Функции арбитражных судов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции арбитражных судов в России



1. разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Арбитражным судам подведомственны:

1. дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. дела по спорам, вытекающим из административных и иных личных отношений;

3. иные дела:

      1. о несостоятельности (банкротстве);
      2. по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
      3. по спорам об отказе в государственной регистрации;
      4. о спорах в акционерных обществах;

28. Судебная система России: современное состояние и перспективы развития.

Страница 53 учебника)))

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

· 2.1 Суды общей юрисдикции

o 2.1.1 Верховный суд Российской Федерации

o 2.1.2 Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов

o 2.1.3 Районные суды

o 2.1.4 Мировые судьи

o 2.1.5 Военные суды

· 2.2 Арбитражные суды

o 2.2.1 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

o 2.2.2 Федеральные арбитражные суды округов

o 2.2.3 Арбитражные апелляционные суды

o 2.2.4 Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

 

29. Суд присяжных. Компетенция присяжных заседателей и профессионального судьи. Порядок наделения полномочиями присяжных заседателей.

Суд присяжных — институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции. Суд присяжных возможен только в уголовном судопроизводстве. В Российской Федерации суд присяжных принимает решение большинством голосов.

Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора (или иного решения).

Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следова­тели, дознаватели; 5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

В уголовном процессе присяжные обычно выносят вердикт о виновности/невиновности подсудимого.

30. Суды для несовершеннолетних

Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.

Функции

В ювенальном суде рассматриваются вопросы:

§ детской безнадзорности;

§ статусных правонарушений;

§ уголовных преступлений.

 

31. Административные суды.

 

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Конституция РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Таким образом, Конституция создала нормативную базу для формирования специальной системы судов, призванных рассматривать административные дела. Предметом административного судопроизводства являются споры, возникающие в сфере государственной и любой другой публичной власти.

Полномочия

Административные суды рассматривают споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо или служебное лицо, или другой субъект, наделенный властными полномочиями, управленческими функциями на основаниях, предусмотренных законодательством.

Компетенция

Компетенция административных судов не распространяется:

§ на публично-правовые дела Конституционного Суда;

§ на дела, которые разрешаются в порядке криминального судопроизводства;

§ дела о наложении административных взысканий;

§ споры по отношениям, отнесённым к внутренней деятельности или исключительной компетенции.

Судебная коллегия по административным делам создана в 2011 г. с принятием ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; во-вторых, разработать самостоятельных порядок административного судопроизводства, который должен отличаться от процедуры гражданского судопроизводства.

32. Понятие организационного обеспечения деятельности судов

Под организационным обеспечением понимается мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов уровня субъектов федерации (областных, краевых и др.), военных судов и органов судейского сообщества, образуемых Всероссийским съездом судей. Управления (отделы) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (орган подчиненный Судебному департаменту при Верховном суде РФ) осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов федерации, а также финансирование мировых судей. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. В частности, в ст. 9 Закона Омской области «О мировых судьях Омской области» закреплено, что финансирование расходов на материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей, а также на денежное содержание работников аппарата мирового судьи осуществляется за счет средств областного бюджета через уполномоченный орган исполнительной власти в сфере обеспечения деятельности мировых судей.

Организационное обеспечение Верховного Суда РФ осуществляет его аппарат.

Полномочия: финансирование судов; изучение организации деятельности судов и разработка предложений по ее совершенствованию и др. Его возглавляет Генеральный директор (назначаемый на должность и с неё освобождаемый председателем ВС РФ с соглашения совета судей РФ).

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Такой порядок назначения подчеркивает зависимость Генерального директора только от судебной власти и ни от каких иных органов.

В судах уровня субъекта федерации и в районных судах введены должности администраторов, которые в соответствии со своей компетенцией занимаются организационным обеспечением соответствующего суда.

33. Органы судейского сообщества.

