Гласность судебного разбирательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гласность судебного разбирательства



Гласность процесса означает его открытость для всех граждан и общества в целом.

Важность данного положения столь высока, что оно закреплено на конституционном уровне. «Разбирательство во всех судах открытое, – говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ. – Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Согласно части 5 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» «Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренным федеральным законом». В ГПК РФ (ст. 10) и АПК РФ (ст. 11) проведения гласного судебного разбирательства размещено в одних главах с другими принципами. Согласно ст. 241 УПК РФ гласность формально является одним из общих условий судебного разбирательства, а не принципом всего процесса. Такое законодательное решение предопределено наличием в уголовном судопроизводстве досудебных стадий, которым гласность, как общее правило, не присуща. Применительно к организации и осуществлению правосудия гласность, несомненно, является наиболее общим принципиальным положением. Именно в таком виде гласность в деятельности судов предусмотрена ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ».

Итак, гласность означает, что доступ в зал судебного заседания для всех граждан старше 16 лет свободный. Лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Проведение фотографирования, киносъемки или трансляции судебного разбирательства по радио и телевидению допускаются с разрешения председательствующего (ч. 5 ст. 241 УПК РФ). Закон не определяет основания и мотивы возможного запрета, что, однако, не свидетельствует о наличии у председательствующего права произвольно запретить применение указанных средств фиксации и передачи информации. Запрет должен быть обоснован и мотивирован. Злоупотребление полномочием на запрет недопустимо, поскольку приводит к нарушению конституционных прав граждан. Открытость производства в судах предполагает также свободное распространение полученных сведений среди иных граждан в быту или в ходе официальных мероприятий, а также опубликование в печати и отражение в электронных СМИ.

 

О заинтересованности судебной власти в неуклонном выполнении конституционного положения о гласности судопроизводства свидетельствует принятие Пленумом Верховного Суда РФ Постановления «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» № 35 от 13 декабря 2012 г. В данном документе показано высокое значение открытости судопроизводства. В частности, сказано, что «открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду».

 

16. Система судов общей юрисдикции

 

Система судов общей юрисдикции – это возглавляемая Верховным Судом РФ совокупность судов (федеральных и местных), связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (все перечисленные в данном пункте суды закон объединяет общим наименованием – районные суды);

4) военные суды;

5) специализированные суды.

 

Все суды ОЮ представляют из себя систему судов.

 

 

17. Понятие и принципы организации системы судов общей юрисдикции.

 

Система судов ОЮ - это возглавляемая Верховным судом РФ совокупность судов, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об АП.

Принципы:

В основу построения и функционирования системы судов общей юрисдикции положены три основополагающих принципа.

1. Единство системы судов общей юрисдикции.

Признаками единства системы общих судов являются: а) объединение всех судов высшим судебным органом – Верховным Судом РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ (ст. 126) и ФКЗ «О судебной системе РФ» (ч. 1. ст. 19); б) наличие одинаковых по своей правовой сущности связей между ее выше- и нижестоящими звеньями как по линии гражданских, так и по линии военных судов. Решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу, обжалуются в вышестоящий суд в апелляционном порядке. Это характерно для взаимоотношений всех звеньев.; в) отсутствие организационно изолированных друг от друга судов, управомоченных рассматривать только уголовные, гражданские дела или дела об административных правонарушениях. г) осуществление контроля за деятельностью мировых судей федеральными судами. Несмотря на организационную специфику формирования института мировых судей (это – суды субъектов федерации), процессуальный порядок пересмотра принятых ими решений не отличается от порядка пересмотра судебных решений, принимаемых другими судами

В этом смысле у нас нет отдельных систем федеральных судов и судов субъектов федерации, система судов общей юрисдикции единая.

2. Соответствие административно-территориальному делению страны при учете ее федеративного устройства.

Органы судебной власти созданы в каждом субъекте федерации и практически в каждом административном районе (ст.ст. 24, 32 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»). Это обеспечивает максимальный доступ населения к правосудию, поскольку суды приближены к месту проживания граждан. В каждом судебном районе работает как минимум один мировой судья, в крупных районах имеется несколько судебных участков мировых судей. В республиках реализованы те же самые подходы к организации судебной власти, что и в других регионах. Решения верховных судов республик подлежат пересмотру в Верховном Суде РФ по тем же правилам, что и решения судов иных субъектов федерации. Поэтому построение органов судебной власти реализовано, скорее, как в унитарном, чем федеративном государстве. В этом особенность. Федеративное устройство проявляется в наименовании высших судебных органов республик, отчасти в наличии в субъектах федерации мировых судей и в некоторых других принципиально не влияющих на ситуацию признаках.

Обоснованным исключением из рассматриваемого принципа является организация военных судов. Дислокация Вооруженных Сил не всегда совпадает с административно-территориальным делением страны. Воинские подразделения в силу международных соглашений могут находиться за пределами территории государства. Военные суды в связи с этим организованы в соответствии со структурой Вооруженных Сил.

Принципы единства системы судов общей юрисдикции и соответствия ее построения административно-территориальному делению страны при учете федеративного устройства делают судебную систему достаточно сильным гарантом целостности российского государства.

