Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учетом факторов риска. Диспансеризация детей сСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АНЕМИЕЙ, РАХИТОМ". СОДЕРЖАНИЕ. Единство системы мать –плацента-плод. Периоды внутриутробного развития плода. Факторы риска и построение прогноза здоровья плода, новорожденного, ребенка первых лет жизни. Клинико-лабораторная диагностика железодефицитной анемии, рахита. Задачи участкового педиатра по предупреждению и лечению анемии, рахита.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Одни из резервов снижения заболеваемости и детской смертности является повышение качества профилактической работы, своевременное выделение детей в группы риска и проведение им лечебно- оздоровительных мероприятий. Профилактика и лечение анемии, рахита занимают важное место в комплексе мероприятий по укреплению здоровья детей раннего возраста, дальнейшему снижению младенческой смертности и детской заболеваемости.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ. 1. Фазы внутриутробного развития плода. 2. Влияние факторов риска на формирование здоровья в возрастном аспекте. 3. Значимость факторов генеалогического, биологического и социального анамнеза для формирования здоровья ребенка на 1-е годы жизни. 4. Патогенетические механизмы, возникающие в системе мать-плацента-плод при воздействии неблагоприятных факторов. 5. Направленность риска на 1-ом году жизни детей, отнесенных ко 2-ой группе здоровья. 6. Цитохимические и метаболические изменения, возникающие у плода при воздействии неблагоприятных факторов риска. 7. Этапы эмбрионального кроветворения. 8. Особенность гемопоэза у недоношенных детей. 9. Состав периферической крови в первые годы жизни. 10. Факторы риска по развитию железодефицитной анемии. 11. Классификацию железодефицитной анемии (ЖДА). 12. Диагностический алгоритм ЖДА на поликлиническом этапе. 13. Принципы питания детей с ЖДА. 14. Лечение и профилактику ЖДА 15. Принципы питания детей с ЖДА. 16. Факторы риска по развитию рахита. 17. Классификацию рахита. 18. Клинико-лабораторную диагностику рахита. 19. Профилактику и лечение рахита. 20. Принципы питания детей с рахитом. 21. С учетом выявленных факторов риска определить возраст ребенка в котором вероятно могут проявляться признаки рахита, анемии и другие фоновые состояния.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ. 1. Оценить факторы перинатального риска с использованием таблиц М.А. Куршина (1988г). 2. Определить направленность риска по 12 группам заболеваний, в том числе по ЖДА, рахиту, у детей 1-го года жизни. 3. Составить план диспансерного наблюдения за детьми из группы риска и детьми с реализованным риском развития анемии, рахита. 4. Назначить лечение детям с ЖДА и рахитом. 5. Дать рекомендации по профилактике ЖДА и рахита у детей 1-го года жизни. 6. Оформить этапный и диспансерный эпикризы. 7. Провести экспертную оценку питания детей с ЖДА, рахитом с соответствующей коррекцией. 8. Определить тактику вакцинации детей группы риска, высокого риска по ЖДА, рахиту. 9. Определить эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий у детей с ЖДА, рахитом. 10. Выписать рецепты на лечебное питание, медикаменты.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ. На основании полученных знаний и умений студент должен определить прогноз исхода беременности, степень перинатального риска и его направленность. Составить план по предупреждению реализации факторов риска, план профилактических и лечебных мероприятий на педиатрическом участке по предупреждению развития анемии, рахита.
БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. 1. Периоды внутриутробного развития. 2. Особенности кроветворения у ребенка после рождения. 3. Регуляция гемопоэза. 4. Этиология, классификация, патогенез и клиника ЖДА. 5. Метаболизм витамина Д в организме ребенка и патогенез рахита. 6. Этиология, классификация и клиника рахита. 7. Принципы терапии детей с ЖДА, рахитом.
