Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преданность: вера в мантру и визуализацию

Поиск

 

Мипхам Ринпоче в своём комментарии к «Гухьягарбха‑тантре» говорит, что, независимо от того, какое божество мандалы вы практикуете, ваша визуализация должна быть живой и ясной. Однако тем, кому визуализация кажется трудной и кому даётся лишь туманное, абстрактное обобщение, нужно быть уверенными в том, что, если ты ощущаешь настоящую преданность и веру по отношению к своему гуру, пути и действенности мантры, то, без сомнения, обретёшь обычные и высшие духовные достижения.

Существует много уровней преданности. Высшая преданность заключается в абсолютной убеждённости в том, что божество и мантра нераздельны. Если вы неспособны освоить наивысшую преданность, постарайтесь развить в себе непоколебимую преданность, подразумевающую безоговорочную веру в учения Будды и в своего учителя и в полной мере реализующую путь мантры и визуализации.

Также крайне важна вера и преданность силе мантры. Если вы практикуете нёндро, то, когда произносите мантру Ваджрасаттвы, должны с исключительной верой и преданностью думать, что эта мантра и есть Будда Ваджрасаттва, – даже в том случае, когда во время практики ваш ум остаётся необузданным и беспорядочным. Как писал Мипхам Ринпоче, духовные свершения недоступны для тех, кому недостаёт мудрости, чтобы понять глубокий смысл мантраяны, и чей упрямый, сомневающийся и постоянно анализирующий ум создаёт внутренние препятствия. Даже если ум отвлекается и уносится во всех направлениях, те, кто практикует мантру, должны полностью верить в её силу, которая так велика, что сохранилась бы, даже если бы небо перестало существовать.

 

Четыре движущие силы

 

Чтобы практика Ваджрасаттвы работала, жизненно необходимы определённые составляющие:

 

1. Вера в то, что Ваджрасаттва способен очистить вас.

2. Искреннее раскаяние и сожаление обо всех своих неблагих поступках, совершённых в прошлом, настоящем и будущем.

3. Твёрдое намерение и решимость никогда больше не повторять эти поступки.

4. Абсолютная убеждённость в силе практики.

 

Я почти слышу, как вы думаете: «Я уверен, что в конце концов совершу что‑то нехорошее. Я не смогу ничего с этим поделать! Поэтому, может быть, мне лучше не практиковать Ваджрасаттву». Однако такие мысли – лишь знак того, что вы воспринимаете эту информацию слишком буквально. Вспомните, что вы «практик», и значит, ваша практика заключается в том, чтобы приучиться к новым способам существования и мышления, и никто не ожидает от вас немедленного соблюдения всех ваших обещаний (хотя вы всегда должны стараться делать всё, что в ваших силах).

 

Даже если вы не помните, чтобы сделали в этой жизни что‑то плохое или достойное сожаления, можно ли с уверенностью утверждать, что вы не делали этого никогда?

 

Или что вы не поступали плохо в прошлой жизни? Осознаёте ли вы своё недостойное поведение или нет, важно пробудить в себе сожаление по поводу каждого такого поступка, совершённого с безначальных времен, и решимость никогда не совершать такого впредь. Также вы должны верить, что Гуру Ваджрасаттва действительно всеведущ, всесилен, безгранично могуществен и сострадателен и что он находится прямо перед вами, когда вы практикуете, а ваша практика обязательно даст плоды.

 

Визуализация

 

Представьте себя в своём обычном виде, с загрязнениями и всем прочим, и визуализируйте у себя на темени своего гуру в образе Гуру Ваджрасаттвы. Он должен выглядеть как отражение в воде. Возможно, поначалу оно будет несколько пустотным и безжизненным, но постепенно начнёт становиться всё более живым. (Чтобы получить некоторое представление о том, как проявляется отражение, посмотрите на своё лицо в зеркале: когда вы двигаетесь, двигается и ваше отражение.)

Ваджрасаттва с телом белого цвета убран всеми украшениями самбхогакайи и обнимает свою супругу. В правой руке он держит у сердца ваджру, а в левой – колокольчик, упирающийся в его левое бедро. В его сердце появляется небольшой лунный диск‑трон, в центре которого стоит слог ХУМ. Искренне и твёрдо верьте, что Ваджрасаттва – это проявление ума всех будд, и энергично призывайте с абсолютной убеждённостью, что он действительно сидит над вашей головой.

