Габриэль Гарсия Маркес, краткая биография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Габриэль Гарсия Маркес, краткая биография



Габриэль Гарсиа Маркес ушел 17 апреля 2014 года, оставив в наследство запечатленный в литературных произведениях магический реализм. Когда умирают люди такого масштаба, никто не говорит терминами некрологов. Маркес покинул нас, Габо вышел покурить – находятся тысячи других слов, которые за рамками жизни и смерти. Его не отпускали – расставание предполагало быть невыносимо трудным и долгим.

Аракатака – небольшой колумбийский городок, где 6 марта 1928 года родился Габриэль Хосе де ла Конкордиа Гарсиа Маркес. Нейштадтская литературная и Нобелевская премии, мировое признание – это все случится потом. Пока же Габриэль воспитывается бабушкой и дедом, которые и привили ребенку глубокую любовь к народу и языку. Родители Маркеса жили отдельно в городе Сукре, куда Габо переехал после смерти деда в девятилетнем возрасте.

Иезуитский колледж в Сипакире (1940), неоконченный юридический факультет Национального университета Боготы (1946) – формальным образованием Маркес не блистал. Но в 1950 году Габо принял твердое решение – посвятить жизнь журналистике и литературе. Университет был брошен, начались долгие годы практики, плоды которой поражали своей масштабностью и проницательностью.

С 1950 по 1959 год Габриэль Гарсиа ведет сначала колонку в местной газете города Барранкилья, позже – публикуется в Боготе в «Эль Эспектадор». Он в качестве корреспондента путешествует по Европе и Америке, посещает даже московский молодежный фестиваль, где удивляется отсутствию рекламы кока-колы.

С 1961 года начинается литературная веха в жизни Маркеса. Именно в этом году выходит его первая серьезная работа – повесть «Полковнику никто не пишет», которую автор переписывал целых 11 раз, добиваясь максимальной убедительности и художественности. Это произведение – об одиночестве, стойкости, противостоянии, о человеческой вере и непоколебимости. Маркес не отрицал, что большое влияние на создание этой повести оказала личность Хемингуэя. Но гений автора не нуждался в оправданиях и подтверждениях – емкое и многомерное слово Маркеса говорило о бесспорном таланте автора.

В 1966 году в Мексике выходит роман «Недобрый час». В произведении Маркес исследует тему взаимосвязи насилия и личности.

Создание главного труда Гарсиа Маркеса потребовало от автора добровольного заточения на 18 месяцев. В 1967 году миру был представлен роман «Сто лет одиночества». И мир был ошеломлен – все явственно почувствовали рождение новой эпохи, которую нарекли «магическим реализмом». Маркес удивительным образом срастил незамысловатую тему быта с сокровищницей духовного мира и глубинных слоев сознания. Но не только искусным словом задел он сердца миллионов – в эпохальном романе создана живая и говорящая скульптура Латинской Америки. И вместе с тем так много семейного, родного, понятного каждому скрывается за каждой бессмертной строкой.

Одиночество – не единственная нить, которая сшивает все произведения Маркеса в единое целое. Проблема власти, бездушной и деспотичной, волновала автора не меньше. В 1972 году выходит роман «Осень патриарха», в котором он реализовал в художественной форме свое видение насилия и размышления о нем.

В 1982 году Габриэлю была вручена Нобелевская премия – Маркес стал первым колумбийцем, который был удостоен этой чести.

«Любовь во время холеры» (1985), «Генерал в своем лабиринте» (1989) – каждый новый роман подчеркивал и утверждал гений Маркеса. В 1989 году у писателя была обнаружена раковая опухоль, развитие которой было приостановлено в 1992 году оперативным вмешательством. Но жизнь наносила удар за ударом непоколебимому колумбийцу – в 1999 году был поставлен диагноз «лимфома». И снова операции и долгое время реабилитации. Маркес не прекращал литературную деятельность даже в это тяжелое время. В 2002 году вышел автобиографический роман «Жить, чтобы рассказать о жизни», в 2004 – «Воспоминания моих грустных шлюх». Писатель не терял оптимизма и давал интервью, в которых делился курьезными и пикантными воспоминаниями: в 13 лет потерял девственность, частенько пользовался услугами жриц любви…

В марте 2014 года Маркес был госпитализирован в Мехико, где прошел курс лечения антибиотиками из-за инфекционного заболевания. 17 апреля 2014 года Габриэль Гарсиа Маркес, а для близких – Габо, ушел в окружении самых близких людей Над романом «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес работал восемнадцать месяцев. Ради одной из самых популярных книг XX века писатель рискнул всем: отказался от должности пиар-менеджера, заложил машину, перестал общаться с друзьями и переложил все семейные проблемы на плечи жены. Законченное в 1966 году произведение было впервые опубликовано в июне 1967 года, в Буэнос-Айреса. К началу XXI века переведённые на тридцать пять языков «Сто лет одиночества» разошлись по миру тиражом более чем в тридцать миллионов экземпляров.

