Трудовой потенциал национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой потенциал национальной экономики



 

Понятие «человеческие ресурсы» основано на восприятии и характеристике человека как такового, независимо от того, трудится он или нет, потребляет или не потребляет блага (табл. 6.4).

 

Таблица 6.4

Доля стран в мировом населении, %

Страны        
РОССИЯ 4,311 4,03 2,34 1,04
США 4,63 6,26 4,55 3,96
Япония 2,67 3,32 2,04 1,09
Англия 2,33 2,01 0,95 0,59
Франция 2,46 1,66 0,95 0,62
Китай 24,24 22,01 20,47 14,59

 

Трудовые ресурсы – это часть человеческих ресурсов, имеющая непосредственное отношение к труду или к созданию трудового резерва.

В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки), иностранные трудовые мигранты.

В РФ нижняя граница трудоспособного возраста – 16 лет. Верхняя для женщин – 54 лет, для мужчин – 59 лет (табл. 6.5). Для характеристики трудовых ресурсов используется понятие «экономически активное население». Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Включает занятых и безработных.

К занятым относятся лица 16-ти лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

· выполняли работу по найму за вознаграждение в условиях полного или неполного рабочего времени;

· временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, отпуска, нахождения в резерве, обучения;

· выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица, которые:

· не имели доходного занятия;

· занимались поиском работы (обращались в службы занятости, помещали объявления в печати);

· были готовы приступить к работе;

· выполняли оплачиваемые общественные работы через службу занятости.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Не признаются безработными и считаются занятыми граждане:

· выполняющие работы по договорам с предприятиями, авторским договорам, члены артелей;

· являющиеся учредителями организаций, кроме религиозных;

· уволенные более одного раза в течение одного года за нарушение трудовой дисциплины;

· после длительного перерыва в работе;

· ранее не работавшие, без профессии;

· состоящие на учете в службе занятости более 18 месяцев.[14]

Экономически неактивное население не входит в состав рабочей силы, т. е. занятых и безработных. Это:

· учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения;

· лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, по потере кормильца и по инвалидности;

· лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными;

· лица, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск;

· лица, которым нет необходимости работать.

Уровень безработицы = численность безработных / численность экономически активного населения * 100 %.

Таблица 6.5

Трудовые ресурсы и занятость населения

 

       
Численность экономически активного населения, всего      
Занятые в экономике, всего      
Безработные, всего      
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости      

Численность экономически активного населения в августе 2010г. составила 76,5 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны. Занятые — 71,0 млн человек, безработные — 5,2 млн человек.

В 2008 году удельный вес численности женщин в общей численности занятых в экономике России составлял 49,2 %, что на 1,2 процентных пункта превышало показатель 1999 года. По данным на 2008 год, средний возраст занятых в экономике России составляет 39,7 лет.

Для субъекта РФ численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит от сальдо межрегиональной трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в регион и выездом рабочей силы из региона, что увеличивает либо уменьшает трудовые ресурсы региона.

Количественный состав трудовых ресурсов зависит:

· от процессов естественного прироста;

· направлений миграций в стране;

· сальдо миграций в данном регионе.

Основной источник трудовых ресурсов – аграрный сектор экономики. Из этого сектора любой развивающейся страны можно увеличить трудовые ресурсы.

Высокоразвитое хозяйство нуждается в притоке квалифицированной рабочей силы и, следовательно, прибегает к импорту трудовых ресурсов. Надо поощрять приток из стран СНГ. Например, упростить процедуру получения гражданства для русскоязычных выходцев из стран СНГ. Двадцать миллионов человек стремится переехать в Россию. Это большой резерв, у многих достаточно хороший уровень образования.

Размещение трудовых ресурсов возможно за счет размещения капитала в других странах и организации там филиалов и дочерних предприятий.

Само по себе наличие трудовых ресурсов не означает экономической эффективности их использования. В условиях высокоразвитой экономики наблюдается дефицит творческих профессий при избытке трудовых ресурсов.

