свободным обсуждением идей, низкой конфликтностью, сотрудничеством и взаимопомощью; - снижение уровня группового конформизма. Важным в повышении эффективности деятельности групп является формирование организационной культуры фирмы, в которой будут проявляться: философия и идеология управления, ценностные ориентации, ожидание, групповые нормы, лежащие в основе характера отношений и взаимодействий как в целом по организации, так и каждой ее группе. 2.3 Практические (семинарские) занятия 3 Семинар 1. МЕНЕДЖМЕНТ: УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 4 Занятие 1. 5 1. Управление, сущность управления. В чем заключается управление? 6 2. Множество вариантов типологического управления: государственное, негосударственное, социальное, идеологическое, техническое, хозяйственное. 7 3. Объект и субъект управления, субъект управленческой деятельности, управленческая деятельность. 8 4. Управленческий труд: предмет и продукт труда; информация; средства управленческого труда; умственный труд; сложность управленческого труда. 9 Занятие 2. 10 1. Управленческий труд в трех основных формах: эвристического, административного и операторного. Операторный труд охватывает следующие виды деятельности: документационную, первично-счетную, коммуникативно-техническую. 11 2. Понятие, проблемы менеджмента. Проблематика менеджмента в индустриально развитых странах. 12 3. Инфраструктура менеджмента. 13 4. Становление менеджмента как науки и искусства. Современный менеджмент. Цель менеджмента. Организация производства. 14 Рефераты. 15 1. Причины формирования различных школ управления. 16 2. Развитие управления науки в России. 17 3. Страновая и региональные специфика школ управления. 18 Основная литература 19 1. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2005. С. 11-43 20 2. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000, с. 3 8-60 21 3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004, с. 42-74 22 4. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 23 Дополнительная литература: 24 1. Питер Ф. Друкер Практика менеджмента. Издательский дом "Вильямс", 2000. С. 15-37 25 2. Кузнецова Н.В. Хороший лидер не имеет подчиненных (Мэри Паркер Фоллет - теоретик менеджмента) /Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2003 26 Семинар 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 27 Занятие 1. 28 1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. 29 2. Пять революций в человеческой истории, с которыми связано развитие менеджмента. 30 3. Классическая школа в управлении. 31 4. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. 32 5. Четыре группы управленческих функций Ф. Тейлора. 33 6. Строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, предложенная Ф. Тейлором. 34 7. Система научной организации труда Ф. Тэйлора, основанная на пяти принципах. 35 Занятие 2. 36 1. Административная школа в управлении А. Файоля, Л.Урвика, Дж. Муни. 37 2. 14 принципов управления А.Файоля. 38 3. Разделение администрирования на шесть основных групп управленческих операций А. Файолем. 39 Занятие 3. 40 1. Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика. 41 2. Вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 -1950 гг.) М. Фоллет и Э. Мэйо. 42 3. А. Маслоу и другиме психологами о причинах явления, котторыми являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. 43 4. К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг (с 1950 г. по настоящее время)и другие, об различных аспектах социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. 44 5. Школа науки управления (с 1950 по настоящее время), связанная с возникновением кибернетики и исследования операций: Л. Берталанфи, А. Рапопорта, Р. Акоффа, А. Гольдбергера, В. Леонтьева и др. 45 Рефераты 46 1. Признаки и черты социально-экономических систем. 47 2. Методы управления системой. 48 Основная литература 49 1. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2005. С.44-59 50 2. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 51 Дополнительная литература 52 1. Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем": Издательство Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. 53 2. Бобышев Д.Н., Семенное С.П. История управленческой мысли.М., 1985. 54 3. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.,1986. 55 4. Пудич в. Проблемы системности менеджмента в России / Менеджмент сегодня. №2, 2003 56 Семинар 3. Менеджмент: управление в условиях рыночной экономики. 57 Занятие 1. 58 1. Виды менеджмента: общий (генеральный) и функциональный (специальный). 59 2. Содержание (нормативный, стратегический и оперативный менеджмента. 60 3. Пять функций менеджмента. 61 4. Менеджмент как профессиональная сфера деятельности. Типы менеджеров различаются по вертикальным различиям и горизонтальным. 62 Занятие 2. 63 1. Мастерство менеджеров. 64 2. Роли менеджеров. 10 ролей менеджеров. 65 3. Методы менеджмента и принципы их реализации. 66 4. Принципы менеджмента. 67 5. Факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике. 68 Основная литература 69 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 70 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002. 71 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 72 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 73 Семинар 4. Методология и организация менеджмента. 74 Занятие 1. 75 1. Методология менеджмента. 76 2. Понятие организации 77 3. Системный подход в управлении. 78 4. Формальное и неформальное в управлении. 79 5. Юридические формы организаций. 80 Занятие 2. 81 1. Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия 82 Занятие 3. 