Тема № 1 физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Рефлексы новорожденных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1 физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Рефлексы новорожденных.



Тема № 1 Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Рефлексы новорожденных.

Цель обучения:

  1. Сформировать знания о функциях спинного мозга и стволовых структур головного мозга.
  2. Ознакомить с методами исследования спинного мозга.

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с рефлекторной деятельностью спинного мозга.

2. Научить технике получения сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека.

 

Основные вопросы темы:

  1. Основные методы исследования функций ЦНС у человека.
  2. Электрическая активность коры больших полушарий, электроэнцефалография.
  3. Функциональное значение различных структур ЦНС.
  4. Основные рефлекторные центры нервной системы. Спинной мозг.
  5. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
  6. Проприоцептивные спинномозговые рефлексы (коленный, ахиллов и локтевые рефлексы).
  7. Рефлексы новорожденных.

Методы обучения: комбированный

1.Возможные варианты (устный опрос, писменный опрос, работа в малых группах, Cooperating learning)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

Работы

№ 1. Спинно-мозговые рефлексы человека (лит. 6 стр. 39 раб. № 1)

№ 2. Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators» - «Законы распространения рефлексов (законы Пфлюгера).

№ 3. Работа с обучающей программой «Нервная система».

№ 4. Работа с дидактическим видеокастом элементами с викторины «Рефлексы новорожденных»

№ 5. Работа с программой - викториной из категории «Что? Где? Когда?» с запрограммированными ошибками «Рефлекторная деятельность ЦНС »

 

по теме «Нәресте рефлекстерi» ДЛЯ КАЗ ОТД

 

3.Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», неврологический молоточек, таблицы-стенды по физиологии «Физиологии ЦНС иВНС», физиологический атлас, интерактивные программы

4. Демонстрация заимствованного видео и анимационного материала

Фильмы

- Нервная система (18 мин)

- Локтевой рефлекс

-Нейроны, функции

-Нервная клетка (10 мин)

-Электрофизиология ЦНС (13,37 мин)

Анимация

- Общее строение нервной системы – рефлекторная дуга

- Рефлекторная дуга коленного рефлекса

- Сборка рефлекторной дуги

Видео, созданные ППС

- Функциональные методы исследования ЦНС (ЭЭГ, реоэнцефалография, нейронография)

Литература

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
  2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
  3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
  4. «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  5. «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  6. «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  7. «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  8. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
  9. Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 183 с.
  10. Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 101 с.

 

Дополнительная:

  1. Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека:Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
  2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
  3. Физиология человека: в 3 -хт. Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
  4. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
  5. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
  6. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

 

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1.Компетенция «знания» - устный и письменный опрос (перечень вопросов ниже)

2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

- Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы.

  1. Основные методы исследования функций ЦНС у человека.
  2. Электроэнцефалография. Основные ритмы.
  3. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
  4. Проприоцептивные спинномозговые рефлексы (коленный, ахиллов и локтевые рефлексы).
  5. Рефлексы новорожденных. Классификация, виды.

Литература

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
  2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
  3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
  4. «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  5. «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  6. «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  7. «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  8. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
  9. Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 183 с.
  10. Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 101 с.

 

Дополнительная:

  1. Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека:Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
  2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
  3. Физиология человека: в 3 -хт. Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
  4. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
  5. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
  6. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1.Компетенция «знания» - устный опрос (перечень вопросов ниже)

2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

- Определения дыхательных объемов спирометром

Контроль (Вопросы):

1. Дыхание, его значение.

2. Этапы дыхание

3. Значение воздухоностных путей в процесе дыхания.

4. Механизм вдоха и выдоха.

5. Давление плевральной полости.

6. ЖЕЛ и составляющие ее объемы, методы определения

7. Общая емкость легких (ОЕЛ), функциональная остаточная емкость (ФОЕ), емкость вдоха.

8. Возрастные особенности.

Литература

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
  2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
  3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
  4. «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  5. «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  6. «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  7. «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  8. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
  9. Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 183 с.
  10. Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 101 с.