Проблему дефицита трудовых ресурсов осложняет демографический кризис.

Качественный состав трудовых ресурсов определяется:

· сложившимися навыками населения;

· уровнем образования;

· национальными трудовыми традициями.

Производственная занятость женщин влечет за собой процесс сокращения коэффициента фертильности – числа рождений, приходящихся на одну женщину (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Общий коэффициент фертильности

Страны 1950–1955 1975–1980 1995–2000
Германия 2,16 1,52 1,34
Испания 2,57 2,57 1,19
Россия 2,85 1,94 1,25
Франция 2,73 1,86 1,76

Источник: Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №8. – С. 37.

 

Данная ситуация показывает специфику социалистической модели индустриализации в России. Необычно раннее вовлечение женщин в занятость вне домашнего хозяйства. Уже в 1950 г. доля женщин в общем числе занятых в России была выше, чем во Франции и Германии в 2000 г.

Этот процесс развивается в России, Германии, Франции и Испании. Но падение среднего числа рождений на одну женщину начинается в России примерно на два поколения раньше, чем в странах-лидерах.

Особой разновидностью трудовых ресурсов является человеческий капитал. Специфика человеческого капитала:

· фактор экономического роста;

· главная ценность общества;

· инвестиции в человеческий капитал превосходят вложения в вещественный капитал.

С чем это связано? Уменьшился временной лаг, разрыв в количестве лет для смены технологий и подготовки кадров для них. Раньше радикальные технические изменения в общественном производстве происходили через 35–40 лет. Знаний, полученных в вузах, хватало почти на всю трудовую жизнь специалиста.

В современных условиях средний период обновления технологий – 4–5 лет. А сроки подготовки квалифицированных работников, наоборот, возросли. В 1950 г. на долю вещественного капитала приходилось 52–53 % совокупного капитала, в 1998 г. – только 31–33 %. В США удельный вес человеческого капитала поднялся даже до 74–76 %.

В настоящее время понятие национального богатства получает более широкое толкование за счет включения в него наряду с вещественными элементами капитала, финансовыми активами, материализованные знания и способности людей к производительному труду.

Накопленные научные знания, в частности овеществленные в новой технологии, вложения в здоровье человека стали учитывать в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму.

Кадровый потенциал страны характеризуется следующими параметрами:

· отраслевой и профессионально квалифицированной структурой рабочей силы;

· уровнем квалификации рабочей силы;

· производственным опытом;

· половозрастным составом.

Большая доля занятых приходится на сферу услуг. В середине 90‑х г. в США в сфере услуг было сосредоточено более 80 % работников умственного труда и 87 % работников высшей квалификации.

Анализ профессионально-квалифицированных сдвигов в структуре занятости свидетельствует о тенденции к увеличению численности и доли высококвалифицированных групп рабочей силы, росте образования и профподготовки трудящихся.

Указанные тенденции в структуре трудовых ресурсов можно проиллюстрировать на примере Томской области.

Факторы роста конкурентоспособности трудовых ресурсов в Томской области:

· Доля работающего населения с высшим образованием (одна из самых высоких в Сибирском федеральном округе и в России);

· По значению индекса развития человеческого потенциала, разработанному ООН, в 2001 году область занимает 5 рейтинговое место;

· Сформирована система профессионального образования;

· Развитые социальная и телекоммуникационная инфраструктуры (высокая концентрация научно-образовательных, медицинских и культурных учреждений);

· Наличие компаний с мировым именем, более 230 инновационных компаний с историей успеха.

Факторы ограничения конкурентоспособности трудовых ресурсов в Томской области:

· Высокая доля бедного населения (13 % по итогам 2008 года) и дифференциация по уровню доходов.

· Негативная демографическая ситуация (сокращение численности, старение населения, высокий уровень смертности и заболеваемости).

· Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда ведут к структурной безработице.

· Низкий уровень территориальной мобильности.

Основные задачи по развитию конкурентоспособности трудовых ресурсов:

1. Разработка и реализация программы повышения качества жизни населения Томской области (в рамках программы развития конкурентоспособности региона).

