Продовольственный комплекс национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продовольственный комплекс национальной экономики



 

В начале ХХI в. главной формой голодания стало:

· количественное недопотребление продовольствия;

· невысокое качество продовольствия;

· низкое содержание основных питательных веществ (витаминов, микронутриентов, микроэлементов).

Считается, что в современном мире около 800 млн чел. не получают питания, достаточного для нормальной жизни и работы.

Эта проблема снята в богатых странах с населением 25–30 % планеты, но сохранилась в большинстве развивающихся стран, в некоторых странах СНГ, а также частично в России.

Крайне отрицательное воздействие на производство продовольствия оказывает эпидемия СПИДа. СПИД нейтрализует высокую рождаемость в Африке и Южной Азии, где эпидемия особенно сильна.

Согласно прогнозам ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), уменьшить вдвое число недоедающих удастся не раньше 2030 г.

Самообеспеченность продовольствием:

100 % – в 7 странах;

70–80 % – в 75 странах;

50–60 % – в 50 странах с населением более 1 млрд чел.

Население планеты неуклонно растет (в 2020 г. – 7,5 млрд чел.), а мировые запасы зерна застыли на самой низкой отметке.

В развивающихся странах (LDC) производится питания в 16 раз меньше на одного жителя, чем в развитых странах.

Голод разместился в странах с трехмиллиардным населением.

Голодают целые народы: Бангладеш, Сомали, Эфиопия, Мозамбик, Судан.

Чтобы довести уровень питания в LDC до уровня развитых стран, надо мировое производство продовольствия увеличить в 7–8 раз. При существующих технологиях этого не выдержит земля и животный мир планеты.

Продовольственная проблема по своему характеру не аграрно-роизводственная, а прежде всего социально-экономическая.

Пока существует бедность и малообеспеченность, резкая дифференциация в доходах, нельзя одержать победу над голодом.

В мировой продовольственной проблеме появились новые аспекты, полярно противоположные традиционным формам ее проявления – недуги изобилия. Народы болеют:

· одни от истощения (60 %);

· другие от переедания (12 %).

Основные проблемы изобилия:

1) излишний вес, тучность;

2) пищевая аллергия;

3) пищевая чувствительность и сверхчувствительность;

4) инфекционные желудочные заболевания.

Международная организация здравоохранения ООН разработала методику определения лишнего веса и тучности: вес человека в килограммах соотносится с квадратом его роста в метрах.

Если соотношение составляет 25–29,9 кг/м в квадрате, то это избыточный вес, если оно выше – это тучность.

Тучность «демократизировалась» и все чаще проявляется в бедных семьях и в развивающихся странах. В России – это треть населения. В Китае – 15 % населения (1992 г.). В США – 25–30 %.

Причины:

· «зеленая революция» – резкое увеличение производства зерновых культур и снижение мировых цен на них;

· «мясная революция» – быстрый рост продуктов животноводства, особенно в развивающихся странах. К 2020 г. они будут производить 60 % мяса и 52 % молока. Китай станет самым крупным продуцентом мяса, а Индия – молока;

· «революция рациона» – увеличение в рационе содержания белков, жиров и сахаридов;

· быстрое питание.

Из каждого доллара, потраченного на продукты питания, почти 80 центов составляет плата за переработку, упаковку, транспортировку, хранение и сбыт продовольствия. Фермерам достается лишь 20 центов.

Отсюда тенденция превращения продовольствия в питательную смесь.

Другая проблема изобилия – пищевая аллергия на определенные виды продовольствия. Это издержки современного высокотехнологичного способа производства и переработки многих продуктов.

Причины:

· использование дешевого продовольствия;

· по сниженным ценам из-за угрозы порчи.

Пищевая сверхчувствительность – не столь ярко выражена, как аллергия, но это также скрытая проблема здоровья. Симптомами пищевой чувствительности являются головная боль, беспокойство, неспособность сконцентрироваться на работе, у детей – повышенная агрессивность, трудности в развитии речи, постоянный насморк, зуд в горле.