 

Дополнительная:

  1. Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека:Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
  2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
  3. Физиология человека: в 3 -хт. Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
  4. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
  5. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
  6. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

 

Контроль (Вопросы):

  1. Дыхательный центр, его локализация
  2. Нервная регуляция дыхания.
  3. Гуморальная регуляция дыхания.
  4. Метод пневмографии, анализ пневмограммы

Тема № 6.1: Физиологические основы пищеварения в желудке и различных отделах кишечника (пищеварительный конвейер).

 

Цель обучения:

1. Формирование знаний по физиологии пищеварения

2. Формирования навыков по исследованию ферментативных своств желудочного сока.

 

Задачи обучения:

1. Раскрыть сущность методов функций пищеварительного тракта

2.Ознакомить с составом пищеварительных соков, процессом пищеварения в разных отделах ЖКТ.

3. Раскрыть сущность механизмы всасывания питательных вешеств и особенности в различных отделах ЖКТ.

4. Ознакомить с ролью поджелудочной железы в пищеварении

5. Ознакомить с работой по исследованию ферментативных свойств желудочного сока.

 

Основные вопросы темы:

1. Пищеварение: его типы, основные этапы.

2. Пищеварение в полости рта. Слюноотделение. Количество, состав и свойства слюны.

3. Секреторная деятельность желудка. Состав и свойства желудочного сока.

4. Роль соляной кислоты в процессах пищеварения.

5. Пищеварение в тонкой кишке.

6. Процессы пищеварения в двенадцатиперстной кишке.

7. Состав и свойства поджелудочного сока, его секреция.

8. Состав и свойства кишечного секрета.

9. Роль толстой кишки в пищеварении.

10. Микрофлора пищеварительного тракта, роль стабильного сбалансированного и адекватного питания в поддержании нормальной микрофлоры.

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, устный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№ 1- «Исследование ферментативного свойства желудочного сока»).

№ 2- Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators»

  • Субстратная специфичность амилазы слюны
  • Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи
  • Влияние уровня рН на действие пепсина

№ 3- Ролевая игра «Пищеварительный конвейер»

 

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», муляжи желудочков.

5. Демонстрация заимствованного видео и анимационного материала

Фильмы

- Пищеварение (10 мин)

- Анимация

- ЖКТ- строение

 

 

Литература

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
  2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
  3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
  4. «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  5. «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  6. «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  7. «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  8. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
  9. Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 183 с.
  10. Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова.Алматы 2007. – 101 с.

 

Дополнительная:

  1. Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека:Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
  2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
  3. Физиология человека: в 3 -хт. Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
  4. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
  5. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
  6. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

 

 

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1.Компетенция «знания» - устный опрос (перечень вопросов ниже)

2.Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

«Исследование ферментативных свойств желудочного сока».

Контроль (Вопросы):

1.Пищеварение в полости рта.

3. Пищеварение в желудке.

4. Пищеварение в кишечнике.

Вопросы

1.Нейрогуморальная регуляция мочеобразования:

    • роль нервной системы
    • роль гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.)

2.Конечная моча, физические свойства, химический состав, количество.
3. Функции чашечно-лоханочной системы, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала..

4. Рефлекторная регуляция мочеиспускания.

5. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения.

6. Исследование саморегулирующей функции почек (пробы по Нечипоренко, Зимницкому).

 

Тема: Роль нервных структур в регуляции двигательных функций. Рубежный контроль.

Ответственные исполнители

Доценты Рослякова Е.М., Хасенова К.Х., Байжанова Н.С.

Старший преподаватель Бисерова А.Г.

Преподаватель Байболатова Л.М.

Модуль нормальной физиологии

Тема № 1 Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. Рефлексы новорожденных.

Цель обучения:

  1. Сформировать знания о функциях спинного мозга и стволовых структур головного мозга.
  2. Ознакомить с методами исследования спинного мозга.

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с рефлекторной деятельностью спинного мозга.

2. Научить технике получения сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека.

 

Основные вопросы темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.057 с.)