2. Сокращение экономической бедности, (формирование эффективной структуры занятости, повышение доходов населения).

3. Развитие кадрового потенциала территории (реформирование системы образования, межбюджетных отношений, административная реформа).

Научный потенциал страны

 

Важнейшим фактором экономического развития становится научный потенциал.

Научно-технический потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем

Научный потенциал страны состоит из ученых, разработчиков и собственной научно-технической базы. Его составляющими являются также степень развития технологической кооперации, состояние приборно-экспериментального парка, доступ к информации, система управления, а также вся инфраструктура поддержки и развития науки, информационного сектора, без которых современная наука и экономика в целом не могут функционировать.

Наука - это важнейшая составляющая национального богатства. Высокий уровень научного потенциала является необходимым условием устойчивого развития общества. Но если страна не прилагает усилия для проведения научных исследований, разработки и освоения новых технологий, то она неизбежно оказывается в ряду наиболее отсталых государств, теряет свою независимость и самобытность.

Еще в начале 90-х гг. прошлого столетия высокий уровень полученных и реализованных на практике достижений по многим направлениям российской науки не вызывал сомнения ни внутри страны, ни в наиболее развитых странах за рубежом. Было создано значительное число научных заделов, результаты от которых ожидались в будущем.

К сожалению, в период трансформационных преобразований в нашей стране сокращение расходов на науку в 2,5 раза превысило снижение ВВП.

Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в 3 раза численность научных исследователей. По данным ОЭСР, в России на 1000 занятых в экономике приходится 6,7 научных исследователей. По этому показателю мы значительно уступаем лидерам – Финляндии (15,4), Японии (11,0), США (9,7), Южной Корее (9,5), Франции (8,3). Произошла утрата целых научных школ. В результате упала наша доля среди научных исследователей и научных публикаций в мире.

Доля внутренних расходов на НИОКР в ВВП России снизилась в 1995 г. до 0,74%. Наметившийся после 1997 г. рост этого показателя до примерно 1,28% в 2003 г. крайне незначителен по сравнению с 2,9% в 1990 г.

При этом, доля бюджетного финансирования – 57,4 % всех затрат на НИОКР, доля средств организаций предпринимательского сектора – 20,7 %.

В развитых странах ОЭСР соотношение расходов государственного и частного сектора на НИОКР составляет 1:3 и 1:4. В России сложилось противоположное соотношение – 2,5:1. При этом у нас государство финансирует свыше половины НИОКР (56%), выполняемых частным сектором. Для стран ОЭСР этот показатель составляет всего 7%, для Китая – менее 5%.

В стоимостном выражении в 1995 г. реальные годовые расходы на науку в России сократились почти в 6 раз по сравнению с уровнем 1990 г. В 2003 г., несмотря на некоторое увеличение ассигнований, они были все еще более чем в 3 раза ниже, чем в 1990 г. Согласно Федеральному закону РФ «О науке и государственной научно-технической политике» ассигнования федерального бюджета на гражданскую науку должны быть не ниже 4% от расходов федерального бюджета, однако их реальная величина вдвое меньше (1,92% в 2003 г.). Таким образом, имеет место значительная недооценка человеческого капитала. Численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании, уменьшилась более чем в 2 раза по отношению к 1990 г.

По сравнению с развитыми странами российская наука – средняя, а инновационная сфера – малая по величине.

Таблица 6.7

Характеристика науки в России и странах ОЭСР в 2002 г.

  Внутренние затраты на НИОКР, в % к ВВП Внутренние затраты на НИОКР, долл./чел. Ассигнования из средств бюджета, % к ВВП Число исследователей на 10 тыс. чел. эк. активного населения
Россия 1,24 98,1 0,61  
Германия 2,5 665,9 0,81  
Канада 1,85 560,1 0,54  
США 2,82 991,1 0,95  
Франция 2,2 576,4 0,99  
Япония 3,09 815,8 0,72  

 

По доле затрат на науку в ВВП Россия не дотягивает даже до Чехии (1,35 % к ВВП). В Австрии, Австралии, Бельгии, Норвегии и Нидерландах – странах со средним научным потенциалом – этот показатель составляет 1,5–2 %. В Германии, Южной Корее, США, Швейцарии и Японии – 2,5–3 %

Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Ожидается, что в следующем десятилетии КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии.