Одна из основных причин – генетически модифицированное продовольствие. Прокормить население Земли на основе экстенсивного сельского хозяйства невозможно. Биотехнология – основа экономики ХХI в. Одно из ее направлений – генная инженерия (изменение генотипа растений и животных на основе рекомбинации ДНК) – привело к возникновению генетически модифицированных продуктов питания (ГМ). Они получили наибольшее распространение не в бедных странах, а в развитых государствах, где права интеллектуальной собственности защищены.

Согласно оценкам, ГМ культурами засеяно около 100 млн акров (40 млн га), из которых 70 млн га приходится на США. Генетическому вмешательству раньше других подверглись кукуруза и соя. Они входят в состав 60–70 % расфасованных товаров.

Генетическая модификация охватывает хлопок, лен, цикорий, картофель, тыкву, кабачки, сахарную свеклу, помидоры и редиску.

В США за 30 лет достигнуто утроение урожайности без увеличения объемов удобрения и техники.

Объем ежегодных продаж трансгенных продуктов в мире достиг 20 млрд долл.

В основном в США производятся генетическая кукуруза, «искусственный» рис (золотой рис), молоко из сои.

Биотехнология в России по некоторым позициям – на мировых рубежах. Каждый третий специалист в этой области уехал за границу, утеряны прежние позиции в генетике (акад. Н.И. Вавилов).

В Европе развернулось мощное движение против допуска трансгенных продуктов на пищевые рынки. Генная инженерия запрещена в Швейцарии. Овца Долли – вмешательство в природу.

В США продукцию генной инженерии производят, но не потребляют: генетического зерна – 35 %, гормонального мяса – 40 %. Этими продуктами США оказывают гуманитарную помощь разным странам. Ряд государств Азии и Африки уже отказались от такой помощи.

В России, наоборот, хлынул поток трансгенных продуктов (кукурузы и сои). Это нарушение российского законодательства.

Согласно Евростандарту о безопасности пищевой продукции доля допустимого объема генетически модифицированных объектов (ГМО) в каждом продукте не должна превышать 0,5 %.[17]

Однако государство не готово к проведению научной экспертизы и идентификации товаров на предмет содержания ГМО, не в состоянии обеспечить научно-обоснованное подтверждение безопасности ГМО.

ГМ не являются альтернативой натуральному сельскому хозяйству. Состоятельные потребители предпочитают натуральное земледелие, поставляющее на рынок экологически чистые продукты. Обычно такие продукты в 2–3 раза дороже высокотехнологичных аналогов. В каком-то смысле – это шаг назад в технологическом прогрессе земледелия. Это новый виток развития.

Продовольственная безопасность:

· официальный в мировой практике термин;

· используется с 1972–1973 гг.;

· характеристика состояния продовольственного фонда страны.

Продовольственная безопасность – способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность.

Уровень продовольственного достатка должен быть сбалансирован в количественном и качественном аспектах, по энергетическому потенциалу (в килокалориях), по соотношению необходимых питательных веществ.

Продовольственная безопасность предполагает:

· экономическую доступность продуктов питания (финансовые возможности);

· физическую доступность продуктов питания (наличие продовольствия повсеместно);

· самообеспечение с учетом природно-климатических условий страны;

· дополнительный импорт дефицитных продуктов.

Продовольственный фонд – самое важное богатство, удовлетворяет первичные потребности.

Показатели продовольственной безопасности:

· уровень и динамика потребления основных продуктов питания;

· уровень самообеспеченности страны продовольствием;

· импорт продовольствия (критическое значение – не более 20 %).

Термину «продовольственная безопасность» противостоит термин «продовольственная агрессия» – удушение импортом отечественного сельскохозяйственного производства.

Продовольственная безопасность России под угрозой. Импорт продовольствия в 2003 г. составил фактически 36 % его внутреннего потребления. Например, мясо – 36 %, птица – 63 %, масло – 52 %.[18]

В крупных городах России импортные продовольственные товары составляют 40–70 %. Продовольственные ресурсы составляют 22–25 % всего импорта страны, на что ежегодно затрачивается 9–10 млрд долл.[19]

По уровню потребления отечественных продуктов питания население России находилось:

· в 70-е гг. – в первой десятке стран мира;

· 2002 г. – 65–67 место.

