Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слуховой и соматосенсорный анализаторыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия. Проанализировать механизмы функционирования слухового и соматосенсорного анализаторов. Примерные вопросы по теме. 1. Слуховой анализатор. Строение и функции наружного и среднего уха. 2. Строение внутреннего уха. Механизм передачи звуковых колебаний по каналам улитки. 3. Электрические явления в улитке. 4. Механизм восприятия частоты и силы звука. 5. Звуковые ощущения: тональность звука, слуховая чувствительность, громкость звука. Адаптация. Бинауральный слух. 6. Вестибулярный анализатор, его строение и функции. Рецепция положения и движения тела. Статические и статокинестетические рефлексы. 7. Соматосенсорный анализатор. Рецепторы кожи и их классификация. Адаптация экстерорецепторов. 8. Тактильная рецепция и пороги пространства. Терморецепторы и / их роль в терморегуляции. 9. Болевая рецепция и болевые рефлексы, их значение. 10. Мышечная и суставная рецепция. 11. Переработка соматосенсорной информации. 12. Обонятельный анализатор. 13. Вкусовой анализатор. 14. Висцеральный анализатор. Классификация интерорецепторов и их роль в поддержании гомеостаза. Самостоятельная работа студентов. 1. Эстезиометрия. 2. Опыт Аристотеля. 3. Закон Вебера - Фехнера в кинестетическом анализаторе. 4. Определение чувствительности кинестетического анализатора (закрыв глаза, испытуемый сравнивает массу стаканов с песком и располагает их в порядке возрастания массы). 5. Определение точности работы кинестетического анализатора (на чистом листе бумаги проводят линию длиной 4 см. Закрыв глаза, проводят 10 таких же полос, 10 по 8 и 10 по 16 см. Измеряют их и находят среднюю для каждого вариационного ряда). 6. Вращательная проба (испытуемого сажают на специальный стул, который вращают со скоростью 1 оборот за 2 сек. Вращение прекращают и наблюдают за нистагмом глаз и головы). 7. Определение остроты слуха. 8. Исследование костной проводимости методом Швальбаха (ножку звучащего камертона С - 128 приставляют к сосцевидному отростку поочередно с обеих сторон. Разность слышимости отмечают в секундах. При поражении звукопроводящего аппарата длительность восприятия через кость удлиняется, а при поражении звуковоспринимающего аппарата -укорачивается). 9. Определение латеризации методом Вебера (ножку звучащего камертона С — 128 Устанавливают на срединную линию черепа в области темени. При нормальном слухе звучание камертона в обоих ушах одинаково. Затем закрывают одно ухо пальцем, т.е. искусственно воспроизводят поражение звукопроводящего аппарата. При этом звук воспринимается закрытым ухом, что объясняется уменьшением потери звуковой энергии через звукопроводящий аппарат. Поэтому, при его одностороннем поражении, звук воспринимается больным ухом при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата - здоровым).
10. Сравнение продолжительности воздушной и костной проводимости опытом Рине (камертон устанавливают на сосцевидный отросток и определяют время его слышимости. Затем его переносят к наружнему слуховому проходу. В норме, а также при поражении звуковоспринимающего аппарата звук воспринимается через воздух дольше, чем через кость (положительный опыт Рине). При поражении звукопроводящего аппарата, наоборот, камертон через кость слышен дольше, чем через воздух (отрицательный опыт Рине). Занятие 27 ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Цель занятия. Рассмотреть современные представления о механизмах образования условных рефлексов, коркового торможения, взаимодействия и торможения. Примерные вопросы по теме 1. Высшая и низшая нервная деятельность (И. М. Сеченова, И. П. Павлов). Условные и безусловные рефлексы. Их сходство и различие. 2. Классификация безусловных рефлексов, их компоненты. Сигналы условных рефлексов. 3. Принципы условно - рефлекторной деятельности коры больших полушарий. Методика и условия образования условных рефлексов. 4. Механизм образования условных рефлексов. (И. П. Павлов, Гасто, Иошии). Схема дуги условного рефлекса. 5. Биологическая сущность условных рефлексов. Теория конвергентного замыкания временных связей по П. К. Анохину. Условные рефлексы 2 -го и 3- го порядка. 6. Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти. Физическая и биохимическая теория памяти. 7. Торможение в коре больших полушарий. Его значение и виды. Характеристика внешнего (безусловного) торможения. 8. Условное торможение в коре больших полушарий, его механизмы и виды. 9. Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий.
Динамический стереотип. Условное - рефлекторное переключение. 10. Взаимодействие возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Иррадиация, концентрация и индукция корковых процессов. 11. Типы высшей нервной деятельности человека и животных. Типологические особенности ВНД человека по И. П. Павлову. 12. Первая и вторая сигнальная системы действительности. Развитие сигнальных систем у ребенка. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы. 13. Роль второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления. Значение различных зон коры мозга в ее деятельности. 14. Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности. 15. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Схема деятельности функциональных систем организма. 16. Сон и его виды. Физиологические изменения во время сна. ЭЭГ - картина сна. Роль ретикулярной формации в механизме засыпания, сна и пробуждения. 17. Концепция механизма сна П. К. Анохина. Взаимодействие ВРАС, коры и ВРТС. Функциональное значение сна: энергетическая и информационная теория. 18. «Медленный «и «парадоксальный» сон. Принципы сновидений. Нормы сна. Гипноз. 19. Взаимодействия между сознанием и подсознанием. 20. Эмоции, их значение и классификация. Физиологический субстракт эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. 21.Элементы физиологии труда. 22. Особенности нервно- напряженного труда. Утомление и его предупреждение. Механизмы тренировки. Механизмы адаптации.
Самостоятельная работа студентов 1. Регистрация электрических явлений коры головного мозга (демонстрация). 2. Выработка условных рефлексов у человека (демонстрация). 3. Определение объема слуховой и зрительной памяти. 973 641 853 3547 2765 4096 96754 87691 85552 756324 546738 98765 65388297 9867432 1189764 26136579 43652187 123456789 54792184 537834965 456802341 2379473257 74338656921 5380234168 96583542984 98657342975 96763567894 775291643629 875943527631 567823906574 Исследователь дает испытуемому следующую инструкцию: «Я назову несколько цифр. По окончании Вы повторите их в том же порядке». Каждый ряд прочитывают один раз. Начинают с короткого ряда. Читаю т монотонно, с равными паузами между цифрами. Учитывают длину того ряда, цифры которого испытуемый повторит правильно. Однако целесообразнее определять средний объем, давая н один, а три ряда одинаковой длины. Последующие три ряда должны быть на 1/3 длиннее и т. д. Так оценивают слуховую память. Зрительную память определяют так: испытуемому показывают ряд цифр в течение 1 — 4 с, после чего он должен повторить его вслух. 4. Определение типологических свойств ВНД человека методом ассоциативного эксперимента (испытуемому предлагают 10 существенных). На каждое слово он должен назвать соответствующую ассоциацию). 5. Изучение подвижности нервных процессов у человека (за 20 с нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя их вершины и основания. Чем больше фигур, тем выше подвижность нервных процессов в коре головного мозга). Занятие 28 (семинар).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.123 (0.011 с.) |