Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Общая характеристика менеджмента.

Поиск

Лекция 8. Стратегия фирмы.

Типы стратегии бизнеса. Область выработки стратегии. Эталонные стратегии развития. Выработка стратегии фирмы. Матрица Томпсона и Стрикланда. Выполнение, стадии и область проведения стратегических изменений. Проблемы проведения стратегических изменений.

Рис.3 Альтернативы стратегии

После того как проведены анализ внешних угроз и возможностей и сопоставление их с внутренними сильными и слабыми факторами организация выбирает стратегию своего развития.

В общем виде организация выбирает из четырех возможных альтернатив с последующей детализацией выбранного варианта.

Стратегии ограниченного роста придерживаются организации зрелых отраслей промышленности с устойчивой технологией и ресурсами.

При этой стратегии цель устанавливается от достигнутого. Организация выбирает эту альтернативу как наименее рискованную. Если стратегия выбрана обоснованно и внешние опасности учтены, организация в перспективе остается прибыльной.

Стратегию роста, т.е. развития, выбирают организации в динамично развивающихся отраслях с современными технологиями производства, ее придерживаются и те предприятия, которые могут увеличивать и разнообразить номенклатуру продукции.

При этой стратегии организация ежегодно наращивает свои цели. Это рискованная альтернатива развития, так как в статичном производстве отсутствие роста приведет к отсутствию прибыли, а в неустойчивых предприятиях может наступить банкротство.

Рост может быть внутренним и внешним.

Внутренний рост обеспечивается увеличением выпуска продукции или расширением ассортимента.

Внешний рост может быть связан с присоединением к организации других производств, не связанных с данной отраслью промышленности.

Для некоторых организаций сокращение это здравый путь рационализации и переориентации развития. Уровень целей устанавливается ниже достигнутого в предшествующем периоде.

Рассмотрев общие альтернативы развития, организация с учетом своей специфики обращается к конкретной стратегии, которая обеспечит долгосрочную эффективность.

Выбор общей стратегии развития организации - сложная аналитическая работа. Она начинается с разработки большого числа вариантов, позволяющих достичь стратегических целей. Экономическая оценка выбранных вариантов с позиции внутренних целей позволит выделить один (или несколько близких), который максимально соответствует этим целям.

Главная цель предприятия связана с внешней средой и на следующем этапе анализа альтернативы развития оцениваются по степени пригодности для достижения главной цели. Для этого во внешней среде выделяются хозяйственные зоны, на которые организация имеет или хочет иметь выход.

Такие зоны оцениваются с точки зрения перспективного спроса на продукцию, цен реализации, нормы прибыли; решается вопрос, как организация сможет конкурировать с другими предприятиями, претендующими на эту зону. Анализ сопряжен с решением многих сложных задач: хозяйственные зоны характеризуются многими нестабильными параметрами, которые дают большое число комбинаций; необходимо учитывать жизненный цикл спроса товара и если он окажется на стадии насыщения или замедленного спроса, организация должна учесть недолговечность этого рынка.

Если результаты анализа благоприятны для организации, она определяет номенклатуру продукции, с которой выйдет на рынок в конкретных зонах.

С целью выполнения стратегического плана разрабатывается комплекс программ, детализирующих стратегию и позволяющих контролировать ее выполнение.

Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает известный вывод теории управления - сложная система требует сложного управляющего механизма.

Стратегический план, разработанный по долгосрочным и среднесрочным целям и задачам, дополняется тактическим планом, процедурами и правилами.

Тактический план - это план текущей деятельности, ориентированный на освоенные рынки и прибыльность организации.

Характерные черты тактического плана:

- он служит основным инструментом реализации стратегичес-кого плана;

- тактические результаты проявляются сравнительно быстро и используются для осуществления стратегии;

- тактический план разрабатывают руководители среднего звена.

В условиях перехода к рыночной экономике меняются приоритеты основных разделов: главными становятся маркетинговый, финансовый и план производства и сбыта продукции. В зависимости от уровня развития рыночных отношений, сложившихся условий внешней среды и принятой стратегии развития организации меняется значимость разделов плана. На первое место может выходить план сбыта, производственный или фи-нансовый план.

В развитие тактического плана разрабатываются процедуры и правила.