 

Поток нектара

 

Произнося стослоговую мантру Ваджрасаттвы, представляйте, что из слога ХУМ во всех десяти направлениях исходят величественные лучи света, неся с собой бесконечные подношения цветов, благовоний, индийских купален, роскошных дворцов, пышных садов, павлинов, слонов и всего того прекрасного и желанного, что вы можете вообразить. Эти подношения, несомые лучами света, предлагаются всем буддам и бодхисаттвам десяти направлений, а затем собираются вместе со всеми их благословениями в слоге ХУМ в вашем сердце. Когда вы продолжаете произносить эту мантру, из слога ХУМ струится нектар в виде света или похожей на молоко жидкости, наполняя тело Ваджрасаттвы, а затем этот нектар стекает через его тайное место в тело его супруги, наполняя и её. Нектар струится из слога непрерывно и изливается через каждую пору обоих божеств и особенно через их тайные места, низвергаясь водопадом в родничок на вашем темени.

Протекая через ваше тело, нектар смывает все болезни, омрачения, загрязнения и плохую энергию, вынося их из вашего тела через задний проход, тайное место и пальцы ног. Думайте о том, что он очищает все загрязнения, связанные с действиями тела, иными словами, плохую карму, накопленную вследствие убийства, воровства или разврата, а также все телесные болезни и симптомы, например головную боль или боль в животе, – по сути, всё, что подпадает под категорию загрязнений нади. Нади – это энергетические центры и каналы, пронизывающие всё наше тело. Они загрязняются, когда мы кого‑то убиваем или едим пищу, приготовленную руками омрачённых и загрязнённых людей, водим дружбу с ними или находимся там, где они живут. Выполняя практику Ваджрасаттвы, мы очищаем свои засорившиеся и заржавевшие каналы и чакры точно так же, как используем сильное чистящее средство для уборки туалета.

Подходите к своей визуализации творчески. Например, представляйте, что, по мере того как нектар струится и очищает вас, ваше тело действительно изменяет свой цвет. Скажем, когда нектар достигает лба, верхняя часть вашего черепа становится чистой и белой, тогда как остальное тело продолжает быть более тёмным и грязным на вид. Этот метод усиливает вашу визуализацию, и, если вы считаете, что он может принести пользу, почему бы его не попробовать.

Опять‑таки помните, что вы ещё новичок, а потому было бы глупо ожидать, что вам удастся освоить все подробности визуализации за одно занятие, хотя если у вас получится, разумеется, вы должны это делать. Если же нет, просто делайте то, что в ваших силах.

Если вы накапливаете сто тысяч повторений стослоговой мантры Ваджрасаттвы, на каждом занятии сосредоточивайтесь на разных гранях визуализации. Например, сегодня произносите мантру, сосредоточиваясь на визуализации Ваджрасаттвы над своей головой, а на следующий день сосредоточивайтесь на слоге ХУМ в его сердце, а всё остальное может оставаться размытым. Послезавтра сосредоточивайтесь на потоке нектара, а ещё через день – на всём этом вместе. Если у вас много времени, то в течение недели или месяца представляйте, как нектар проникает в ваш лоб, а потом в течение следующей недели или месяца воображайте, как он струится вниз, в горло. Если же у вас нет времени, потратьте полчаса, представляя лоб, а потом горло. Или же вы можете попытаться практиковать каждую из стадий в течение пятнадцати минут, пяти минут или двух минут – это целиком зависит от вас. Но, прошу вас, проявляйте гибкость.

Когда нектар струится в горло, хотя, строго говоря, он очищает все загрязнения, вы можете думать именно о тех из них, которые относятся к речи, таких как ложь, брань, угрозы, грубости, сплетни и ошибки в произнесении мантры (например, пропуск слов, добавление лишних или плохое произношение). При этом также очищаются плохая энергия и недостатки, связанные с речью, например, когда вас неправильно понимают. Скажем, вы говорите «правое», а люди считают, что вы сказали «левое», или вы говорите что‑то от доброго сердца, но все ваши слова вызывают у людей только досаду и раздражение, поскольку ваша речь не обладает достаточной убедительностью и увлекательностью или, наоборот, увлекательна сверх меры.