ЛИТЕРАТУРА ПО БАЗИСНЫМ ЗНАНИЯМ. 1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов "Пропедевтика детских болезней", М., 1985 г. 2. "Профилактика и лечение рахита у детей раннего возраста", метод. рекомендации, М., 1990. 3. В.И. Калиничева "Анемия у детей", Л., 1983.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. ОСНОВНАЯ: 1. Н.П. Шабалов "Детские болезни", М., 1985. 2. Г.Ф. Султанова "Анемия недоношенных", М., 1983. 3. Л.Г. Петрова "Железодефицитные состояния у детей, методы их лечения, профилактика в экологических условиях Хабаровского региона и освоения восточного участка БАМа", информ. письмо, Хабаровск, 1985. 4. Т.Я. Черток, Нибис Г. "Состояния здоровья и диспансеризация детей раннего возраста", М., 1987. 5. Р.П. Нарциссов и др. "Диагностика, прогноз и метаболическая коррекция осложнений плода, новорожденного и ребенка 1-го года жизни", метод. рекомендации, М., 1975.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. М. Уиллоуби "Детская гематология", М., 1981, с 20-34. 2. И.Н. Усов "Здоровый ребенок", справочник педиатра, Минск, 1994. 3. Л.М. Казакова "Профилактика дефицита железа у детей в группе риска по этой патологии", журнал "Педиатрия" № 2, 1997 г, с 88. 4. С.В. Левицкая "Гипохромная анемия у детей", метод. пособие, М.,1988. 5. Л.И. Идельсон "Железодефицитная анемия", 1978г, с 88. 6. М.А. Куршин "Шкала бальных оценок перинатального риска", Ставрополь, 1988г. 7. "Диагностика, прогноз и метаболическая коррекция осложнений плода, новорожденного и ребенка 1-го года жизни", метод. рекомендации, М., 1987г. 8. "Дифференцированное медицинское наблюдение на педиатрическом участке за детьми 1-го года жизни, отнесенных ко 2-ой группе здоровья", метод. рекомендации, М., 1987г. 9. "Диспансеризация детей из группы риска в условиях поликлиники", метод. рекомендации, Иваново, 1988г. 10. Ю.П. Лисицин "Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения", М., 1987г. 11. П.В. Новиков, Е.А. Кази-Ахметов, А.В. Сафонов "Новая (водорастворимая) форма витамина Д3 для лечения детей с витамин Д-дефицитным и наследственным витамин Д- резистентным рахитом". Журнал "Российский вестник перинатологии и педиатрии" № 6, 1997. 12. "Новый взгляд на витамины группы Д", Медицинская газета № 31 от 17.04.98. 13. "Роль активных метаболитов витамина Д в патогенезе и лечении метаболических остеопатий", под ред. проф. Е.И. Маровой, М., 1997.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ. ПО БАЗИСНЫМ ЗНАНИЯМ. 1. Периоды внутриутробного развития. 2. Критические периоды внутриутробного развития. 3. Характеристика 2-ой группы здоровья. 4. Особенности внутриутробного кроветворения. 5. Возрастные показатели крови. 6. Метаболизм витамина Д в организме.
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ. 1. Патогенетические механизмы воздействия повреждающих факторов в период внутриутробного развития плода. 2. Дородовый патронаж: цель, задачи, сроки проведения. 3. Факторы, определяющие состояние здоровья ребенка. 4. Прогнозирование исхода беременности. 5. Определение направленности риска по развитию патологии с учетом факторов риска. 6. Метаболическая коррекция плода и новорожденного для предупреждения реализации факторов риска. 7. Факторы риска по развитию дефицитной анемии у детей. 8. Клинико-лабораторная диагностика ЖДА у детей. 9. Превентивная терапия детей из группы риска по ЖДА. 10. Диспансерное наблюдение за детьми с ЖДА. 11. Факторы риска по развитию рахита у детей. 12. Клинико-лабораторная диагностика рахита. 13. Профилактика и лечение рахита на педиатрическом участке. 14. Вакцинация детей с рахитом, анемией.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Целеноправленный анализ жалоб. 2. Детальный анализ анамнеза жизни: - оценка акушерского анамнеза; анализ карт 1 и 2 дородового патронажа; выявление факторов антенатального, перинатального периодов и определение степени риска и направленности реализации факторов риска (см приложение стр. 24), - определение характера питания (естественное, смешанное, искусственное), - проведение комплексной оценки здоровья ребенка (показатели физического развития, НПР, состояние внутренних органов и систем, резистентность). - установить предварительный диагноз, - определить комплекс лабораторных исследований с обязательным назначением скрининга-теста мочи, пробы по Сулковичу, содержание кальция, фосфора, железа, ОЖСС. 3. С у четом клинических проявлений и лабораторных исследований поставить клинический диагноз в соответствии с классификацией (см приложение стр. 37). 4. Назначить лечение (см. приложение стр. 39, 40). 