Лекция 19. Понятие инновационного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 19. Понятие инновационного процесса.



Этапы инновации. Структура управления нововведениями. Инвестиционный проект. Эффективность и методы отбора инвестиционных проектов.

Инновационный менеджмент - это такое управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции, модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и её внедрением; рассмотрение проектов создания новых продуктов; проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях); обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Цели процесса инновации можно свести к следующим: нахождение нового технического решения задачи - создание изобретения; проведение НИОКР; налаживание серийного производства продукции; параллельная подготовка и организация сбыта; внедрение нового товара на рынок; закрепление на новых рынках путём постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

Основные этапы процесса инновации: систематизация поступающих идей; отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта; анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программ маркетинга; создание нового продукта; тестирование на рынке; внедрение нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту.

Под инновацией подразумевается объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего открытия. Основные задачи, решающиеся в рамках менеджмента продуктовых инноваций: исследование рынка для новых продуктов (потребности, ёмкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара к потребителям); прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта; определение способов продажи нового продукта; исследование конъюнктуры рынка ресурсов; нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования; проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного или рискового продукта; осуществление комплексного анализа затрат, цены, объёмов производства и продаж нового продукта; оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта; анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования; выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения размещения на рынке и поддержания необходимого объёма продаж нового продукта.

Огромное значение для повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование принципов менеджмента:

- создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

- нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;

- определение приоритетных направлений инновационной деятельности исходя из целей и задач фирмы;

- сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса "исследование - производство - сбыт";

- максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работы не по "эстафетному" принципу, а на основе параллельного решения инновационных задач.

Основные подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Инновационный потенциал организации оценивается на основе детального анализа. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации из-за большой трудоёмкости проводится редко, в основном на стадии обоснования инновационного проекта. Схема оценки потенциала такова:

- описание проблемы развития предприятия; постановка задачи, входящей в программу решения проблемы; описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя и внешняя среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность); оценка ресурсного потенциала относительно поставленной инновационной задачи; оценка организационного потенциала; оценка способности достичь заданные результаты деятельности; интегральная оценка потенциала организации, её готовности решить поставленную задачу, формулировка общих выводов по анализу; определение основных направлений проекта подготовки предприятия для достижения требуемого потенциала, составление задания на разработку проекта.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния фирмы по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров. Условия качественного проведения анализа:

- должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта; необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию диагностического параметра определить состояние всей системы либо её части; информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, т.к. при ограничении количества параметров возрастает риск потерь из-за неточного диагноза состояния системы.

Диагностическими параметрами могут быть входные и выходные (относительно системы) показатели эффективности использования ресурсов; локальные (указывающие на один дефект системы), комплексные (указывающие на ряд дефектов); зависимые (когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров) и независимые (достаточно одного параметра).

Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами, которые делятся на ресурсные (характеризуют износ, остаточную мощность, запас ресурса и организационных средств) и функциональные (характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, организационного потенциала и управляющему воздействию). Схема диагностического анализа такова

- ведение каталога управляющих воздействий на организацию, а также каталога ситуаций и состояния внешней среды;

- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления организации;

- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы организации;

- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

- оценка структурных параметров;

- оценка состояния частных параметров организации и определение интегральной оценки её потенциала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.007 с.)