Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
За детьми с дистрофией, диатезами, частоСодержание книги Поиск на нашем сайте
БОЛЕЮЩИМИ".
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика 2-ой группы здоровья, роль биологических, социальных и генеалогических факторов в формировании детей 2-ой группы здоровья. Факторы риска, классификация, алгоритм диагностики гипотрофии, паратрофии, диатезов. Профилактика, лечение, диспансеризация, вакцинация детей с гипотрофией, диатезами, часто болеющих. Часто болеющие дети, их возрастная и нозологическая структура.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Прогнозирование и предупреждение реализации факторов риска у детей является одним из путей снижения заболеваемости и повышения эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Этому способствуют знания направленности повреждающих факторов и время их реализации. Дистрофия и диатезы являются благодатной почвой, на которой формируется контингент часто болеющих детей, поэтому знание патогенетических механизмов, предупреждения развития этих заболеваний будут способствовать повышению уровня лечебно-профилактической работы этого контингента детей.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ. 1. Влияние факторов риска на формирование здоровья ребенка. 2. Характеристику 2-ой группы здоровья в возрастном аспекте. 3. Группы риска по возникновению патологии у детей. 4. Объем лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению реализации факторов риска. 5. Эффективность проводимых мероприятий по предупреждению реализации факторов риска. 6. Алгоритм "направленного" осмотра детей со 2-ой группой здоровья. 7. Классификацию и основные клинические проявления эксудативно-катарального диатеза. 8. Изменения в гормональном и иммунологическом статусе, характерные для эксудативно-катарального диатеза (ЭКД). 9. Лечение ЭКД в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 10. Особенности вакцинации детей с ЭКД. 11. Особенности становления иммунитета при лимфатико-гипопластическом диатезе (ЛГД). 12. Участие тимуса в формировании иммунитета в возрастном аспекте. 13. Клинические проявления ЛГД. 14. Особенности формирования поствакцинального иммунитета у детей с ЛГД. 15. Факторы риска по формированию нервно-артритического диатеза (НАД). 16. Клинические проявления НАД. 17. Факторы риска по развитию дистрофии у детей. 18. Классификацию дистрофии. 19. Клинико-диагностические аспекты дистрофии. 20. Особенность течения заболеваний на фоне дистрофии, диатезов. 21. Принципы лечения детей с дистрофией в зависимости от степени тяжести. 22. Вакцинация детей с дистрофией. 23. Эффективность диспансеризации детей с дистрофией. 24. Характеристику часто болеющих детей. 25. Клинические типы часто болеющих детей (ЧБД). 26. Патогенетические механизмы развивающиеся в организме ЧБД. 27. Исходы и осложнения ЧБД. 28. Диспансеризацию и эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Целенаправленно собрать анамнез. 2. Оценить степень риска и его направленность. 3. Составить план лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания. 4. Оценить группу здоровья. 5. Уметь переоценить факторы риска с соответствующей оценкой диагноза и группы здоровья. 6. Составить план диспансерного наблюдения и определить эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий. 7. Уметь составить план вакцинации детей со 2-ой группой здоровья.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ. На основании полученных знаний студент должен уметь построить прогноз исхода беременности, определить повреждающие факторы, способные влиять на здоровья ребенка, определить группу здоровья и составить план лечебно-профилактических мероприятий для ребенка с диатезом, дистрофией, часто болеющих, оценить эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 1. Оценка показателей физического развития. 2. Особенности питания здорового ребенка на современном этапе. 3. Противопоказания к вакцинации. 4. Типы аллергических реакций. 5. Клиническая характеристика диатезов. 6. Факторы риска по развитию диатезов у детей. 7. Особенности питания детей с диатезами, дистрофией.
