Принципы уголовно-исполнительного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы уголовно-исполнительного права.



Принципы уголовно-исполнительного права – это основные положения, руководящие идеи, отражающие содержание, сущность и социальное назначение уголовно-исполнительного права как отрасли права, а также выступающие основой для построения его институтов и норм. Большинство авторов полагает, что все принципы уголовно-исполнительного праваносят легальный характер. Они закреплены в действующем уголовно-исполнительном кодексе. Перечисленные в указанной статье принципы делятся на три группы.

1) Общеправовые или же Конституционные принципы. К ним относятся: Принцип законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Можно сказать, что отчасти эти принципы совпадают с принципами уголовного права. Есть принцип равенства граждан перед законом.

2) Межотраслевые принципы. Принцип дифференциации исполнения наказаний, принцип индивидуализации исполнения наказаний

3) Отраслевые принципы. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения.

Помимо названных принципов, некоторые авторы выделяют еще дополнительные или доктринальные принципы, в частности, принцип справедливости.

Есть еще принцип неотвратимости наказания. Это доктринальный принцип. Большинство авторов ограничиваются вышеперечисленными принципами.

1) Принцип законности. Он выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам. Подзаконные акты по этому вопросу принимать можно, но они должны соответствовать уголовно-исполнительному кодексу. Принцип законности может проявляться в строгом соблюдении и неукоснительном исполнении требований законодательства субъектами уголовно-исполнительных правоотношений. Законность также проявляется в возможности контроля, надзора за соблюдением законодательства сфере исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами, исполняющими наказание. Принцип законности проявляется гарантиях соблюдения законности. В уголовно-исполнительном кодексе указаны и другие параметры исполнения законности. Закреплен еще ряд положений. А именно, закрепляется право на правовую защиту при исполнении наказаний. Указывается, что права и свободы граждан РФ гарантируются, но с изъятиями, которые предусмотрены в уголовно-исполнительном кодексе. В частности, законность проявляется в требовании, что нужно соблюдать только законные требования. Меры принуждения к осужденным могут применяться не иначе как на основании закона. Таких положений и дополнительных гарантий довольно много. Эти примеры наиболее яркие.

2) Принцип гуманизма. В чем проявляется гуманизм в контексте уголовно-исполнительного права? Во первых, в установлении самой цели исправления осужденных. Получается, что общество не отказывается от осужденного как от члена общества. Следующее проявление принципа – это справедливое отношение к заключенным, уважение их чести и достоинства, запрет применения нравственных и физических страданий. В принципе, вот эти положения, они закреплены в целом ряде норм уголовно-исполнительного кодекса. Осужденные не должны подвергаться взысканию, унижающее честь и здоровье гражданина, не допускаются эксперименты над осужденными. Средства исправления осужденных носит преимущественно воспитательно-педагогический характер. Установление гуманных, соответствующим международным стандартов условий отбывания гуманных наказаний. Некоторые права осужденных в принципе, являются новеллой для уголовного законодательства. Сейчас есть право на телефонные переговоры, сейчас пенсионное обеспечение для заключенных осуществляется. Гуманизм проявляется в установлении льготных условий содержания для отдельных категорий лиц. В отношении отдельных категорий государство проявляет повышенную заботу. Это женщины. Есть категории беременных женщин, женщин, имеющих детей младше трех лет, несовершеннолетних, инвалидах первой и второй группы. Применение прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. То есть, изменение условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного. Установление системы поощрений для осужденных. Это указано в статье 57. У нас существуют дополнительные меры. В принципе, проявление принципа гуманизма в таких институтах как амнистия и помилование. Эти институты применяются не так часто. Еще можно записать спорный признак проявления гуманизма. Определенная жестокость (карательный характер наказаний) в отношении отдельных осужденных является гуманным актом по отношению к обществу. Не все авторы на этот аспект указывают, но в паре учебников такое есть.