5. Составить план лечебно-профилактических мероприятий, определить тактику вакцинации детей с ЖДА, рахитом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 1. Тестовые задания по указанной теме: исходный уровень знаний (входной контроль) – 30 вопросов, заключительный (выходной контроль) - 30 вопросов. 2. Схема оформления дородового патронажа – 2. 3. Ситуационные задачи – 10. 4. Таблица М.А. Куршина "Шкала бальных оценок факторов перинатального риска". 5. Поисковая таблица для определения риска патологии у детей. 6. Прогностический алгоритм для определения риска развития ЖДА у детей. 7. Метаболическая коррекция осложнений плода, новорожденного и ребенка 1-го года жизни. 8. Таблица "Метаболизм и влияние витамина Д в организме". 9. Таблица "Патогенез рахита". 10. Таблица "Профилактика рахита у детей". 11. Перечень лекарственных препаратов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. 1. Проведение тестового контроля исходного уровня знаний - 20 мин. 2. Обсуждение правильности ответов с преподавателем - 10 мин. 3. Разбор темы занятия с опросом студентов по вопросам для самоподготовки. - 30 мин. 4. Перерыв - 10 мин. 5. Продолжение разбора темы. - 45 мин. 6. Перерыв - 10 мин. 7. Обсуждение тематических больных: - 90 мин. доклад студента по эпикризу, осмотр пациента, интерпритация лабораторно- инструментальных методов обследования, обсуждение конструкции диагноза, составление плана лечения и диспансерного наблюдения, экспертная оценка карты ф.112 8. Перерыв - 10 мин. 9. Освоение практических навыков работы врача-педиатра: написание рецептов, выписка больничных листов, направлений на госпитализацию, в лабораторию. 10.Контроль за освоением практических навыков. - 50 мин. 11.Заключительный тестовый контроль. - 20 мин. 12.Задание на дом. - 5 мин.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. 1. Контроль исходного уровня знаний. - 30 мин. 2. Распределение студентов по педиатрическим участкам с определением объема выполняемых видов - 15 мин. 3. Получение больного для курации в соответствие с темой и часовой нагрузкой из расчета: - 4 часа 1 пациент в час – при обслуживании детей на дому, 2 пациента в час – при обслуживании детей в поликлинике. 4. Контроль за выполнением практической работы студента, оформление документации. - 45 мин.
ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Наиболее интенсивное деление нервных клеток головного мозга приходится на срок (недели беременности): 1. 5 – 7 2. 10 – 18 3. 20 – 24 4. 28 – 37 2. У женщин с неблагоприятным течением беременности Ig G: 1. повышается 2. уменьшается 3. не изменяется 4. зависит от срока гестации 3. Лечебная доза препаратов железа у детей составляет (мг/кг в сутки): 1. 2 – 4 2. 5 – 8 3. 10 – 12 4. 15 4. Профилактическая доза витамина Д доношенному ребенку составляет: 1. 250 МЕ 2. 400 – 500 МЕ 3. 1000 МЕ 4. 2000 МЕ 5. Железодефицитная анемия по степени насыщения эритроцитов гемоглобином является: 1. гипохромная 2. нормохромная 3. гиперхромная 6. Для железодефицитной анемии характерно все, кроме: 1. снижение уровня сывороточного железа 2. снижение концентрации гемоглобина в эритроците 3. снижение коэффициента насыщения трансферрина 4. снижение общей железосвязывающей способности сыворотки крови 7. Клиническими симптомами железодефицитной анемии не являются: 1. нарастающая бледность кожи 2. трофические нарушения кожи, волос, ногтей 3. гектическая лихорадка 4. систолический шум с максимумом на верхушке 8. Для периода разгара рахита не характерно: 1. снижение уровня фосфора в крови 2. повышение уровня кальция и фосфора в моче 3. снижение уровня щелочной фосфатазы и нормальный уровень кальция в крови 4. повышение уровня щелочной фосфатазы и сниженный уровень кальция в крови 9. Для периода реконвалесценции рахита не характерно: 1. деформация костей грудной клетки 2. теменные, лобные бугры, 3. податливость краев родничка, потливость головки 4. мышечная гипотония 10. Выберите сроки назначения витамина Д с профилактической целью ребенку при недоношенности 1 степени: 1. с 1 мес. 2. с 2-х мес. 3. с 20 дня жизни 4. не назначается
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. ЗАДАЧА № 1. Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Дима О., 7 дней. Мальчик от 1 беременности, протекавшей с гайморитом у матери на сроке 16 нед., анемией 1-ой половины. Роды путем кесарева сечения, ягодичное предлежание. Оценка по шкале Апгар 3 – 8 баллов. Родился с весом 3000г, длиной тела 52 см, окружностью головы 34 см, окружностью груди 32 см. Вопросы: 1. Определите факторы риска. 2. Оцените степень перинатального риска. 3. Определите направленность риска по развитию патологии.