Потребности российского населения в продовольствии никогда не удовлетворялись полностью. До рыночной реформы – невиданный дефицит. Номинальные денежные доходы существенно опережали производство.

С наступлением рынка производство сельскохозяйственной продукции сократилось: зерно – на 30 %, мясо и молоко – на 50 %. Падение производства частично компенсируется импортом. Порог продовольственной безопасности перейден.

Таблица 6.8

Потребление основных продуктов питания

по РФ на душу населения в год, кг (по данным Росстата)

 

  Рациональные нормы потребления Потребление на душу населения в 2007 г.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо    
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко    
Яйцо и яйцепродукты, шт    
Сахар    
Картофель    
Овощи    
Фрукты и ягоды    
Хлебные продукты    

 

В структуре питания россиян низок удельный вес продуктов животноводства, фруктов и ягод, молочных продуктов и овощей

По данным западных экспертов, уровень питания в России:

· соответствует тропическому поясу;

· характеризуется как «неполное голодание».

Основу продовольственного рациона для россиян составляют хлеб, картофель, сахар.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России необходима государственная поддержка и стимулирование развития национального аграрно-продовольственного сектора, проведение мер по сокращению масштабов бедности законодательное закрепление механизма повышения доступности и качества продовольствия

Тема 7
Государственное регулирование,
планирование и экономическое
программирование национальной экономики

7.1. Место планирования в национальной экономике. Виды планирования и прогнозов

7.2. Директивное и индикативное планирование

7.3. Стратегическое планирование. Концепции и программы. Границы эффективности государственного экономического программирования

7.1. Место планирования в национальной экономике.
Виды планирования и прогнозов

 

Регулируемая рыночная экономика (несовершенная конкуренция) предполагает использование различных форм и элементов планирования, сближение государственного и корпоративного секторов экономики, непосредственную кооперацию потребителей и производителей.

Причины общегосударственного планирования экономики:

1) необходимость увязки часто не совпадающих и противоречивых интересов государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов;

2) недостаточность рыночного саморегулирования экономики на основе рыночных цен, соотношения спроса, предложения и конкуренции (например, в сфере природопользования и охраны окружающей среды);

3) неспособность рынка обеспечить комплексное развитие экономики всех регионов, включая регионы с неблагоприятными условиями производства. Рынок усугубляет региональные диспропорции, так как способствует перераспределению инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов в пользу регионов с развитой инфраструктурой и высоким производственным потенциалом;

4) отсутствие макроэкономической устойчивости экономики.

Указанные проблемы может решать только государственное регулирование на основе планирования.

Общегосударственное планирование определяет основные направления развития экономики, устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей.

Планирование – важный инструмент реализации социально-экономической политики государства. Это создание концепции социально-экономического развития государства (цели, приоритеты, основные направления структурной, инвестиционной и др. политики).

В рыночной экономике общегосударственное планирование представлено:

· бюджетным планированием;

· государственными социально-экономическими программами;

· федеральными целевыми программами (ФЦП);

· государственными заказами;

· планированием государственного сектора экономики.

Планирование как таковое в советский период дискредитировало себя директивным характером планов, завышенными безальтернативными количественными показателями, отсутствием ответственности за конечные результаты планирования. Не случайно период рыночного реформирования экономики России характеризуется негативным отношением к планированию. Это объясняется опытом плановой советской экономики, характеризующейся чрезмерной детализацией и общественным характером планирования. В результате в первые годы реформ от экономического планирования фактически отказались и заменили его разработкой прогнозов социально-экономического развития.

Однако это не означает отсутствия эффективности плановой экономики в целом. Жесткое макроэкономическое планирование в форме директивного (командно-административного), а иногда индирективного (с применением преимущественно экономических регуляторов деятельности государственных предприятий) позволило советскому правительству превратить страну во вторую в мире индустриальную и военную державу (В. Леонтьев).

Общегосударственное планирование особенно важно в условиях становления рыночных отношений, когда требуется трансформация сложившейся структуры экономики в пользу производства товаров и услуг. Общегосударственное планирование базируется на научно обоснованном прогнозировании. Социально-экономические прогнозы – начальный этап процесса принятия плановых решений. В этом смысле разделение процессов планирования и прогнозирования условно.