3) Принцип демократизма. Законы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в идеале выражают волю народа. Но это некое идеальное проявление принципа демократизма. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации, но законодательно этой сфере предоставлено достаточно много правомочий как субъектам РФ, так и органам местного самоуправления. Здесь можно про субъекты ничего не говорить. В части 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса – с органами местного самоуправления нужно согласовывать места проведения исправительных работ. Руководство деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовного наказания строится на основе демократического централизма. То есть, в управлении сочетаются единоначалие с широкими полномочиями администрации учреждений и органами непосредственно исполняющими наказание. В чем еще может выражаться принцип демократизма? В широком участии общественности в исправлении осужденных. В частности, можно вспомнить, что одним из основных средств исправлений является общественность. Общественные организации оказывают содействие органам, исполняющим наказание, возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Еще одно проявление принципа демократизма – то, что осужденный признается субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, четко определяется его правосубъектность. Прежде всего, здесь имеются в виду права и обязанности осужденных. Осужденный признается не только объектом, но и субъектом исправительного воздействия. В учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний осужденных могут создаваться коллективы заключенных. Принцип равенства заключенных перед законом. Запрет дискриминации осужденных по принципу происхождения, социального положения, полы, расы, языка, национальности и т.д. И следующее проявление является некоторого рода контрагентом. Запрет на предоставление каких-либо привилегий. Следующее проявление – это создание равных условий для реализации осужденными основных прав, свобод и законных интересов. И последнее проявление данного принципа – это равное правовое положение и единые условия содержания для лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.

4) Принцип дифференциации исполнения наказаний. Обязательные работы, содержание в дисциплинарной воинской части, чаще всего говорят о лишении свободы на определенный срок. Этот принцип отражает применительно к лишению свободы необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: По гражданству. У нас есть специализированные колонии для лиц без гражданства и иностранцев. Самый простой признак – по полу. В колониях женщины и мужчины содержатся отдельно. Возраст. У нас есть 62 воспитательные колонии. Есть еще по профессиональной принадлежности. Есть специализированные колонии для работников правоохранительных органов. По тяжести преступления. По рецидиву. Колонии особого режима. Дифференциация исполнения наказания производится главным образом администрацией учреждения, исполняющего наказание на различных этапах его исполнения. Она базируется на уголовно-исполнительной классификации осужденных. По уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденных делят на недавно поступивших в исправительные учреждения, не имеющих взысканий за нарушения, положительно характеризующиеся, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На практике эта характеристика применяется с некоторыми изменениями. Например есть вставшие на путь исправления, не вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправления и злостные нарушители порядка. В результате дифференциации исполнения наказания различным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает в исправительных колониях трехступенчатую систему условий отбывания наказаний. Обычные, облегченные и строгие. А в воспитательных колониях четырехступенчатую или четырехзвенную. Все то же самое плюс льготные условия. В принципе, распределение осужденных – это тоже дифференциации. Нужно отличать этот принцип от принципа индивидуализации.

5) Принцип индивидуализации. Выражается в требовании индивидуального подхода к каждому осужденному и выбору необходимых именно данному осужденному мер воздействия. Индивидуализация также как и дифференциация учреждается администрацией. Она базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного, его поведения, отношение к средствам исправления. Простой пример. Если осужденный положительно характеризуется, но у него нет высшего образования, то он может получить его в упрощенном порядке. Основными способами индивидуализации и результатом его будет индивидуальное применение средств исправления. Например, среди средств есть общее образование, его можно применить не ко всем, общественно полезный труд тоже применяется не ко всем. Индивидуальное применение мер поощрения и взыскания.

6) Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных в соответствии с частью второй статьи девятой Уголовно-исполнительного кодекса относятся: Установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Это можно назвать проще – режим. Понятию режим в статье 82 дается более широкое определение, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Выбор средств исправления зависит от следующих факторов. Во первых, вида наказания, от характера степени общественной опасности преступления, от личности осужденного и наконец, от его поведения. Стимулирование правопослушного поведения представляет собой применение правовых стимулов, изменяющих условия отбывания наказания.

7) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Что такое исправление мы уже писали. Это часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса. Указанные средства исправления делятся на карательные (режим) и воспитательно-педагогические и все остальные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.005 с.)