83 1. Микросреда - факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации. 84 Рефераты 85 1. Горизонтальное и вертикальное распределение функций управления в организации 86 Основная литература 87 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 88 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002. 89 3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента, М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 90 Дополнительная литература 91 1. Сухов С.В. Модель управления предприятием / Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2002 92 Семинар 5. Процесс принятия решений 93 Занятие 1. 94 1. Процесс принятия решений. Понятие решения. 95 2. Организационные решения 96 3. Основные этапы решений. 97 4. Методы выбора решений. 98 5. Моделирование 99 6. Основные методы принятия решений. 100 Занятие 2. 101 1. Процессный подход и функции менеджмента. 102 2. Планирование. 103 3. Организация. 104 4. Мотивация. Контроль и учет. 105 5. Взаимосвязь функций в процессе менеджмента. 106 Рефераты 107 1. Экономические, социальные и управленческие параметры принятия решений 108 2. Теория игр и управленческие решения 109 Основная литература 110 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 111 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 112 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 113 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 114 Дополнительная литература 115 1. Голубков е.п. системный анализ как методологическая основа принятия решений / Менеджмент в России и за рубежом. №4, 2003 116 2. Вислов О. Тренинг. Управленческие поединки как инструмент совершенствования персональной технологии принятия управленческих решений / Менеджмент сегодня, №2, 2004 117 Семинар 6. Социальные факторы и этика менеджмента. 118 Занятие 1. 119 1. Целевая функция в бизнесе. 120 2. Влияние общества на бизнес. 121 3. Правовая и социальная ответственность. 122 Занятие 2. 123 1. Этика и современное управление. 124 2. Влияние этики на эффективность. 125 Рефераты 126 1. Этические корпоративные нормы 127 2. Влияние половозрастной структуры общества на управленческие нормы 128 Основная литература 129 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 130 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 131 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 132 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 133 Дополнительная литература 134 1. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента /Менеджмент в России и за рубежом, №4, 2002 135 2. Агафонов Ю.Г. Интеграция организационных культур на совместных российско-германских предприятиях / менеджмент в России и за рубежом, №5, 2003 136 3. Баринов В.А. Корпоративная культура организации в России / Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002 137 Семинар 7. Классификация фирм и методика их изучения. 138 1. Порядок учреждения и регистрации предприятия. 139 2. Образование и принадлежность капитала предприятия. 140 3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы. 141 Основная литература 142 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 143 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 144 3. Основы менеджмента. Пер. с англ. // Мескон М. Х., Альберт М., Ф., Дело, Москва, 2000 145 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 146 Семинар 8. Мотивация деятельности. 147 Занятие 1. 148 1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс. 149 2. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу; теория ERG Альдерфера; теория приобретенных потребностей Макклеланда; теория двух факторов Герберга. 150 Занятие 2. 151 1. Теории процесса мотивации: теория ожидания; теория постановки целей; теория равенства; концепция партисипативного управления. 152 Рефераты 153 1. Соотношение эффективности различных форм мотивации и организации 154 2. Формы оплаты труда применительно к различным типам деятельности 155 Основная литература 156 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 157 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 158 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 159 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 160 Дополнительная литература 161 1. Яхонтова Е. Системный подход к мотивации персонала / Менеджмент сегодня, №2. 2003 162 2. Попов В.П. Генезис мотивации /менеджмент в России и за рубежом, №3, 2003 163 Семинар 9. Стратегическое планирование в организации. 164 1. Сущность стратегического управления. Система стратегического управления. 165 2. Анализ внешней среды организации. 166 3. Анализ внутренней среды предприятия. 167 4. Матрица SWOT анализа, матрица возможностей, матрица угроз на организацию, метод составления профиля среды. 168 Рефераты 169 1. Теории взаимодействия внутренней и внешней среды организации 170 2. Анализ неопределенности для оптимизации параметров организации 171 Основная литература 172 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 173 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002. С. 11-43 174 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000, с. 3 8-60 175 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004, с. 42-74 176 Дополнительная литература 177 1.Рубцов С.В. Философское и политическое содержание "технократической" культуры организации /Менеджмент в России и за рубежом, №2,2003 178 2. Докукина А. Обучающаяся организация: конкурентные преимущества для современного предприятия / Менеджмент сегодня, №1, 2004 179 Семинар 10. Миссия и цели организации. 180 1. Миссия организации. 181 2. Цели организации: цель роста организации, цель быстрого роста, цель стабильного роста, цель сокращения. 182 3. Установление целей. 