ЗАДАЧА № 2. Сережа А., 3 года. На приеме у педиатра предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, бледность кожи. Перенесенные заболевания за год: ОРЗ – 2 раза, острая пневмония. Физическое развитие: рост 95 см, вес 14 кг, окр. груди 50 см. Объективно: Состояние удовлетворительное. Правильного телосложения, пониженного питания. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые в ротоглотке чистые, бледные. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, на верхушке систолический шум, ЧСС 102 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 2 см ниже реберной дуги. Селезенка у края реберной дуги. По данным лабораторного обследования: общий анализ крови: Нв – 126 г/л, Э 4 х 1012/л, ЦП 0,87, Л 8,2 х 109/л, с/я 28 %, л 66 %, э 2 %, м 4 %, СОЭ 14 мм/ч. биохимия крови: сывороточное железо – 12 мкмоль/л, ОЖСС – 85 мкмоль/л, насыщение трансферрина – 15 %. Вопросы: 1. Установите диагноз. 2. Назначьте лечение, определите дозу железа и длительность его применения. 3. Составьте план диспансерного наблюдения за ребенком.
ЗАДАЧА № 3. Катя Л., 13 лет. Жалобы на повышенную утомляемость, головокружение при резком подъеме. Объективно: Состояние удовлетворительное. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые в ротоглотке чистые, бледные. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, чистые, ЧСС 90 в минуту. АД 100/70 мм рт ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не пальпируются. Половая формула: Ах2 Рв3 Ма 3 Ме 13лет Ме по 4-6 дней, обильные, болезненные. По данным лабораторного обследования: общий анализ крови: Нв – 112 г/л, Э 3,2 х 1012/л, ЦП 0,80, Л 6,8 х 109/л, с/я 64 %, л 30 %, э 2 %, м 4 %, СОЭ 10 мм/ч. биохимия крови: сывороточное железо – 22 мкмоль/л, ОЖСС – 70 мкмоль/л, насыщение трансферрина – 18 %. Вопросы: 1. Установите диагноз. 2. Назначьте лечение.
ЗАДАЧА № 4. Андрей Н., 5 лет. Жалобы на плохой аппетит, боли в животе. Объективно: Состояние удовлетворительное. Правильного телосложения, пониженного питания. Кожные покровы бледные, чистые. Видимые слизистые в ротоглотке чистые, бледные. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, на верхушке прослушивается короткий систолический шум, ЧСС 108 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. По данным лабораторного обследования: общий анализ крови: Нв – 108 г/л, Э 3,5 х 1012/л, ЦП 0,80, Л 7,2 х 109/л, с/я 30 %, л 58 %, э 4 %, м 8 %, СОЭ 12 мм/ч, общий анализ мочи – без особенностей, кал на я/гл – обнаружены яйца аскарид. Вопросы: 1. Поставьте диагноз. 2. Назначьте лечение ребенку.
ЗАДАЧА № 5. На приеме у участкового педиатра Лена П., 8 месяцев. Ребенок от 1 беременности, 1 срочных родов, масса тела при рождении 3200, длина 50 см, окр. головы 34 см, окр. груди 32 см. Вскармливание грудное, прикормы введены по возрасту. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, чистые. Тургор тканей снижен. Большой родничок 1,5 х 1,5 см, края его податливые. Выражены лобные бугры, облысение и уплощение затылка. Нижняя апертура грудной клетки расширена, пальпируются реберные четки. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС 120 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 2,5 см ниже реберной дуги. Пальпируется край селезенки. По данным лабораторного обследования: общий анализ крови: Нв – 114 г/л, Э 3,8 х 1012/л, ЦП 0,87, Л 8,6 х 109/л, с/я 32 %, л 58 %, э 4 %, м 6 %, СОЭ 12 мм/ч, общий анализ мочи – без особенностей, проба Сулковича – отрицательная, биохимия крови – кальций 2,0 мкмоль/л, фосфор 1,3 мкмоль/л. Вопросы: 1. Установите диагноз. 2. Назначьте лечение.
ЗАНЯТИЕ № 2.
ТЕМА: " ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.013 с.) |