Тема 11. Эффективность и качество управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Эффективность и качество управления.



«Эффективное» означает действенное, результативное, производительное и происходит от слова «эффект», то есть действие. Эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат, и в этом смысле эффект можно рассматривать как абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат.

Актуальность проблемы «эффективность менеджмента» объясняется многими факторами:

· рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной деятельности;

· рост числа административно-управленческих работников;

· возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.

Экономический эффект - это показатель, характеризующий абсолютный результат деятельности предприятия, он измеряется в денежных или натуральных единицах. Экономическая эффективность - это относительная показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Показатели эффективности чаще всего строятся в виде коэффициента (в числителе - величина эффекта, в знаменателе - ресурсов или затрат, необходимых или потраченных на его получение). Наиболее распространенными показателями эффективности предприятия как раз и являются различные виды рентабельности.

Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Результативность – способность добиваться определённого результата.

Ключевой проблемой эффективности менеджмента является эффективность производства. Социально-экономическая природа менеджмента обуславливает правомерность трактовки эффективности управления как эффективности общественного производства. Отсюда единая сущность производства и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определённым социально-экономическим условиям.

При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель – результат – эффективность, то есть оценка осуществляется с позиции результата. Другая составляющая оценки эффективности – с позиций самого процесса. Иными словами оценка осуществляется на основе средств достижения результатов по линии: ресурсы (затраты) – результат – эффективность. Таким образом, между эффективностью производства и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая связь. Эффективность производства служит критерием эффективности менеджмента, а повышение эффективности менеджмента – один из решающих факторов и резервов повышения эффективности производства. Следовательно более эффективный менеджмент обеспечивает и более эффективный уровень производства.

Эффективность менеджмента это категория теории управления, взаимосвязанная со всеми другими её категориями. Отношения эффективности пронизывают все стороны менеджмента.

Для измерения эффективности менеджмента используется совокупность критериев и показателей. Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно связаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обуславливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует выбранный критерий.

В зависимости от объекта оценки можно рассматривать полную и локальную эффективность менеджмента. В первом случае определяют эффективность системы управления в целом, во втором эффективность управления её отдельных элементов – подразделений, эффективность использования отдельных ресурсов.

В зависимости от целевого назначения эффективность менеджмента может быть плановой, характеризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной, определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления.

Эффективность менеджмента можно рассматривать за один определённый временной период и она носит название статической. Однако достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывают её динамический аспект.

 

Факторы, влияющие на эффективность управления.

К числу этих объективных факторов следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно-исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией.

Управление структурными факторами для субъекта означает прежде всего управление делами, а активизирующими - людьми.

Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени.

Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные - область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В индивидуально-ситуативном стиле большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя, что существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно. К постоянным факторам влияния относятся окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация; к временным - опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе.

 

Базовые модели организаций

Первая модель, известная под названием механистической, или модели рациональной бюрократии. Её теоретической базой являются положения школы научного управления. Ф. Тейлор рассматривал эффективность совместного труда в организации с позиции времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое – обязательные условия, которые в соответствии с этой теорией формируют высокопроизводительную организацию. М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является рациональная бюрократия.

Вторая модель построена на определении организации как коллектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда. Модель организации строится на том, что важнейшим фактором производительности на предприятии является человек, как социальный деятель. Поэтому элементы модели это: внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. Другими словами моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. Предпочтение отдаётся демократическому стилю управления, обеспечивающего полное раскрытие способностей работающего за счёт их вовлечённости не только в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленческих решений.

В третьей модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Её основу составляет общая теория систем. Главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями, организации рассматриваются как составные части рынка, предопределяющего их структуру и систему управления. Ключевые факторы их успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой они получают все виды ресурсов) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги). Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием непрерывно принимаемых руководством решений, реально определяет уровень системной эффективности.

Четвёртая модель представляет предприятие как общественный институт, стремящийся к балансу интересов связанных с ним различных групп как внутри, так и вне его границ. Взаимосвязь интересов предопределяется тем, что организации для коллективного производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворяются продукцией других предприятий. Таким образом, цели предприятий трактуются не только в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получение прибыли, но и с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп. Основу этой модели составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Каждая организация является центром пересечения интересов «соучастников», а её менеджмент направляет усилия на координацию интересов и достижение баланса между ними.

Задачи менеджеров по эффективному функционированию организаций

По первой модели для достижения целей организации необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент организации ориентируется в первую очередь на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства, оценка его эффективности производится по экономическому показателю, определяемому как соотношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.

В условиях второй модели главные задачи заключаются в организации и управлении персоналом, что в конечном итоге должно приводить к достижению целей предприятия. При этом организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими и координирует процессы, необходимые для выполнения задач. Управление персоналом включает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятие решений и успешной реализации намеченных планов. Такой подход требует разработки специальных методов, позволяющих производить оценку качества труда, здоровья организации в широком смысле и выявлять внутренние процессы, которые требуют принятия мер с целью повышения производительности труда.

В третьей модели главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление, так как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по собственному усмотрению, не может быть объектом точного прогнозирования и планирования. Эта модель утверждает единство многоплановости и сложности внешней среды, тогда как прежние методики стремились к редукции сложностей. В открытых системах большое значение придаётся стратегическому менеджменту. В процессе стратегического планирования менеджеры устанавливают ограниченное число областей бизнеса, в которых организация может выйти победителей в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется общая цель предприятия и принимаются решения, касающиеся групп потребителей, видов товаров и услуг, а так же рынков в соответствии с предполагаемыми изменениями. В центре внимания находятся факторы, увеличивающие способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и ситуаций в окружающей среде и на рынках. Всё это снижает вероятность точность решений и приводит к снижению надёжности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыльности. Оценка стратегии производится путём сравнения результатов работы со стратегическими целями.

Четвёртая модель организации предъявляет наиболее сложные требования к системе управления, так как построена на учёте самых разнообразных и разнонаправленных интересов и необходимости соизмерять выгоду от их удовлетворения с соответствующими ресурсными затратами. Такой подход означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизацией, при которой достижение какой-либо цели организации лимитируется требованием выполнять и другие цели на приемлемом уровне. Определённый баланс следует поддерживать между такими разными по значению целями, как объём продаж, прибыль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды и т.д. Общественное значение предприятия усиливает роль и воздействие на его работу социальных норм и ценностей, культурных и моральных установок как внутри системы, так и в отношениях с внешней средой. В связи с этим главными функциями менеджмента становится: достижение высокой производительности и эффективности путём укрепления духа сотрудничества и вовлечённости работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп заинтересованных в делах организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятия в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.009 с.)