 

Для тех, кто следует ваджраяне, особенно важно работать над загрязнениями праны, или внутреннего ветра, и практика Ваджрасаттвы – прекрасный метод именно для этого.

 

Испортить и загрязнить свою прану мы можем разными способами, например, если дышим плохим воздухом, курим гашиш и сигары, пьём спиртное, клевещем на учителей ваджраяны, выносим двойственные суждения о чистых явлениях и даже если вдыхаем неправильное благовоние. Каждый день мы вдыхаем всевозможные нечистоты, которые омрачают нашу прану, и она требует очищения.

По‑настоящему действенная визуализация заключается в том, чтобы представлять, что нектар, собрав загрязнения праны со всего тела, в виде чёрной жидкости выходит наружу через задний проход, тайное место и пальцы ног. Потом все телесные болезни покидают ваше тело в виде гноя и крови, а плохая энергия праны и нади – в виде мотыльков, скорпионов и других насекомых и животных.

Когда вы продолжаете произносить стослоговую мантру, нектар стекает к вашей сердечной чакре и очищает все загрязнения, связанные с умом, включая, например, плохую карму, порождённую завистью, ревностью, ненавистью, эгоистичностью, гордостью, жадностью, недоброжелательностью и ложными воззрениями, в том числе крайними взглядами, например обычаем приносить в жертву живых существ во имя духовной практики. В течение наших предыдущих жизней мы наверняка накопили великое множество этих загрязнений, которыми запятнаны до сих пор. Есть также много расстройств ума, которые являются следствием загрязнения бинду, что значит «капля» или бодхичитта. Примеры таких расстройств: депрессия, возбуждённость, нервозность и булимия, а также граничащее с помешательством маниакальное честолюбие, возбуждающее в нас желание достичь просветления быстрее, чем кто‑то другой. И это лишь очевидные примеры. Есть много других связанных с бинду тонких загрязнений – мы до предела перегружены ими, – которые, по существу, разъединяют субъект и объект. А наша неспособность соединить субъект и объект, видимости и пустоту – это самая тонкая разновидность загрязнения.

Существует много способов проявлять творческий подход к этой практике. Вы можете постепенно продвигаться от темени ко лбу, горлу и далее или можете создать всю визуализацию моментально. Вы можете практиковать и поэтапно: в один день очищая загрязнения нади и получая посвящение сосуда, в другой день очищая загрязнения праны и получая тайное посвящение, а в третий день очищая загрязнения бинду и получая третье и четвёртое посвящения. Каким образом вы будете практиковать, зависит от вас.

Хотя главные посвящения происходят во время гуру‑йоги, я настоятельно советую вам считать, что, очищая физические загрязнения и омрачения своих нади, вы одновременно получаете посвящение сосуда; когда позже нектар стекает по вашему горлу, вы получаете тайное посвящение; когда же он достигает сердца, вы получаете посвящение мудрости и посвящение слова. (Более подробное изложение четырёх абхишек, или посвящений, будет представлено в главе 13.)

В заключение представляйте, что весь грязный нектар растворяется или в земле, или в пустоте, то есть шуньяте.

 

Растворение визуализации

 

Закончив произносить нужное количество стослоговых мантр, вы представляете, как Гуру Ваджрасаттва растворяется в вас. Информация о процессе растворения приводится в главе 5, поэтому здесь я только хочу добавить, что, поскольку это такой сильный метод, вы можете снова и снова представлять, как осуществляете растворение, а затем наблюдать нераздельность. Выполняя это, вы показываете, что вы будда и были им с безначальных времён. И вам не нужно ждать окончания практики, чтобы растворить визуализацию: вы можете делать это, например, после каждого круга мантр, а затем восстанавливать визуализацию, прежде чем начать следующий круг. Это превосходный метод, и я рекомендую его тем, у кого есть много времени для практики.

В конце сессии Ваджрасаттва нераздельно растворяется в вас в последний раз. Оставайтесь в этом состоянии и наблюдайте это нераздельное единство.

Затем, всё ещё оставаясь Ваджрасаттвой, вы произносите шестислоговую мантру ОМ ВА ДЖРА СА ТВА ХУМ, если делаете нёндро Лонгчен ньингтиг. В более кратких текстах говорится, что после очищения вы, произнося мантру, просто ощущаете себя Ваджрасаттвой. Не беспокойтесь относительно растворения этого состояния, потому что оно растворится само собой – если вам сильно повезёт, то вы сможете оставаться в нём примерно полсекунды.