В 2009 г. ассигнования федерального бюджета США на НИОКР (с учетом антикризисных стимулов) достигли 165 млрд. долл., в том числе 41,3 млрд. долл. - фундаментальные исследования; 30,7 млрд. долл. - прикладные исследования; 85,3 млрд. долл. – ОКР.

У ведущих стран расходы на гражданскую науку составляют 2-3% ВВП, а на оборонные НИОКР – менее 0,1% ВВП. Только у США на военные НИОКР расходуется 0,5% ВВП, а у Франции и Великобритании – 0,2-0,3%.

В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, РФ в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза.

По числу исследователей на 10 тыс. человек экономически активного населения Россия примерно соответствует Германии, Франции или Австралии. Таким образом, несмотря даже на двукратное снижение числа занятых в науке за годы рыночных реформ, их численность остается на уровне развитых стран (таб. 6.7).

Россия располагает 12-ю % ученых мира. Это более миллиона человек. Однако плодотворной инновационной деятельностью занимаются лишь 15 % предприятий. Научная продукция, которую они выпускают, не превышает 1,5–2 % общего экспорта страны. Если в США доходы от экспорта наукоемкой продукции достигают 740 млрд долл. в год, то в России – всего одного миллиарда.

Доля России на рынке наукоемкой продукции – всего 0,3 %. (Для сравнения: доля США составляет 36 %, Японии – 30 %).

Экономика России располагает двумя хозяйственными сравнительными преимуществами:

1) фундаментальная наука, несмотря на понесенные потери, по-режнему уступает лишь США;

2) высокий уровень образования, превосходящий уровень любой страны со сравнимыми показателями экономического развития.

Следовательно, можно делать ставку именно на эти преимущества и инвестировать в создание в России передовой отрасли научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Именно НИОКР может стать своего рода главной системообразующей отраслью экономики, определяющей ее место в мировом хозяйстве. Ее развитие предполагает совершенствование и других секторов экономики, на которые эта сфера должна опираться.

Речь идет о системе образования и культуры, о развитии отраслей поддерживающей инфраструктуры, информатики, коммуникации, приборостроения. Не может быть отдельного механизма научно-инновационного процесса. Инновационный рынок – это структурная часть национального и международного рынков. Есть единый универсальный экономический порядок рыночного хозяйства, обеспечивающий создание и тиражирование инноваций.

Инновационный путь развития сопровождается созданием таких условий для сохранения и увеличения научно-технического потенциала, форсированным наращиванием инвестиций, которые могут привлечь трехкратное увеличение числа инновационно-активных предприятий.

Только 14 % затрат на НИР в России приходится на фундаментальную науку, что явно недостаточно.

Россия не сможет сохранить свой научный потенциал вне связи с национальной экономикой, а экономика не станет конкурентоспособной без опоры на науку.

Возрастная структура научных кадров неуклонно ухудшается:

· 48 % российских ученых – старше 50 лет;

· средний возраст кандидатов наук – 53 года;

· докторов наук – 61 год;

· в среднем каждый пятый российский ученый – в пенсионном возрасте.

Растущее финансирование науки, ее привлекательность увеличат приток талантливой молодежи и приведут к восстановлению и омоложению кадрового потенциала. Пока же численность ученых в 2010 г., по оценкам экспертов, составит только 83 % от уровня 1998 г. Средний возраст ученых, имеющих степень, снизится до 48 лет. В 1998 г. он был 54 года, а в мире в среднем – 44 года[15].

Наука занимает особое место в производительных силах. Современное состояние общественного развития означает неизбежное выдвижение на первый план науки, дающей системное представление о функционировании хозяйства, его движения. Именно наука является генератором инновационного типа производства.

