Способы борьбы с вывозом капитала из России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы борьбы с вывозом капитала из России



УК РФ включает в себя две статьи, посвященных в той или иной мере противодействию бегству капиталов за пределы Российской Федерации:

ст. 188 УК – контрабанда и ст. 193 УК – невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Прежде чем перейти к анализу указанных составов, следует сделать два принципиальных замечания:

1. Уголовная ответственность за контрабанду направлена не только и даже, наверное, не столько на противодействие бегству капиталов за границу, сколько на предотвращение преступного ввоза на территорию России различных предметов и иных ценностей (в том числе, и иностранной валюты) и преступного вывоза за пределы России товаров и иных предметов, не подпадающих под понятие “капиталы” при бегстве (наркотики, оружие, и др.). Именно поэтому ниже состав контрабанды будет рассмотрен только в том аспекте, в котором он подпадает под понятие “бегство капиталов за границу”;

2. Бегству капиталов за границу, как правило, сопутствует целый спектр преступлений, совершаемых их собственником или владельцем. Эти преступления могут характеризовать происхождение капиталов (появление их, например, в результате незаконного предпринимательства – ст. 171 УК, незаконной банковской деятельности – ст. 172 УК, налоговых преступлений – ст. ст. 194, 198, 199 УК и др.) или способствовать беспрепятственному вывозу капиталов за пределы России (к таким преступлениям относятся, например, служебный подлог – ст. 292 УК, приобретение – ст. 324 УК, похищение – ст. 325 УК или подделка официальных документов – ст. 327 УК, незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации – ст. 322 УК, и др.). Они, однако, уголовной ответственности собственно за бегство капиталов за границу не предусматривают, и поэтому к уголовно-правовым способам противодействия бегству отнесены быть не могут.

Ст. 188 УК. Контрабанда.

Предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 УК выступают: 1) наркотические средства; 2) психотропные вещества; 3) сильнодействующие вещества; 4) ядовитые вещества; 5) отравляющие вещества; 6) взрывчатые вещества; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, из числа предметов более опасного вида контрабанды к бегству капиталов могут относиться только два последних.

Стратегически важные сырьевые товары определяются Правительством России в специальных перечнях. В их число обычно входят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы, лес, лесоматериалы, пшеница твердых и мягких сортов, икра, ценные породы рыб и водных животных, лекарственное сырье и т.п [8,c.91]

Особо ценные объекты культурного наследия народов РФ и зарубежных странподразделяются названным законом на: 1) предметы художественного достояния; 2) предметы исторического достояния; 3) предметы археологического достояния.

К предметам художественного достояния относятся художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративного прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов, изделия традиционных народных художественных промыслов, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства, старинные книги; редкие рукописи и документальные памятники-архивы, включая фото-, фоно-, кино -, видеоархивы, уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии; и др [9,c.110].