Создание органов судейского сообщества относят к одному из достижений судебной реформы. Органы судейского сообщества непосредственно участвуют в процессе реализации мероприятий судебной реформы, способствуют дальнейшему совершенствованию деятельности судебной системы и осуществлению правосудия[3].

В соответствии с ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов федерации, составляющих систему органов судебной власти. Все судьи с момента принятия присяги и до прекращения полномочий, за исключением случаев почетного ухода или почетного удаления в отставку, являются членами судейского сообщества (ст.ст. 1, 2).

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов Российской Федерации;

· Совет судей Российской Федерации;

· советы судей субъектов Российской Федерации;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

· квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (ст. 3);

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

Закон также определяет (ст. 4) основные задачи органов судейского сообщества, которыми являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы исудопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Совет судей РФ формируется съездом. Съезд созывается один раз в четыре года. Совет судей созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Рабочим органом Совета судей является президиум. Практическое функционирование органов судейского сообщества дает яркие примеры позитивного влияния на ход судебной реформы в целом и отдельные законодательные решения. Всероссийские съезды судей обсуждают наиболее важные проблемы жизни судейского корпуса, под влиянием их решений неоднократно корректировались проекты законов, направленные на ограничение независимости судей.

Съезд судей инициировал ряд законодательных шагов по контролю за качеством отбора кандидатов на должности судей. Советы судей и съезды проводят своего рода общественную экспертизу проектов законов, касающихся деятельности судов и статуса судей.

Важные функции в формировании судейского корпуса выполняют квалификационные коллегии. При изложении вопросов, связанных с порядком наделения судей полномочиями, а также прекращением и приостановлением их статуса, обеспечением неприкосновенности и т.д., рассматривалась компетенция квалификационных коллегий. В обобщенном виде роль этих органов судейского сообщества можно выразить формулой: судейский корпус формируется с участием самих судьями, судьи несут ответственность перед судьями. В этом значительная гарантия независимости судей. Справедливости ради надо отметить, что практика дает примеры недостаточной принципиальности судей в отношении своих коллег. По этой причине в состав квалификационных коллегий ввели представителей общественности. Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 членов коллегии, из них десять – представители общественности, назначаемые Советом Федерации. Представители общественности избираются представительными органами и в квалификационные коллегии судей субъектов федерации. В состав всех квалификационных коллегий входит представитель Президента РФ. Судьи в состав квалификационных коллегий избираются тайным голосованием соответственно Всероссийским съездом судей или конференцией судей субъекта федерации. В порядке обеспечения чистоты судейского корпуса, повышения личной ответственности судей обсуждается идея включать в состав квалификационных коллегий соответственно членов Совета Федерации и представительных органов субъектов федерации. Четвертый Всероссийский съезд судей высказался против такого предложения, полагая, что оно преследует цель ограничения независимости судей.

Одним из последних значительных шагов по расширению функций органов судейского сообщества явилось придание этого качества экзаменационным комиссиям по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Такое законодательное решение принято в декабре 2011 г. и уже через три месяца ранее действовавшие экзаменационные комиссии, состоявшие при квалификационных коллегиях судей, прекратили свою деятельность. На конференциях судей субъектов федерации избраны по новым правилам составы вновь созданных органов судейского сообщества – экзаменационных комиссий. Всероссийский съезда судей избрал Высшую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

 

34. Понятие прокурорского надзора, его цели и задачи.

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Деятельность органов прокуратуры преследует следующие цели:

1. Обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, главное назначение прокуратуры в нашем государстве, определяющее все содержание и характер ее деятельности, отношения прокуратуры с другими государственными органами – это надзор за исполнением законов на всей территории страны и обеспечение законности во всех сферах общественных отношений. Значимость такого надзора для нормального функционирования государства подчеркивает и конституционное закрепление основ организации и деятельности прокуратуры – им посвящена ст.129 Основного закона.

В качестве главных задач прокурорского надзора следует назвать предупреждение, выявление и устранение правонарушений.

35. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Единство и централизация. Независимость от органов государственной власти, управления и других организаций. Законность. Гласность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.019 с.)