ЛИТЕРАТУРА ПО БАЗИСНЫМ ЗНАНИЯМ. 1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. "Пропедевтика детских болезней", М., 1985. 2. Черток Т.Я. "Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста", М., 1987 г. 3. Диагностика, прогноз и метаболическая коррекция осложнений плода, новорожденного и ребенка 1-го года жизни. М., 1987 г. 4. Шабалов Н.П. "Детские болезни", М., 1985 г. 5. Потемкина А.М. "Диагностика и лечение аллергических заболеваний у детей", Казань, 1990г. 6. Пестрикова Т.Ю., Чижова Г.В. "Ведение беременности и родов высокого риска", руководство для врачей, М., 1994.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. ОСНОВНАЯ: 1. Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми 1-го года жизни, отнесенных ко 2-ой группе здоровья. Мет. указания, М., 1987г. 2. Организация диспансерного наблюдения за детьми с острой и хронической патологией. М., 1982 г. 3. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Метод. рекомендации, Иваново, 1991г. 4. Диспансеризация детей из группы риска в условиях поликлиники, Иваново, 1988. 5. Диспансеризация детей, проживающих в сельской местности. М, 1988. 6. Часто болеющий дети. Метод. реком., Горький, 1984 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика острых вирусных респираторных заболеваний у детей. Метод. указания. Л., 1977г. 2. Организация профилактической работы в условиях поликлиники. Мет. реком., Л., 1988. 3. Постол Г.С. Закаливание детей раннего возраста. 4. Организация работы участковой медсестры на педиатрическом участке. Мет. указания, М., 1984.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. По базисным знаниям. 1. Типы аллергических реакций. 2. Классификация острых респираторных вирусных инфекций. 3. Диспансеризация здоровых детей. 4. Особенности питания ребенка первых лет жизни. 5. Классификация дистрофии. 6. Оценка показателей физического развития. 7. Характеристика ЭКД, ЛГД, НАД.
По теме занятия. 1. Характеристика групп здоровья. 2. Факторы, участвующие в формировании 2А и 2Б групп здоровья. 3. Целесообразность и значимость выделения 2-ой группы здоровья. 4. Переоценка факторов риска, влияющих на группы здоровья. 5. Алгоритм направленности осмотра ребенка с гипотрофией, паратрофией. 6. Направленность заболеваемости ребенка с гипотрофией, паратрофией. 7. Задача участкового педиатра по профилактике гипотрофии, паратрофии. 8. Лечение детей с гипотрофией, паратрофией на педиатрическом участке. 9. Диспансеризация детей с дистрофией. 10. Факторы риска по развитию ЭКД, ЛГД, НАД. 11. Профилактическая работа участкового педиатра по предупреждению диатеза. 12. Лечение детей с диатезами на педиатрическом участке. 13. Диспансеризация детей с диатезами. 14. Возрастная характеристика часто болеющих детей. 15. Экзогенные и эндогенные факторы, способствующие формированию группы часто болеющих детей. 16. Патогенетические механизмы, возникающие в иммунной системе у часто болеющих детей. 17. Наиболее частые осложнения, возникающие у часто болеющих детей. 18. Диспансеризация ЧБД. 19. Вакцинация ЧБД.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Целеноправленный сбор анамнеза детей: часто болеющих, с дистрофией, с диатезами. 2. При сборе анамнеза обратить внимание не перенесенные заболеваний матери во время беременности, аллергологический анамнез семьи, определить факторы и направленности их риска на плод и новорожденного. Определит характер питания ребенка. Уточнить характер заболевания, их длительность и эффективность от получаемой терапии. 3. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка. 4. Обратить внимание на возраст проявления аллергического диатеза, начало частых заболеваний у ребенка и динамику показателей физического развития. 5. Установить предварительный диагноз. Составить план лабораторно-инструментального исследования. 6. У часто болеющих детей обратить внимание на иммунограмму, у детей с диатезами – на показатели гемоглобина, цветового показателя, кол-во эритроцитов и эозинофилов в формуле крови. Сделать цитология носового секрета. 7. Поставить клинический диагноз в соответствие с предложенной классификацией (см. стр. 37, 43, 44). 