Прогноз – научнообоснованная гипотеза о возможном состоянии объекта в перспективе, о сроках и способах достижения намеченных целей.

Можно выделить две большие группы прогнозов:

1) базовые (демографические, природных ресурсов, НТП, экологические, внешнеэкономические, внутриполитические);

2) социально-экономические (прогнозы экономического роста, совокупного спроса, отраслевой структуры, уровня инфляции, качества жизни населения, занятости и др.).

В зависимости от логики исследования различают нормативный (методы и средства достижения желаемого состояния объекта в будущем) и поисковый (возможные состояния объекта в будущем) прогнозы.

В зависимости от возможностей воздействия на процессы развития экономики различают активные и пассивные прогнозы.

В зависимости от степени вероятности прогнозируемых явлений прогнозы делятся на вариантные и инвариантные (дается только один вариант развития событий в будущем).

По способу предоставления информации различают точечные прогнозы (темпы роста ВВП – 6 %) и интервальные прогнозы (3–4 %).

По масштабу прогнозирования выделяют макроэкономические прогнозы, структурные (межотраслевые, межрегиональные), региональные, отраслевые прогнозы.

По времени упреждения прогнозы классифицируются на долгосрочные (5–10 лет и более), среднесрочные (3–5 лет), краткосрочные (ежегодные, квартальные), оперативные прогнозы (до одного месяца).

Обычно прогноз имеет несколько сценариев.

Сценарий – это описание будущего состояния объекта прогнозирования в зависимости от воздействия факторов прогнозного фонда. Как правило, разрабатываются пессимистический, оптимистический и оптимально-реалистический сценарии.

Прогнозы национальной экономики России еще не стали действенным средством обоснования стратегических решений в области макроэкономики. Например, события августа 1998 г., резкое падение курса рубля и последующее сокращение производства, не были отражены ни в одном официальном прогнозе (Министерства экономики, Института макроэкономических исследований, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ). Забыты достижения отечественной науки в области межотраслевых исследований, не получили должного применения системы оптимизационного прогнозирования. Единственная сфера, где есть практические результаты и систематические прогнозы, – это валютный рынок и рынок краткосрочных ценных бумаг.

Планы базируются на основе прогнозов, из которых выбирается один, наиболее приемлемый. Иногда разрабатывается резервный, аварийный вариант плана. План необязательно точно соответствует выбранному варианту прогноза.

Планы имеют конкретные числовые параметры (показатели), отражающие конечные цели социально-экономического развития, промежуточные результаты, затраты ресурсов для их достижения.

Планы носят политический характер, соответствуют проводимой государственной политике и необязательно базируются только на экономических критериях.

Планирование осуществляется на всех уровнях управления:

· федеральном и региональном;

· местном (органами местного самоуправления);

· на уровне предприятий.

· Планирование можно разделить:

· на директивное и индикативное;

· стратегическое и тактическое.

7.2. Директивное и индикативное планирование

 

Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона. Особенность директивных планов:

· адресный характер;

· формирование сверху;

· обязательность для исполнителей;

· ответственность исполнителей;

· установление плановых заданий;

· распределение ресурсов.

В условиях рынка имеют место лишь элементы директивного планирования применительно к государственному сектору экономики. Определенной степенью директивности обладают:

· госбюджет – основной финансовый план на макроэкономическом уровне;

· федеральные целевые программы;

· планы поставок продукции для общегосударственных нужд;

· планы работы внутри корпоративных предприятий.

Рыночная система, сохраняя государственный сектор, базируется уже преимущественно на отношениях частной собственности, что обусловливает преобладание формы индикативного планирования.

Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде определенных индикаторов и разработка косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения.

Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий, домохозяйств в условиях рынка.

Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.

Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов - параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.

Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них необязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.

Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.

Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы.

Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представителей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений. В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры.

Индикативное планирование в такой форме выступает одновременно и институтом государственного регулирования экономики, и институтом саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику.