 

Самайя

 

В большинстве текстов практик, там, где речь идёт о раскаянии, говорится о самайе. Тем, кто практикует Ваджрасаттву, следует соблюдать три общие самайи: не причинять вреда другим, а, наоборот, помогать им; и хранить чистоту восприятия, особенно восприятия своего гуру.

Что же такое самайя? Поскольку мы практикуем ваджряну, то одновременно применяем все три колесницы – шравакаяну, бодхисаттваяну и ваджраяну, – а потому будет полезно знать кое‑что о теории самайи в каждой из колесниц.

В шравакаяне самайя считается оградой, опирающейся на принцип непричинения вреда другим, который мы применяем, избегая убийства, лжи и воровства. Согласно этой системе, если вы идёте по духовному пути к вершине – просветлению, то ваш путь всегда защищён оградой самайи, которая гарантирует, что вы никогда не подвергнетесь опасности сбиться с этого пути.

Воззрение бодхисаттваяны является гораздо более обширным и ориентированным на побудительную причину, чем шравакаяна, а потому её ограда выше и шире. Согласно этому воззрению, если воровство каким‑то образом может принести пользу другим, то вы нарушите самайю, если не украдёте. В то же время приносить пользу другим не значит стать кем‑то вроде современного Робин Гуда: по‑настоящему помогать другим – значит вести их к просветлению.

Ограда, защищающая последователей ваджраяны, ещё более совершенна, поскольку она опирается на развитие и поддержание чистого восприятия. В ваджраяне есть много самай и среди них «четырнадцать коренных самай», а соблюдать их все очень трудно. Например, оценивать одну девушку как красивую, а другую как дурнушку – это нарушение «самай ваджрного тела», и если бы вы были способны их соблюдать, то полностью покончили со всеми двойственными мыслями. Восьмая самайя запрещает дурно обращаться со своим телом, которое, по сути, представляет собой пять семейств будд; а потому относиться к нему пренебрежительно и обходиться с ним плохо – значит нарушать самайю. Я должен также добавить, что те, кто считает себя никчёмными, бесполезными существами, недостойными занимать самый малый клочок пространства в этом мире, тоже нарушают эту самайю.

Седьмая коренная самайя обязывает хранить в тайне своего гуру, свою практику и все ритуальные предметы, что для современных людей оказывается очень трудной задачей. Причину даже такого самого обыденного дела, как неразглашение даты и места проведения учения, те, кого не оповестили об этом, понимают настолько неверно, что ревнуют и чувствуют себя отвергнутыми. На более тонком уровне, когда учитель тантры говорит ученикам, чтобы они хранили его наставления в тайне, ученики зачастую не могут понять, что благодаря этому у них появляется больше возможности, чтобы практика продвигалась и созревала. Если же они станут болтать о ней со всеми встречными и поперечными, то, скорее всего, это повлечёт за собой толки, основанные на недостаточной осведомлённости, из‑за чего начнут возникать препятствия.

Обет пратимокши можно сравнить с глиняным горшком: если его разбить, то склеить потом будет трудно. Поэтому, если монах‑шравака, который не отказался от своих обетов, переспит с женщиной, чтобы удовлетворить свою страсть, он не получит возможности возобновить свои монашеские обеты в этой жизни. Но обеты бодхисаттваяны и ваджраяны похожи на золотые сосуды. Хотя начинающие практики ваджраяны, несомненно, будут нарушать эти обеты и самайи каждый день, проявив немного осмотрительности и внимательности, они легко их восстановят (например применив стослоговую мантру), и, словно золотой сосуд, побывавший в руках ювелира, эти самайи могут стать ещё прекраснее.

 

Гуру Ринпоче сказал, что воззрение практика ваджраяны должно быть широко, как небо, а его поступки тонки, как крупицы мелко помолотой муки.

 

Но как нам соблюдать все эти правила вопреки противодействующим факторам? Лучшее, что мы можем сделать, это попытаться придерживаться правил практимокши и бодхисаттваяны и по крайней мере прилагать усилия, чтобы понять правила ваджраяны. Для новичков соблюдать все обеты и самайи ваджраяны практически невозможно, а потому сосредоточьтесь на том, чтобы не причинять другим никакого вреда, помогать, когда можете, и стремитесь соблюдать самайю.