3.Нижестоящие звенья (районные суды и мировые судьи) – основные звенья системы судов общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Верховный Суд РФ, а ниже, к расширяющемуся основанию, расположены суды каждого из субъектов федерации, районные суды и, далее, мировые судьи. Чем ниже уровень суда, тем больше их количество. Это обстоятельство организационно способствует доступу населения к правосудию. В этих же целях, а также для обеспечения защиты интересов граждан последовательно в каждом из судов, входящих в систему, законодатель практически все (за небольшим исключением) уголовные и гражданские дела относит к подсудности районных и мировых судов. Таким образом, «вход» в систему судов общей юрисдикции осуществляется через основание пирамиды. Основную массу дел рассматривают районные суды (примерно 50-55%) и мировые судьи (примерно 40-45%). Участники судопроизводства имеют право обжаловать принятое решение в установленном порядке сначала в суд, непосредственно стоящий над судом, принявшим решение, затем, в следующее звено, и, наконец, в Верховный Суд РФ. Наличие иерархически выстроенной системы судов (вышестоящий суд контролирует качество осуществления правосудия нижестоящим судом) обеспечивает доступ к правосудию и своевременное устранение судебных ошибок. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью всех нижестоящих судебных звеньев, определяет судебную политику по относящимся к компетенции судов общей юрисдикции делам.

 

18. Звено судебной системы

Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией. Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену.

 

Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.

Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.

Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.

Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.

Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.

 

19. Судебная инстанция

Понятие судебная инстанция является судопроизводственным. Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение, выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Суд первой инстанции –именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Суд второй инстанции – Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 УПК РФ.

Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой.

Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание.

Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость.

Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ.

Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ. Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Существует понятие «инстанционность», означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции.

 

 

20. Судебная компетенция. Подсудность.

Судебная компетенция — совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. Определить компетенцию, значит – указать какие категории дел рассматривает по первой инстанции.

К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.

Подсудность — отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяет, какой суд первой инстанции должен рассматривать это дело. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Виды подсудности:

Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.

Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ).

Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ).

Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам.

Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.

В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).

21. Мировые судьи

Мировой суд является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Собранием субъекта, а так же избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» — на основании которого принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»; общий статус мировых судей и основные положения порядка назначения мировых судей устанавливаются Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Компетенция мирового судьи определяется ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» и конкретизируется в отраслевом процессуальном законодательстве: ч. 1 ст. 31 УПК РФ, ст. 23 ГПК РФ, ст. 23.1 КоАП РФ). Мировой судья рассматривает дела в первой инстанции. Применительно к гражданскому судопроизводству мировой судья рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

По действующему судоустройственному и процессуальному законодательству мировой судья включен в систему судов общей юрисдикции. По своему статусу он в той же мере представитель государственной власти, что и любой другой федеральный судья. Мировой судья рассматривает дела о преступлениях, предусмотренных федеральным законом – Уголовным кодексом РФ. Порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях применительно к производству у мирового судьи не дифференцирован. В соответствии с принципом состязательности пределы активности мирового судьи по собиранию доказательств ограничены в той же мере, что и федеральных судей. Приговоры и решения мирового судьи подлежат пересмотру вышестоящими федеральными судами. Мировой судья имеет такой же статус, те же гарантии независимости, что и федеральный судья.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют, что социальная и правовая природа современных мировых судов иная, чем у исторических предшественников и наличие аналогии между ними не столь очевидно.

 

Избираются: первый раз на срок не более 5 лет, во второй – не менее 5 лет.

 

22. Районный (городской) суд

Районный суд — в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

Районные суды (глава 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»). Районные суды представляют собой второе звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими судами по отношению к мировым судьям и – нижестоящими по отношению к областным, краевым и другим судам субъектов федерации. Районные суды относятся к федеральным судам.

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов (ст. 32 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»).

 

Состоят из председателя суда и судей. В многочисленных судах имеется должность заместителя председателя. Назначаются на должность президентом РФ. Осуществляют производство в сфере уголовного и гражданского процессов, а также рассматривают дела об АП.

В качестве суда 1-ой инстанции рассматривают основную массу уголовных дел.

Районные суды формируются в составе председателя суда, его заместителей и судей.

Районным судам подсудны все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, а также вышестоящим и специализированным судам (ст. 24 ГПК РФ). Районные суды уполномочены пересматривать вступившие в законную силу решения, принятые этими же судами в качестве суда первой инстанции, в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Будучи вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, районный суд уполномочен осуществлять проверку законности и обоснованности их решений в апелляционном порядке. Районные суды вправе разрешать ходатайства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан. На эти суды возложен контроль за обоснованностью принудительной госпитализации лиц в психиатрический стационар, а также иных действий, ограничивающих личную неприкосновенность граждан.

 

 

23. Областной (краевой) суд.

В каждом субъекте РФ создан высший для этого субъекта суд. В зависимости от вида субъекта это – Верховный суд республики, областной, краевой, суд города федерального значения, автономного округа и области. Все они обладают равной компетенцией. Суды третьего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда 1-ой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшемся обстоятельствам.