В экономической литературе, посвященной данной проблематике (работы С. Глазьева, Е. Балацкого, В. Шумейко, В. Дудкина, Е. Хрусталева), отмечаются следующие характерные условия индикативного планирования:

· составляемые плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно направления развития экономики;

· фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах государственных предприятий;

· согласование показателей плана, проверка их на совместимость и сбалансированность.

Прямой задачей плана здесь выступает координация использования прежде всего государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений остальных хозяйствующих субъектов. Однако устанавливаемые макроэкономические параметры (прогнозные показатели темпов экономического роста, инфляции, безработицы и др.) призваны способствовать формированию экономической среды, влияющей на деятельность всего частнопредпринимательского сектора.

Таким образом, индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор:

· весьма опосредованным образом (через государственные предприятия);

· преимущественно через спрос, его стимулирующий, или

осуществляется по законам рынка.

На макроэкономическом уровне директивное централизованное планирование не используется практически нигде, и в России в том числе. Механизм саморегулирования в индустриально развитой экономике включает обычно следующие рычаги: рыночные, контрактные и индикативного планирования. Именно индикативное планирование на макроуровне доказало свою высокую эффективность в качестве средства государственного регулирования и решения крупных научно-технических проектов во многих странах мира. Это, в частности, подтверждается практикой разработки 5-летних индикативных планов в Южной Корее, Италии и Германии, «отраслевых планов» во Франции, предполагающих создание «национальных чемпионов» (крупнейших предприятий отрасли), стимулирование экономического роста и разработку долгосрочных ориентиров экономики.

Термин «индикативное планирование» ввел К. Ландауэр в книге «Теория национального экономического планирования» (1944). Индикативное планирование бывает конъюнктурным и стратегическим. Сейчас преобладает стратегическое.

7.3. Стратегическое планирование. Концепции и программы

 

Стратегическое планирование отражает основные направления развития объекта, включает среднесрочные и долгосрочные цели и определение путей их достижения. Стратегическое планирование обязательно предусматривает возможные изменения внешней и внутренней среды и разработку мероприятий, смягчающих негативные и усиливающих позитивные воздействия.

Индикативное стратегическое планирование в Западной Европе базируется на статистических моделях: выстраиваются тренды (trend – тенденция, уклон) – основа среднесрочных прогнозов технологического развития страны, используются динамические модели экономического роста и научно-технического развития, межотраслевые балансы, выделяются средства законодательным актом о бюджете. Положительный опыт планирования национальной экономики накоплен в таких рыночных странах, как Япония, Италия, Нидерланды, Израиль и некоторых других, которые, по существу, применяли индикативное планирование.

В России индикативное стратегическое планирование также становится одним из инструментов «рыночных технологий». Важную роль в индикативном стратегическом планировании инновационного процесса играют научные концепции и государственные программы.

Концепция представляет: 1) систему научных взглядов на проблему, определенное понимание явлений и процессов; 2) научный замысел, определяющий стратегию развития при осуществлении реформ, проектов, планов программ.

После разработки концепции следует формирование программы.

Программа означает комплекс различных научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных между собой по содержанию, ресурсам, исполнителям, срокам и месту осуществления, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Программа может иметь рекомендательный или директивный характер.

В настоящее время стратегическим планом на макроуровне в России можно считать концепцию социально-экономического развития. На основе концепции правительство разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. В данной программе должны быть отражены:

· итоги развития и характеристика состояния экономики РФ;

· концепция социально-экономического развития;

· макроэкономическая политика;

· институциональные преобразования;

· инвестиционная и структурная политика;

· аграрная политика;

· экологическая политика;

· социальная политика;

· региональная экономическая политика;

· внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ ее выполнения входит составной частью в ежегодное послание президента Федеральному собранию России.

В России сложилась следующая система программ, полностью финансируемых или поддерживаемых из средств государственного бюджета: федеральные целевые, отраслевые и региональные.

Отличительная особенность современного программирования состоит в том, что этот процесс не является уже прерогативой только государства, а продвинулся на разные уровни – Евросоюза, региональный, местный и городской.