 

 

Подношение мандалы

 

Очистившись практикой Ваджрасаттвы, теперь мы должны вооружиться всем тем, что необходимо для накопления заслуг, и для этого мы делаем подношение мандалы.

 

Заслуги

 

Что такое «заслуги»? С одной точки зрения заслуги – это «возможности»: по сути, всё, благодаря чему мы можем слушать, обдумывать, медитировать и практиковать Дхарму, в том числе и способность проявлять любознательность. В наше время заслуги так ограничены, что подавляющее большинство людей неспособны осознать, насколько особенна Дхарма. Нам недостаёт заслуг не только для того, чтобы практиковать Дхарму, но даже и для того, чтобы наслаждаться сансарной жизнью.

То, каким образом мы толкуем информацию, и наше собственное восприятие мира целиком зависят от того, сколько заслуг мы накопили. Например, что значит слово непостоянное? Если взять самый грубый из возможных уровней, то те, у кого совсем мало заслуг, считают, что «непостоянное» подразумевает разложение и смерть или смену времён года. Однако когда мы начинаем накапливать заслуги, наше понимание становится более тонким. Представьте, что вы переживаете момент счастья. Если у вас есть немного заслуг, вы сможете до некоторой степени объяснить смысл и понять «непостоянство» и понаблюдать, как меняется ваше настроение от грустного к радостному и обратно, а благодаря этому ваши разочарования или надежды теряют свою силу.

Один из способов накопления заслуг заключается в том, чтобы подносить в дар пищу, деньги, цветы, музыку и тому подобное. Однако большинство современных людей предпочитают тратить деньги на «полезные» вещи, а не впустую. Так что нетрудно понять, что подношение масляных светильников и большого количества дорогой еды и напитков для цога может показаться расточительством.

Ньошул Кхен Ринпоче рассказал мне историю об одной француженке, которая попросила его дать ей учение махасандхи и введение в природу ума. Это была довольно легкомысленная просьба и, вероятно, сделанная под влиянием внезапного порыва, но поскольку она внушила Кхену Ринпоче мысль, что в наш век упадка ещё есть люди, которые интересуются такими глубокими учениями, он согласился. Так как махасандхи – это чрезвычайно драгоценное учение, ученики должны накопить большое количество заслуг, чтобы его получать, слушать и услышать правильно. Следовательно, чтобы дать этой даме возможность хорошо осознать необходимость заслуг, Ринпоче предложил ей сделать подношение цога. Придя в восторг от этой идеи, женщина пошла вместе с Кхенпо за покупками.

Париж – замечательное место для похода по магазинам, и за считанные минуты она купила немного шоколада, цена которого была эквивалентна примерно одному евро. Она показала шоколад Кхенпо и спросила его, достаточно ли этого для подношения в практике цог. Надо сказать, что ответить на этот вопрос довольно трудно. Дхарма, и особенно учения махасандхи, бесценны – даже трёх тысяч мировых систем со всем их содержимым и близко не хватит на подношение за единственное слово махасандхи. Так что же Кхенпо мог сказать о плитке шоколада? Однако, подумав, что, наверное, у неё мало денег, Кхенпо промолчал, и они продолжили прогулку по магазинам. Вскоре они очутились в отделе парфюмерии шикарного парижского универмага, и, к удивлению Кхенпо, эта дама без колебаний потратила десять евро на флакончик своих любимых духов, которые предназначались для неё самой.

Современным людям недостаёт заслуг, чтобы слушать и слышать то, что на самом деле было сказано, и зачастую на учениях Дхармы, которые мы ранее уже получали много раз, мы упускаем суть того, чему нас учат. Мы неспособны слушать сосредоточенно, а временами и вовсе не слушаем, потому что очень легко отвлекаемся. Но даже если мы и слушаем, мы не можем по‑настоящему слышать, толковать или обдумывать услышанное под каким‑то другим углом. В результате мы крайне серьёзно воспринимаем обрывки информации, которые почти по чистой случайности застряли в нашем дырявом, как решето, уме.