Процедуры определяют:

- последовательность действий при выполнении основных производственных процессов по хозяйственным подразделениям;

- объемы услуг вспомогательных служб и сроки их выполнения;

- конкретных исполнителей;

- контрольные точки, по которым можно судить об отходе от принятого варианта в основном производстве. Контрольными точками в плане нефтедобывающего предприятия можно признать суточный отбор нефти из пласта, суточный объем закачки рабочего агента в пласт, темп падения дебита и др.

Правила точно описывают, что должно быть сделано в специфических единичных ситуациях. Это в том числе стандарты и ограничения, которые должны быть учтены по процессам, производственные ситуации в условиях отклонения от принятых режимных параметров, предварительные признаки и др.

Одновременно с процедурами и правилами разрабатывается система мотивации по выполнению этапов текущего плана.

Среди многих управленческих инструментов, способствующих реализации стратегического плана, наиболее применяемых два:

- управление по целям;

- составление бюджета.

Разработка бюджетов позволяет обеспечить согласованность между планами разных уровней и распределением ресурсов.

Преимущество бюджетов заключается в том, что они не только отвечают на вопрос - сколько и каких ресурсов требуется, но и показывают источники их пополнения. Существенной чертой бюджета является количественная оценка ресурсов и целей. Чаще всего бюджеты разрабатываются и оцениваются в стоимостных измерителях, но иногда применяются временные, трудовые и натуральные показатели. Разработка бюджета начинается с расчета предварительных смет на плановый период, которые тщательно изучаются руководством и корректируются. На этой стадии осуществляется распределение ресурсов и определяются источники финансирования. На завершающем этапе разрабатывается итоговый бюджет и на основе указаний руководства организации происходит детальный постатейный учет ресурсов и источников их получения. Так как стратегический план должен адаптироваться к внешней среде, которая склонна к изменениям, бюджеты периодически корректируются.

Управление по целям заключается в том, что каждому руководителю от высшего до низшего уровня устанавливаются четкие цели.

Они вырабатываются сверху вниз и цели каждого руководителя должны обеспечивать достижение целей непосредственного начальника.

Для выполнения целей намечается план действий. Он устанавливает: кто, когда, где и в каком объеме выполнит конкретную работу для достижения целей.

 

Лекция 15. Лидерство.

Понятие лидерства. Руководство. Власть. Формы влияния и власти. Харизма. Власть о партнерство. Ограничения и преимущества лидерства. Концепции ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта, модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда, модель лидерства "путь-цель" Хауза и Митчеллаа, модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона, ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго, сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Имидж менеджера. Ситуационный подход в лидерстве. Адаптивное руководство.

Для эффективного функционирования коллектива необходимо наличие руководителя, умеющего направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач. Основные механизмы этого процесса - руководство, власть и личное влияние. Под влиянием понимается процесс, при котором одна из сторон изменяет поведение других сторон. Методы влияния могут быть различны.

Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другого, в организации весьма разнообразны: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Способность руководителя оказывать влияние на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя.

Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. Многим кажется, что обладание властью - это прерогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной степени зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

1) власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя;

2) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

3) тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть должна осуществляться, а не использоваться. Если подчиненный работает по правилам, то у руководителя нет необходимости применять имеющуюся у него власть.

Таким образом, влияние и власть определяются способностями руководителя и зависят от способностей исполнителя, а также от ситуации, в которой осуществляется управление. Исходя из этого можно утверждать, что подчиненные тоже обладают властью по отношению к руководителю в таких вопросах, как: получение необходимой информации для принятия решения; выполнение заданий к определенному сроку; формирование неформальных контактов в организации; взаимовлияние членов социальной группы.

Руководитель должен знать, что возможны ситуации, при которых действия менеджера могут вызвать противодействие исполнителя в виде демонстрации ими своей власти, что, безусловно, приведет к снижению эффективности труда. Поэтому менеджеру целесообразно поддерживать баланс власти в организации.

Власть может приобретать разнообразные формы, но все они основаны на вере исполнителя, что от влияющего зависит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей. В связи с этим можно выделить 5 основных форм: власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность его наказать, лишить чего-либо, создать неприятности.

Этот вид власти не является достаточно эффективным, так как ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных. Организации, где данный вид власти используется очень часто, возможно не смогут долго существовать в условиях частного предпринимательства.

Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий оценит его действия и удовлетворит его потребность или вознаградит его. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть. Сила этой власти может быть ослаблены невыполнением обещаний руководителем или поощрением подчиненных не заслуживших его. Недостатком власти, основанной на вознаграждении, является ее ограниченное воздействие, определяемое оценкой ценности вознаграждения подчиненными. Поскольку все личности и их потребности имеют уникальный характер, постольку то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не казаться таковым другому.

Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые удовлетворят его потребности. Сегодня, когда производственная и хозяйственная жизнь чрезвычайно усложнилась, такая власть приобретает все большее распространение, так как активизирует использование руководителем своего образования, опыта, таланта, усилий и навыков. Однако экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Иногда при решении конкретных проблем становится очевидным, что кто-то из членов группы обладает большим объемом знаний, поэтому для решения таких проблем управление может перейти к этому сотруднику. Таким образом, данная формула власти позволяет временно изменять баланс власти в сторону ее увеличения у подчиненного.

Эталонная (референтная) власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает особо привлекательными качествами, и стремится быть таким же. Такое влияние явления целиком личное, поэтому его называют харизмой. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними.

Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг - подчиняться им. Эта форма власти предоставляется руководителю в рамках его официальной должности в организации и является самым распространенным инструментов влияния.Эта власть является основой бесперебойного функционирования организации и формирует готовность подчиненных по традиции признавать авторитет - законную власть руководителя. При этом сотрудники получают чувства принадлежности к социальной группе.

Любая должность в организации наделяет выполняющего определенные обязательства сотрудника конкретными формами власти. Например, он имеет право принимать решение о выборе поставщика, условиях сбыта продукции, найме персонала, пересмотре систем стимулирования труда. Недостатком этой формы власти может быть использование традиций в качестве аргумента сопротивления переменам, а также статичность в быстроменяющихся условиях.

В последнее время выделяют еще две формы власти в организации: информационная власть. Она базируется на возможности доступа к информации или контроля над ней. Эта форма власти основана на том, что координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью позволяет человеку или группе людей влиять на других. Особое значение это приобретает при всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Так, помощники и секретари, как правило, обладают значительным количеством информации, они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение.

Ресурсная власть, основана на доступе к ресурсам организации или на праве распоряжаться ими. В организации поток распределения ресурсов обычно имеет направленность сверху вниз и подвержен определенной ограниченности. Иерархичность построения организации дает возможность высшим руководителям контролировать ограниченные ресурсы. При этом некоторые руководители, для того чтобы получить возможность влиять на людей, сознательно создают дефицит ресурсов. Недостатком ресурсной власти является ограниченность количеством ресурсов и ее слабость при их отсутствии.

Кроме базовых форм власти выделяют и другие виды влияния руководителей. Так О.С.Виханский и А.И.Наумов характеризуют власть связей, власть принятия решений, а также рассматривают в качестве источников влияния потребность во власти и наличие права на власть. Кроме того, в теории менеджмента рассматривают такие формы власти, как влияние через убеждение и влияние посредством участия.

Влияние через убеждение осуществляется на основе эффективной передачи точки зрения влияющего непосредственно исполнителю. Убеждение влияет, таким образом, что потенциальный исполнитель сознательно делает то, что предлагает руководитель, соглашаясь с его аргументами одновременно удовлетворяя собственную потребность.

При использовании власти убеждения руководитель должен иметь авторитет и высокую степень доверия со стороны исполнителя. Недостатком этой формы власти является медленное воздействие и неопределенность. Кроме того, убеждение - это одноразовый процесс, при котором постоянно приходится начинать сначала с каждой новой задачей.

Задание.

Используя приведенную в качестве примера профессиограмму менеджера, разработайте профессиограммы на должности начальника отдела маркетинга промышленного предприятия и коммерческого директора предприятия розничной торговли. Прокомментируйте их. Профессиограмма менеджера - начальника отдела сбыта промышленного предприятия.

Общая характеристика труда, содержание и основные операции (действия), условия и характер труда.

Выполняет функции, характерные черты для руководителей функциональных подразделении. Координирует действия отдельных под-разделений для достижения поставленных целей сбыта, выполняет роль представителя предприятия во взаимоотношениях с деловыми партнерами-покупателями продукции предприятия, принимает управленческие решения, осуществляет эффективное управление персоналом отдела. Выполняя функции начальника отдела сбыта, менеджер организует сбытовую деятельность предприятия, координирует сбор и анализ информации по рынку сбыта, планирование и прогнозирование сбытовой деятельности предприятия, торговое обслуживание и контакты с клиентами - покупателями предприятия. Рабочий день не регламентирован. Работа связана с командировками и общением со значительным количеством людей, при котором решаются организационно-экономические и управленческие проблемы сбыта продукции.