В 2002 году российское правительство приняло Стратегию экономического развития Сибири до 2020 года – документ, который должен был стать концепцией жизни данного региона. Достижение целей экономического развития Сибири, согласно программе, должно осуществляться в три этапа:

· с 2002 по 2004 гг. – этап создания организационно-экономических и институциональных условий для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири (провален);

· с 2005 по 2010 гг. – проведение реструктуризации и модернизации экономики, достижение оптимальных темпов развития Сибири;

· с 2011 по 2020 гг. – сокращение дифференциации регионов Сибири по уровню их экономического развития.

За программой стратегического развития Сибири должны стоять конкретные мероприятия, механизмы ее функционирования и финансирования. Но пока она не работает. На практике реализуются только три региональные программы – по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Калининградской области. Федеральная власть тем самым демонстрирует всему миру, что Россия не забыла про эти регионы.

За все федеральные программы отвечает Министерство экономического развития.

Количество российских федеральных целевых программ в период с 1995 по 2000 г., имело ежегодную тенденцию к значительному увеличению: 1997 г. – 56 ФЦП по 8-ми основным направлениям; 2000 г. – 127 ФЦП по 11-ти направлениям. Из них в 2000 г. фактически действовало – 82, фактически финансировались – 12, а выполнение НИОКР предусматривало 65 ФЦП.

На 2010 год реализуется 53 федеральных целевых программ. Из федерального бюджета на эти цели выделено 762,7 млрд. руб. Остальные средства были привлечены за счет бюджетов регионов, привлечения инвестиций и кредитов.

Необходимо отметить, что значительная часть общенациональных целевых программ оказалась не слишком успешной. Под российские целевые программы средства обозначаются, а не выделяются. В результате многие программы остаются только на бумаге. Отчасти по этой причине наблюдается переориентация с целевых программ внедрения тех или иных технологий на программы, ориентированные на спрос и предложение, а также на показательные проекты как национального, так и международного уровня.

Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма, которого пока нет.

Федеральные целевые программы реализуются через государственные заказы и контракты. Госзаказы обычно достаются крупным предприятиям, преимущественно оборонного комплекса. Их также получают крупные предприятия для производства новых изделий, осуществления программ НИОКР и инженерно-строительных работ. Мелкие фирмы такие привилегии не получают.

В России госзаказы выделяются ежегодно и финансируются преимущественно из федерального бюджета. Но ассигнования обозначаются, а выделяются не всегда и не полностью, что порождает цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. Один рубль, невыплаченный из федерального бюджета исполнителям госзаказа, автоматически вызывает 6–7 рублей неплатежей.

В последние десятилетия обозначилась тенденция сокращения или стабилизации государственного заказа на исследования и разработки в корпорациях. Заказов не хватает сегодня на всех предприятиях атомной промышленности.

Указанная тенденция сокращения оборонного государственного заказа является отражением общей тенденции сокращения прямого государственного участия в финансировании, установления новой структуры приоритетов бюджетного финансирования.

Однако относительное снижение объема государственного финансирования оборонных, космических и энергетических исследований не означает ухода государства из инновационной сферы. Роль государственного заказа науке заключается в выборе и поддержке только крупных приоритетных разработок и не сводима к искусственному поддержанию слабых научных организаций.

Постепенно на смену государственному заказу приходит косвенное государственное регулирование, заключающееся в создании благоприятных условий для предпринимательства в научно-технической сфере. Усиливается партнерство государства и частного сектора в реализации государственных программ в области ведомственных исследований.

На основе госзаказа заключаются контракты. США называют «контрактным государством», поскольку это страна с высоким качеством этих институтов. Здесь функционирует федеральная контрактная система (ФКС).

Контрактная система – второй по значимости институт, регулирующий взаимодействие экономических субъектов, продукт современного НТП и возросшей роли государства в области экономического регулирования.

Федеральные контракты применяются для выполнения заказов на главных направлениях НТП или создания систем вооружения. Это инструменты долгосрочного планирования развития науки, техники промышленного производства. С контрактами связаны такие крупнейшие научно-технические и военно-технические программы в США, как «Паларис», «Апполон», «Шатл», Интернет-2, создание трансконтинентальных бомбардировщиков В-2 и «Стелс».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.116 с.)