Как это ни печально, у нас недостаточно заслуг, чтобы суметь встретиться с великими учителями или получить от них учения. Однако, если сегодня объекты нашей преданности не могут сравниться с великими учителями прошлого, это не имеет никакого значения, если мы способны пополнить запас наших заслуг. Патрул Ринпоче показывает, каким образом это происходит, на примере истории о собачьем зубе. Одна старушка‑тибетка просила своего сына привезти ей частицу священных останков Будды, чтобы она могла ей молиться. К несчастью, сын забывает о своём обещании и, чтобы не огорчить мать, вынужден вручить ей найденный им в канаве зуб мёртвой собаки, выдав его за зуб Будды. Однако её благоговение перед этим зубом и накопленные тем самым заслуги были так велики, что вскоре собачий зуб превратился в подлинный зуб Будды, из которого чудесным образом появились священные реликвии (рингсел).

Вы сами можете проверить и испытать силу заслуг. Прочтите текст Дхармы один раз, затем сделайте подношения мандалы настолько основательно и так сосредоточенно, насколько сможете. Теперь снова перечитайте тот же текст. Вы обнаружите, что ваше понимание изменилось. Вместо беглого знакомства с основным содержанием каждой главы вы обретёте способность объяснить каждое слово гораздо более точно, чем до этого. Кроме того, вам нужно попробовать получить учения от учителя, который раньше вызывал у вас скуку: если вы сделали подношения мандалы, ваши впечатления будут совершенно иными. А если до того, как вы стали совершать подношения мандалы, вы никак не могли успокоить свой ум и расстраивались по поводу того, в какие дали его уносит, попробуйте выполнить медитацию шаматхи. Опять‑таки ваше впечатление от практики изменится.

Обладать заслугами, чтобы получить учения, – это одно дело, но иметь их в достаточном количестве для того, чтобы верно их услышать, – это совсем другое. Вот почему изначально была установлена традиция подношения мандалы перед началом учения Дхармы. Заслуги нужны нам не только для того, чтобы понимать Дхарму, но и для каждого шага на пути, в том числе и для того, чтобы суметь по достоинству оценить своего гуру. Если у вас достаточно заслуг, вы сможете дать благовидное объяснение тому, как выглядит гуру, когда он нездоров, или когда он зевает, или когда он, как нам кажется, выходит из себя. Не этого ли вы хотите? Если вам недостаёт заслуг, то, пусть ваш учитель ведёт себя как ангел, вы найдёте повод для его критики и в результате не получите никакой пользы от взаимоотношений с ним.

 

Как создаются заслуги

 

Как мы уже поняли из раздела о принятии прибежища, есть две разные области, благодаря которым мы можем накапливать заслуги, и одна из уникальных особенностей Дхармы Будды заключается в том, что обе они в равной степени важны.

 

Заслуги создаются действиями или состояниями, которые быстро приближают нас к истине, и не просто благодаря хорошим, полезным поступкам или действиям, нацеленным на временные мирские достижения, такие как долгая жизнь или высокое перерождение.

 

Конечно же, один из способов заключается в том, что если мы проявляем щедрость в материальном плане, то и получим обильное богатство, а если мы терпеливы, то будем физически привлекательны для других. Но, строго говоря, если результат обычного хорошего поведения не посвящён окончательному просветлению всех живых существ и если он нисколько не приближает вас к истине, то, хотя хорошая карма, которую он порождает, и покажется вам прекрасной, вы не накопите таких заслуг, к которым стремятся люди, следующие по пути к просветлению. Всего лишь доля секунды, потраченная на создание чего‑то благотворного, приближающего вас к истине, даже если оно не очень приятно или не модно, гораздо более ценна, чем участие в куда более приятной и всем заметной благотворительности, которая приносит просто более высокое перерождение или другие мирские выгоды.

Иными словами, количество и качество заслуг, которые вы накапливаете, не определяется применяемым методом. С точки зрения бодхисаттваяны накапливаете вы заслуги или просто хорошую карму зависит от того, действуете вы исходя из двойственного воззрения или нет. Например, если вы подарите килограмм золота, сохраняя двойственный подход, этим вы не обязательно накопите больше заслуг, чем если бы подарили одну виноградинку. Как сказал Чандракирти, даяние, свободное от понятий о дающем, о даре и о получателе дара, называется парамитой, «выходящей за пределы мира». А отдавать без малейшей привязанности к понятиям даяния, дара и получателя – это «совершенное действие мирских существ».