Наука составляет основу инновационного потенциала общества. Инновационный потенциал – это способность сферы НИОКР обеспечивать нововведениями процесс обновления производственного аппарата.

Россия пока еще располагает довольно высоким научно-техническим потенциалом и запасом нереализованных научно-технических разработок, которые позволяют ей оставаться в ряду ведущих научных держав мира.

Многими политиками без указания конкретного источника многократно озвучивалась мысль о том, что Россия располагает интеллектуальной собственностью более чем на 400 миллиардов американских долларов. Такое мифическое представление только препятствует принятию правильных решений, поскольку при неработающей промышленности интеллектуальная собственность неизбежно обесценивается.

Научно-инновационный потенциал состоит не только из ученых, разработчиков и собственной научно-технической базы. Его составляющими являются также степень развития технологической кооперации, состояние приборно-экспериментального парка, доступ к информации, система управления, а также вся инфраструктура поддержки и развития науки, информационного сектора, без которых современная наука и экономика в целом не могут функционировать.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Понятия «инновационное» и «научно техническое» являются не совсем равнозначными, и отождествлять их не следует. Первое включает в себя «научно-техническое», но не сводится к нему.

Инновации – понятие более широкое. Его ввел в 30-е годы австрийский ученый Й. Шумпетер, четко отделив изобретение (открытие нового технического знания) от инновации (практическое применение нового знания в производстве). Инновации трактуются им как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновации, осуществляемые наиболее прогрессивными предпринимателями, приводят к тому, что их индивидуальные издержки производства оказываются ниже тех, которые доминируют. Благодаря этому они получают прибыль выше нормальной.

Инновации различают:

· материально-технические (техника, технология, материалы);

· организационно-управленческие;

· информационные;

· социальные и экономические;

· правовые;

· педагогические.

Понятие «инновация» может иметь различные значения, в зависимости от конкретных целей исследования. Часто оно употребляется для обозначения новых идей, методов или устройств, а также процессов создания новых продуктов и технологий, включая управленческие, и их вывода на рынок. Наиболее широко используется для обозначения изменений в области технологий, отдельных процессов, управления, финансов, а также способов достижения этих изменений. До недавнего времени международные нормы сбора данных, предложенные в Руководстве Осло (OECD/ Eurostat, 1997), были разработаны только для технологических инноваций, которые охватывают новые продукты и процессы.

В этом смысле понятие «инновация» близко понятию «технология» (techne – секреты ремесла, «-логия» – организованное, систематизированное, целенаправленное знание), но не тождественно ему.

Инновации – это не научная деятельность, связанная с познанием законов природы, а инженерная, в результате которой создаются новые искусственные объекты. Создатель технологической инновации – инженер. Именно инновационный рынок является механизмом постановки инженерных задач. Только современные технологии обеспечивают долгосрочное и интенсивное развитие.

Технологией обычно называется организация производства новой продукции и доведение ее до потребителей. Это – научно-технические, производственные, управленческие и коммерческие знания и опыт. В это понятие включаются три группы технологий: продукты, процессы и управление. Новые технологии являются инновациями только для производства. ОЭСР определяет технологию более узко – как первое применение научных результатов новым образом, в коммерческих целях.

Инновация (нововведение) является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим. Это явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, изменяет ценность и полезность всех экономических ресурсов. Инновации предполагают востребованность рынком и ориентацию на рынок.

Инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, предпринимательство, управление и культуру. Он начинается с зарождения идеи и простирается до ее коммерческой реализации и распространения в другие сферы (диффузии).

Инновационный процесс означает переключение с материального сырья на «сырье» интеллектуальное. Несущим каркасом инновационного развития является научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии науки на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

НТП является неотъемлемой частью социального прогресса, поскольку оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества.

Но в первую очередь НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к постоянному росту производительности труда. Динамизм материального производства и большой объем уже накопленных научно-технических знаний вызывают ускорение темпов НТП.