Предметы исторического достояния — это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением одного признака — размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 статьи предметы контрабанды перемещаются в крупном размере.
Основные направления борьбы с бегством капитала являются:
1. Финансово-экономические методы борьбы с бегством капитала из страны;
2. Улучшение инвестиционного климата [1,c.98].
Поскольку бегство капиталов за границу представляет серьезную опасность для экономики России, постольку совершенно необходимо ему противодействовать. В настоящее время уже на высшем государственном уровне есть понимание того, что для предотвращения утечки капиталов необходимы, прежде всего, изменения в экономической политике государства. Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость изменения «определенных экономических условий в налоговом, таможенном, банковском секторе, чтобы предотвратить дальнейшую утечку и вернуть вывезенные за границу капиталы».
В решении вопроса о способах противодействия бегству капиталов за границу исходить следует из причин этого явления. Поскольку они, в основе своей, всегда являются экономическими, постольку и противодействовать бегству нужно экономическими методами [9,c.71].
Специалисты пытаются классифицировать способы противодействия бегству капиталов за границу. Так, по мнению доктора экономических наук М. Делягина, директора Института проблем глобализации, существует два «непримиримых подхода» к решению проблемы бегства капиталов за границу России: либеральный и административный. «Либеральный подход сводится, в основном, к призыву улучшать инвестиционный климат, в результате чего все частные проблемы (включая отток капитала) решаются сами собой». Однако этот путь, по мнению автора, ведет к тому, что «рост притока валюты в страну, в том числе из-за сокращения ее оттока, либо укрепляет рубль, что подрывает национальную конкурентоспособность, либо вынуждает эмиссию ради сохранения стабильности валютного рынка». Что касается административного подхода, то «попытки перекрытия конкретных каналов утечки капитала полезны, как всякие усилия по повышению культуры бизнеса, но не могут серьезно задержать отток капитала просто потому, что материальные ресурсы инфраструктуры его бегства сопоставимы с государственными, а интеллектуальные ресурсы этой инфраструктуры заведомо выше. Поэтому в рамках административного подхода наиболее разумно временное введение госмонополии на стратегический экспорт (нефть и нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия, металлы), подобной существующей в экспорте оружия». Однако и эта мера, по мнению М. Делягина, не по силам современному слабому российскому государству. Поэтому остается только устранять типично российские причины бегства капиталов (незащищенность собственности, политическую нестабильность, дефекты в общественной психологии) с одновременными государственными гарантиями крупных инвестиционных проектов в стратегических экспортных отраслях и системах жизнеобеспечения [7, c.93].
Авторы электронного учебника по инновационному учебному курсу «Теневая экономика и экономическая преступность», созданному при поддержке Института Открытое Общество. Фонд Содействия (Фонда Сороса), также выделяют два основных подхода к противодействию бегству капиталов за границу, называя их условно либерально-рыночным и административно-государственным. С точки зрения первого подхода, проблема бегства капиталов за границу «разрешится сама собой по мере продвижения рыночных реформ, нормализации ситуации в области налогообложения и общего улучшения условий инвестиционного климата в России».
Второй подход, как отмечают авторы учебника, характерный для российских внешнеэкономических ведомств, некоторых федеральных служб и ряда российских ученых, заключается в необходимости усиления государственного контроля над валютными и внешнеэкономическими операциями и принятия целенаправленных мер (в том числе законодательных) по борьбе с правонарушениями и коррупцией в этой области [15, c. 101].
Свой вариант решения проблемы авторы видят в одновременном принятии комплекса общих и специальных мер. К общим, при этом, они относят, например, целенаправленное улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание критической массы доверия к правительству и финансовым институтам; укрепление доверия к российской экономике посредством обеспечения сбалансированности бюджета, улучшения налоговой системы и налогового администрирования, обеспечения надежной работы банковской системы, защиты прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; повышение эффективности в борьбе с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ; снижение общего уровня предпринимательских рисков. В числе специальных мер авторы учебника отмечают, среди прочего, необходимость образования в системе правоохранительных органов и контролирующих организаций межведомственного центра финансовых расследований для информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности; разработку правовых и организационных мер для введения экономических санкций к резидентам - экспортерам за неисполнение или несвоевременное зачисление валютной выручки от внешнеэкономических операций, осуществляемых вне таможенной территории России; ускорение принятия законов «О коррупции», «О борьбе с организованной преступностью», «Об ответственности за незаконные трансферты»; совершенствование информационного обеспечения правоохранительных органов по вопросам контроля за нелегальным экспортом капитала; разработку процедуры возвращения незаконно вывезенных денег; совершенствование межведомственного взаимодействия; проведение специальных операций правоохранительных и контролирующих органов [ 11, c. 123].

В числе факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны, следует выделить следующие:
• уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
• качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
• качество банковской системы и других финансовых институтов, уровень развития финансовой инфраструктуры; доступность кредитования;
• законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности [1,c.78];
• качество государственного управления, политика центральных местных властей;
• открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
• природные ресурсы и состояние экологии;
• качество рабочей силы;
• макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг [11,c. 96 ];
• уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
• обязательность партнеров при исполнении контрактов;
• административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизма в экономике [15, c.67].

Среди мер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие:
■ Противодействия спекулятивным перемещениям "горячих денег" на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы);
■ Предотвращение бегства капитала по легальным и полулегальным капиталам в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала);
■ Перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановое взаимодействие и обмен информацией [11,c.92].

 

Заключение

 

В заключении отметим, что основополагающими причинами оттока капитала являются политическая неопределенность, непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Данные по другим странам с переходной экономикой показывают, что решение этих проблем часто приводит к преодолению оттока капитала. Говоря о вывозе капитала из России, следует различать его легальный вывоз (прямые и портфельные инвестиции, кредиты), нелегальный вывоз или «утечку» капитала (невозвращенная валютная выручка, авансы по фиктивным контрактам и т.п.) и «полулегальный» или «серый» вывоз, то есть вывод средств через текущие операции (без явных нарушений закона).