Написанный в стиле фантастического (магического) реализма роман представляет собой всестороннее исследование проблемы человеческого одиночества. «Внутренний сюжет» произведения писатель раскрыл через сюжет внешний, выстроенный как подробное описание жизни рода Буэндия – первое поколение которого (Хосе Аркадио и Урсула) стало основателем места действия романа – посёлка/города Макондо.

Хронотоп романа ограничен на пространственном и проницаем на временном уровне. История основания Макондо имеет непосредственную параллель с грехопадением Адама и Евы и изгнанием их из рая: заключение брака между двоюродным братом и сестрой и последующее убийство Пруденсио Агиляра вынуждает Хосе Аркадио и Урсулу покинуть родную деревню и основать свою, в которой не будет места призракам былого.

Рождённые молодой четой дети – сыновья Хосе Аркадио-младший и Аурелиано и дочь Амаранта закладывают основу для реализации идеи преемственности родовых черт:

тяги к науке (Хосе Аркадио-старший, Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Хосе);

домовитости (Урсула и Амаранта Урсула);

красоты (Ремедиос, Ремедиос Прекрасная и Рената Ремедиос (Меме));

постоянной жажды телесных наслаждений (Хосе Аркадио-младший, произвёдший на свет семнадцать сыновей от разных женщин полковник Аурелиано Буэндиа, ненасытная Ребека, Аурелиано Второй, Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула);

сексуальной заинтересованности близкими родственниками (Урсула и Хосе Аркадио-старший – двоюродные брат и сестра (брак), Хосе Аркадио-младший и Ребека – троюродный племянник и тётя (брак), Аркадио и Пилар Тернера – сын и мать (попытка инцеста со стороны Аркадио), Аурелиано Хосе и Амаранта – племянник и тётя (секс), Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула – племянник и тётя (брак));

воинственности и тяги к власти (полковник Аурелиано Буэндиа, Аркадио);

стремлении к бесконечному созиданию и последующему разрушению (делающий ограниченное количество золотых рыбок полковник Аурелиано Буэндиа, приводящая дом в порядок и тут же нарушая сделанное Амаранта Урсула);

склонности к убийству (Амаранта подсыпает морфий в кофе Ремидиос, Ребека убивает своего мужа Хосе Аркадио-младшего).

В рамках локально-ограниченной территории Макондо реализуется модель национального бытия, состоящая из реальных исторических (двадцатилетней войны между либералами и консерваторами, расстрелом трёх тысяч бастующих рабочих Банановой компании, ростом города и появлением в нём – первого кинотеатра, железной дороги, фабрики льда и т.п.), мифологических (сосуществование живых людей с призраками умерших, появление в Макондо Вечного Жида, пятилетний дождь – Всемирный потоп, гибель птиц и разрушение Макондо ураганом - Апокалипсис), аллегорических (научный прогресс и географические открытия, совершаемые Хосе Аркадио в рамках одного поселения) и бытовых (ежегодного прихода цыган, празднеств, устраиваемых в построенном Урсулой огромном доме, свадеб, рождений, смертей, похорон и т.п.) событий, в которых принимают непосредственное участие члены семьи Буэндиа.

Образ Макондо в романе имеет мифологическую основу – для большинства членов семьи Буэндиа он становится землёй обетованной, раем, из которого они либо не хотят, либо не могут уйти, а если и уходят, то всегда возвращаются, как, например, это сделала Амаранта Урсула, получившая в Европе прекрасное образование, большое количество денег и безмерно обожающего её мужа. Огромный каштан, растущий во дворе выстроенного Урсулой дома, около которого заканчивают свои последние дни родоначальник рода – Хосе Аркадио Буэндиа и его сын – полковник Аурелиано, - классический мифологический архетип мирового древа, связывающего воедино все сферы мироздания – небо, земную жизнь и преисподнюю.