Что касается методов для накопления заслуг, то их много. Например: будьте щедрым, дисциплинированным и терпеливым, делайте подношения как материальные, так и воображаемые; раскаивайтecь; радуйтесь удачам других людей, пробуждайте любовь, сострадание и бодхичитту. Принимать прибежище – такой же важный метод, как и просьбы к возвышенным существам вращать колесо Дхармы и жить долго, это очищает кармические последствия создания препятствий для тех, кто получал учения в прошлых жизнях.

Махаяна предлагает замечательное сочетание мудрости и искусных методов, которые легки в применении и приносят впечатляющие результаты. Возможно, вам кажется, что для накопления бесконечных заслуг от вас требуются огромные жертвы, превышающие ваши возможности, например подношение собственной плоти или своего дома. Однако материальные подношения не единственный вид подношений, которые мы можем сделать. В противном случае вся эта система была бы неверной, потому что большинство из нас просто не могут позволить себе совершать такие непомерные подарки.

К счастью, путь махаяны обладает мудростью и искусностью, чтобы подходить всем практикующим, а не только богатым людям, и предлагает методы, заключающиеся в визуализации таких подношений, благодаря которым можно накопить равное количество заслуг, как если бы вы сделали точно такие же материальные подношения. Если выразиться иначе, путь махаяны лёгок, приятен и безболезнен, однако его методы дают то же самое количество заслуг и мудрости, что и материальные подношения.

 

Семичленное подношение

 

Примером одного из этих особых методов служит семичленное подношение. Оно включает в себя семь разных способов накопления заслуг, каждый из которых служит определённой цели. Эти подношения следующие: простирание, подношение, раскаяние, проявление радости, обращение с просьбой вращать колесо Дхармы, просьба к буддам не уходить в паринирвану и посвящение заслуг. (Вы можете выбрать любую из семичленных молитв из сутр и буддийских практик и уточнить в коренных текстах и комментариях вашей традиции, где именно они включены в практику нёндро.)

 

Простирания

 

Мы выполняем простирания, чтобы разрушить один из самых своих прочных панцирей – гордыню. У человека, раздувающегося от гордыни, не остаётся места для возрастания просветлённых качеств, а отсутствие просветлённых качеств служит препятствием для деяний бодхисаттвы. Кроме того, гордыня по своей природе вещь небезопасная, порождающая самые разнообразные проявления лицемерия.

Представьте, что ваше тело множится в геометрической прогрессии и что бесчисленные триллионы «вас» совершают простирания перед объектами прибежища. Будда сказал, что вы сами и каждое из ваших воображаемых простираний накапливаете совершенно одинаковое количество заслуг.

 

Подношение

 

Подношения – это средство против скупости. Скупость коренится в ментальности бедности, которая не имеет ничего общего с бедностью материальной: в этом мире есть множество людей, у которых материального богатства хоть отбавляй, но им постоянно кажется, будто чего‑то не хватает. Одно из проявлений скупости – это мелочность, а мелочный человек никогда не развивает в себе качеств, благодаря которым другим людям легко и приятно находиться рядом с ним.

Нет никаких ограничений в количестве подношений, которые вы можете сделать, – возможности бескрайни! И, хотя выражение «безграничные подношения» вызывает в нашем воображении картину нагромождённых нами гор бесценных материальных даров, подношения могут быть «безграничными», даже если они состоят всего лишь из нескольких зёрен риса, как в истории о маленьком мальчике по имени Чандрагоми.

Семья Чандрагоми была так бедна, что все: родители, братья и сестры – вынуждены были просить подаяние, чтобы не умереть с голоду. Однажды, когда Чандрагоми занимался этим привычным для себя делом, он заметил статую Авалокитешвары на придорожном алтаре. Его так тронуло выражение сострадания на лице статуи, что он насыпал в её ладони несколько зёрнышек риса, который ему удалось собрать в это утро. К его удивлению, хотя он положил своё подношение очень осторожно, рисинки выскользнули из рук статуи и упали в пыль. Он положил ещё зёрен, но они снова скатились на землю. Чандрагоми забеспокоился, что по какой‑то причине Авалокитешвара не хочет принимать его подношение, и всё глубже запускал руку в карман, чтобы отыскать там ещё риса для подношения, пока наконец ничего не осталось. Тогда Чандрагоми вконец расстроился и, заливаясь слезами, горестно сказал Авалокитешваре: «Теперь у меня не осталось ничего, что бы я мог поднести». В этот миг сила непоколебимой веры мальчика в то, что перед ним был действительно Авалокитешвара, вдохнула жизнь в статую, и Авалокитешвара наградил его крепким объятием.

