Принцип единства и централизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип единства и централизации.



Согласно п.1 ст.4 Закона о прокуратуре прокуратура РФ составляет единую, централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Исходя из требования единства системы прокуратуры, не допускается создание и деятельность на территории РФ каких-либо обособленных органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ – это специально оговорено в законе (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

Система прокуратуры четко выстроена, ее элементы, не подменяя друг друга, выполняют свои собственные функции. Вся система прокуратуры замыкается на единое начало – Генеральную прокуратуру, возглавляемую Генеральным прокурором РФ.

При этом каждый орган прокуратуры или прокурор действуют от лица всей системы. Закон устанавливает единые для всех прокуроров, независимо от их места в системе органов прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора и других направлений прокурорской деятельности. Едины и формы реагирования прокуроров на выявленные нарушения закона; направленные на устранение нарушений закона и вынесенные в соответствии с законом, акты прокуроров имеют одинаковую юридическую силу. Закон устанавливает единые для всех полномочия по осуществлению надзора и других направлений прокурорской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, что является основным выражением централизации системы прокуратуры. Эта идея находит развитие в других нормах закона. Так, согласно положениям ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, при этом он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

Принцип независимости органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Законом установлены определенные гарантии реализации данного принципа. Обеспечивая независимость прокуроров в осуществлении своих полномочий и принятии решений, закон запрещает им:

‑ быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре);

‑ являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, быть связанными в своей служебной деятельности решениями общественных объединений (п.4 ст. 4 Закона о прокуратуре);

‑ совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, за исключением педагогической, научной и творческой (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре);

‑ входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений (п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Принцип гласности.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В соответствии с требованием гласности, свою деятельность прокурор не может реализовать тайно, негласно, как, например, это допускается законом при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Прокурор всегда осуществляет свои полномочия открыто и официально, его деятельность реализуется исключительно в форме правоотношений

Гласность прокурорской деятельности в некоторой степени созвучна гласности судебного разбирательства, но она вовсе не предусматривает полной открытости и доступности этой деятельности.

Свою деятельность прокурор не может реализовывать тайно, негласно.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению (п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре).

Принцип законности.

помимо положений п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, непосредственно урегулирован и ст. 3 Закона о прокуратуре, согласно которым организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, выполняемые ею функции и полномочия прокуроров определяются только законами, к которым следует отнести основной закон страны – Конституцию РФ, а также федеральные законы. К правовой основе организации и деятельности прокуратуры относятся и международные договоры РФ. При этом свою деятельность органы прокуратуры должны осуществлять только в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ.

Законность, как руководящее начало любого вида государственного значения деятельности для работы такого органа, как прокуратура имеет особое значение, ведь она создана и осуществляет свои полномочия именно в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности и поэтому любые нарушения закона со стороны органов прокуратуры особенно нетерпимы и не могут быть оправданны.

 

 

36. Система органов прокуратуры. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры.

Система органов прокуратуры состоит:

Ø Генеральная прокуратура РФ

Ø Прокуратуры субъектов РФ, привлеченные к ним военные и другие специализированные прокуратуры

Ø Прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и другие специализированные прокуратуры

Ø Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий

Система органов прокуратуры образованна преимущественно в соответствии с административно-территориальным делением РФ, поэтому территория прокуратуры является ее основной частью. Наряду с ними в систему включены военные прокуратуры., которые, в отличие от территориального прокурора образуют систему Вооруженных Сил РФ, др. войска, воинские формирования и организации, а также др. специализированные прокуратуры: территориальные, транспортные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.

 

Система прокуратуры РФ:

 

Генеральная прокуратура РФ

Отделы генеральной Главная военная

Прок-ры в фед. Окр. Прок-ра

 

 

Прокуратуры республик, научные образователь. военные прокуратуры

Краев, областей, городов учреждения, редакции военных округов, фло-

Москва и СП, автономных печатных изданий тов, др. военные прок-ры,

Округов. Приравненные к прок-ре

Субъектов РФ

 

Прокуратуры городов, районов, военные прокуратуры объединений,

Межрайонные прок-ры, специализ. Соединений, гарнизонов и др.

Прокуратуры.

 

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

37. Порядок прохождения службы в органх прокуратуры

Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Статьей 40.1 Федерального закона №2202-1-ФЗ закреплены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры.

В частности, прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40.1 Федерального закона №2202-1-ФЗ лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

«имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений».

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

 

38. Прокуратура республики в составе Российской Федерации, прокуратура края, области, автономной области, автономного округа, города, района.

Прокуратуры субъектов РФ составляют среднее звено системы прокуратуры РФ. В пределах своей компетенции они осуществляют надзор за исполнением законов представительными и исполнительными органами субъектов РФ, территориального Федерального органа исполнительной власти, органа контроля.

Их возглавляют прокуроры субъектов РФ, назначаемые Генеральным прокурором по согласованию с органом государственной власти субъектов РФ (имеют 1 заместителя и заместителей). Помимо надзорных, возложены функции руководства и организации деятельности подчиненных прокуроров по осуществлению надзора, а также уголовного преследования.