8. При постановки диагноза у часто болеющего ребенка помнить, что часто болеющие это не диагноз, поэтому должна быть определена причина, способствующая снижению резистентности организма. Детям с дистрофией определить дисгармоничность физического развития, степень компенсаторных механизмов ЖКТ. При диатезе особую значимость приобретает выявление аллергического компонента. 9. Назначить патогенетическую терапию, обратив внимание на организацию рационального питания, режима дня, закаливания. 10. Назначить план диспансерного наблюдения. Определить тактику вакцинации.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 1. Тестовые задания по указанной теме: исходный уровень знаний (входной контроль) – 15 вопросов, заключительный (выходной контроль) – 30 вопросов. 2. Таблица "Классификация эндогенных и экзогенных факторов по формированию ЧБД". 3. Таблица " Клинические типы ЧБД". 4. Таблица "Классификация ЭКД". 5. Таблица "Метаболическая коррекция осложнений плода, новорожденного, ребенка первого года жизни". 6. Ситуационные задачи –10. 7. Перечень лекарственных препаратов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЙ смотрите занятие № 1.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Дополните фразу. Ко 2-ой группе здоровья относятся дети с отклонениями в анамнезе_________,___________,____________. 2. Ребенку с эксудативно –катаральным диатезом плановая вакцинация: 1. противопоказана 2. спустя 1 мес. после обострения 3. в стадии минимальных кожных проявлений 4. спустя 3 мес. от обострения 3. При гипотрофии 1 степени дефицит веса составляет: 1. 20 - 30 % 2. 11 – 20 % 3. 5 – 10 % 4. более 30 % 4. На соответствие. Диатез: Основной маркер: а) аллергический 1. избыточный синтез гистамина б) ЭКД 2. гиперпродукция Ig Е 3. недостаточный синтез гистаминазы 4. недостаточность Ig G2, блокирующих реагины 5. На соответствие. Семейный анамнез: Диатез: 1. подагра, гипертоническая болезнь а) аллергический 2. Ожирение, аутоиммунные заболев. б) лимфатико-гипопластический 3. Нейродермит, экзема в) нервно-артритический 6. На соответствие. Диатез: Трансформация: 1. аллергический а) синдром внезапной смерти 2. ЛГД б) мочекаменная болезнь 3. НАД в) атопическая бронхиальная астма 7.Фактором риска постнатальной гипотрофии не является: 1. неадаптированное искусственное вскармливание 2. инфекционные заболевания 3. недостаточный уход за ребенком 4. грудное вскармливание 5. синдром мальабсорбции 8. Белки в период оптимального питания при постнатальной гипотрофии рассчитываются на массу тела ребенка: 1. фактическую 2. долженствующую 3. приблизительно долженствующую 9. При отсутствии морфо-функциональных отклонений, хронической патологии часто болеющий ребенок переводится в __ группу здоровья. 10. Повозрастные критерии для определения часто болеющего ребенка. Возраст: Частота острых заболеваний за год 1. до 1 года а) 4 и более 2. 1 – 3 года б) 5 и более 3. 3 – 4 года в) 6 и более
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. ЗАДАЧА № 1. Ребенок 3 года. Жалобы на частые заболевания верхних дыхательных путей, которые значительно участились со времени посещения ребенка ДДУ (с 2-х лет). За прошедший период перенес: 2 ОРЗ, острый отит, острый бронхит, герпетическую ангину. Прививки по возрасту. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледно-розовые. Видимые слизисты ротоглотки розовые, чистые, небные миндалины гипертрофированы до 2-ой степени. Периферические лимфоузлы увеличены до 0,5 –0,7 см. Подкожно-жировой слой толщиной 1,5 см. Вес 15 кг, рост 92 см. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, пульс 108 в минуту. Печень + 1,5 см ниже реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул, мочеиспускания в норме. Проведено обследование: общий анализ крови: Нв 106 г/л, Э 3,5 х 1012/л, ЦП 0,85, Л 7,6 х 10 9/л, с/я 28 %, э 4 %, л 58 %, м 8 %, б/ф 2 %, СОЭ 18 мм/ч, общий анализ мочи – без особенностей. Вопросы: 1. Оцените физическое развитие. 2. Установите диагноз. 3. Определите группу здоровья. 4. Составьте план диспансерного наблюдения.