Во главе каждого из судов стоит председатель, первый заместитель, заместитель председателя.

К,В Структура

Президиум

 

Судебная коллегия судебная коллегия

По уголовным делам по гражданским делам

 

 


Рассматривает в качестве суда по 1ой инстанции рассматривает

1-ой инстанции уголовные дела, гражданские дела, отнесенные

Отнесенные к подсудности данных законом к подсудности данного

Судов (ч.3 ст.31 УПК) 1, А звена (ст.26 ГПК) 1, А, В

 

Президиум – самостоятельное судебное подразделение, наделенное полномочиями по осуществлению правосудия в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

В составе каждого из судов действуют судебные коллегии по уголовным и гражданским делам. Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции (1) уголовные дела, отнесенные к подсудности данных судов (ч. 3 ст. 31 УПК РФ). В апелляционном порядке (А) она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в апелляционном порядке. Основной объем работы приходится на апелляционное производство. По первой инстанции суды субъектов федерации в последние годы рассматривают менее одного процента от общего количества рассмотренных судебными органами страны уголовных дел. Обозначилась нормативная тенденция к дальнейшему снижению нагрузки областных и равных им судов по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции

 

24. Верховный Суд Российской Федерации

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ
Пленум
Президиум
Военная коллегия ВС РФ
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ
А, К, В
I, А, К, В
I (граж.), А, К, В
Апелляционная коллегия ВС РФ
А, В
I, А, К, В
Н, В

Возглавляет Верховный Суд РФ его председатель, который имеет первого заместителя и заместителей председателя. Заместители председателя суда являются по должности председателями соответствующих судебных коллегий.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе его председателя, заместителей председателя и судей. Иными словами можно определить, что Пленум представляет собой общее собрание всех судей. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и иные лица. Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

К компетенции Пленума не относится осуществление правосудия по конкретным делам. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, которые принимаются в форме постановлений. Посредством выработки разъяснений Верховный Суд РФ обеспечивает единство понимания норм судами, прокурорами, следователями, адвокатами и иными правоприменителями.

Большую роль играет Пленум в организации работы Верховного Суда РФ. Пленум утверждает по представлению председателя суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума, научно-консультативный совет, рассматривает представления в законодательные органы РФ в порядке реализации права законодательной инициативы, заслушивает сообщения о работе Президиума суда и отчеты председателей коллегий, решает другие вопросы.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя суда. В состав президиума по должности входят руководители суда. Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.

В отличие от Пленума Президиум суда наряду с организационными вопросами (рассмотрение материалов изучения судебной практики, анализ судебной статистики, организация работы судебных коллегий и аппарата суда и т.д.) осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам в надзорном порядке (Н) и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (В). Президиум является последней инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Однако в Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу постановления ранее принятые данной инстанцией (п. 5 ч. 3 ст. 4121 УПК РФ). Специфика производства по вновь открывшимся обстоятельствам также позволяет осуществлять проверку законности и обоснованности приговора или решения неоднократно.

Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ, а также рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 17 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»).

Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется его аппаратом, имеющим достаточно разветвленную структуру. При Верховном Суде РФ состоит научно-консультативный совет.

 

 

25. Верховные суды республик

Верховный суд республики являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики действуют в составе:

1) президиума суда; 2) судебной коллегии по гражданским делам; 3) судебной коллегии по уголовным делам.

Верховный суд республики в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Президиум верховного суда республики образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским уголовным делам верховного суда республики формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии.

Председатель верховного суда республики назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же верховного суда республики неоднократно, но не более двух раз подряд.

Заместители председателя верховного суда республики назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же верховного суда республики неоднократно, но не более двух раз подряд..

26. Военные суды

Система военных судов непосредственно Конституцией РФ не предусматривается. Согласно ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ» военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В этой статье в общем виде определена компетенция военных судов: они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (далее ФКЗ «О военных судах РФ»), а также УПК РФ (чч. 5-9 ст. 31) и ГПК РФ (ст. 25).

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции. Система военных судов состоит их двух звеньев: гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ч. 1 ст. 8 ФКЗ «О военных судах РФ»).

 

Военные суды
Окружные (флотские) военные суды
Гарнизонные военные суды
II звено
I звено

 


 

 

1,В – Гарнизонный военный суд

 

Инстанции Верховного Суда РФ, рассматривающие судебные решения, вынесенные военными судами

– Президиум (Н)

– Апелляционная коллегия (А-гражд., В)

– Военная коллегия (А, К, В)

Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Финансирование военных судов осуществляется через соответствующее управление Судебного департамента, а не через Министерство обороны. Военные суды рассматривают дела в соответствии с теми же процессуальными нормами, что и иные суды. Поэтому нет оснований говорить о том, что военные суды являются какими-то особыми (репрессивными) судебными органами. Напротив, они достаточно эффективно обеспечивают защиту прав и законных интересов военнослужащих. Большинство рассматриваемых ими дел – гражданские дела по искам военнослужащих

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

- нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности военных судов относятся (ст. 7):

- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.091 с.)