Ритмико-интонационное членение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритмико-интонационное членение



Прозаической речи

Речь распадается на ритмические отрезки — речевые такты. Речевые такты называют также синтагмами. Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой. Дыхательная группа представляет собой отрезок речи, произносимый одним напором выдыхаемого воздуха — без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается особым ударением в речевом такте. Из двух или нескольких слов, входящих в речевой такт, одно слово несет на себе более сильное ударение по сравнению с другими словами. Например: «Позади пастухи поднимались крутые бугры, а на них врассыпную стояли дома. Почти все дома были одинаковые: первый этаж кирпичный, а второй деревянный. За кружевными занавесками цвели в вазднах комнатные цветы. Протертые стёкла блестели от солнца» (К. Паустовский); «Библиотека помещалась на главной улице городки, рядом с новым кино. Она занимала нижний этаж кирпичного дома. Пахло чернилами. Крашеные полы были стёрты. На стене висели правила для посетителей и стенная газета, раскрашенная цветными карандашами» (К. Паустовский).

В речи существует отчетливо выраженная тенденция к синтаксической цельности речевого такта. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство (словосочетание, сочетание подлежащего и сказуемого и т. д.), т. е. членение на речевые такты сообразуется с синтаксическим членением предложения. Эта тенденция обнаруживается, когда рядом стоят члены предложения, состоящие каждый из одного слова и не образующие друг с другом синтаксического единства. Два слова обычно не объединяются в этих случаях в один речевой такт.

В предложении «Вечером Леонтьев возвратился к себе на кордон» слова «Вечером Леонтьев» не образуют синтаксического единства. Детерминант выделяется в отдельный речевой такт. В то же время в более коротком предложении подлежащее может составлять один речевой такт со сказуемым: «Вечером Леонтьев возвратился». При отсутствии специальной установки на интонационное выделение детерминанта или подлежащего, все предложение целиком — если оно достаточно короткое — может составлять один речевой такт: «Вечером Леонтьев возвратился»; «На стене висели правила для посетителей.»

Следовательно, в членении на речевые такты допускаются варианты. Возможность варьирования часто возникает тогда, когда одно слово (или очень короткая группа слов) может быть специально подчеркнуто в качестве темы, но может и не подчеркиваться— это зависит от того или иного понимания текста. В первом случае это слово выделяется в отдельный речевой такт, во втором случае — не выделяется. Предложение «А на них врассыпную стояли дома» может быть произнесено как один речевой такт. Напротив, в предложении «Первый этаж кирпичный, а второй деревянный» обе темы могут быть подчеркнуты и выделены каждая в отдельный речевой такт: «Первый этаж кирпичный, а второй деревянный.» В предложении «Библиотека помещалась на главной улице городки» слово «библиотека» может быть подчеркнуто в качестве темы и выделено в отдельный речевой такт. Членение предложения изменится: «Библиотека помещалась на главной улице городки.»

Другое условие для варьирования — синтаксические конструкции значительной длины, которые могут быть произнесены на одном выдохе, но могут быть разделены и на две или даже три дыхательные группы. Соответственно они образуют один речевой такт или же членятся на два или три речевых такта. Например, словосочетание «цвели в вазонах комнатные цветы» может быть произнесено как один речевой такт или как два речевых такта: «цвели в вазонах комнатные цветы». Предложение «Она занимала нижний этаж кирпичного дома» может составлять один речевой такт, но может члениться на два и даже на три речевых такта (Она занимала нижний этаж кирпичного дома).

В подобных случаях часто бывает безразлично, членить ли предложение на более крупные или более мелкие речевые такты. Но нередко оптимальный вариант подсказывается в контексте требованиями ритма.

 

В предложении на одном из речевых тактов ударение сильнее, чем в других речевых тактах. Наиболее сильное ударение в предложении скрепляет предложение как интонационную единицу и называется фразовым ударением.

В стилистически нейтральной прозаической литературной речи, как правило, ударение в каждом речевом такте падает на последнее слово речевого такта, а фразовое ударение находится в конце предложения. В следующих ниже примерах фразовое ударение обозначено: «Через несколько минут огня уже не было; стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда; С верхушки вала понесло в огонь сухие листья; По временам долетал уже запах гари; В конце просеки стремительно несло по земле густой желтый дым; На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара; Леонтьев отрицательно покачал головой; К осени в лесничестве начали строить плотину для небольшой гидростанции; Вечером Леонтьев возвратился к себе на кордон.»(К. Паустовский).

Ударение в речевых тактах сочетается с легким повышением тона (интонация незаконченности). Фразовое ударение в конце предложения в повествовательных предложениях сочетается с понижением тона (интонация законченности).

Описанный ритм прозы носит автоматический характер и является стилистически нейтральным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.004 с.)