ЗАДАЧА № 2. Ребенок 2 года. Вес 14 кг, рост 85 см, окр. головы 50 см, окр. груди 52 см. За прошедший период перенес 3 раза ОРЗ, острый отит, краснуху, острый бронхит. В общем анализе крови: Нв 104 г/л, Э 3,8 х 1012/л, ЦП 0,87, Л 8,2 х 10 9/л, с/я 28 %, э 5 %, л 62 %, м 5 %, СОЭ 18 мм/ч, общий анализ мочи – уд. вес 1018, белка, сахара нет, в осадке – эпителий единичный, Л 1-2 в п/зр. Вопросы: 1. Определите показатели физического развития. 2. Установите диагноз. Группу здоровья. 3. Составьте план лечение и диспансерного наблюдения.
ЗАДАЧА № 3. Ребенок 3 года, посещает детский сад с 2-х лет. За прошедший период перенес 3 раза ОРЗ, герпетическую ангину, страдает аллергическим ринитом, перенес стенозирующий ларинготрахеит. Мать ребенка страдает поллинозом. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледно-розовые. Видимые слизисты ротоглотки розовые, чистые, небные миндалины гипертрофированы до 2-ой степени. Периферические лимфоузлы увеличены до 0,5 –0,7 см. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, пульс 120 в минуту. Печень + 1,5 – 2 см ниже реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул, мочеиспускания в норме. Ребенок привит по возрасту. В общем анализе крови: Нв 120 г/л, Э 3,8 х 1012/л, ЦП 0,87, Л 8,2 х 10 9/л, с/я 28 %, э 6 %, л 62 %, м 4 %, СОЭ 14 мм/ч, общий анализ мочи в норме. Реакция Манту отрицательная. Вопросы: 1. Поставьте диагноз. 2. Определите тип часто болеющего ребенка. 3. Составьте план диспансерного наблюдения.
ЗАДАЧА № 4. Коля Г., 2 года. Жалобы на кашель. Болен с 4-х мес. возраста, когда впервые перенес пневмонию, на 2-ом году жизни 2 раза перенес обструктивный бронхит, Физическое развитие: рост 84 см, вес 10 кг, окр. груди 50 см. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 120 в минуту. Тоны сердца несколько приглушены. ЧД 30 в минуту. Дыхание жесткое, прослушиваются единичные сухие хрипы. Перкуторно – легочный звук. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень + 2,0 см. Селезенка не увеличена. Стул и мочеиспускания в норме. Общий анализ крови: Нв 114 г/л, Э 3,6 х 1012/л, ЦП 0,85, Л 8,6 х 10 9/л, п/я 2 %, с/я 32 %, э 4 %, л 56 %, м 6 %, СОЭ 16 мм/ч, общий анализ мочи – без особенностей. Рентгенпленочный тест – положительный при разведении 1: 40. Рентгенография органов грудной клетки – легочный рисунок усилен в прикорневой зоне, тень сердца несколько расширена в обе стороны. Вопросы: 1. Поставьте предварительный диагноз. 2. Выберите симптомы, характерные для муковисцидоза. 3. Составьте план дополнительного исследования для подтверждения диагноза муковисцидоза. 4. Оцените показатели физического развития. 5. Определите тактику вакцинации данного ребенка.