Разумеется, все мы должны стараться делать материальные подношения, но, возможно, для новичков воображаемые подношения менее рискованны. Когда Атиша Дипанкара прибыл в Тибет, он советовал тибетцам делать подношения воды (именно поэтому в тибетских храмах в качестве подношений стоит так много чаш с водой), потому что делать подношения следует от всего сердца, без чувства сожаления или озабоченности тем, кто их получает и как они используются. А новичку это удается гораздо легче, если он подносит воду.

Представляйте перед своим мысленным взором горы всех традиционных подношений, а также всё то, что вы можете считать красивым, дорогостоящим, желанным или необычайным, например Ниагарский водопад в Канаде или Запретный город в Пекине, изящную и обольстительную танцовщицу‑гейшу в Киото или бравого парня в форме морского пехотинца из Калифорнии. Поистине дайте волю своему воображению. Не ограничивайтесь в своих подношениях тем, что считается желанным с точки зрения культуры, в которой вы были воспитаны.

 

Раскаяние

 

Далее, чтобы разрушить убежище эго, раскройте свои неблагие действия и раскайтесь в них. Раскаяние – один из самых действенных способов противостояния агрессивности. Прятать свои недостатки где‑то глубоко в укромном уголке всё равно что быть тяжело больным, но не говорить врачу, где у вас болит: если скрывать от врача такую жизненно важную информацию, он не сможет поставить вам правильный диагноз или совсем не сумеет понять, что с вами. Не беспокойтесь о том, не забыли ли вы что‑то или о том, как то или иное неблагое действие рассматривается с буддийской точки зрения: просто делайте всё, что можете. Представьте, что на вас смотрят все будды и бодхисаттвы, которые и так знают, что происходило в прошлом, произойдёт в будущем и происходит сейчас, а затем вспомните всё то, о чём теперь сожалеете и чего стыдитесь: свои прежние мысли и поступки и те, что могли бы допустить в будущем, – стараясь ничего не забыть.

 

Проявление радости

 

Очень действенный и лёгкий метод для накопления заслуг – это сорадование, или проявление радости по поводу счастья других. Однако, как ни странно, для большинства из нас это оказывается мучительно трудным.

Есть три главные причины для проявления радости.

 

1. Проявление радости по поводу счастья и причин для счастья других; например, когда вы видите привлекательного человека, то, вместо того чтобы завидовать, радуйтесь его красоте.

2. Когда вы видите, как кто‑то поступает хорошо, не начинайте из злобы или ревности критиковать его, а радуйтесь.

3. Лучше всего, если вы будете не предаваться сомнениям относительно возможности просветления или даже существования состояния будды, но радоваться ему и его причинам; а также будете радоваться, когда другие люди накапливают причины просветления, например слушая и обдумывая учения и практикуя медитацию.

 

Радоваться успехам других, возможно, самый лёгкий способ накопления заслуг – это как если бы огромный запас заслуг просто лежал и ждал, чтобы вы его подобрали.

 

Когда вы видите, как кто‑то делает нечто достойное, вам остаётся лишь порадоваться, чтобы накопить целые океаны заслуг. Это могущественное средство против самого нелепого и прискорбного эмоционального отклика, на который мы способны, – против ревности. Вместо того чтобы давать волю ревности, радуйтесь, когда видите кого‑то красивого или успешного, и помните, что то и другое является результатом практики терпения и щедрости на протяжении многих жизней. Думайте о хороших качествах всех, кого вы знаете, и радуйтесь всему благотворному, что они делают, управляют ли они больницей или составляют чудесные цветочные композиции. Также радуйтесь тем результатам, которых они достигли: от заслуженных ими славы и восхищения до привлекательной внешности. Радость по поводу деяний будд и бодхисаттв оказывает особенно мощное действие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.015 с.)