Тема 14. Человек в системе менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Человек в системе менеджмента.



Система управленческих воздействий - сложная структура. Активно и существенно воздействуют и психологические факторы как внутри организации, так и вне ее. Так, воздействие оказывают морально-психологический климат в коллективе, настроения, традиции и обычаи, групповые нормы, авторитет и репутация руководителя и многое другое. Можно сказать, что любая причина, так или иначе влияющая на жизнь и деятельность персонала, любой фактор могут и должны использоваться как средство воздействия на внутренние и внешние дела персонала организации.

Согласно исследованиям психологов, примерно 80% деятельности руководителя сводится к управлению людьми, к процессу психологического воздействия управляющего на управляемых.

В западной социальной психологии процесс выделения управляющих объясняется естественно биологическим неравенством, которое проявляется в различии способностей, волевых качеств и ценностных ориентаций. Совокупность данных различий приводит к тому, что в рамках группы всегда выделяются лидеры. Немецкий философ - иррационалист Ф. Ницше пытался в своих сочинениях обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - сверхчеловека, отбрасывающего обыденную мещанскую мораль, утверждавшего новые ценности и свою волю к власти. Ницше Ф. считал, что основой жизнедеятельности всего живого является воля к жизни, которая проявляется как воля к власти. Но лидерами и субъектами власти становятся не те, кто физиологически сильнее, а те, кто способны к концентрации и целенаправленному использованию своей природной энергетики, то есть воли к жизни. Сильные образуют элиту, слабые образуют массу. Функции элиты – управление и созидание новых ценностей. Роль массы заключается в исполнении того, что предначертано элитой. Широко известна и популярна типология лидеров, предложенная немецким социологом М. Вебером. Он подразделяет лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности. Традиционные лидеры – вожди племен, монархи, жрецы и др. Их авторитет опирается на силу религиозных, моральных, политических и других традиций, и на непререкаемые социальные нормы. Харизматические лидеры признаются подданными в качестве субъектов власти в силу наличия у них особых качеств, например, воля, сила духа, слово, ораторский дар и др. Легально - бюрократические лидеры, избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы.

Психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями. Лидерство порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения

Совместная деятельность участников нуждается в координации, и поэтому члены группы объективно заинтересованы в поиске и выдвижении такого лидера, который с максимальной эффективностью обеспечил бы координацию их взаимодействия для достижения некоего общезначимого результата. Поэтому личность, которая ориентирована на достижение целостности и стабильности и создания условий для развития группы, которая достигла высокого качества и профессиональной управленческой деятельности, и способна согласовать индивидуальные интересы участников в рамках единого общего интереса, становится лидером не только в силу своих психологических качеств, но и в силу социально-психологических потребностей группы.

Управление трудовым коллективом (организацией) немыслимо без мотивации его членов. Чтобы придать организации динамичное развитие, люди должны желать этого. Деловые отношения не строятся только на основе симпатии и антипатии, хотя и не исключают этого. Люди работают за деньги. И деньги при их правильном распределении являются сильным мотивом. Но, как организационный ресурс количество денег, которыми располагает руководитель, ограничено. Соответственно ограничены и возможности использования их мотивирующего потенциала, однако, как показывает организационная психология, каждый руководитель обладает и такими неограниченными ресурсами для мотивации сотрудников, как похвала, своевременная обратная связь о результатах деятельности, признание в другом уникальной и неповторимой личности и т.п.

Как показывает практика, любая форма трудового поведения человека зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются психологическими свойствами человека, т. е. его мотивами. Внешние факторы – внешние условия и обстоятельства, называемые стимулами.

Формирование внешних условий, т. е. системы стимулов будет определять и систему внутренних мотивов членов трудового коллектива предприятия.

И наоборот, оказывая влияние на формирование внутренней мотивации сотрудников, руководитель будет изменять и систему внешней мотивации, т. е. восприятие ими конкретной ситуации, а следовательно и отношение к труду, инновациям и изменениям в организации.

Любая организация является социальной системой, состоящей из формальных и неформальных групп, каждая из которых представляет собой общность людей, оказывающих влияние на других членов группы и подвергающихся влиянию других, поэтому вопросы взаимовлияния личности и группы в организации на сегодняшний день достаточно актуальны и значимы.

Достаточно важная проблема управленческой деятельности - взаимоотношения между группами в организации, которые могут складываться по-разному – от непосредственного взаимодействия до конфликтов и даже вражды. При этом следует учитывать, что функционирование межгрупповых явлений имеет два направления.

Первое направление связано с изучением явлений отрицательных, деструктивных, социально нежелательных. Ученые называют их межгрупповыми явлениями дифференцирующего характера. К ним относятся любые формы группоцентризма, враждебность, предвзятость, дискриминация, конфликтность, ингрупповой фаворитизм.

Второе направление связано с изучением межгрупповых явлений интегративного характера: «групповая открытость», «межгрупповая референтность».

Следует отметить, что интегративные и дифференциальные процессы в межгрупповом взаимодействии существуют одновременно и в нормальных условиях уравновешивают друг друга. Но необходимо подчеркнуть, что объективные условия непосредственно влияют на внутригрупповые структуры и процессы (сплоченность, статусно-позиционную и ценностно-нормативную структуру группы, процессы лидерства и принятия решения, композицию, тип и характер развития группы), а они в свою очередь определяют тип и характер межгрупповых отношений, что оказывает влияние на функционирование организации в целом.

В современной постоянно изменяющейся обстановке единственным стабильным конкурентным преимуществом любой организации является персонал. Это вызывает необходимость нового видения управленческих отношений, основой которых должна стать организационная психология управления, ориентированная на раскрытие человеческих ресурсов. Исследование социально-психологических основ управления, формирование знаний и навыков в области человеческого менеджмента, как показывает практика, оказывает большое влияние на повышение эффективности управления организацией.

Однако, несмотря, на то, что менеджмент как наука существует уже более 100 лет, лишь только в последние 50 лет в управлении стали уделять большее внимание человеческому фактору, изучать такие понятия как лидерство, власть, неформальные организации, учитывать элементы организационного поведения людей, и соответственно, аспекты управленческого процесса с ними связанные.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.022 с.)