Фантастические элементы (появление призраков, ясновидческие способности полковника Буэндиа, вознесение Ремедиос Прекрасной на небо (подобно тому, как была взята на небо Дева Мария – и душой, и телом), разговор Амаранты со Смертью, жёлтые бабочки, неизменно сопровождающие Маурисио Вавилонью, история рода Буэндиа, написанная на санскрите цыганом Мелькиадесом и др.) выступают в романе в качестве средств обнаружения глубинных смыслов реальности. Включённая в бытовой, приземлённый контекст фантастика позволяет раскрыть, подчеркнуть, обратить внимание читателя на необычные явления, неизвестные факты, сильные страсти и яркие образы, встречающиеся в реальной жизни и являющиеся её естественным, духовным продолжением: к примеру, члены семьи Буэндиа спокойно относятся к появлению в своём доме душ умерших, что полностью соответствует христианской модели мира, в которой «для Бога все живы» - и те, у кого ещё есть земное тело, и те, кто его уже лишился. Проблема человеческого одиночества объясняется в романе различными причинами – неспособностью любить (эта черта характерна почти для всех членов рода Буэндиа), внешней оторванностью от других людей (живущая в одиночестве Ребека, отправленная против своей воли в монастырь Меме, прячущиеся в комнате Мелькиадеса: от солдат – Хосе Аркадио Второй и от людей – Аурелиано Хосе) или своих любимых (отвергнутые Амарантой Пьетро Креспи и Херинельдо Маркес), внутренней (сошедший с ума родоначальник – Хосе Аркадио Буэндиа) и внешней (ослепшая под конец жизни Урсула) слепотой, а также слишком сильными страстями, полностью захватившими души людей («одиночество власти» полковника Аурелиано Буэндиа, в котором он создаёт вокруг себя круг в три метра, куда не могут попасть даже самые близкие люди, и «одиночество любви», в которую погружаются Меме и Маурисио, Аурелиано и Амаранта Урсула).

Финал романа утверждает идею конечности родовой жизни и мира, как такового, - в начале рождающегося, затем развивающегося и погрязающего в грехах и в итоге – вырождающегося и разрушающегося под воздействием естественных причин (запустения, муравьёв и т.п.).

«Сто лет одиночества» - апогей творческого мастерства Маркеса. К тому времени, когда роман был выдан впервые, его автор прожил без малого сорок лет, и накопил огромный багаж жизненного опыта, который он и воплотил в романе
Как и для большинства произведений Маркеса для романа «Сто лет одиночества» характерны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загадками… казалась бы добрая сказка… но есть проблема, которую не могут решить герои романа, – одиночество.
Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа, но мы видим, что члены семьи запираются в своем одиночестве не сразу, а в результате разнообразных жизненных ситуаций. Боязнь мести, безумие, любовь, война…- вот далеко не все причины их одиночества.
На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа. Жизнь которых показана не полностью, а фрагментами (автор старается избежать обыденности, показывая кусочки
«фантастическую обыденность»), которые напоминают катрены Нострадамуса.
Маркес пытается, как заразу, вычленить гнилую действительность, показанную в романе. Он акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмысленного существования человека.
Маркес выводит наружу все пороки рода человеческого, но не показывает пути их решения… Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для размышления и рассуждения, заставляет его думать. Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете повергнутой в одиночество Вселенной. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек разучился видеть из-за своих «очков обыденности».
Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.
Его роман – это новая Библия. В которой показаны все людские грехи и проступки. И, как и в Библии, за грехи следует наказания. И автор выносит суровый приговор серости, однообразию, обыденности. Это приговор творца за совершенные безумства, за годы греховности и безнравственности, за все сотворенное ради наживы. И этот приговор звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес

(исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй[2][3]. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

такая личность, чьи идеи определили развитие литературу XX века. Его раннее творчество, стихи и новеллы, открывают для европейцев страну танго. Но Борхес выходит за пределы этнической темы, экзотика для него является лишь отправной точкой для странствия в область мифа, где сталкиваются реальность и вымысел. "Я думаю, - говорит Борхес, - что люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность, а все остальное ирреально. В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того - создают факты повседневности. Я уверен, что все философы мира влияют на повседневную жизнь".

Борхес происходит из старинной креольской семьи, семейные традиции навсегда привязали его к национальной почве – культуре Аргентины, сотканной из множественных влияний: индейских, европейских, негритянских. Юность свою писатель провел в Европе, интеллектуализм которой сформировал его ум. Многолетняя работа в Национальной бибилиотеке превратила поэта-авангардиста в энциклопедию разнообразных знаний. В котле, наполненом столь разнообразными идеями, подогреваемом талантом, кипело поистине волшебное зелье. В результате мировая литература получила еще одного гениального слепца, создатель фантастических миниатюр, рассказов-мистификаций. «Борхес как бы разрушает средостение между реальной и воображаемой жизнью, заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться, что в любой библиотеке, на любой книжной странице его ждут неслыханные новости». [4] Его считают одним из предтеч постмодернизма, применившим художественные принципы игры, деконструкции, прием коллажа еще до эпохи тотальной победы постмодернизма во всем мире. В то же время Борхес стоит у истоков латиноамериканского чуда.