183 Основная литература 184 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 185 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 186 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 187 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 188 Семинар 11. Стратегия фирмы. 189 1. Типы стратегии бизнеса. 190 2. Область выработки стратегии. Эталонные стратегии развития. Выработка стратегии фирмы. 191 3. Матрица Томпсона и Стрикланда. 192 4. Выполнение, стадии и область проведения стратегических изменений. 193 5. Проблемы проведения стратегических изменений. 194 Рефераты 195 1. Проблемы реализации стратегического плана 196 2. Конкурентные и комплексные стратегии организации 197 Основная литература 198 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 199 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 200 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 201 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 202 Дополнительная литература 203 1. Ефремов В.С. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2003 204 2. Сурков С. Миссия организации как инструмент управления конкурентными преимуществами / Менеджмент сегодня, №1,2004 205 Семинар 12. Проектирование работы в организации. 206 1. Функции управления организацией: общие функции предприятия, функция администрирования, анализ функций управления. 207 2. Проектирование работы: концепция проектирования работы, анализ работы, параметры работы, восприятие содержание работы, технология и проектирование работы. 208 3. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация и обогащение. 209 4. Модель социотехнической системы. 210 5. Выбор модели проектирования работы. 211 Основная литература 212 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 213 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 214 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 215 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 216 Семинар 13. Проектирование организации. 217 1. Факторы проектирования организации: внешняя среда, технология производства, стратегический выбор. 218 2. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация, департаментизация и кооперация, матричная департментизация, связи в организации и координация, масштаб управляемости и контроля, иерархи в организации и ее звенность, распределение прав и ответственности, централизация и децентрализация, дифференциация и интеграция. 219 Основная литература 220 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 221 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 222 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 223 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 224 Семинар 14. Организационные отношения в управлении 225 1. Делегирование в организации. 226 2. Полномочия и ответственность. 227 3. Препятствия к эффективному делегированию. 228 Рефераты 229 1. Проблема баланса полномочий и ответственности 230 2. Формирование должностной инструкции при решении вопросов делегирования 231 Основная литература 232 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 233 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 234 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 235 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 236 Дополнительная литература 237 1. Безручко П. Как повысить результативность команды? / Менеджмент сегодня, №2, 2002 238 Семинар 15. Типы организаций. 239 Занятие 1. 240 1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механистический тип организации и органистический тип организации. 241 2. Организация: построение структуры. Понятие организационной структуры. 242 3. Формы организации системы управления. Линейная структура. 243 4. Функциональная структура. 244 5. Матричная структура. 245 6. Дивизиональная структура. 246 Рефераты 247 1. Процессы централизации и децентрализации и построении структуры 248 2. Выбор структуры управления как организационная задача 249 Основная литература 250 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 251 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 252 3. Основы менеджмента. Пер. с англ. // Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 253 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 254 Дополнительная литература 255 1. Орлов А. Методы управления предпринимательской организацией / Менеджмент сегодня, №2, 2004 256 2. Зиновьев И., Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием / Менеджмент сегодня, №4,2003 257 Занятие 2. 258 1. Пять структур Генри Минцберга. 259 2. Бюрократическая структура Макса Вебера. 260 3. Адаптивные структуры. 261 4. Проблемно-целевая и проблемно-групповая структуры. 262 5. Процессы централизации и децентрализации при построении структуры. 263 Основная литература 264 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 265 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 266 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 267 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 268 Семинар 16. Коммуникационные процессы. 269 1. Сущность и содержание процессов коммуникации. 270 2. Взаимодействие организации и среды. Коммуникация внутри организации. 271 3. Коммуникационный процесс. Интеграция организации. 272 4. Элементы и этапы процесса коммуникаций. 273 5. Межличностные и организационные коммуникации. 274 6. Информационные технологии в коммуникациях. 275 Рефераты 276 1. Коммуникация и информационные технологии 277 2. Оценка эффективности коммуникаций 278 Основная литература 279 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 280 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 281 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 282 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 283 Дополнительная литература 284 1. Каминский Д. О влиянии информационных и коммуникационных технологий на бизнес и систему управления (часть 3) / Менеджмент сегодня. №1, 2003 285 2. Вернигоров Г.Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок / Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2003 286 Семинар 17. Контроль в системе предприятия. 287 1. Необходимость и сущность контроля в организации. 288 2. Основные виды контроля. Система обратной связи. Процесс контроля. 289 3. Этапы проведения контроля. 290 4. Понятие стандарта. Влияние контроля на поведение человека в организации. 291 5. Контроль и требование эффективности. 292 6. Современный контроль с использованием информационных технологий. 293 Рефераты 294 1. Современный контроль с использованием информационных технологий 295 2. Системы контроля качества 296 Основная литература 297 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 298 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 299 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 300 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 301 Дополнительная литература 302 1. Медведко К.В. система управленческого учета и анализа: западная и российская практика; перспективы трансформации зарубежного опыта / Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2002 303 2. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация поведения / Менеджмент в России и за рубежом, №4, 2002 304 Семинар 18. Человек в организации. 305 1. Формальные и неформальные группы. 306 2. Характеристики неформальных групп. Необходимость управления неформальными группами. 307 3. Общая характеристика группы. Индивид и группа. 308 4. Формы повышения эффективности управления. 309 Рефераты 310 1. Взаимодействие групп в организации 311 Основная литература 312 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 313 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 314 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 315 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 316 Дополнительная литература 317 1. Безручко П. Как повысить результативность команды? / Менеджмент сегодня, №2, 2004 318 Семинар 19. Лидерство. 319 1. Понятие лидерства. Руководство. Власть. Формы влияния и власти. 320 2. Харизма. Власть о партнерство. Ограничения и преимущества лидерства. 321 3. Концепции ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта, модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда, модель лидерства "путь-цель" Хауза и Митчеллаа, модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона, ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго, сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. 322 4. Имидж менеджера. 323 5. Ситуационный подход в лидерстве. 324 6. Адаптивное руководство. 325 Рефераты 326 1. Харизма и эффективный лидер 327 2. Исторические примеры эффективного лидера 328 Основная литература 329 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 330 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 331 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 332 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 333 Дополнительная литература 334 1. Либман А.М. Власть и организационное развитие / Менеджмент в России и за рубежом, №5, 2003 335 2. Абрукин Я. Дирижер дирижеров / Менеджмент сегодня, №3, 2004 336 3. Гутникова Т. Руководители и управление знанием. Роль руководителей в создании атмосферы доверия / Менеджмент сегодня, №2, 2003 337 Семинар 20. Конфликты в организации. 338 1. Понятие конфликты. 339 2. Источники возникновения конфликтов. 340 3. Классификация конфликтов. 341 4. Необходимость организации конфликтов. 342 5. Управления изменениями. 343 Рефераты 344 1. Конфликт как эффективный метод управления 345 2. Конфликты и развитие организации 346 Основная литература 347 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 348 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 349 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 350 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 351 Дополнительная литература 352 1. Петрова Н. Как любить врага в бизнесе?/ Конструктивный и деструктивный конфликты / Управление компанией, №12, 2003 353 2. Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности / Менеджмент в России и за рубежом, №4, 2003 354 Семинар 21. Управление подсистемами. 355 1. Трудовые ресурсы. Этапы управления трудовыми ресурсами. 356 2. Формирование трудовых ресурсов. Развитие трудовых ресурсов. 357 3. Оценка эффективности труда. 358 4. Агропромышленный комплекс: проблемы управления. 359 Рефераты 360 1. Критерии эффективности управления персоналом 361 2. Эффективность и методы отбора инвестиционных проектов 362 Основная литература 363 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 364 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 365 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 366 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 367 Дополнительная литература 368 1. Морозов М.А. Повышение эффективности управления персоналом/ Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2003 369 2. Шпак Н. Факторы управления знаниями / Менеджмент сегодня, №1, 2004 370 Семинар 22. Операционная система. 371 1. Функционирование операционных систем. 372 2. Оперативное управление. 373 3. Управление запасами и оборудованием. 374 4. Управление проектом. 375 5. Управление качеством. 376 Основная литература 377 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 378 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 379 3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 380 Семинар 23. Понятие инновационного процесса. 381 1. Этапы инновации. 382 2. Структура управления нововведениями. 