Анализ проблем, связанных с утечкой капитала, представляется важным по следующим причинам. Во-первых, так как неравноправные отношения наносят ущерб российской экономике, то исследование форм и методов использования отечественного капитала зарубежными странами должно послужить основой для разработки и реализации мер по их предотвращению. Во-вторых, ограниченные возможности России по решению социально-экономических проблем за счет внутренних источников заставляют нашу страну обращаться за помощью (в основном финансовой) к международным организациям, а также к правительствам отдельных развитых стран. Такая помощь необходима для обслуживания внешнего и внутреннего долга, реструктуризации экономики, инвестирования в особо важные проекты и программы, проведения природоохранных мероприятий, обеспечения безопасности некоторых производств и т.д.
Достаточно надежные оценки, использующие данные платежного баланса, существуют для легального и нелегального вывоза, причем последний в настоящее время значительно превосходит первый. Для «серого» экспорта капитала оценку дать сложнее, но, по видимому, его величина сопоставима с величиной нелегального вывоза.
Легальный вывоз капитала не всегда благоприятен для экономики, но в целом представляет собой нормальное экономическое явление. Наибольшую опасность несет в себе криминальный вывоз.
Основные причины бегства капиталов за пределы России лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев бегущих капиталов. В свою очередь, эти экономические интересы формируют:
1) стремление сохранить свои капиталы;
2) стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать;
3) стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги;
4) стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально;
5) стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории России, и т.д.

В механизме поведения собственника или владельца бежавших капиталов всегда есть экономическая мотивация, именно она предопределяет его поведение в отношении размещения капиталов за границей России.

Инвестиции российских предприятий за границу, резко увеличившиеся в прошлом году, как вытекает из предварительных данных ЦБ, несколько уменьшились. Ниже тренда был и отток капитала по «серым» схемам, также нараставший все последние годы. Пока неясно, из-за чего это произошло – то ли из-за увеличивавшихся налоговых изъятий; из-за отказа от схем оптимизации налогов на фоне происходящей «показательной порки»; из-за роста потребности в источниках для инвестиций; из-за «ввода в эксплуатацию» нового, более «гуманного» закона о валютном регулировании, позволившего легализовать вывод капитала через банковские операции. Статистически оба отмеченных выше обстоятельства предопределили существенное сокращение вывоза (и чистого вывоза) капитала реальным сектором, несколько смягчив последствия «разворота» тенденции по банковским операциям и с наличной валютой. Таким образом среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы.

В результате этого есть основания рассчитывать на скорый перелом в тенденции движения капитала. Не исключено, что уже итог четвертого квартала будет в этом отношении позитивным.

 

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативные акты

1.Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 года «Конституция Российской Федерации»

2.Федеральный закон от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации»

3.Федеральный закон от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

4.Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О Валютном 5.регулировании и валютном контроле»

6.Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

7.Федеральный закон от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации». Часть третья

8.Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

9. Гражданский кодекс Российской Федерации
10. Уголовный кодекс Российской Федерации

II. Литература
1.Абалкин Л. Отток капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 2005. №7. С. 46.
2.Лопашенко Н.А. Проблемы оттока капитала из России и пути его возвращения. М., 2003

3.Лоскутов В.А. Международная миграция капитала. Основы современной экономической теории. 2012 г.
4.Смородинская Н. Отток капитала как объект международных исследований // Вопросы экономики. 2003. №9

5.Социально-экономическое положение России. 2005. №12
6. Михин А.А. Миграция капитала (теория и практика): Монография. – М.: МНИ, 2012.
7.Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.
8.Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. М., 2003

9.Щегорцов В.А., Таран В.А. Мировая финансовая система. Международный
финансовый контроль. М.: ЮНИТИ, 2005.

10.Юридическая энциклопедия,2015 год
11. Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.

12. Сулейманов М.Д., Михин А.А. Миграция капитала (теория и практика): Монография. – М.: МНИ, 2012.

13. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/
14. Влияние оттока капитала на платежный баланс России / О. Николаева // Консультант директора. – 2004, №6 Журав

15.Теневая экономика и экономическая преступность. Учебник создан при поддержкеИнститута Открытое Общество. Авторы: Бекряшев А. К., Белозеров И.П.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.032 с.)