Проза Борхеса так же синтетично соединяет реальность и миф, как и творчество других латиноамериканских писателей. Но разница есть, и связана она с источниками, которыми питается творчество более молодых латиноамериканских писателей. Гарсиа Маркес, Карпентьер, Астуриас и другие опираются на фольклор, Борхес – в большей степени на литературную традицию. «В прозе Борхеса реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте».[5]

В 1950-70-е годы мир был потрясен магическими историями писателей-латиноамериканцев. Чудовищная экзотика, буйство природы и первобытная сила чувств, странные обычаи и жестокие обряды, кровавая история и непредсказуемая современность, отрицание детерминизма и вера в духов – все это составные части феномена, который условно именуют «магическим реализмом». «Суть «магического реализма» состоит в признании неограниченной свободы, с которой романисты Латинской Америки сращивают сферу заземленного быта и сферу сокровенных глубин сознания, «замыкая» начала и концы исторического, духовного бытия своих народов, высвечивая мифологические первоосновы самых современных проблем».

особую тревогу вызывает у Борхеса пластичность человеческого ума, способность поддаваться внушению, менять идеи и убеждения. Борхес нередко постулирует относительность всех понятий, выработанных нашей цивилизацией. В "Сообщении Броуди", например, показано общество, где все: власть, правосудие, религия, искусство, этика, - с нашей точки зрения, поставлено с ног на голову. Самый впечатляющий символ этой относительности - рассказ "Тлён, Укбар, Orbis Tertius", в котором придумано, что группе интеллектуалов удается постепенно навязать человечеству совершенно новую систему мышления, произвольно изменить логику, весь свод человеческих знаний, этических и эстетических ценностей. Борхес не может скрыть, что восхищается силой воображения тех, кто создал новую систему взглядов, продумал ее до мелочей, сделал импонирующе стройной. Американский критик Дж. Ирби, почувствовав только эту тональность, счел "Тлён, Укбар..." "идеалистической утопией которая представляет нам будущую победу духа над материей'' [7]. Однако в голосе рассказчика восхищение мешается с ужасом, поэтому правильнее было бы причислить рассказ к антиутопиям, и недаром автор называет Тлён "прекрасным новым миром" (Brave new world) - таково заглавие знаменитого в 30-40-е годы романа-антиутопии Олдоса Хаксли, изображающего обездушенное технократическое общество будущего. Ведь дух в рассказе Борхеса одерживает победу не над материей, а над духом же. Дух немногих над духом всех остальных. Понятия людей оказались так непрочны, незащищенны, что их легко заменили на абсолютно противоположные.

В радиоинтервью Борхес как-то признался: "Предмет рассказа - не Тлён, не "третий мир", а, скорее, человек, вброшенный в новый, поражающий, недоступный его пониманию мир". Вспомним, что этот рассказ был опубликован в 1944 г., и не удивимся тогда, что даже на краю света, вдали от Европы, художник испытывал "чувство тоски и растерянности" (выражение из того же радиоинтервью) при известиях о фашистском "новом порядке" в третьем рейхе.

 

Английская литература

Томас Гарди

В 1840 в крошечной английской деревушке Верхний Бокхемптон появился на свет романист Томас Гарди. Получал образование застенчивый и не общительный мальчик в церковно-приходской школе в Дорчестере. В 1862 году будущий поэт получил диплом архитектора в Королевском колледже Лондона.

После возвращения домой, в Дорчестер, он написал свой первый, но не востребованный роман. В 34 года в Корнуолле он женился на Эмме, через год опубликовал роман «Отчаянные сердца» без имени автора. Последующие десять лет он плодотворно работал и стал признанным профессиональным литератором. Известность пришла к нему благодаря пятому роману «Вдали от обезумевшей толпы», который в первый раз напечатали в журнале «Корнхилл».

В 1885 году он вместе с женой осел в Дорчестере. Они с Эммой жили вдвоем в новом доме, где не раздавался детский смех. Теперь объектом для создания новелл, которые он решил писать, стал его родной город. В своих рассказах он описывал жизнь, взаимоотношения крестьян. Новеллист стал знаменитым среди литераторов. Уэссекские рассказы» (1888), «Группа Благородных Дам» (1891) и «Маленькие Иронии Жизни» (1894), - это три сборника опубликованных новел Томаса Гарди.

Сердечный приступ стал причиной смерти его жены Эммы в 1912 году. Он больше не писал ни короткие рассказы, ни романы. Т. Гарди сочинял стихотворения и поэмы о любви к жене. Он женился во второй раз на Флоренс Дагдейл. Умер новеллист в 1928 году. Его сердце похоронили отдельно от тела в могиле его первой жены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.143.119 (0.029 с.)