383 3. Инвестиционный проект. 384 4. Эффективность и методы отбора инвестиционных проектов 385 Основная литература 386 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 387 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 388 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 389 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 390 Семинар 24. Эффективное управление. 391 1. Факторы эффективности. 392 2. Критерии эффективности. 393 3. Показатели эффективности. 394 4. Методы повышения эффективности. 395 Основная литература 396 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, 2006 397 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002 398 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 399 4. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 400 Семинар 25. Организационная культура. 401 Занятие 1. 402 1. Понятие и структура организационной культуры. Содержание организационной культуры. 403 2. Развитие организационной культуры. 404 3. Влияние культуры на организационную эффективность. 405 4. Подходы к измерению влияния культуры: модель Сате, модель Парсонса, модель Квина-Рорбаха. 406 Занятие 2. 407 1. Соответствие культуры принятой стратегии. 408 2. Управление организационной культурой. 409 3. Национальное в организационной культуре: системный подход, модель Хофстида, модель Лэйн и Дистефано, модель Оучи. 410 Основная литература 411 1. Основы менеджмента. Учебное пособие./Под ред. Солдатовой И.Ю., Чернышева М.А. М, Наука Пресс, 2006 412 2. Виханский О.С., Наумов А.И. //Менеджмент. Москва. Высшая школа, 2002. 413 3. Хедоури Ф., Дело, Москва, 2000 414 4. Современный менеджмент: теория и практика // Большаков А. С., Михайлов В.И. 2-е издание, С.Петербург, 2002 415 5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента., М. Издательско-консалтинговое предприятие "Дека", 2004 416 6. Менеджмент // Герчикова И.Н., Москва, 2000
3 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе Практическое занятие "Профессиограмма менеджера". Цель: приобретение навыков разработки и применения профессиограммы менеджера. Большое значение для практики управления имеет обеспечение соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека конкретной должности, которую он занимает или предполагает занять. Это требует четкого представления уровня знаний, перечня навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела. В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции1. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности. Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера. Профессиограмма - это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, которые вызывают определенные затруднения в ее освоении. При этом указываются затруднения, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека (недостаточная острота зрения, медленная реакция и т. д.) и с организацией производства. Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации. Ниже в качестве примера приведена Профессиограмма менеджера - начальника отдела сбыта промышленного предприятия. Задание. Используя приведенную в качестве примера профессиограмму менеджера, разработайте профессиограммы на должности начальника отдела маркетинга промышленного предприятия и коммерческого директора предприятия розничной торговли. Прокомментируйте их. Профессиограмма менеджера - начальника отдела сбыта промышленного предприятия. Общая характеристика труда, содержание и основные операции (действия), условия и характер труда. Выполняет функции, характерные черты для руководителей функциональных подразделении. Координирует действия отдельных под-разделений для достижения поставленных целей сбыта, выполняет роль представителя предприятия во взаимоотношениях с деловыми партнерами-покупателями продукции предприятия, принимает управленческие решения, осуществляет эффективное управление персоналом отдела. Выполняя функции начальника отдела сбыта, менеджер организует сбытовую деятельность предприятия, координирует сбор и анализ информации по рынку сбыта, планирование и прогнозирование сбытовой деятельности предприятия, торговое обслуживание и контакты с клиентами - покупателями предприятия. Рабочий день не регламентирован. Работа связана с командировками и общением со значительным количеством людей, при котором решаются организационно-экономические и управленческие проблемы сбыта продукции. Критерии тяжести - в настоящее время находятся в стадии разработки. Логическая сложность - достаточно высокая логическая сложность операций по сбыту продукции предприятия. Требования профессии к качеству подготовки - знания, умения и навыки принципов работы государственных и коммерческих организаций, основ маркетинга, гражданского права, организации кадровой работы, социологии и психологии, информационных технологий, документационного обеспечения управления, одного или нескольких иностранных языков для ведения переговоров с зарубежными партнерами-покупателями продукции предприятия, создавать необходимые ценностные ориентации, разрешать конкретные сбытовые ситуации, быстро принимать решения, четко излагать мысли, ставить задачи подчиненным, организовать и вести деловые встречи-переговоры, реализовать мероприятия по развитию сбытовой деятельности предприятия. Требования профессии к личностным качествам - интересы и склонности, профессионально важные качества, склонность к умственному труду, работе с людьми, к оправданному риску, способность к логическому мышлению, хорошая память, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, контактность, коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, пунктуальность, стрессовая устойчивость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.027 с.) |