Образуются управления и отделы. Образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ, его первого заместителя и заместителей.

Прокуратуры городов, районов, приравненные к ним прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органов местного самоуправления, городского территориального органа исполнительной власти и т.д.

Их возглавляют прокуроры назначаемые Генеральным прокурором, не имеют структурного деления.

39. Генеральная прокуратура России

Являясь высшим звеном системы прокуратуры в своей деятельности сочетает 2 главных начала: с одной стороны, она действует как орган надзора с наивысшей компетенцией; с другой – ее место в системе прокуратуры определяет и ее полномочия по руководству всей системой прокуратуры РФ.

В соответствии со ст.14 Закона «о прокуратуре» Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, советников и старших помощников и старших помощников по особым поручениям.

Обеспечивая реализацию возложенных на всю систему прокуратуры задач в структуре Генеральной прокуратуры действуют: Главное организационно-аналитическое управление, Главное управление кадров, правовое управление, Главное управление международно-правового сотрудничества, управление взаимодействия со средствами массовой информации, а также уже упомянутые выше управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры РФ. Структура генеральной прокуратуры составляет главные управления, управления и отделы; здесь устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших помощников-криминалистов и прокуроров-криминалистов.

В генеральной прокуратуре образуется совещательный орган – коллегия под председательством Генерального прокурора.

40. Цели и направления прокурорской деятельности

В соответствии со ст.1 Закона целями прокурорской деятельности являются: 1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и гражданина; 3) защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

41. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Предмет надзора:

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора:

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

42. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Предмет надзора:

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления и т.д.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Полномочия прокурора:

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

· рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Протест и представление прокурора:

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

43. Надзор за исполнением законов

Предмет надзора:

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и т.д.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора:

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, статистических и иных сведений;

проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Протест прокурора:

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление прокурора:

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора:

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

44. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемого судом. Надзор за исполнением законов судебными приставами

 

Предмет надзора:

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

45. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

46. Органы предварительного следствия. Их система и структура

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – это форма предварительного расследования преступлений, осуществляемого следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным.

Согласно ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

1. Никто кроме следователя не может осуществлять предварительное следствие.

2. Эта деятельность является для него единственной

Система органов предварительного следствия в настоящий момент представлена совокупностью следственных подразделений, входящих в структуру 4-х ведомств: следственный комитет, ОВД, ФСБ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Данный перечень – исчерпывающий

Предварительное следствие производится по большинству уголовных дел.

Структура органов предварительного следствия зависит от их принадлежности к тому или иному ведомству.

Самым многочисленным по составу и наиболее сложным по структуре является следственный аппарат ОВД.

В следственном управлении существуют должности следователя, следователя по особо важным делам.

Назначение на должность следователей районного и областного звена осуществляет начальник следственного управления при УВД субъекта РФ либо его заместители по согласованию с начальником ОВД районного или областного суда.

47. Следователь, его полномочия. Процессуальная самостоятельность следователя

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Полномочия следователя:

· Возбуждать уголовное дело

· Принимать уголовное дело к своему производству или направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности

· Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий

· Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о поведении оперативно-розыскных мероприятиях, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать следствие при их осуществлении

· Обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела

· Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Процессуальная самостоятельность:

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения за исключением некоторых случаев.

48. Руководитель следственного органа, его полномочия

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме.

49. Понятие органа дознания. Система органов дознания. Соотношение понятий: орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Организация дознания в органах внутренних дел

Орган дознания – государственный орган и должностное лицо, уполномоченное в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Система ОД:

ОВД

ФСБ

Гохран

Таможенные

Служба внешней разведки

ФСИН

ФСКН

Органы федеральной службы судебных приставов

Командиры военных частей

ОГПН

В исключительных случаях – капитаны морских и речных судов дальнего плавания, руководители зимовок.

 

Орган дознания – государственный орган и должностное лицо, уполномоченное в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

 

Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

 

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

 

 

 


Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Действующий УПК наделяет ОВД полномочиями по осуществлению всех видов процессуальной деятельности, характерной для ОВД.

УПК в качестве органа дознания называет ОВД. Система и структура этого ведомства достаточно сложная и включает в себя большое число как территориальных, так и специализированных подразделений.

Без четкого определения того, что же является в системе МВД РФ органом дознания невозможно решить вопрос о том, кто является начальником этого органа.

Дознание производится по отделам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В качестве самостоятельного органа дознания в системе МВД выступает территориальные структурные подразделения.

50. Задачи и полномочия органов дознания. Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания

Полномочия органов дознания

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

 

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Виды деятельности:

v Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

v Осуществление дознания

v Возбуждение уголовного дела

v Выполнение поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий

v Поддержание обвинения в суде

51. История и перспективы развития органов предварительного следствия и дознания

До 1982 г. В системе МВД существовали отдельные должности дознавателей, в руках которых сосредотачивалась основная деятельность по расследованию преступлений в полном объеме в форме дознания. Анализ деятельности дознавателей за несколько лет показал, что специализация таких должностных лиц только на осуществлении расследования существенно повысила его эффективность и качество. Это привело к решению о создании В ОВД подразделения дознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.158 с.)