Последствия вывоза капитала для экономики России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия вывоза капитала для экономики России



Отток капитала из России имеет ряд отрицательных последствий для российской экономики. Первоначально, отток капитала из России было следствием неблагоприятного инвестиционного климата.

Огромное количество ресурсов, которое могло бы профинансировать российские инвестиционные программы, потенциально покинуло пределы России на достаточно долгое время. Более того, продолжающийся отток и долларизация мешают накоплению промышленных инвестиций и тем самым стимулируют дальнейшую экономическую стагнацию.

Так как убегающий капитал перемещается между Россией и заграницей, он становится помехой для аккумулирования национальных сбережений и также вовлекает в этот процесс часть потенциальных инвестиций. Такая миграция капитала также содержит в себе часть внешних займов, которые российское правительство вынуждено привлекать для реструктуризации промышленности и инфраструктуры.

Основные проявления (свидетельства) опасности для национальной экономики оттока капиталов за ее пределы. Они сводятся к следующим:

1. Экономическая опасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствие возможного в гораздо больших размерах внутреннего инвестирования экономики, необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономики и др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики) [4,c.55];

2. Политическая опасность. Она состоит в том, что растущий и высокий уровень оттока капиталов за границу свидетельствует не только об экономической слабости, но и о политической нестабильности российского государства. Недоверие владельцев капитала к своему государству, к тому, что оно может реально гарантировать сохранность их капиталов, оборачивается снежным комом и влечет такое же недоверие к нему иностранных партнеров, и, как следствие, отказ от возможных инвестиций и т.д;

3. Социальная опасность. Ослабление и без того низких показателей экономического состояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, к недовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности - гражданской, уголовной, административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала является единичным;

4. Опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности. Уход от ответственности является мощным криминогенным фактором; он делает привлекательным и безопасным отток капиталов за границу, которое часто совершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, прежде всего, взяточничества и коммерческого подкупа, и т.д) [8,c.78].

На сегодняшний день придумано множество схем для вывода капитала из России. Все они условно делятся на три типа:
- легальные (совершаются в рамках законодательства страны);
- нелегальные. Вывод капитала с использованием специальных «каналов» вывода на границе;
- криминальные. В этом случае деньги выводятся с грубым нарушением законодательства РФ.
При этом большая часть схем работает и сегодня:
1. Статья 154 ГК РФ - мнимаясделка. По ГК такие операции проводятся «для вида», они не предполагают дальнейших правовых последствий. Но сегодня механизм таких сделок применяется все чаще, ведь доказать факт намерения заключить именно мнимую сделку невозможно. Смысл прост. Договор заключается с фирмой-нерезидентом на один или несколько видов услуг – экспорт с учетом предпоставок, импорт с предоплатой, заведомое понижение или повышение стоимости контрактных обязательств, повышение штрафов за невыполнение обязательств и так далее.

Пример. За рубеж перемещается дешевый китайский товар под известным брендом. Разница в стоимости остается за границей.

 

 

Таблица 2.2


2.Оффшорные компании. Это не самостоятельный канал для вывода средств, как думают многие, а лишь посредники в выводе капитала. Именно через оффшорные компании совершаются описанные выше мнимые сделки. Причина – более низкие налоги в оффшорных зонах, где и «оседает» большая часть прибыли. При этом регистрация в них доступна, как никогда.
3. Разрешение от ЦБ России. В законе есть пункт, по которому резидент может получить право на осуществление операций с валютой. Для этого требуется предъявить в ЦБР или одно из его представительств полный пакет документов. В бумагах должна поясняться обоснованность и целесообразность проведенной операции. Такая «лазейка» дала возможность импортерам и экспортерам проворачивать схемы по выводу денег из страны. При этом делается все путем законных экспортно-импортных операций [ 7, c.55].
4. Слабыйвалютный контроль. Схема невозврата валютной прибыли активно применялась в 92-94-х годах прошлого века, еще до ввода валютного контроля. Но и сегодня некоторые операции находятся вне сферы деятельности структуры. На территории РФ есть 15 таможенных режимов. Только 2 подпадают под валютный контроль. В последние годы активно применяется конверсия и вывод средств за границу, которые имеют иностранные компании.
5. Предоставление займов за границу. Есть два варианта «обмана». Первый - отказ нерезидентов в возврате денег, предоставленных российскими банками или компаниями. Как правило, это один из видов мнимых сделок, когда выведенные за границу средства оказываются на банковском счету резидента. Второй – повышение процентных ставок по займу.
6. Использование финансовых инструментов. Вывод капитала из РФ все чаще происходит через ценные бумаги – векселя, облигации, американские депозитарные расписки и так далее. Преимущество метода – возможность обхода существующих нормативов Центрального Банка РФ, оптимизация налогов. Недостаток – сложность манипуляций, которая требует определенных знаний финансового рынка. В последнее время открылся еще один канал вывода капитала – посредством заработка на разнице стоимости акций [3, c. 98].
7. Вывод средств наличными. Многие люди не задумываются над реализацией сложных схем – они вывозят средства наличными. При ввозе/вывозе сумму до 10 тысяч долларов можно даже не вносить в декларацию.
8. Прочие способы вывода капитала. Выше перечислены далеко не все способы вывоза валюты из РФ – их намного больше. Деньги могут выводиться в форме предметов искусства или старины, все чаще проводятся толлинговые операции.

Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.

Отток капитала сопровождает, как правило, спад производства и инвестиций и осуществляется полулегальными или нелегальными методами. Сталкиваясь с этой проблемой, мы оказываемся перед необходимостью существенной, часто радикальной корректировки всей внешнеэкономической стратегии страны так же, как и внутриэкономической политики [6,c.71].

Нарастание возникающих здесь проблем требует и более точного учета, и более эффективных мер по пресечению оттока капитала. Именно на их анализе сейчас должны быть сосредоточены главные усилия. А он, в свою очередь, требует дополнительных данных, касающихся объема бартерного обмена между странами, задержек с возвратами перечисленных ранее средств, занижения цен при вывозе товаров и завышения их при ввозе, деятельности оффшорных компаний. Необходимо оценить хотя бы приблизительно, объемы утечки капитала в нефинансовой форме, в частности, вывоза драгоценностей из страны, величину потерь, связанных с «утечкой мозгов» и др [1,c.99].

К увеличению масштабов оттока капитала ведут просчеты во внутренней экономической политике. Крах ряда крупных финансовых пирамид породил настороженное отношение населения к действиям государства и финансовых структур. В результате перемещения денежного оборота в сферу валютных операций хозяйственные структуры уходят от систематической уплаты налогов, население скрывает свои доходы и сбережения, нанося серьезный ущерб бюджетной системе страны. Хотя, по данным Госкомстата РФ вклады населения в Сберегательный банк возросли на 9,1%, в коммерческие банки – на 4,4% [4,c.256], преобладающую часть в приросте сбережений населения до настоящего времени занимает приобретение наличной иностранной валюты, что также является одной из форм оттока капитала.

Следует отметить, что, как и любое другое человеческое поведение, поведение собственника или владельца бежавших капиталов объясняется взаимодействующей по своим законам совокупностью экономических и производных от них причин, которая никогда не сможет быть выделена и познана до конца даже в конкретном случае. Иное означало бы упрощенческий, примитивный подход к проблеме причин оттока капиталов за границу. В их числе нужно выделить криминогенность российского экономического законодательства[1,c.89].

Поэтому законодательная политика в области внешнеэкономической деятельности должна отражать долговременную стратегию развития страны, максимально содействовать решению социальных проблем, соответствовать целям и приоритетам экономической политики.

В этом контексте нужны дополнительные специальные меры, связанные с изменениями в структуре финансовой системы, с созданием мощной базы поддержки экспорта капитала в нормальных формах. Требуется очень тщательный, избирательный подход к тем капиталам, которые в силу несовершенства законодательства ушли из страны и готовы вернуться при создании благоприятных условий.

Нужны и меры, приобретающие особую значимость в современной ситуации, такие, как восстановление доверия к правительству, Центральному банку, финансово-кредитной системе. Но при этом они не должны быть лобовыми: любые меры, требующие административного вмешательства, обречены на провал.

Мировой опыт показывает, что регулирование внешнеэкономических потоков не может рассматриваться как изолированная и самодостаточная функция государства. Подобные действия должны обязательно стать частью, звеном долговременной социально-экономической стратегии.

В Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН разработана методологическая база для определения объемов «оттока» капитала. Авторы методики, учитывая недостаточную прозрачность информационной базы, предлагают определять его минимальную и максимальную границы. Минимальную границу можно установить, используя данные платежного баланса страны. Основой для расчета объема «сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга [12,c.70].

По опубликованным Банком России официальным данным платежного баланса ежегодный объем оттока капитала из России может быть оценен в среднем на уровне около 25 млрд. долларов. Этот может рассматриваться как верхняя оценка.

В качестве нижней оценки может быть использован уровень “чистых ошибок и пропусков” в платежном балансе России. При этом есть основания полагать, что вероятный уровень реальной оценки ближе к верхней границе, чем к нижней. Статья “чистые ошибки и пропуски” рассчитывается в платежных балансах всех стран в соответствии с методологией МВФ. Она отражает разнородность потоков формирования исходной информации. Построение платежного баланса требует обработки огромного количества первичных данных, которые объективно могут быть получены из разных источников и на основе различных методов сбора, что обуславливает проблемы их компиляции в единую систему показателей платежного баланса. В результате при расчете баланса в целом может возникать неточность, которую принято показывать в сальдирующей статье “чистые ошибки и пропуски”. Поскольку эти “ошибки” в целом должны иметь случайный характер, а их годовые сальдо могут принимать как положительные, так и отрицательные значения, то в среднем на протяжении ряда лет их сумма должна иметь тенденцию к нулю. Это фактически наблюдается по данным платежных балансов различных стран (Приложение 2). На приводимом в приложении графике представлены параметры изменения статьи “чистые ошибки и пропуски” ряда стран (по имеющимся в настоящее время данным). Для устранения эффекта масштаба и обеспечения сопоставимости данных, они приведены в процентах к сумме кредитовых статей соответствующих платежных балансов. На графике видно, что в платежных балансах всех стран (как развитых, так и развивающихся), за исключением России, рассматриваемая статья платежного баланса колеблется вокруг нулевого уровня [ 9, c. 81].

«Отток» капитала имеет ряд серьезных отрицательных последствий для экономики России

1) сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов;

2) сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты [1,c.101]:;

3) уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала [ 9,c.106]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.012 с.)