ЗАДАЧА № 5. Даша Н., 11 месяцев. Жалобы на периодическое появление на коже туловища, ягодицах, гиперемии, шелушения, в складках кожи мокнутие. Ребенок от 1 беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3600, длина 52 см, окр. головы 34 см, окр. груди 32 см. Перенесенные заболевания: 2 раза ОРВИ, ринофарингит. У матери выявлен контактный дерматит на стиральный порошок. Физическое развитие: вес 10 кг, длина тела 72 см, окр. груди 48 см. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. На коже туловища, ягодицах сухое шелушение. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 120 в минуту. Тоны сердца громкие, ритмичные. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Печень + 1 см. Селезенка не пальпируется. Стул и мочеиспускания в норме. Ребенок находится на естественном вскармливании, получает 3 прикорма. Общий анализ крови: Нв 124 г/л, Э 4,0 х 1012/л, ЦП 0,9, Л 8,2 х 10 9/л, п/я 1 %, с/я 36 %, э 4 %, л 57 %, м 2 %, СОЭ 12 мм/ч, общий анализ мочи – без особенностей. Вопросы: 1. Оцените показатели физического развития. 2. Выявите факторы риска по аллергии. 3. Составьте план ведения данного ребенка. 4. Установите диагноз. 5. Вероятный прогноз данного состояния.
ЗАДАЧА № 6. Возраст ребенка 3 года. На первом году перенес операцию по поводу перевязки открытого артериального протока. На 2-ом году перенес 2 раза ОРЗ, пневмонию, острый бронхит. При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа бледная. Периферическим лимфатический лимфоузлы не увеличены. Пульс 120 в минуту, ритмичный. Тоны сердца громкие, ритмичные. Частота дыхания 24 в минуту. Дыхание везикулярное. Печень пальпируется на 1,5 см ниже края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул и мочеиспускание в норме. Общий анализ крови: Нв 118 г/л, Э 3,6 х 1012/л, ЦП 0,85, Л 8,2 х 10 9/л, п/я 1 %, с/я 36 %, э 4 %, л 57 %, м 2 %, СОЭ 12 мм/ч, На обзорной рентгенограмме грудной клетки – усиление легочного рисунка в прикорневой зоне, тень сердца несколько расширена в обе стороны. ЭКГ в норме. Вопросы: 1. Поставьте диагноз. 2. Укажите вероятную причину склонности ребенка к частым простудным заболеваниям. 3. Составьте план лечения.
ПРИЛОЖЕНИЕ ШКАЛА БАЛЬНЫХ ОЦЕНОК НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИНЫ, ПЛОДА И НОВОРОЖДЕННОГО, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РИСКА (М.И. Куршин, 1988).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 0 степень перинатального риска - до 15 баллов, 1 степень перинатального риска - 16 – 25 баллов, 2 степень перинатального риска - 26 – 35 баллов, 3 степень перинатального риска - свыше 35 баллов.
ПРИМЕР. Олег И., 10 дней. Первичный врачебно-сестринский патронаж. Ребенок от 2 беременности (1-ая закончилась мед. абортом), протекавшей с ОРВИ в 26 недель (лечение симптоматическое), угрозой прерывания беременности на сроке 32 недели. Матери 24 года, страдает хроническим тонзиллитом. Роды на 36 недели беременности, стремительные. Оценка по шкале Апгар 6-9 баллов, проводились реанимационные мероприятия. Состояние в первые 2-е суток тяжелое, за счет неврологической симптоматики (синдром угнетения). К груди приложен на 3-е сутки. Факторы риска у данного ребенка: - 1 мед.аборт - 2 балла, - острые инфекции при беременности (ОРВИ в 26 недель) – 2 балла, - угроза прерывания беременности на 32 недели – 3 балла, - преждевременные роды на сроке 36 недель – 3 балла, - стремительные роды – 3 балла, - оценка по Апгар 6 баллов на 1-й минуте – 10 баллов, - тяжесть синдрома нарушения мозгового кровообращения – 4 балла, - хронический тонзиллит у матери (см. инфекция в анамнезе) – 1 балла. Считаем сумму баллов факторов риска, она равна 28 баллам, что соответствует 2-ой степени перинатального риска. Для определения направленности риска пользуемся следующей таблицей.
ПОИСКОВАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ (Смотри справочное пособие для педиатров под ред. проф. В.А. Доскина, проф. М.Н. Рахмановой, М. ЦИУВ, 1993г. "Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей").
|