Подготовительная фаза НТП относится к позднему Возрождению и особенно к XVI–XVIII вв., когда нужды растущего мануфактурного производства, мореплавания, торговли положили начало союзу научной и технической деятельности. Порох, компас и книгопечатание были тремя великими открытиями, укрепившими этот союз.

Со временем взаимодействие науки и техники становится все более глубоким и прочным, растет «восприимчивость» техники к открытиям и изобретениям, а технические задачи превращаются в постоянный и более сильный стимул роста научного знания.

НТП – это способ жизни и деятельности инновационного типа развития общества. В основе последнего лежит непрерывный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства.

«Научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция» – понятия неидентичные. Инициаторами научно-технической революции стали ученые. НТР – это революция, прежде всего, в науке. Первым ввел термин «научно-техническая революция» Джон Бернал в своей книге «Наука в истории общества». До этого в экономико-социологическом анализе рассматривалась, главным образом, промышленная революция.

В продолжение теории промышленной революции западные социал-демократы в первой половине ХХ в. выдвинули теории второй и третьей промышленной революции. Коммунистическая партия Советского Союза этим теориям в 60-е гг. противопоставила свои тезисы – «превращение науки в непосредственную производительную силу» и «соединение НТР с социальной революцией».

Содержание современной НТР связано с единой системой машин в глобальной экономике, роль двигателя которой составляет единая энергетическая система, и создание единой информационной системы, включая созданный Пентагоном Internet как самый главный инструмент современной экономики. Информационные технологии, включающие материальную базу и математическое обеспечение, создают основу для экономики, базирующейся на знаниях, грамотном управлении, хранении, передаче и распространении информации.

Knowledge best economy – ключевой момент в развития мировой экономики. Если до недавних пор экономику развитых стран двигало вперед автомобилестроение и жилищное строительство, то в настоящее время локомотивом развития стали информационные технологии, которые обеспечивают по приблизительным оценкам треть всего экономического роста.

В настоящее время объем продаж информационного сектора экономики в мире обогнал объем продаж авиационной и автомобильной промышленности. Объемы информационной деятельности можно оценить примерно в 12 трлн долл., или 40 % мирового ВВП. Прогнозируется, что к 2010 г. в информационной индустрии может быть занято до 50 % населения некоторых развитых стран.

НТП является единственным источником роста уровня жизни. Темп роста уровня жизни примерно равен темпу НТП. Темп НТП должен быть выше темпа роста фондовооруженности. В эпоху НТП хорошо питается не тот народ, который имеет самую большую пашню, а тот, который обладает наивысшим научно-техническим потенциалом и может его реализовать.

Передовые страны смогли осуществить прорыв в экономике прежде всего за счет революционных разработок в области авангардных технологий: информатики, микроэлектроники, ЭВМ, автоматики. Технология – ключевая составляющая НТП. Только создание новой техники под новые технологии способно обеспечить научно-техническое лидерство.

Федеральным законом № 127–ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» был сделан акцент на научно-техническом развитии экономики. Государственная научно-техническая политика указана в данном законе как составная часть социально-кономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности государственной власти в области науки, техники и реализации результатов интеллектуальной деятельности.

Концепция научно-технической деятельности была разработана ЮНЕСКО. Согласно «Рекомендациям по международной стандартизации статистики науки и техники» научно-техническая деятельность включает «систематическую деятельность, тесно связанную с созданием, дальнейшим развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях:

· исследовательскую работу;

· научно-техническое образование и подготовку кадров;

· научно-технические услуги.

Как видим, при данном подходе нет еще акцента на коммерциализацию научно-технического продукта, его диффузию в различные сферы экономической жизни.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 формулирует новую концепцию инновационной политики, которая предполагает механизм поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

1 декабря 1999 г. принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике».

Инновационная деятельность представляет особого рода предпринимательство, направленное на использование новых знаний, получение технологически новых или улучшенных продуктов (процессов) в целях получения прибыли. Инновационная деятельность непосредственно следует за созданием и выявлением новшеств и состоит в реализации их и организации эффективного удовлетворения общественных потребностей в новых товарах и услугах.