Критерии тяжести - в настоящее время находятся в стадии разработки.

Логическая сложность - достаточно высокая логическая сложность операций по сбыту продукции предприятия. Требования профессии к качеству подготовки - знания, умения и навыки принципов работы государственных и коммерческих организаций, основ маркетинга, гражданского права, организации кадровой работы, социологии и психологии, информационных технологий, документационного обеспечения управления, одного или нескольких иностранных языков для ведения переговоров с зарубежными партнерами-покупателями продукции предприятия, создавать необходимые ценностные ориентации, разрешать конкретные сбытовые ситуации, быстро принимать решения, четко излагать мысли, ставить задачи подчиненным, организовать и вести деловые встречи-переговоры, реализовать мероприятия по развитию сбытовой деятельности предприятия.

Требования профессии к личностным качествам - интересы и склонности, профессионально важные качества, склонность к умственному труду, работе с людьми, к оправданному риску, способность к логическому мышлению, хорошая память, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, контактность, коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, пунктуальность, стрессовая устойчивость.

 

Лекция 1. Общая характеристика менеджмента.

Практика управления в древности. Становление и развитие теории и практики менеджмента, отечественные и зарубежные ученые. Школа научного управления. Административная или классическая школа. Неоклассическая школа человеческих отношений. Школа количественного подхода. Особенности российского менеджмента. Сущность и содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Менеджер и его функции. Виды, содержание и функции менеджмента. Менеджмент как профессиональная сфера деятельности. Типы менеджеров по горизонтали и по вертикали. Мастерство менеджеров. Роли менеджеров. Методы управленческой деятельности и принципы их реализации. Факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике.

Управление - целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Управление заключается в том, чтобы:

- предвидеть (изучать и устанавливать программу действий);

- организовывать (строить двойной организм предприятия: материальный и социальный);

- распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);

- согласовывать (связывать и объединять действия и усилия);

- контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообраз-но установленным и отданным распоряжениям).

Управлять - вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Управление - согласует совместную деятельность людей, оно разнообразно по формам, целям, субъектно-личностным признакам, механизму, организации, результатам, условиям и пр. Все это позволяет рассматривать его в ракурсе типологического множества вариантов. Это может быть государственное и негосударственное управление, идеологическое, административное, хозяйственное, корпоративное, мотивационное, культурологическое, технологическое и хозяйственное и др.

Государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты - правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти. Это может быть негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, например, движением в защиту мира или окружающей среды. Идеологическое управление, состоящее во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками.

Техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами - подачей электроэнергии, движением поездов и самолетов, обработкой деталей на станках. Хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений, действующих в рамках рыночных отношений, в целях получения прибыли.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Обычно он имеет пространственные границы и определенное бытие во времени, иначе теряет конкретность и само управление им становится невозможным и бессмысленным.

Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть отдельный человек или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком. Именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к субъекту, так и к объекту управления, реализуются управленческие отношения.

Например, в качестве субъекта управления в акционерном обществе можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а в качестве объекта - производственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятельности будут выступать руководители различных рангов и исполнители. Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она - "сырая", а поэтому не может применяться на практике; однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управленческий труд относится к категории труда умственного. Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Понятно, что управление автомобильным заводом и бригадой грузчиков - это далеко не одно и то же; в первом случае необходимы глубокие знания, опыт, эрудиция, широкие внешние контакты, аналитический ум; во втором - лишь умение руководить.

Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. В этом смысле управление инновациями намного сложнее управления текущей деятельностью, где все в основном идет по накатанной колее, решаются традиционные, повторяющиеся из года в год проблемы.

В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Как сравнить труд капитана пассажирского корабля, отвечающего за жизнь и безопасность сотен, а то и тысяч людей, с работой бригадира носильщиков, которому нужно обеспечить лишь своевременный выход своих подчиненных к прибывающему поезду.

Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного. Рассмотрим их более подробно.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера - управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и специфики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руково-дителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах. Во-первых, распоряжения, связанные с доведением в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей и их инструктированием. Во-вторых, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание. В-третьих, организация обмена информацией, происходящего в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение про-изводственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как:

- документационная (оформление, размножение, сортировка и хранение различного рода документов);

- первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);

- коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму необходимых для принятия решений расчетов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.011 с.)