Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений.



Синтаксически распространенные предложения членятся на тему и рему так же, как и нераспространенные. Разница заключается в том, что в распространенных предложениях тема или рема состоит не из одного слова, а включает в себя группу слов (словосочетание). Например, предложение «Поезд/быстро скрылся за ближним лесом» членится так же, как и предложение «Поезд / скрылся». Ср. другие примеры распространенных предложений, в которых темой является группа подлежащего, а ремой — группа сказуемого: «Внутренность леса / постепенно темнеет; алый свет вечерней зари/мед-ленно скользит по корням и стволам деревьев» (И. Тургенев).

Но в распространенных предложениях актуальное членение может приобретать более сложные формы. В нераспространенных предложениях синтагматически зависимые высказывания характеризуются обратным по сравнению с синтагматически независимыми высказываниями расположением главных членов предложения (Пришел/мальчик). Для распространенных предложений типичны другие формы усиления синтагматических связей. Здесь темой или ремой могут быть не целые словосочетания (т. е. не целиком группа подлежащего или группа сказуемого), но их отдельные компоненты — в соответствии с условиями контекста. Например, из состава сказуемого (группы сказуемого) может быть вынесен в начало предложения в качестве темы только глагол или только зависимая от него словоформа, а другой компонент словосочетания служит ремой: «На концерт мы/опоздали». Ср. это высказывание с соответствующим ему синтагматически независимым высказыванием (исходным членом парадигмы): «Мы/опоздали на концерт».

На основе синтаксически распространенных предложений могут возникнуть синтагматически зависимые высказывания больше чем с одной темой. В приведенном высказывании первой темой является словоформа на концерт, второй темой — «мы», ремой является глагол «опоздали». «На концерт» и «мы» не образует единую тему, так как эти члены не составляют синтаксического объединения (На концерт мы). Поэтому в подобных случаях принято говорить о двух темах.

 

При наличии нескольких тем актуальное членение может носить ступенчатый характер. Это значит, что первая тема относится к остальной части предложения как к реме, рема же в свою очередь членится на вторую тему и рему и т. д. до последней ремы, или собственно ремы. Например (знак//отделяет собственно рему от всех тем):Картину же свою из средневековой жизни/он//продолжал (Л. Толстой); Истории в своем доме и жизни / старик // не ощутил [об историке Иловайском] (М. Цветаева);

Ступенчатое членение не нарушает принцип актуального членения. Но тема при ступенчатом членении приобретает комплексный характер — она состоит из двух синтаксических компонентов, или двух тем. Две части комплексной темы — первая и вторая тема — могут иметь разный коммуникативный вес: одна из тем может обозначать данное, известное из предшествующего контекста, а другая — новое, не названное в предшествующем контексте, впервые введенное в изложение.

В синтагматически зависимых высказываниях, образуемых на основе распространенных предложений, интонационные показатели темы и ремы усиливаются так же, как и в синтагматически зависимых высказываниях, образуемых на основе нераспространенных предложений. Разница заключается в том, что повышением тона выделяется только первая тема, находящаяся в абсолютном начале предложения. Вторая тема, как правило, не только не подчеркивается движением тона, но оказывается в интонационном провале. Ср.: Идеи/он// любит —они ему по росту, но к людям / он // равнодушен. Особое повышение тона, выделяющее первую тему, равнозначно обороту: Что касается... то....

 

Если из двух тем одна обозначает данное, а другая — новое, то первой темой становится тема-новое, а тема-данное занимает второе место: Истории в своем доме и жизни / старик//не ощутил. Никаких дорожных происшествий / я //не помню.

Если из двух тем обе обозначают данное, то первой темой становится та, которой придается большая коммуникативная значимость и которая должна быть специально подчеркнута: Картину же свою из средневековой жизни / он // продолжал.

 

В качестве второй темы обычно выступает обозначение известного из контекста лица или предмета, чаще всего — собственное имя и еще чаще — личное местоимение. Будучи темой-данным, общим для всего текста или значительной его части, оно с коммуникативной точки зрения наименее значимо и не только не нуждается в специальном выделении и интонационном подчеркивании, но и стремится быть спрятанным, оказаться в интонационном провале. Личные местоимения при этом часто становятся энклитиками или проклитиками, т. е. они оказываются безударными или слабо ударяемыми и объединяются в одно интонационное слово с последующим (проклитики) или предшествующим (энклитики) словом

 

Ступенчатое членение — не единственно возможная форма усложненного актуального членения в распространенных предложениях. Существуют синтагматически зависимые высказывания, аналогичные приведенным выше, в которых отсутствует ступенчатое членение. Например, если первой темой становится глагол, а зависимая от него словоформа становится ремой, то ступенчатое членение не возникает, так как подлежащее и зависимая от глагола словоформа не образует синтаксического единства: С некоторых пор ее внимание привлекает один пустой дом. Стоит он / на большом участке, под деревьями, и еле виден из-за ограды (Ю. Казаков); Встает она/затемно (Ю. Казаков);

Во всех приведенных примерах проявляется свойственная русскому языку закономерность: если первой темой, выделяемой повышением тона, становится глагол, то личное местоимение, обозначающее тему-данное, обязательно располагается на втором месте после глагола и превращается в энклитику: оно становится безударным и объединяется с глаголом в одно интонационное слово. Если при глаголе имеются зависимые от него словоформы, то они располагаются уже после личного местоимения: личное местоимение рассекает глагольное словосочетание. Например: Носили/они/эти пижамы//с большим достоинством; Читал/я/ноты//легко; Приехал/он/в свое Жукове //под вечер (А. Чехов).

Объединение в составе комплексной темы двух элементов, один из которых обозначает данное, а другой — новое, служит способом введений нового элемента в контекст. Например, в высказывании Природу я / любил устанавливается связь между известным, данным (я) и новым (природу). При ином порядке слов новый элемент оказывается в составе ремы (Я / любил природу) и высказывание приобретает иной смысл.

5. Экспрессивные варианты словорасположения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.005 с.)