Инновационная деятельность не относится к научно-исследовательской деятельности, первичной целью которой являются исследования и разработки, – это один из видов инженерно-практической деятельности.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Поэтому в инновационном процессе невозможно выделить самое главное звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена технологичностью и рентабельностью при производстве и внедрении научной продукции. В конечном счете должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать полностью завершенным.

В чем заключается специфика инновационной политики? Относится ли она к промышленной или монетарной политике?

К промышленной политике Россия вернулась в ходе реформ 1995–1996 гг. Тогда и был провозглашен переход от монетарной политики к промышленной, или индустриальной политике.

Промышленная политика формирует систему позитивных предложений по подъему реального сектора экономики. Именно реальный сектор экономики играет определяющую роль. Погибнет производство – никакие финансово-кредитные рычаги не помогут. Еще С.Ю. Витте писал, что создание собственной промышленности – это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача.

Промышленной политике противостоит радикально-либеральная, или монетаристская идеология, которая приоритетным направлением развития считает финансовую стабилизацию.

Монетаристская концепция получила развитие в России с января 1992 г., когда правительство объявило курс на радикальные экономические реформы. Ее основателем считается профессор чикагской школы экономики М. Фридмен, определяющий монетаризм как теорию спроса и предложения денег. Монетаристская направленность российских реформ не была рассчитана на долговременную стабилизацию экономической динамики, носила скоропалительный характер и ликвидировала большой сектор экономики, превратив страну в поставщика не переработанного сырья. Об издержках выбранного курса экономической реформы и методов ее осуществления свидетельствует динамика основного экономического показателя – валового внутреннего продукта России.

Практика показала на необходимость отказа от преимущественно монетаристского подхода и фетишизации автоматизма действия рыночных законов. В российской экономике очень мало отраслей, имеющих конкурентную среду для действия законов в духе концепции laissez – faire.

Современная экономика переходит от принципа классического рынка свободной конкуренции к принципу управляемого рынка (Г. Саймон), поэтому с помощью либеральных рыночных подходов невозможно объяснить основные закономерности ее развития.

Однако в настоящее время инновационная политика реализуется по-прежнему монетаристскими методами. Международный валютный фонд настаивает на продолжении в России монетаристской политики, поскольку считает, что именно такая политика является истинно рыночной.

Тем не менее инновационная политика относится к промышленной или структурной, но никак не денежно-кредитной. В России возможна либерально-инновационная модель экономики, которая не противопоставляет себя промышленной политике.

Инновационная политика – это своего рода конституция научно-технического развития. Ее целью является формирование современного технологического уклада как базы экономического роста, а в условиях рынка – коммерциализация результатов НИОКР.

Обеспечить подъем в экономике России способны только подлинные прорывы в технологии и скорейшее внедрение изобретений.

Технологическая структура российской экономики выглядит следующим образом:

· базовые технологии;

· закрывающие, или возвратные, технологии;

· высокие технологии;

· критические технологии.

Базовые технологии – это технологии индустриального общества, связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов энергоносителей. Согласно концепции Г. Менша, одного из первых продолжателей дела Й. Шумпетера, «базисные» технологии потенциально могут создавать новые рабочие места, требующие совершенно иной квалификации труда. Они ведут к образованию новых продуктов и новых рынков. «Улучшающие» технологии с необходимостью следуют за базисными, так как раскрывают все их возможности. Они являются менее наукоемкими, но инвестиции в них окупаются быстрее.

Высокие технологии отражают наиболее передовой (авангардный) на данный момент уровень развития науки и техники. Это – технологии, предлагающие альтернативное развитие, меняющее всю структуру производства, а не просто создающие новые рабочие места. Сегодня они целиком опираются на новейшие достижения науки в области информатики, оптоэлектроники, био- и генной инженерии, композиционных материалов, комплексной переработки сырья, консервации энергии и передачи ее на сверхдальние расстояния.

Самые важные с точки зрения го



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.617 с.)